«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
методическая разработка
Выступление на методическом объединении «Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
1. «Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
(Исаева Т.П. - учитель)
2. «Человек не только нравственно отвечает за все живое…., но и морально обязан за них говорить, защищать их права, их интересы»
(Д.С. Лихачев)
3. Понятие «экологическая культура» или «экологическое воспитание» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство «Гражданина планеты Земля».
Не стоит считать, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью не нуждаются в экологическом воспитании. Они, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к различным формам образования, культуры и труда. Центр готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, и наши учащиеся должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях, соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Экологическое образование способствует воспитанию у обучающихся правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становиться стержнем и показателем нравственного воспитания ребенка. Работа по формированию экологического сознания у детей с ОВЗ проводится педагогами ежедневно, непрерывно и охватывает все сферы деятельности.
Дети с умственной отсталостью познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагогов, участвующих в их обучении
Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.
Это особенно важно для наших воспитанников, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей.
4. Цель экологического воспитания – Формирование экологической культуры школьника. Это предполагает:
- интерес к природе;
- знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
- эмоциональный отклик: чувства эстетические и нравственные;
- позитивную деятельность и поведение в природе;
- мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические).
5. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
6. Показатели сформированности экологической культуры обучающихся можно разделить на три этапа.
I этап
- Учащиеся проявляют интерес к объектам окружающего мира.
- Эмоционально реагируют при встрече с прекрасным.
- Пытаются контролировать свое поведение, поступки.
7. II этап
- Учащиеся переходят от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо).
- Соотносят свои действия и поведение с действиями других людей и влиянии их на природу.
- Делают собственные открытия (поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды).
- Участвуют в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества.
8. III этап
- Осознанно соблюдают нормы и правила поведения в окружающей среде.
- Способны к самоконтролю, осознают необходимость соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя
- Имеют экологические знания и навыки, потребности в их расширении
- Используют полученные знания, умения и навыки в экологически ориентированной деятельности
- Способны к состраданию людям, животным, растениям, проявлению доброты, жалости
9. Методы экологического воспитания, которые я использую в работе:
- Участие в субботнике «Зеленый двор»;
- экскурсия в природу: «Какие изменения в природе я наблюдаю, зарисовки;
- сюжетно-роевая игра: «Добрые дела, как я понимаю» (уборка игровой комнаты, уборка территории, уход за цветами);
- составление проекта: «Экология рабочего помещения. Что это такое?»;
- подготовка и проведение экологической сказки: «Что случилось, когда звери стали вести себя как люди»;
- оформление стенда, посвященного году экологии в России;
- конкурсы загадок: «Экология в загадках»;
- практическое занятие: «Покормите птиц зимой»;
- дидактические игры: «Мы охраняем природу»; «Чем я помогу родной природе;
- просмотр видео о природе родного края. Знакомство с Красной Книгой Смоленской области.
Предпочтение, я как воспитатель, отдаю тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы. На мой взгляд, беседа, проводимая с демонстрацией натуральных объектов или их изображений, является наиболее действенным и доступным методом.
10. Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. Иначе, ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не принесут никакой пользы.
Во время проведения беседы необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе воспитанника. Учащиеся должны выразить свое отношение к увиденному – сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.
Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, воспитатель прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Основные правила:
- Не ломай ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не рви в лесу, в поле цветы.
- Не сбивай грибы, даже ядовитые.
- Не лови насекомых.
- Не разоряй гнезда птиц.
Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не».
11 Я так составляю предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:
- Береги ветки деревьев и кустарников.
- Охраняй кору деревьев от повреждений.
- Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.
- Береги гнезда птиц от разорения.
Такие беседы призваны сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развить понимание процессов, происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе, носят коррекционный характер.
12. Практика показывает, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья положительно относятся к занятиям по ручному труду. На таких занятиях они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, но возможности. Правильно используя технологии, я стараюсь не только включить учащихся в творческую и трудовую деятельности, но и параллельно прививаю воспитанникам экологические знания. Например, во время работы над аппликацией «Полевые цветы», учащиеся дополнительно узнают: какие бывают полевые цветы, время их цветения, какой цветок какого цвета, формы, размера, какое имеют значение для человека.
13. Большое внимание нужно уделять наблюдениям за изменениями в природе. Чтобы дети видели очевидные изменения и радовались первому дождю, снегу, первому листочку.
Все занятия я провожу в игровой форме. Игра вызывает эмоциональную и творческую активность даже у самых слабых учащихся.
Проведение тематических праздников на экологическую тему для учащихся с умственной отсталостью является, на мой взгляд, эффективным методом для развития творческого потенциала, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и психики.
14. Постановка экологической сказки в группе продленного дня: «Что случилось, когда звери стали вести себя как люди»
Ребята с большим удовольствием приняли участие в мероприятии: разучивали стихи, принимали участие в инсценировке, готовили реквизит для выступления.
15.
16. Решая задачи экологического образования обучающихся с умственной отсталостью необходимо, в первую очередь, формировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.
Экологическое воспитание детей с ОВЗ способствует их социальной адаптации в обществе и охватывает различные виды деятельности. Если проводить в системе, работа даст положительный результат.
17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное образование как средство социальной адаптации обучающихся. Доклад.
В статье рассматривается опыт использования элементов информационных технологий на уроках русского языка и литературы. Представлены некоторые приёмы работы, которые можно использовать при работе над д...
Доклад заочного семинара «Мультимедийное образование как средство социальной адаптации обучающихся»
На заочном семинаре выступила с докладом "Использование элементов информационных технологий как средство активизации знаний обучающихся"...
Научно -исследовательская работа по коррекции на тему: "Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения"
Научно - исследовательская работа посвящена изучению одного из средств социальной адаптации - сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как в настоящее время большое в...
«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
Презентация к выступлению «Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью...
«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
Понятие «экологическая культура» или «экологическое воспитание» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, эко...
«Экологическое воспитание как средство социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью»
Экологическое образование способствует воспитанию у обучающихся правильного отношения к окружающему, отношения к людям, к природе и к самому себе, что впоследствии становиться стержнем и показателем н...