Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"
календарно-тематическое планирование по теме

Королева Юлия Вячеславовна

Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie._ritorika._3_klass.docx46.51 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса "Риторика" в 3 классе на 2012 - 2013 учебный год

урока в году

урока в четверти

Месяц

Неделя

Тема

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Название раздела (количество часов)

ОБЩЕНИЕ

1

1

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

3-9

Чему учит риторика.  

Что мы знаем о науке риторике?

Риторика, речь, диктор, выступление, доклад

Уметь пользоваться информацией в речевом поведении.  Уметь анализировать и оценивать общение

П.  - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

Р.  - формулировать и удерживать учебную задачу,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- слушать собеседника;

 - умение анализировать и оценивать повседневное общение, уместность выбранных средств общения, обмениваться информацией

2

2

10-16

Общение и речевая ситуация.

Что мы помним о речевой ситуации?

Речевые роли, адресант и адресат, главное в тексте

Уметь определять компоненты речевой ситуации, определять функции адресата и адресанта

П. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

Р. - использовать речь для регуляции своего действия;

К. - строить монологичное высказывание;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях,

 - умение оценивать соответствие высказывания речевой ситуации, в частности, его адресату

3

3

17-23

Неподготовленная речь.  

Какие недоразумения могут случиться      из-за неподготовленной речи?

Высказывание, необдуманность

Воспитание общей культуры поведения, контролирование речевой ситуации

П. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

Р. - использовать речь для регуляции своего действия;

К. - строить монологичное высказывание; делиться мыслями и чувствами в кругу знакомых и близких

- навыки анализа и оценки повседневного общения, уместности выбранных средств общения

4

4

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

24-30

Подготовленная речь.   Приёмы подготовки

Нужна ли подготовка к устному выступлению?

Цель, тема  выступления, аудитория

Воспитание общей культуры поведения, контролирование речевой ситуации, освоение навыков выступления перед аудиторией

П. - построение рассуждения;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- навыки пользования свойствами устной речи для реализации речевой задачи своего  высказывания

5

5

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1-7

Ключевые слова.  

Что мы помним о ключевых словах?

Опорные слова, ключевые слова

выделять в тексте ключевые (опорные) опорные слова, умение пользоваться ими

П. - построение рассуждения;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- навыки пользования свойствами устной речи,

- мотивация учебной деятельности.

6

6

8-14

Рисунки, схемы.                                                          

О чём можно узнать из рисунка, таблицы, схемы?

Рисунок, иллюстрация, таблица, схема

Уметь составлять текст по иллюстрации, рисунку, подбирать подходящие иллюстрации

П. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р.- использовать речь для регуляции своего действия;

К - строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности.

7

7

15-21-

План. Прорепетируй выступление.

Как составить план своего выступления?

Краткий пересказ, план, репетиция

Умение воссоздавать содержание исходного текста по плану.

П. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;

Р. - использовать речь для регуляции своего действия;

К. - строить монологичное высказывание;

- мотивация учебной деятельности.

8

8

22-28

Похвала.  

Как делать комплименты,  используя соответствующие этикетные формы?

Похвала, комплимент

Уметь вступать в контакт и поддерживать его, умение делать комплименты, используя соответствующие этикетные формы

П.  - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

Р.  - формулировать и удерживать учебную задачу,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- слушать собеседника;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях,

10

2

Н

О

Я

Б

Р

Ь

5-11

Не забудь похвалить.

Для чего мы делаем комплименты?

Комплимент в приветствии, комплимент в просьбе, комплимент в благодарности

Умение оценивать ситуацию, вступать в контакт и поддерживать его, умение делать комплименты, используя соответствующие этикетные формы

П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (устный и письменный тексты)

Р.  - формулировать и удерживать учебную задачу,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- слушать собеседника;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

11

3

12-18

Вежливое общение.   Что такое вежливость.  

Насколько мы вежливы?

Вежливость, учтивость

Оценка корректности речевого поведения. Воспитание общей культуры поведения, формирование доброго, уважительного отношения людей друг к другу.

П. - построение рассуждения;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- навыки ведения этикетного диалога, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

12

4

19-25

Хорошее настроение.

Какие слова могут поднять настроение?

Настроение, улыбка, радость

Уметь определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «Вежливо-невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения.

П. – анализ, обработка информации

Р. - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

13

5

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

26-2

Добрые дела – добрые слова.

Как говорить, чтобы твою просьбу выполнили?

Обязательность, ответственность, обещание

Оценка корректности речевого поведения. Воспитание общей культуры поведения, формирование доброго, уважительного отношения людей друг к другу.

П. - построение рассуждения;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- навыки ведения этикетного диалога, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

14

6

3-9

Вежливо – невежливо – грубо.

Как говорить так, чтобы не обидеть собеседника?

Вежливость, грубость, ирония,

Оценка корректности речевого поведения, умение вступать в контакт и поддерживать его, использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики.

П. - построение рассуждения;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

ТЕКСТ

15

7

10-16

Текст.

Что мы знаем о тексте?

Текст, абзац, заголовок, основная мысль, рассказ, тема

Умение видеть, как оформление текста на письме помогает понять его смысл.

П. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - использовать речь для регуляции своего действия;

К .- строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности.

16

8

17-23

Пересказ. Учимся понимать исходный текст.

Как определить основное содержание текста?

Краткий пересказ, подробный пересказ, основное содержание

Умение воссоздавать содержание исходного текста разными способами

П. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р.- использовать речь для регуляции своего действия;

К - строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности.

17

1

24-30

Вводим в пересказы цитаты.

Для чего в пересказе нужны цитаты?

Цитата, пересказ

Правильное оформление текста с цитатами

П. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - использовать речь для регуляции своего действия;

К .- строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности.

18

2

Я

Н

В

А

Р

Ь

9-13

Тексты разные нужны.                                                          

Какие существуют типы и разновидности текстов?

Тип, разновидность текста, инструкция, объявление, реклама

Умение определять тип и разновидность текста, в какой речевой ситуации уместен тот или иной тип текста

П. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р.- использовать речь для регуляции своего действия;

К - строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности.

19

3

14-20

Диалог и монолог.

Что такое диалог и что такое монолог?

Монолог, диалог, реплика, ремарка

Умение различать диалог и монолог. Умение пользоваться свойствами устной речи для реализации речевой задачи своего высказывания

П. - обработка информации (определение основной и второстепенной информации;  

Р. - устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности.

4

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

21-27

Разные монологи.

Что может монолог говорящего сказать о нём?

Монолог, высказывание

Умение охарактеризовать персонажа по его монологу.  Умение пользоваться свойствами устной речи для реализации речевой задачи своего высказывания.

П. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - использовать речь для регуляции своего действия;

К .- строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности.

20

28-3

Кратко о книге

Как составить аннотацию?

Выходные данные книги, аннотация

Умение составлять аннотацию книги

П. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р. - использовать речь для регуляции своего действия;

К .- строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности.

21

5

4-10

Понятие о поздравлении

Как поздравить собеседника,  используя соответствующие этикетные формы?

Различные формы поздравлений

Оценка корректности речевого поведения, умение вступать в контакт и поддерживать его, использование этикетных форм вежливости при поздравлении собеседника.

П. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Р.- использовать речь для регуляции своего действия;

К - строить понятные для партнёра высказывания;

- навыки ведения этикетного диалога, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

6

11-17

Пожелания

Кому, чего и как пожелать,  используя соответствующие этикетные формы?

Различные формы пожеланий

Оценка корректности речевого поведения. Уместное употребление различных форм согласия или отказа. Воспитание общей культуры поведения, формирование доброго, уважительного отношения людей друг к другу.

П. - построение рассуждения;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- навыки ведения этикетного диалога, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

23

7

18-24

Разные объявления.

Как правильно ориентироваться в разнообразии объявлений?

объявление

Оценка корректности речевого поведения. Использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики при вежливом отказе. Воспитание общей культуры поведения, формирование доброго, уважительного отношения людей друг к другу.

П. - построение рассуждения;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)

24

8

М

А

Р

Т

25-3

Сравни и скажи. Правила сравнения.

Как сравнить два предмета?

Сравнение, общее, различное

Формировать навыки анализа, сравнения, сопоставления различных предметов и явлений

П.  - построение рассуждения;

Р. - использовать речь для регуляции своего действия;  

К - строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)

25

9

4-10

Учимся употреблять сравнительные слова.

На что обращают внимание при сравнении различных предметов и явлений?

Правила сравнения, сопоставительные признаки

Формировать навыки анализа, сравнения, сопоставления различных предметов и явлений

П.  - построение рассуждения;

Р. - использовать речь для регуляции своего действия;  

К - строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности

26

10

11-17

Как строится сравнительное описание.

Как построить сравнительное описание?

Правила построения сравнительных текстов

Формировать навыки анализа, сравнения, сопоставления различных текстов

П.  - построение рассуждения;

Р. - использовать речь для регуляции своего действия;  

К - строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)

27

11

18-24

Сравнения с задачей обобщения.  

Что такое описание?

Сравнение, обощение

Умение находить в текстах общие фрагменты

П. - передача информации (устным способом)

Р. -  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)

28

1

А

П

Р

Е

Л

Ь

1-7

Сравнительная характеристика.

                                 

Что такое сравнительная характеристика?

Сравнение, характеристика предмета, героя

Формировать навыки анализа, сравнения, сопоставления различных текстов, персонажей

П. - передача информации (устным способом)

Р. -  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

К. - строить понятные для партнёра высказывания;

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)

29

2

8-14

Рассуждения.  

Что такое рассуждение?

Рассуждение как один из типов текста, объяснение, доказательство

Умение определять цель рассуждения, развёртывать объяснительно-доказательную часть рассуждения

П. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных

 - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)

30

3

15-21

Как строится рассуждение.

Умеем ли мы рассуждать?

Ошибочное, неточное рассуждение

Умение создавать точные и убедительные рассуждения

П. - интерпретация информации

Р. - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

К. - строить монологичное высказывание;

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)

31

4

22-28

Строим рассуждения.

Как правильно построить своё рассуждение?

Объяснение, доказательство, ссылка на правило, закон

Умение строить рассуждение, развёртывать объяснительно-доказательную часть рассуждения, вводить в неё примеры, правила

П. – анализ информации

Р. -  устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

К. - формулировать собственное мнение и позицию;

- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)

32

5

29-5

Чтобы рассуждение стало убедительное.

Несколько доказательств в рассуждении.

Как построить своё рассуждение, чтобы оно стало ещё убедительнее?

Объяснение, доказательство, убеждение, убедительность

Умение строить рассуждение, развёртывать объяснительно-доказательную часть рассуждения, вводить в неё примеры, правила

П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок,)

Р. - составлять план и последовательность действий;

К.  строить монологичное высказывание;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

33

6

М

А

Й

6-12

Риторический праздник.

Что мы изучали в течение года?

Высказывание, темп, громкость, интонация речи, мимика, жесты

Вспомнить и повторить всё изученное,

уметь пользоваться информацией в речевом поведении,  анализировать и оценивать общение

П. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера;

Р. - составлять план и последовательность действий;

К. - строить монологичное высказывание;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

34

7

13-19

Резервный

урок

35

8

20-26

Резервный

урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб 5-6 класс

Авторская программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы по ФГОС...

Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Авторская программа внеурочной деятельности учащихся 5 класса научно-познавательного направления «Математическая шкатулка»

Содержание:ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления в свете требований ФГОС ООО§1. Необходимость обращения к внеурочной деятельности...

Авторская программа внеурочной деятельности по биологии 5 класс "Удивительный мир растений"

Авторская программа рассчитана на 34 часа в год реализуется в соответствии с требованиями ФГОС....

Авторская программа внеурочной деятельности по английскому языку "Театр" для 5-7 классов

Основными формами организации работы театра является работа в группах, парах, а также индивидуальная работа. Очень большое значение при этом имеет организация творческого процесса, предусматривающая с...

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...