Авторская программа внеурочной деятельности "Шахматная школа"
рабочая программа (5,6,7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы спортивно-оздоровительного направления «Шахматная школа», Автор: А.А. Тимофеев и Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского
Москва, «Просвещение», 2011 г.
Программа «Шахматная школа» предназначена для начинающих юных шахматистов и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению высот мастерства шахматной игры.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры.
Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:
- образовательная:
- расширяет кругозор;
- пополняет знания;
- активизирует мыслительную деятельность младших школьников;
- учит ориентироваться на плоскости;
- тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание .
- воспитательная:
- вырабатывает настойчивость, выдержку, волю, спокойствие,
уверенность в своих силах, стойкий характер;
- эстетическая:
- умение находить нестандартные решения
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Данная программа может быть использована как на начальном этапе обучения, так и в среднем звене. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи, детям – семилеткам, предлагаются более легкие дидактические задания, чем ребятам 12 лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
Ожидаемый результат:
В конце курса обучения предполагается, что занимающиеся
должны знать:
1. основные правила игры;
2. названия и силу шахматных фигур;
3. цель шахматной игры.
должны уметь:
1. располагать фигуры на шахматной доске;
2. играть друг с другом, используя приобретенные знания;
3. решать элементарные шахматные задачи.
Прогнозируемый результат:
*овладение навыками игры в шахматы
*интеллектуальное развитие участников кружка
*результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает 68 часов занятий в течение года – по 1 часу в неделю.
2.Содержание обучения.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п\п | темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Шахматная доска и фигуры | 2 | 1 | 1 |
2. | Ходы и взятия фигур | 8 | 3 | 5 |
3. | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» | 8 | 3 | 5 |
4. | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен | 8 | 2 | 6 |
5. | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта | 10 | 3 | 7 |
6. | Особенности матования одинокого короля | 7 | 2 | 5 |
7. | Тактические приёмы и особенности их применения | 7 | 2 | 5 |
8. | Начальные сведения об эдшпиле | 8 | 2 | 6 |
9. | Начальные сведения об мительшпиле | 8 | 2 | 6 |
10. | Подведение итогов года | 2 | - | 2 |
Итого | 68 | 20 | 48 | |
3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей- СПб.: ИД «Литера»,2005.
Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996.
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе// Шахматный всеобуч.-1996.-№ 3.
Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование.-2006.- № 4.
Рассмотрено | Согласовано | |
на заседании МО учителей начальных классов | Заместитель директора по УВР _______________Г.А. Бердутина | |
от 24 августа 2011г. пр. № 1 | 26 августа 2011г. | |
Председатель МО _________________М.П. Перевалова
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"
Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс
Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...
Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб 5-6 класс
Авторская программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы по ФГОС...
Авторская программа внеурочной деятельности "Театр на английском языке"
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного ...
Авторская программа внеурочной деятельности «психолого-педагогические нормы нравственности» (1-4 классы)
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Авторская программа внеурочной деятельности «Гуманитарная каникулярная школа»
laquo;Гуманитарная каникулярная школа» в школе - это новый вид внеурочной деятельности, где соединены три начала – история, народность, духовность в эстетическом сопровождении. Включает в...
Авторская программа внеурочной деятельности" ШКОЛА и ГТО"
Это программа внеурочной деятельности для изучения комплекса ГТО и подготовки детей к сдаче нормативов комплекса ГТО...