РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА И МИР» 6 «С» класс.
рабочая программа (6 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СТРАНА И МИР»
6 «С» класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.33 КБ |
![]() | 47.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Талдома
«Утверждаю»
Директор
МОУ СОШ № 1 г. Талдома
__________С.В. Ворыханов
«30» Августа 2021 г.
АННОТАЦИЯ
К РАБОЧАЯ ПРОГРАММЕ ПО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СТРАНА И МИР»
6 «С» класс
Составитель:
Маруфи Денис Вячеславович,
учитель первой квалификационной категории
2021
Аннотация.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна и мир» для 6 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Рабочая программа составлена с использованием следующих нормативно – правовых и инструктивно – методических документов:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации за период до 2025 года». Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996 – р.;
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена
решением Совета от 8 апреля 2015 г., Протокол № 1\ 15.);
• Письмо Министерства образования Р.Ф. от 12,05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»;
• Письмо Министерства Образования и науки от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
• Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной
деятельности Письмо Министерства Образования и науки Р.Ф. от 18.08.2017 г. № 09-1672.;
• Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации. Утверждена распоряжением правительства Р.Ф. от 03.06.2017 г. № 1155-р;
• Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на
2006 – 2010 г.», утверждена постановлением Правительства Р.Ф. от 11.07.2005 г. № 42;
• Основная образовательная программа общего образования МОУ СОШ № 1 г. Талдома, на
2019 – 2024 г.г.
• Учебный план МОУ СОШ № 1 г. Талдома на 2021 – 2022 учебный год.
При составлении данной рабочей программы использовались следующие авторские работы:
• Григорьев Д. В., Степанов П. В, «Внеурочная деятельность школьников», Методический
конструктор: пособие для учителя. (Программа по внеурочной деятельности), Москва,
«Посвящение», 2017 г.
• Стрелкова О.Ю., Вяземский Е.Е., «История России: программа общеобразовательных
учреждений., М., «Русское слово», 2016 г.;
• Стрелкова О. Ю., Вяземский Е. Е., «История после звонка», пособие., «Внеурочная
деятельность учащихся»., М., «Русское слово», 2016 г.;
• Кочергина Л.А., «История, обществознание 5 – 11 классы», внеклассные мероприятия. Пособие по
внеклассной работе в школе., Волгоград, «Учитель», 2016 г.
Программа ориентирована на использование следующих учебников и пособий по истории
России:
• Уколова В. И., «История России», 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций
с приложением на электронном носителе, Москва, «Просвещение», 2016 г. (Академический школьный учебник со знаком ФГОС).
• Сахаров А.Н., Загладин Н,В., История с древнейших времён до конца XIX века», том I, Москва,
«Русское слово», 2016 г.
• Сахаров А.Н., «История России с древнейших времён до XVII века», Учебник для общеобразова –
тельных учреждений ., Москва, «Русское слово», 2016г.
• Крушкол Ю. С., Мурыгина Н. Ф., Черкасова Е. А., «Хрестоматия по истории Древнего мира»,
Пособие для учителей.
• «Хрестоматия по истории с древнейших времён до наших дней», составители Гончаров Г.А.,
Анохина З.Н., Баканов С.А., Гришина Н.В., Назыров П.Ф., Скворцов А.М., Фокин А.А., Челябинск
издательство Челябинского университета 2016 г.
2
• Козлов Ю. Ф., «Страницы правления государством Российским», Иошкар – Ола, Марийское
книжное издательство.
• Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», режим доступа: http://window.edu.ru
• Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет», режим доступа: http://katalog.iot.ru.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Стран и мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и реализует исследовательское и социальное направление внеурочной деятельности в 6 классе. По содержательной направленности программа является метопредметной, по функциональному предназначению – познавательно – исследовательской, по форме организации – коллективной, групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащегося, что позволяет им комфортно социализироваться в детском коллективе.
Цели и задачи программы.
• углубление знаний, полученных школьниками на уроках истории;
• развитие у ребят влечения к процессу познания и к самообразованию;
• формирование у школьников умений работать с книгой, справочной литературой, хрестоматий-ными историческими источниками;
• формирование у учащихся понимания единства и всеобщности исторического процесса развития человечества;
• формирование у ребят ценностных ориентиров и культурной самоинтификации на основе знаний о народах проживавших на территории современной России в древности и до XVI века опираясь на культурно – исторические особенности развития России;
• воспитание уважения к культурному наследию и религиям своей большой и малой Родины, а также к культурному наследию других народов мира;
• развитие личных качеств учащихся на основе примеров из истории Древнерусского государства: свободолюбия, патриотизма, мужества.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса внеурочной деятельности «Страна и мир» отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год согласно учебному плану МОУ СОШ № 1 г. Талдома на 2021 – 2022 учебный
учебный год.
Распределение учебных часов по разделам программы.
- Введение. - 1 час.
- Раздел I.- Восточные славяне. - 6 часов.
- Раздел II. Древняя Русь. - 4 часа.
- Раздел III. Первые русские князья и их деяния. - 7 часов.
- Раздел IV. начало раздробленности Древнерусского государства. - 6 часов.
- Раздел V. Нашествие на Русь и борьба Русских княжеств с Восточными
завоевателями. – 3 часа.
- Раздел VI. Русь между Востоком и Западом. – 4 часа.
- Раздел VII. Объединение Русских земель вокруг Москвы и Куликовская битва. – 3 часов.
Итого : - 34 часа.
3
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Талдома
«Утверждаю»
Директор
МОУ СОШ №1 г. Талдома
__________С.В. Ворыханов
«30» Августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СТРАНА И МИР»
6 «С» класс.
Составитель:
Маруфи Денис Вячеславович,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2021
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна и мир» для 6 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Рабочая программа составлена с использованием следующих нормативно – правовых и инструктивно – методических документов:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации за период до 2025 года». Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г., № 996 – р.;
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена
решением Совета от 8 апреля 2015 г., Протокол № 1\ 15.);
• Письмо Министерства образования Р.Ф. от 12,05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»;
• Письмо Министерства Образования и науки от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
• Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности
Письмо Министерства Образования и науки Р.Ф. от 18.08.2017 г. № 09-1672.;
• Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской
Федерации. Утверждена распоряжением правительства Р.Ф. от 03.06.2017 г. № 1155-р;
• Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на
2006 – 2010 г.», утверждена постановлением Правительства Р.Ф. от 11.07.2005 г. № 42;
• Основная образовательная программа общего образования МОУ СОШ № 1 г. Талдома, на
2019 – 2024 г.г.
• Учебный план МОУ СОШ № 1 г. Талдома на 2021 – 2022 учебный год.
При составлении данной рабочей программы использовались следующие авторские работы:
• Григорьев Д. В., Степанов П. В, «Внеурочная деятельность школьников», Методический
конструктор: пособие для учителя. (Программа по внеурочной деятельности), Москва,
«Посвящение», 2017 г.
• Стрелкова О.Ю., Вяземский Е.Е., «История России: программа общеобразовательных учреждений.,
М., «Русское слово», 2016 г.;
• Стрелкова О. Ю., Вяземский Е. Е., «История после звонка», пособие., «Внеурочная деятельность
учащихся»., М., «Русское слово», 2016 г.;
• Кочергина Л.А., «История, обществознание 5 – 11 классы», внеклассные мероприятия. Пособие по
внеклассной работе в школе., Волгоград, «Учитель», 20016 г.
Программа ориентирована на использование следующих учебников и пособий по истории России:
• Уколова В. И., «История России», 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций
с приложением на электронном носителе, Москва, «Просвещение», 2016 г. (Академический
школьный учебник со знаком ФГОС).
• Сахаров А.Н., Загладин Н,В., История с древнейших времён до конца XIX века», том I, Москва,
«Русское слово», 2016 г.
• Сахаров А.Н., «История России с древнейших времён до XVII века», Учебник для общеобразова –
тельных учреждений ., Москва, «Русское слово», 2017 г.
• Крушкол Ю. С., Мурыгина Н. Ф., Черкасова Е. А., «Хрестоматия по истории Древнего мира»,
Пособие для учителей.
• «Хрестоматия по истории с древнейших времён до наших дней», составители Гончаров Г.А.,
Анохина З.Н., Баканов С.А., Гришина Н.В., Назыров П.Ф., Скворцов А.М., Фокин А.А., Челябинск
издательство Челябинского университета 2016 г.
2
• Козлов Ю. Ф., «Страницы правления государством Российским», Иошкар – Ола, Марийское
книжное издательство.
• Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам», режим доступа: http://window.edu.ru
• Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет», режим доступа: http://katalog.iot.ru.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Стран и мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и реализует исследовательское и социальное направление внеурочной деятельности в 6 классе. По содержательной направленности программа является метопредметной, по функциональному предназначению – познавательно – исследовательской, по форме организации – коллективной, групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащегося, что позволяет им комфортно социализироваться в детском коллективе.
Цели и задачи программы.
• углубление знаний, полученных школьниками на уроках истории;
• развитие у ребят влечения к процессу познания и к самообразованию;
• формирование у школьников умений работать с книгой, справочной литературой, хрестоматий-ными историческими источниками;
• формирование у учащихся понимания единства и всеобщности исторического процесса развития человечества;
• формирование у ребят ценностных ориентиров и культурной самоинтификации на основе знаний о народах проживавших на территории современной России в древности и до XVI века опираясь на культурно – исторические особенности развития России;
• воспитание уважения к культурному наследию и религиям своей большой и малой Родины, а также к культурному наследию других народов мира;
• развитие личных качеств учащихся на основе примеров из истории Древнерусского государства: свободолюбия, патриотизма, мужества.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса внеурочной деятельности «Страна и мир» отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год согласно учебному плану МОУ СОШ № 1 г. Талдома на 2021 – 2022 учебный год.
Планируемые результаты.
Данная программа по внеурочной деятельности содействует формированию у обучающихся следующих знаний, умений и навыков и соответствующих требованиям ФГОС.
Личностные результаты.
Реализация программы способствует:
• формированию представлений о видах идентичности актуальных для становления и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
• приобщению к истокам культурно – исторического наследия человечества, развития интереса к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
• освоению гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире: уважению к личности, правам и свободам человека, к культурам разных народов;
• приобретению опыта эмоционально – ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способом изучения источников и понимания необходимости бережного отношения к ним.
3
Программа рассчитана на закрепление и развитие приобретённых на уроках Истории России метопредметных универсальных учебных действий (УУД), в частности:
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебных действий;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели, а также искать их самостоятельно;
• составлять (в группе или индивидуально) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• развивать свою монологическую и диалогическую речь.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно, на добровольных началах организовать рабочее взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
• в дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы;
• уметь критически относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию одноклассника, различать в его речи, мнение (точку зрения), доказательства (аргументы) и факты;
• умение взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми цивилизованным способом;
• определять собственное отношение к явлениям в бытие прежних эпох и современной жизни.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдения под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определения понятиям.
Предметные результаты.
• формирование целостного представления об историческом развитии человечества от первобытности до начало XVI века;
• формирование ярких образов связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры России в изучаемый период;
• применение понятийного аппарата и элементарных методов исторической науки для работы с фактами и источниками Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщённой характеристики, оценки, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально - этических вопросов истории своей страны;
• характеризовать важные факты истории из далёкого прошлого, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
• сравнивать простые однородные факты истории Древней Руси и других народов Древнего мира, выявляя их сходства и различия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
• давать образную характеристику исторических личностей, описывать памятники истории и культуры древней Руси, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
• различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории данного периода;
• соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
4
Ученик научится:
• определять место исторических событий во времени и пространстве, объяснять смысл основных хронологических событий;
• соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территориях государств и местах важных событий;
• проводить поиск информации, анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории;
• систематизировать исторический материал по изученному периоду;
• представлять в различных формах описания об условиях и образе жизни людей различного социального положения в славянских племенах, и в Древнерусском государстве в ранней Средневековый период;
• соотносить единые события на Руси в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
• применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира и раннего Средневековья на Руси, способствовать их охране;
• раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития политических режимов в княжествах Древней Руси и раннего Средневекового периода;
• объяснять причины и следствия наиболее значительных событий;
• давать оценку событиям и роли исторических личностей в них;
• применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами;
• определять принадлежность и достоверность источника, позицию автора и д.р.;
• допускать существование различных точек зрения;
• учитывать разные мнения, стремиться к координации;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• соблюдать корректность в высказываниях;
• задавать вопросы по существу;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• контролировать действия партнера;
• владеть монологической и диалогической формами речи;
Обучающийся получит возможность научится:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших
событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать
историческими датами; определять последовательность и продолжительность важнейших
исторических событий;
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение исто-
рико-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных,
текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходства и различия;
рассказывать (в связной монологической форме или письменно) об исторических событиях, их
участниках или исторических деятелей на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
5
• различать факт (события) его описание (факт источника, факт историка);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать вклад народов древности в мировую историю;
• использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми.
• учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
• с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
• осуществлять взаимный контроль при работе в группе и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и практике взаимодействия с миром книг и исторических источников.
Содержание.
Введение. – (1 час).
Общепринятая периодизация истории человечества. Периодизация Отечественной истории Цивилизационные особенности России. Культурно – историческая самобытность России.
Раздел I.- Восточные славяне. (6 часов).
Откуда мы пришли. Славянские племена в Центральной Европе. Передвижение славянских племён на Восток под натиском событий прогерманских племён воевавших с римлянами. Распад славян на три основные группы после распада их этнической и языковой общности. Расселение восточных славян по территории Восточной Европы. Взаимоотношение славянских племён с соседними местными племенами. Народы и древнейшие государства на территории России. Древнейшие письменные источники. Сведения о древнейшем населении побережья Причерноморья (до н.э.), древние сведенья о славянах (Прокопий Кесарийский, Флавий Маврикий Тиберий Август, Кассиодор, Иордан). Российские источники: первые славянские летописи, деловые документы, грамоты, письма, литературные произведения. Устное народное творчество: сказания (легенды), предания, былины, пословицы, крылатые выражения. Этнография «Повести временных лет». Ценность труда Н.М. Карамзина «История государства Российского» (сохранились отрывки древних рукописей и летописи погибших во время стихийного бедствия в царских архивах). Формирование общественного и политического строя у древних славян и коренного населения. Экономика древних славян. Языческие верования и их разновидность у восточных славян.
Раздел II. Древняя Русь. (4 часа).
От племенного союза к союзу племён. Причины создания суперсоюзов. Основные предпосылки к формированию суперсоюзов и государственности у восточных славян. Этапы формирования государственности у восточных славян. Славянские «полисы» - города – государства. Образование единого государства – Киевская Русь.
Раздел III. Первые русские князья и их деяния. (7 часов).
Хронологический список всех князей правивших в великом княжестве Киевском до 1169 г. (40 князей), Владимиро – Суздальских князей (22 князя), Московской Руси (9 князей) и правителей Российского централизованного государства (13 князей).
Князь Рюрик (862 – 879 г.г.) – родоначальник династии Рюриковечей; Олег Вещий (879 – 912 г.г.)
6
Захват Киева, убийство правителей Аскольда и Дира. Превращение Киева в столицу Древнерусского государства. Подчинение племён древлян, северян, радимичей. Военные походы князя Олега. Князь Игорь Рюрикович (911 – 946 г.г.). Внутренняя и внешняя политика князя. Гибель князя Игоря.
Святослав Игоревич и Великая княгиня Ольга (946 – 972 г.г.). Сказания о княгине Ольге. Окончательное покорение древлян, взятие их стольного города Искоростень. Введение чётного порядка сбора дани (полюдье, погостов, уроков). Поездка княгини в Византию. Руководство защитой Киева от печенегов в 968 г. Княгиня Ольга в 957 г. передала власть сыну Святославу. Правила во время его длительных походов. Святослав I Игоревич и его военные походы (разгромил Хазарский кагонат, присоединил племя вятичей, совершил военные походы в Дунайскую Булгарию, вёл войны с Византией и печенегами).
Первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава: Ярополком и Олегом, Владимиром и Ярополком I – Святославовичем (Окаянным) (972 – 980 г.г.).
Князь Владимир I Святославович одержал победу над братом и стал Великим Киевским князем (980 – 1015 г.г.). Проведение языческой реформы. Заключение союза с Византией. Принятие христианства князем в 988 г. Брак с византийской принцессой Анной. Массовое крещение Киевлян в 988 г. и распространение христианства на Руси. «Повесть временных лет» о крещении Руси. Сказания о выборе религии для Руси. Владимир I Святославович осуществлял дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Совершал успешные походы с 981 по 985 г.г.
Святополк Ярополкович (Окаянный) - князь Туровский с 988 г., князь Киевский с 1015 по 1019 г.г. Сказания и летопись о Святополке I.
Ярослав Мудрый Великий князь Киевский (1019 – 1054 г.г.). Участие в междоусобных войнах с братьями Святополком и Мстиславом Тьмутараканским. Раздел Руси с Мстиславом (1026 г.). Объединение Руси после смерти брата Мстислава в 1036 г. Военные походы в Прибалтику, в польско – литовские земли, в Византию. Окончательный разгром печенегов под Киевом. Основатель письменного русского законодательства (Правда Ярослава). Расширение династических связей с европейскими державами. Избрание первого русского Митрополита Иллариона (1051 г.). «Правда Ярославичей» - продолжение первого русского свода законов.
Раздел IV. Начало раздробленности Древнерусского государства. (6 часов).
Раздел Руси между сыновьями: Изяслав Ярославович – стал князем Киевским; Святослав Ярославович – князем Черниговским; князь Всеволод Ярославович - князем в Переславле. Соры Ярославичей с Всеславом Брячиславичем - князем Полоцким. Причины родственных разборок и военных столкновений. Любечский съезд князей (детей, внуков и правнуков Ярослава Мудрого). Половецкая угроза и распад союза Ярославичей .
Правление князя Владимира Мономаха в Киеве с 1113 – 1125 г.г. Устав Владимира II Мономаха. Борьба за власть с Глебом Минским. Внутренняя политика Владимира II Всеволодовича и его сына Мстислава I – Великого по восстановлению единства древнерусского государства. Внешняя политика Великого князя Владимира Мономаха.
Раскол Руси (середина VII в.) на 15 самостоятельных земель – княжеств. Наиболее крупные из них: Киевское с центром в Киеве; Черниговское с центром в Чернигове; Северское с центром в Новгороде
- Северском; Новгородская земля с центром в Новгороде – Великом; Галицко – Волынское с центром в Галиче и Владимире – Волынском; Владимиро – Суздальское с центром во Владимире на Клязме; Смоленское княжество и полоцкое княжество.
Основные центры политической раздробленности на Руси: Владимиро – Суздальское княжество, Великий Новгород, Галицко – Волынское княжество – их территориальные, экономические и социально – поли-тические особенности. Политическая структура княжеств. Отношения южных русских княжеств с половцами и битва на Калке с монголами.
Раздел V. Нашествие на Русь и борьба Русских княжеств с Восточными завоевателями. (3часа).
Первый поход Хана Батыя (внука Чингисхана) на Русь: завоевание и разгром Волжской Булгарии (1236 г.). Неспособность, враждующих между собой русских князей к объединению. Захват и разорение Рязанского княжества (1237 г.), Разрушение Коломны и Москвы (1238 г.), вторжение во Владимеро – Суздальское княжество, захват Владимира (7 февраля 1238 г.), сражение на реке Сити (4 мая 1238 г.), завершившееся поражением Владимирского, Ростовского, Ярославского, Углического и Юрьевского княжества. Взятие Торжка, разгром («злого города») Козельска, Нижнего Новгорода и Муром (1238 г.). Исторические источники о героях сопротивления захватчикам.
7
Второй поход хана Батыя на юг Руси: взятие Переяславля – Южного и Чернигова (1939 г);разорение Киева (19 ноября (6 декабря 1240 г.). Вторжение в Галицко – Волынское княжество (весна 1241 г.)
Установление зависимости Руси от Золотой Орды образованной монголами на юго – восточных границах Руси. Основные черты успеха монгольских завоеваний. Последствия монгольского нашествия и ордынского ига для русских земель.
Раздел VI. Русь между Востоком и Западом. (4 часа).
Положение на Северо – Западных рубежах русских земель в период монгольского завоевания. Экспансия с Запада в XIII веке. Цели Шведских и немецких рыцарей и Ватикана. Реализация планов вторжение шведского флота и высадка на берег в устье реки Невы с целью захвата городов Старая Ладога и Новгорода Великого. Невская битва (15 июля 1240 г.) и тактика князя Александра Ярославовича. Значение итогов битвы для Руси. Битва на Чудском озере ( Ледовое побоище. 5 апреля 1242 г.). Тактика ведения сражения Александра Ярославовича. Значение разгрома рыцарей для Новгородских и Псковских земель и Руси в целом. Причины удачного отражения агрессий с Запада. Дипломатические отношения русских князей и Александра Невского с Ордой. Летописи об отношениях князей с Золотой Ордой и стремление её ханов к поддержанию установленного ими порядка и слабости русских княжеств методом внесения раздора между князьями. Александр Невский - патриот или предатель?
Раздел VII. Объединение русских князей вокруг Москвы (3 часа).
Предпосылки объединения русских земель: экономические, политические, социальные и духовные. Борьба за лидерство в политическом объединении. (Тверское и Московское княжество). Причины возвышения Москвы и политика московских князей. Князь Дмитрий Иванович Донской (Сын Ивана II – Красного). Стремление ослабить зависимость русских княжеств от Орды – битва на реке Воже (1378 г.); Куликовская битва (1380 г.). Союзники Орды (Литовский князь Ягайло и Рязанский князь Олег). Ход Куликовской битвы 8 сентября 1380 г. Поединок Пересвета (инок Троецко – Сергиева монастыря) и Темир – Мурзы Челебея. Лобовая схватка полков противников. Отступление русского левого полка с целью заманить конницу врага под удар засадного полка ( князь Владимир Андреевич и Боброк Волынский). Внезапный удар в тыл и фланг войска Орды. Бегство войск Мамая. Летописи и другие исторические источники о Куликовской битве и её героях. Причины победы русских объединённых войск. Значение победы на Куликовском поле.
Тематическое планирование.
№ занятия | Тема. | Количество часов |
Введение. | 1 | |
1 | Раздел I.- Восточные славяне. | 6 |
2 | Раздел II. Древняя Русь. | 4 |
3 | Раздел III. Первые русские князья и их деяния. | 7 |
4 | Раздел IV. начало раздробленности Древнерусского государства. | 6 |
5 | Раздел V. Нашествие на Русь и борьба Русских княжеств с Восточными завоевателями. | 3 |
6 | Раздел VI. Русь между Востоком и Западом. | 4 |
7 | Раздел VII. Объединение Русских земель вокруг Москвы и Куликовская битва. | 3 |
Итого: | 34 |
8
Календарно – тематическое планирование.
№ урока | Разделы. Темы занятий. | Дата проведения | ||
По плану | По факту | |||
1 | Введение. | 1.09.2021 3.09.2021 | ||
Раздел I. Восточные славяне. – (6 часов.) | ||||
2 | Откуда мы пришли. | 6.09.21 -10.09.21 | ||
3 | Народы и древнейшие государства на территории России. | 13.09.21 -17.09.21 | ||
4 | Древнейшие письменные источники о славянах. | 20.09.21 -24.09.21 | ||
5 | Этнография «Повести временных лет». | 27.09.21 -1.10.21 | ||
6 | Формирование общественно – политического строя у древних славян и коренного населения. | 11.10.21 15.10.21 | ||
7 | Верования восточных славян. | 18.10.21 22.10.21 | ||
Раздел II. Древняя Русь. (4 часа). | ||||
8 | От племенного союза к союзу племён. | 25.10.21 29.10.21 | ||
9 | Этапы формирования государственности у восточных славян. | 1.11.21 5.11.21 | ||
10 | Славянские города - государства. | 8.11.21 12.11.21 | ||
11 | Образование Древнерусского государства. | 22.11.21 26.11.21 | ||
Раздел III. Первые русские князья и их деяния. (7часов.) | ||||
12 | Полный хронологический список правителей Киевской Руси. | 29.11.21 3.12.21 | ||
13 | Рюрик (862 – 879 г.г.), Олег Вещий (879 – 911 г.г.), Игорь Рюри-кович (911 – 946 г.г.) | 6.12.21 10.12.21 | ||
14 | Святослав Игоревич и Великая княгиня Ольга. (946 -972 г.г., Ярополк I – Святославович (Окаянный) (972 – 980 г.г.). | 13.12.21 17.12.21 | ||
15 | Владимир I Святославович – Красное солнышко (980 – 1015 г.г.) | 20.12.21 24.12.21 | ||
16 | Крещение Руси. | 27.12.21 30.12.21 | ||
17 | Святополк I Ярополкович (Окаянный). (980 – 1015 г.г.) | 10.01.22 14.01.22 | ||
18 | Правление Ярослава Мудрого. | 17.01.22 21.01.22 | ||
Раздел IV. Начало раздробленности Древнерусского государства. (6 часов.) | ||||
19 | Изяслав, Святослав, Всеволод (Ярославовичи) и Всеслав Брячиславич Полоцкий. | 24.01.22 28.01.2 | ||
20 | Любечский съезд князей и Переяславский князь Владимир Мономах (1097 г.). | 31.01.22 4.02.22 | ||
21 | Половецкая угроза и распад союза Ярославовичей. | 7.02.22 11.02.22 | ||
22 | Правление Владимира Мономаха в Киеве и реформы на Руси. | 14.02.22 18.02.22 |
9
23 | Основные политические центры Руси и государственное правление в период раздробленности. | 28.02.22 4.03.22 | |
24 | Отношение Руси с половцами и битва на Калке. | 7.03.22 11.03.22 | |
V. Нашествие на Русь и борьба русских княжеств с Восточными завоевателями. (3 часа) | |||
25 | Первый поход Батыя на Русь. (1237 – 1238 г.г.) | 14.03.22 18.03.22 | |
26 | Второй поход Батыя на Русь. (1239 – 1242 г.г.) | 21.03.22 25.03.22 | |
27 | Установление зависимости Руси от Золотой Орды. | 28.03.22 1.04.22 | |
Раздел VI. Русь между Востоком и Западом. (4 часа). | |||
28 | Положение на Северо – Западных рубежах Руси. | 11.04.22 15.04.22 | |
29 | Экспансия с Запада в XIII в. | 18.04.22 22.04.22 | |
Раздел VII. Объединение Русских земель вокруг Москвы и Куликовская битва. (3 часа). | |||
30-31 | Князь Александр Невский – патриот или предатель? | 25.04.2022 29.04.2022 4.05.2022 6.05.2022 | |
32 -33 | Московские князья и их политика. | 10.05.2022 13.05.2022 16.05.2022 20.05.2022 | |
34 | Дмитрий Донской и Куликовская битва. Причины победы объединённых русских войск. Значение победы на Куликовом поле. | 23.05.2021 27.05.2021 | |
Итого: 34 часа. |
РАССМОТРЕНА ______________ Протокол заседания методического объединения от _____________ 2021 г. №_____ | «СОГЛАСОВАНА» Руководитель методического совета ______________ С.В. Мозжухина « __» ____________ 2021 г. |
10
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Предмет: «Страна и мир».
Класс: 6 «С»
Учитель: Маруфи Д.В.
2021-2022 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
| |||||
Итого: |
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс
Программа разработана для организации внеурочной деятельности с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Подвижные игры"
Данная программа включает пояснительную записку, развёрнутый календарно - тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5-6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»5-6 кл разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования,она напр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «СТРАНА МАСТЕРОВ» (Художественная обработка материалов)
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Страна маст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Страна и мир» 5 «С» класс
Пояснительная записка. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна и мир » для 5 «С» класса составлена в соответствии с требо...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс
5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, н...