Программа краеведческого кружка
рабочая программа (6 класс)
Краеведческий кружок "Изучаем край родной"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕТЛИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР _______________ Трифонова Т.В.. «01» сентября 2021года | «УТВЕРЖДАЮ» ИО директора МКОУ Бетлицкая СОШ ________________ Козлова О.Л.. 01» сентября 2021 года М. п. |
Программа
Курса внеурочной деятельности
«Изучаем край родной»
5 класс
Направление: краеведческое
Срок реализации 1 год
п. Бетлица, 2021 г.
Пояснительная записка
Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому, экологическому и физическому воспитанию учащихся. Как ни странно, но в наше время школьники намного больше знают о далекой Австралии и холодной Антарктиде, чем о том, что происходит в родном селе, деревне, поселке, районе. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для обучающихся.
Необходимость развития знаний, умений, интересов обучающихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания обучающихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.
Учебный план по географии для средней школы построен таким образом, что на изучение природы родного края в рамках регионального компонента отводятся специальные уроки только в 8-9 классах. Сокращение количества часов географии в 6 классе привело к тому, что на изучение вопросов краеведческого характера совершенно не остается учебного времени. А обучающиеся 5,7 классов вообще лишены этого. Поэтому возникла необходимость более полного и подробного знакомства обучающихся со своей местностью, с окружающими природными объектами.
Содержание кружка предполагает разнообразные виды деятельности обучающихся: использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, комплексное исследование территории, географическое описание, наблюдение, анкетирование, проектирование, составление компьютерных презентаций, практические работы на местности. Программа географического кружка «Изучаем край родной» предусматривает необходимость изучения территории, на которой школьник проживает и которую может непосредственно обозревать, исследовать и предлагать конкретные пути решения возникающих на данной территории проблем. «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, и день, проведенный среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на школьной скамье» - сказал известный педагог К.Д. Ушинский
Цель работы:
- развитие интереса к изучению природы и истории родного края;
-воспитание патриотизма и любви к малой родине
Задачи:
-сформировать знания о природных особенностях своей местности;
-научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы;
-углубить знания о местной природе, показать, как познание природы позволяет человеку рационально её использовать, преобразовывать, охранять;
-вовлечь обучающихся в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы своего края, её преобразованию и охране;
-способствовать воспитанию природо-, культуроохранного, экологического сознания;
-развивать познавательную и творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
Программа кружка предполагает вариативность её применения, допускает корректировку её содержания с учетом возрастных особенностей школьников, имеющихся у них теоретических знаний, возможности организаций экскурсий, наблюдений, практических работ на местности. Программа кружка основана на следующих принципах:
- Преемственность
-Доступность
-Наглядность
-Научность
- Опора на индивидуальные возможности, интересы каждого обучающегося.
Методы работы:
-словесные (рассказ, беседа)
- наглядные (демонстрация плакатов, графиков, схем и т.п.)
- практические (построение диаграмм, составление карт, таблиц).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Предметные результаты:
Ученик научится : Давать название региона, распознавать символику, определять тип климата, находить объекты социальные и природные, давать анализ различных социальных и производственных ситуаций. Самостоятельно находить нужную информацию и использовать различные статистические данные.
Метапредметные результаты:
Ученик научится: Ставить учебные задачи, учитывать выделенные учителем ориентиры, планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль, оценивать правильность выполнения действий. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Задавать вопросы.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированны: Способность к самооценке, основы гражданской личности, патриота родного края, чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с культурой и традициями родного края.
Учебный план:
Программа кружка «Изучаем край родной» рассчитана на 1 год обучения (35 часов).
В течение года изучаются и исследуются особенности географического положения и природных компонентов малой родины, выявляются экологические проблемы, намечаются и реализуются пути их решения, ведется природоохранная деятельность, изучается и апробируется технология проектирования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятие лекционного характера в кабинете имеет продолжительность – 40 минут. Практические работы на местности, экскурсии на природе имеют продолжительность 80 минут. Тематическое планирование составлено таким образом, что в нем присутствуют как теоретические, так и практические занятия.
Возраст учащихся: 10-11 лет (обучающиеся 5 класса)
Содержание программы
Тема 1 Географическое положение нашей местности – 3 часа
Положение Калужской области на карте Российской Федерации. Географическое положение Куйбышевского района на карте Калужской области. Местоположение и состав Муниципального района и сельского поселения. Населенные пункты своего поселения, забытые деревни. Объяснение названий населенных пунктов.
Обчаюющиеся должны знать:
- особенности географического положения своей местности и их влияние на природу;
- историю происхождения географических названий.
Обчающиеся должны уметь:
-составлять карты-схемы;
-составлять описание географического положения своей местности.
Тема 2 «Особенности рельефа» - 3 часа
Калужская область как часть Восточно-Европейской равнины. Древнее оледенение как один из рельефообразующих факторов. Процессы, влияющие на образование рельефа территории. Полезные ископаемые облачти
Обчающиеся должны знать:
-особенности рельефа территории своей местности;
-процессы, формирующие рельеф конкретной территории;
Обчающиеся должны уметь:
-описывать рельеф и выявлять особенности рельефа данной территории;
-объяснять причины равнинного характера рельефа;
-составлять описание обнажений горных пород;
-определять горные породы, распространенные в своей местности.
Тема 3 «Особенности климата» - 3 часа
Характеристика климата Калужской области. Климатообразующие факторы. Способы обработки информации: роза ветров, графики, диаграммы. Агроклиматический ресурс.
Обчающиеся должны знать:
-особенности климата своей местности;
-климатообразующие факторы, определяющие климат своей местности.
Обчающиеся должны уметь:
-вести наблюдения за погодой;
-обрабатывать полученные во время наблюдения данные;
-делать выводы на основе собственных наблюдений;
-объяснять причины климатических явлений.
Тема 4 «Особенности внутренних вод» - 4 часа
Виды внутренних вод, их роль и значение в жизни природы и человека. Методы изучения внутренних вод. Способы изучения гидрологических показателей воды (цветность, прозрачность, запах, вкус, жесткость).
Обчающиеся должны знать:
-виды внутренних вод своей местности;
-особенности внутренних вод своей местности;
Обчающиеся должны уметь:
-объяснять особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа, климата.
-давать описание рек и родников своей местности;
-определять гидрологические показатели воды;
-делать выводы, проводить сравнительный анализ;
-составлять экологический паспорт водного объекта.
Тема 5 «Растительный и животный мир» - 5 часов
Растительный и животный мир Калужской области. Положение местности в зоне смешанных лесов. Виды растительных сообществ. Виды животных, обитающих в нашей местности. Роль растений и животных в жизни природы и человека. Редкие и исчезающие виды. Красная книга субъекта.
Обчающиеся должны знать:
-Виды растительных сообществ своей местности;
-Причины, объясняющие наличие данных видов растительности на определенной территории;
-Группы животных, обитающих в своей местности;
-Приспособленность растительного и животного мира к обитанию в холодных условиях южной тайги.
Обчающиеся должны уметь:
-определять растения по внешнему виду и по определителю;
-оформлять гербарий собранных растений;
-давать характеристику флоры и фауны своей местности;
-объяснять причины произрастания растений, обитания животных на данной территории.
Тема 6 «Демографическая ситуация» - 5 часов
Характеристика демографической ситуации Калужской области. Естественный прирост населения,миграционная подвижность. Рынок труда.
Обчающиеся должны знать:
-особенности этнического, поло-возрастного состава своей местности;
- демографическую политику субъекта;
-ситуацию на рынке труда.
Обчающиеся должны уметь:
-определять показатель ЕП, плотность населения;
-анализировать поло-возрастные пирамиды;
-делать выводы на основе статистических данных;
-объяснять причины выбранного курса демографической политики.
Тема 7 «Экономика субъекта» - 12 часов
Характеристика ресурсного потенциала Калужской области. Отраслевой состав промышленности области. АПК области. Сфера услуг. Место Куйбышевского района в хозяйстве области.
Обчающиеся должны знать:
-особенности ресурсного потенциала;
-факторы размещения производства;
- виды выпускаемой продукции.
Обчающиеся должны уметь:
-обрабатывать полученную информацию;
-делать выводы на основе статистических данных;
-объяснять причины размещения отраслей производства.
Тематическое планирование
№ | Дата по плану | Тема занятия | Вид занятия | Кол-во часов | Дата по факту |
Тема 1 Географическое положение нашей местности – 3 часа | |||||
1 | Географическое положение КО. | Лекция | 1 | ||
2 | Географическое положение и состав Куйбышевского района. Оформление карты. | Практическое занятие | 1 | ||
3 | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | Лекция | 1 | ||
Тема 2 «Особенности рельефа» - 3 часа | |||||
4 | История развития рельефа нашей местности. Основные формы рельефа | Лекция | 1 | ||
5 | «Описание особенностей рельефа нашей местности», | Экскурсия | 1 | ||
6 | «Составление таблицы минеральных ресурсов КО» | Практическое занятие | 1 | ||
Тема 3 «Особенности климата» - 3 часа | |||||
7 | Особенности климата Калужской области | Лекция | 1 | ||
8 | «Наблюдение за погодой» | Практическое занятие | 1 | ||
9 | «Обработка результатов наблюдения за погодой» | Практическое занятие | 1 | ||
Тема 4 «Особенности внутренних вод» - 4 часа | |||||
10 | Изучения рек нашей области: режим, бассейн, тип питания, режим работы. | Лекция | 1 | ||
11 | Изучение озер, водохранилищ и родников. | Лекция | 1 | ||
12 | Описание одной из рек нашей области. | Практическое занятие | 1 | ||
13 | Значение водоемов в хозяйстве области. | Лекция | 1 | ||
Тема 5 «Растительный и животный мир» - 5 часов | |||||
14-15 | Растительные сообщества нашей местности | Экскурсия | 2 | ||
16 | Флора нашей местности | Лекция | 1 | ||
17 | Фауна нашей местности | Лекция | 1 | ||
18 | Защита презентации «Редкие и исчезающие виды КО» | Практическое занятие | 1 | ||
Тема 6 «Демографическая ситуация» - 4 часа | |||||
19 | Характеристика населения области. | Лекция | 1 | ||
20 | Анализ ситуации на рынке труда. | Практическое занятие | 1 | ||
21 | Демографическая политика области. | Лекция | 1 | ||
22 | Анализ демографической ситуации района. | Практическое занятие | 1 | ||
Тема 7 «Экономика субъекта» - 12 часов | |||||
23 | Ресурсный потенциал области. | Лекция | 1 | ||
24 | ТЭК | Лекция | 1 | ||
25 | Машиностроение | Лекция | 1 | ||
26 | Лесной комплекс | Лекция | 1 | ||
27 | Пищевая промышленность | Лекция | 1 | ||
28-29 | Посещение местного предприятия «Маслодельный завод» | Экскурсия | 2 | ||
30 | Сельское хозяйство | Лекция | 1 | ||
31-32 | Инфраструктура области | Лекция | 2 | ||
33 | Оценка инфраструктуры нашего района. | Практическое занятие | 1 | ||
34 | Научный комплекс. | Лекция | 1 | ||
Заключение – 1 час | |||||
35 | Что мы узнали за год. Подведение итогов. | Творческое занятие | 1 | ||
Литература
- Корнакова Н.В., Измайлова В.В. «География Калужской области», 2002 г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев,Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010..
- «Рабочая тетрадь по географии Калужской области», Калуга, 2005.
- ФГОС начального общего образования/ Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа краеведческого кружка "Следопыт"
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...

Программа краеведческого кружка "Родная сторона"
Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая...

рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"
данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...

Программа краеведческого кружка
Программа краеведческого кружка для школьников 10-15 лет на основе местных материалов. Предусматривает преимущественно экскурсии и полевые исследования....
Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»
Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...