«РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С АКЦЕНТОМ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ЛРОС В ОО «ШКОЛА – ЛАБОРТОРИЯ ЗНАНИЙ»»
классный час (9 класс)

Кириллова Марина Сергеевна
Мой педагогический проект, выполненный в рамках КПК "Личностное развитие образовательной среды". Содержит в себе разработку профориентационного мероприятия для обучающихся 9 класса. Мероприятие можно адаптировать для обучающихся 5-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishkina_.docx147.92 КБ

Предварительный просмотр:

  C:\Users\Виктор\Desktop\Dm9muLKWwAYPsOT.jpg         

ТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«ШКОЛА – ЛАБОРАТОРИЯ ЗНАНИЙ»

ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С АКЦЕНТОМ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ЛРОС В ОО «ШКОЛА – ЛАБОРТОРИЯ ЗНАНИЙ»»

Автор проекта:  Шишкина (Кириллова) Марина Сергеевна

                        Социальный педагог

Нижегородская область

МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова

2021 год

Паспорт проекта

Автор проекта, место работы

Шишкина (Кириллова) Марина Сергеевна, МАОУ Бутурлинская СОШ имени В.И. Казакова

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

«Школа – лаборатория знаний»

Направление педагогического проекта

Разработка воспитательного мероприятия с акцентом на развитие личностного потенциала обучающихся

Название (тема) педагогического проекта

Профоринтационное занятие «Мои склонности и интересы»

Решаемая ключевая проблема

У обучающихся недостаточно сформировано профессиональное и жизненное самоопределение

Цель педагогического проекта

Помочь обучающимся сделать вывод о том, что работа должна нравиться человеку, приносить радость («я хочу»); это мне по силам («я могу»)

Целевая группа(класс, возраст)

Обучающиеся 9 класса (14-15 лет)

Основная идея педагогического проекта

Установить тесный контакт между социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вовлечению обучающихся «группы риска» в значительно значимую деятельность

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности проекта

Изучив материал данной темы, обучающиеся смогут:

  1. делать вывод о том, что человеку должна нравиться выбранная им профессия;
  2. выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности.

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

Методика Л.А. Йовайши; упражнение «Мозговой штурм»; игра «Рука удачи»; приемы «Билет на вход», «Квадрат эмоций» «Билет на выход».

Значимые продукты педагогического проекта

Определение склонностей и интересов обучающихся с помощью методики Йовайши. Помощь в выборе дополнительного образования.

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Разработаны рекомендации для педагогов попрофориентационным занятиям с классами

Представление результатов педагогического проекта (выступление, занятие, публикация)

Занятие «Мои склонности и интересы»

Актуальность

Социально-экономические политические изменения в стране обусловили необходимость решения целого ряда сложных проблем, касающихся детей и подростков, в системе социального воспитания.

Одним из основных институтов социального воспитания являются внешкольные учреждения, которые в 1992 году в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» преобразованы в учреждения дополнительного образования детей. В связи с новым правовым статусом роль этих учреждений как элемента социума возрастает, поскольку они призваны выполнять государственный заказ по социализации детей и подростков, их поддержке, реабилитации и адаптации к жизни в обществе, обеспечивать социальную защиту личности, ее социальное формирование и развитие.

Главной целью дополнительного образования является создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития личности детей и подростков, приобщения их к мировой, отечественной, национальной культуре, включения в социальное творчество.

Дополнительное образование – это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности обучающегося возможность добровольного выбора той или иной формы организации досуга, интересующего его вида деятельности, руководителя объединения и детского сообщества, в котором он чувствует себя наиболее комфортно.

Социально-педагогическая деятельность – многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению различных потребностей и интересов детей, в частности – трудных подростков, по социальной адаптации, поддержке их личностного развития, их социальной защите, развитию творческих способностей детей и подростков и т.п.

Целеполагание

Цель: помочь обучающимся сделать вывод о том, что работа должна нравиться человеку, приносить радость («я хочу»); это мне по силам («я могу»).

Задачи:

  1. Рассмотреть направления социально-педагогической деятельности «трудными» подростками в учреждении дополнительного образования.
  2. Проанализировать работу дополнительного образования на базе школы по социально-педагогической деятельности с «трудными» подростками.

Форма организации, используемые технологии, методики, приёмы, техники, упражнения

Форма организации: классный час. В ходе работы мы использовали упражнение «Мозговой штурм», игру «Рука удачи» и приемы «Билет на вход», «Квадрат эмоций», «Билет на выход».

Диагностика результативности на занятии (формы/способы оценки планируемых результатов)

В ходе классного часа использовалась методика Л.А. Йовайши, предназначенная для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности.

Сценарий/ход/конспект урока (занятия, тренинга, семинара, собрания, др.)

Занятие «Мои склонности и интересы».

1. Организационный этап

У: Приветствие, проверка готовности обучающихся.

2. Актуализация знаний

У.: Правильно выбрать кружок по интересам – очень важно для каждого человека. Это позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, материально обеспечить себя и свою семью (ведь часто бывает, что твое увлечение перерастает в профессию). А успешно составленный профессиональный план – это фундамент будущей профессиональной деятельности человека, его карьеры.

Вопрос учащимся:

У.: Что необходимо для того, чтобы сделать правильный профессиональный выбор?

(Анализируя ответы, учитель подводит учащихся к выводу о том, что будущая работа должна приносить человеку радость и удовлетворение.)

У.: Для того, чтобы дополнительное образование приносило человеку удовлетворение, радость, что надо учитывать при выборе кружка?

(Интересы, склонности, способности, состояние здоровья).

«Билет на вход» (приложение 3).

3. Изложение новой темы: Интересы и склонности в профессиональном выборе

У.: Цель нашего урока - определить свои интересы и склонности.

У.: Так что же такое «интерес»?

4. Упражнение «Мозговой штурм».

Схема (метод «паутины» для примера)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/665792/img1.gif

У.: Таким образом, интерес - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет.

У.: Применительно к выбору дополнительного образования, интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении.

У.: Интересы бывают различными по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды), по широте (разносторонние или поверхностные), длительности (устойчивые или неустойчивые). Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать препятствия.

Вопрос к учащимся:

У.: Кто влияет, в первую очередь, на формирование ваших интересов в детстве? (На формирование интересов влияют окружающая среда, в первую очередь родители).

У.: В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность, о чем мы с вами будем говорить дальше.

Вопрос к учащимся:

У.: Может ли человек развивать свои интересы? Как? (чтение специальной литературы; подготовка докладов; выступления с исследовательскими работами; экскурсии, которые проводятся для вас в заведениях дополнительного образования, посещение кружков по интересам).

5. Объяснение нового материала

У.: Между интересом и склонностью много общего, но есть и различие. Как вы думаете, какое? (Ответы учащихся)

У.: Интересы выражаются формулой «я хочу знать», а склонности можно выразить словами «я хочу делать». Можно проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием смотреть различные фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их фотографии. Но при этом самому совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Одно дело интересоваться новинками радиотехники, а другое - пытаться самому разобраться в устройстве магнитофона. Склонность - стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

Конечно, кружок лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.

Интересы и склонности человека в какой-либо области знаний или практической деятельности не всегда переходят в профессиональные. Они становятся профессиональными только в том случае, если с ними связаны жизненные планы человека.

Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора - когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга.
У.: Может ли человек развивать свои интересы, склонности? Естественно, да, но это очень длительный процесс, для которого необходимо:

  • повышать свою информированность об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов, участие в днях открытых дверей и др.);
  • заниматься практической деятельностью (факультативные занятия, занятия в спецшколах по интересующим направлениям);
  • заниматься самопознанием и развитием своих индивидуальных качеств (анализ устойчивости и степени выраженности интересов и склонностей, их соответствие профессиональным интересам и своим индивидуальным особенностям).

6. Закрепление нового материала

У.: Почему так важно учитывать собственные интересы и склонности в выборе дополнительного образования?

7. Тестирование «Определение склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности»

Определение склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности по методике Л.А. Йовайши (приложение 1)

Инструкция: работа с бланками, разъяснение и обсуждение результатов.

8. Игра «Рука судьбы»

У.: А теперь мы с вами поиграем в игру, которая покажет нам какие могут быть последствия при случайном выборе кружка.  Игра называется «Рука судьбы».

Напишите на отдельных листочках кружки, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Каждый ученик вытягивает из мешочка листок и, со словами: «Я хочу посещать» зачитывает вслух написанные там кружки. Смотрим эмоции

9. Заключительная беседа

«Билет на выход» (приложение 4).

Заключительное слово педагога: Только что мы наглядно убедились в том, что выбор дополнительного образования не должен быть случайным. Всегда должны выполняться три условия:

  • «ХОЧУ» - кружок должен соответствовать моим желаниям.
  • «МОГУ» - кружок должен соответствовать моим способностям и возможностям.
  • «БУДУ» - хорошим специалистом.

10. Рефлексия

Прием «Квадрат эмоций».


Приложение (карточки заданий, схемы, тексты, памятки, кейсы, оборудование, др.)

Приложение 1

Методика Л.А. Йовайши

Методика Л.А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Исходя из склонностей к той или иной профессиональной деятельности, мы попытаемся подобрать обучающемуся кружок.

Инструкция.

Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов Вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов.

        1. Если Вы полностью согласны с вариантом «а» и не согласны с вариантом «б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и рядом с буквой «а» поставьте 3, а в клетку «б» – 0.

        2. Если Вы согласны с положением «б», но не согласны с положением «а», то рядом с «а» напишите 0, а рядом с «б» – 3.

        3. Если Вы не согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для Вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл.

        Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.

Опросник

  1. Представьте, что Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах:

а) цвет, совершенство форм; б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).

  1. Какие черты характера в человеке Вам больше всего нравятся:

а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти; б) мужество, смелость, выносливость.

  1. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы необходимым:

а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;

б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту.

  1. Какое награждение Вас больше бы обрадовало.

а) за общественную деятельность; б) за научное изобретение.

  1. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание:

а) сложность ходьбы, грациозность участников парада; б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).

  1. Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись:

а) чем-либо практическим (ручным трудом); б) общественной работой (на добровольных началах).

  1. Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели:

а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии); б) новых продовольственных товаров.

  1. Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали:

а) музыкальный; б) технический.

  1. Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание: а) на сплоченность коллектива; 6) на создание необходимых удобств.
  2. Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали: а) литературно-художественные; б) научно-популярные.
  3. Что важнее для человека: а) создавать себе благополучный, удобный быт; б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.
  4. Для благополучия общества необходимо: а) техника; б) правосудие.
  5. Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали: а) о развитии науки в нашей стране; б) о достижениях спортсменов нашей страны.
  6. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность: а) о машине нового типа; б) о новой научной теории.
  7. Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекала: а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер); б) работа с машинами.
  8. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее: а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага; б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.
  9. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности: а) то, что они несут людям искусство и красоту; б) то, что они выполняют общественно полезную работу.
  10. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение: а) физика; б) физическая культура.
  11. Что обществу принесет больше пользы: а) забота о благосостоянии граждан; б) изучение поведения людей.
  12. Какого характера научную работы Вы бы выбрали: а) работу с книгами в библиотеке; б) работу на свежем воздухе в экспедиции.
  13. Представьте, что Вы – профессор университета. Чему Вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время: а) занятиям по литературе; б) опытам по физике, химии.
  14. Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы: а) как известный спортсмен на международные соревнования; б) как известный специалист по внешней торговле с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.
  15. Какие лекции слушали бы Вы с большим удовольствием: а) о выдающихся художниках; б) о выдающихся ученых.
  16. Что Вас больше привлекает при чтении книг: а) яркое изображение смелости и храбрости героев; б) прекрасный литературный стиль.
  17. Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение: а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники; б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.
  18. Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь: а) Поповым и Циолковским; б) Менделеевым и Павловым.
  19. Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание: а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья; б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для будущего.
  20. Что бы Вас больше заинтересовало в печати: а) сообщение о состоявшейся художественной выставке; б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.
  21. Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали:

а) главного инженера завода; б) директора универмага.

  1. Как Вы считаете, что важнее: а) много знать; б) создавать материальные блага.

Обработка результатов и интерпретация

http://testoteka.narod.ru/0.pngВ заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов.        

        Анализируя полученные данные, необходимо выделить сферы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать самыми предпочтительными.

Интерпретация:

1) сфера эстетики и искусства: художник, дизайнер, писатель, поэт, режиссер, артист, конструктор, косметолог, костюмер, гример, кондитер, портной-кутюрье, цветовод.

2) сфера технических интересов: программист, электротехник, радиотехник, Web-мастер, статистик, водитель, технолог, диспетчер, секретарь-машинист, телефонист.

3) сфера работы с людьми: учитель, педагог, экскурсовод, воспитатель, социолог, психолог, менеджер по персоналу, следователь.

4) сфера умственного труда: ученый-исследователь (математик, физик, химик, кибернетик, археолог, геолог), инженер, юрист, врач, эколог, архитектор, продюсер.

5) сфера физического труда, подвижной деятельности: спортсмен, фотограф, экспедитор, парикмахер, бармен, официант, стюардесса, продавец, закройщик, специалист по ремонту, кассир, медперсонал, бригадир, кладовщик, почтальон, фермер, водитель-дальнобойщик, полицейский, военный.

6) сфера материальных интересов, планово-экономических видов работ: экономист, администратор, менеджер, предприниматель, аудитор, специалист по рекламе, брокер, агент страховых компаний, коммерсант.

Приложение 2

https://i1.wp.com/df28ufcn2a3do.cloudfront.net/Mood-Meter-Game_A625B308-2B9C-4ED2-BD33-ACEF8EA2DDAC/unzipped%2Fphoto1%2Fphoto1.jpg?crop=12

Приложение 3.

Приложение 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект "Комфортная развивающая образовательная среда лицея как условие развития личностного потенциала субъектов образовательных отношений".

Одним из показателей качества является направленность образовательного процесса на раскрытие и развитие личного потенциала каждого ребенка. Выявление и организация адекватных потребностям и возможност...

Развитие личностного потенциала обучающихся в условиях Мончегорского СУВУ

Обсуждая сформированность личностных результатов наших обучающихся, которые включают в себя  готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к...

Развитие личностного потенциала обучающегося посредством индивидуальной траектории обучения

Индивидуальная траектория обучения, индивидуальный образовательный маршрут обучающегося рассматриваются сегодня как форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности...

Конспект занятия в рамках программы развития личностного потенциала обучающихся "Путь к мечте"

Конспект занятия для обучающихся 9 класса по развитию личностного потенциала....

Управленческий сетевой проект «Дополнительное образование как один из ресурсов в развитии личностного потенциала немотивированных детей»

Идея проекта заключается в вовлечении немотивированных учащихся школ г.Надым в систему дополнительного образования для выявления и развития их личностных потребностей в самореализации, интересов, форм...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»

Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...