Мастер-класс .Технологии продуктивно - творческой деятельности в музыкальном образовании как средство развития личностного потенциала обучающихся
статья
В современных условиях преподавателю необходимость постоянно изменяться, совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности, направленных на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Для решения задач по формированию у обучающихся интереса к музыцированию, развитию творческих способностей, создаются новые образовательные технологии.
Матсер- класс проведен на общешкольной "Методической кухне" преподавателей МГЛ им.Д.Аюшеева г.Улан-Удэ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологии продуктивно - творческой деятельности в музыкальном образовании как средство развития личностного потенциала обучающихся
Автор: Е.А.Киселева,
преподаватель по классу аккордеона,
зав.отделением РНИ
МБОУ МГЛ им.Д.Аюшеева г.Улан-Удэ
.
В современных условиях преподавателю необходимость постоянно изменяться, совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности, направленных на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Для решения задач по формированию у обучающихся интереса к музыцированию, развитию творческих способностей, создаются новые образовательные технологии, разрабатываются специальные методики, учебные программы по предмету, новые учебно-методические комплекты.
Опираясь на опыт передовых музыкантов нашего времени, таких как Фридрих Робертович Липс, Вячеслав Анатольевич Семёнов, Роман Николаевич Бажилин, одним из направлений инновационного педагогического поиска на уроках по специальности является технология продуктивно-творческой деятельности, которая осуществляется с учётом соблюдения дидактического принципа «последовательности и доступности» в обучении и усвоении учебного материала. Что в свою очередь, способствует развитию творческого потенциала каждого обучающегося.
Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств, интерпретации собственного исполнения музыкального произведения. Методу музыкальной импровизации мы на уроках уделяем особое внимание − как первооснове продуктивно-творческой деятельности.
К концу обучения импровизации обучающиеся будут
знать:
• основной теоретический материал (аккорды, варьирование, подголоски, противосложение, обыгрывание),
уметь:
• практически, самостоятельно пользоваться приемами развития
исходного материала;
• владеть определенными навыками в сочинении подголосков,
варьировании небольших попевок, подборе аккомпанемента,
импровизации мелодии на данный ритмический рисунок и пр.;
• самостоятельно записывать в нотной тетради импровизационный материал.
Основная задача педагога – выявить творческий потенциал ученика, пробудить желание работать над импровизацией, избавить от комплексов, вдохновить, и, в конечном счете, вызвать такую любовь к музыке и музицированию, чтобы воспринимать импровизацию, как высшую степень личностной свободы и художественного откровения.
Сегодня мы поработаем с учеником над рнп «Как под горкой под горой» и попробуем освоить начальные приемы импровизации (вводный тон, опевание, обыгрывание, подголосок, варьирование, аккорды).
Перед начинающим учеником нельзя ставить большое количество задач. Это нарушает основной принцип доступности и последовательности в обучении, вызывает непомерное психическое и физическое напряжение, которое приводит к появлению отрицательных эмоций.
Дети младшего школьного возраста не обладают устойчивым вниманием, поэтому изучаемый материал должен быть кратким по поставленной задаче, изучаемые произведения небольшими по протяженности. В зависимости от уровня подготовки, степени одаренности и развитости каждого учащегося возможна корректировка учебных планов и задач.
В заключение, хочу представить вам ансамбль аккордеонистов. Занимаясь на уроке, результатом совместной импровизации стал аккомпанемент к песне «Цветы России». Музыка Евгений Птичкин, слова Владимир Бутенко.
Продуктивно-творческие технологии на уроках специальности делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к освоению игры на аккордеоне.
Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности преподавателя — развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске. Главенствующая роль в учебно - воспитательном процессе всегда останется за учителем.
Список литературы
1. Бажилин Р. Самоучитель игры на двухрядной хроматической гармонике. Аккомпанемент песен. — М.: ИД В. Катанского, 2004 – 98 с.
2. Бажилин Р. Самоучитель игры на аккордеоне, баяне. Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен. " М.: ИД В. Катанского, 2016. – 112 с.
3. Бриль, И. М. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано: учебное пособие / И. М. Бриль. 8-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Планета музыки, 2023. – 212 с.
4.Казанцева, Л.П. Современные образовательные технологии в музыкально-теоретическом обучении [Электронный ресурс:] // ГАПОУ МО ««Московский областной музыкальный колледж имени С.С. Прокофьева». Методические работы преподавателей колледжа. — Москва: https://prokofievcollege.ru/upload/iblock/6b7/6b7c743d11d63d81af69404c94dab4b3.pdf
5. Кротова, Н.В. Новые образовательные технологии в формировании интеллектуального человеческого капитала культуры — М.: МГУКИ, 2000 г.
6. Кугаевский, А.В. «Зимние затеи» для домры и фортепиано: учеб.-метод. пособие / А.В. Кугаевский. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2024. – 41 с. — (Учебная библиотека).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии как средство развития личностного потенциала учащихся на уроках английского языка
Применение ИКТ на уроках английского языка...

Разработка и реализация в условиях гимназии постиндустриальной модели общего образования как фактора развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся
Новая модель человеческого общества определяет потребность в новом, более высоком по уровню и качественно ином человеческом капитале, что объективно обостряет необходимость модернизации образования....

Разработка и реализация в условиях гимназии постиндустриальной модели общего образования как фактора развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся
Новая модель человеческого общества определяет потребность в новом, более высоком по уровню и качественно ином человеческом капитале, что объективно обостряет необходимость модернизации образования. ...

Музейная педагогика как средство развития личностного потенциала и образовательной компетентности учащихся
Современная музейная педагогика - это педагогика открытого пространства, которая наиболее эффективно проявляется в условиях содружества музея и школы и развивает ключевые компетентности учащихся. Музе...

Технология продуктивно-творческой деятельности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности
В работе представлена актуальность массового приобщения детей к коровому пению как на уроке музыки, так и во внеурочной деятельности. Учитывая дефицит времени, отведенного на разучивание песни, предла...

Развитие личностного потенциала обучающихся в условиях Мончегорского СУВУ
Обсуждая сформированность личностных результатов наших обучающихся, которые включают в себя готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к...

«РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С АКЦЕНТОМ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ЛРОС В ОО «ШКОЛА – ЛАБОРТОРИЯ ЗНАНИЙ»»
Мой педагогический проект, выполненный в рамках КПК "Личностное развитие образовательной среды". Содержит в себе разработку профориентационного мероприятия для обучающихся 9 класса. Мероприятие можно...