"Фокальный метод" - как это?
статья

Стелла Ивановна Гандрабур

Кратко об истории происхождения данного метода и основные понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fokalnyy_metod.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Немного предистории Изобретен метод фокальных объектов еще в 20-х годах прошлого века немецким профессором Ф. Кунце , а потом доработан известным специалистом в области творческого мышления М. Вейтгейме . Первоначально он предназначался для конструкторских бюро, занимающихся усовершенствованием товаров широкого потребления. В условиях конкуренции это было актуально. Так, например, появилась электрическая зубная щетка с крутящейся щетиной, чайник со свистком, мыльница на присосках и шестиугольный карандаш, который не скатывался со стола.

Слайд 2

Но потом, эту технику стали использовать шире – для изобретения объектов с необычными свойствами и просто для развития творческих способностей.

Слайд 3

Суть метода Сначала выберем фокальный объект, то есть тот, что мы хотим модифицировать, видоизменить, дополнить. Я вот выбрала телегу. Будем создавать фантастическое транспортное средство. Для этого воспользуемся следующим планом. Помещаем модернизируемый объект в центр внимания, то есть в «фокус». В фокусе у меня обычная телега, такая, как на картинке.

Слайд 4

Выбираем 3 случайных объекта. Можно просто открыть словарь и использовать первые попавшиеся слова, но у меня оказалась такая заумь, что я решила взять объекты «с потолка». Рассматриваем эти объекты как системы, то есть выделяем их свойства, качества, особенности. Выписываем свойства и признаки этих объектов, не забывая про фокальный. Потому что свойства лучше подбирать, хоть как-то подходящие к нему. Переносим эти признаки на фокальный объект, причем стараемся, чтобы он получил новые и желательно полезные качества. Теперь осмысливаем, анализируем, подключаем ассоциативное мышление. Выбираем наиболее интересные и функциональные комбинации и создаем целостный образ. В качестве случайных объектов я выбрала три: книгу, ежика и чайник.

Слайд 5

Итак, теперь мы можем комбинировать, соединять выделенные качества с фокальным объектом. Телега + чайник . Телега с паровым двигателем, с обогревом, теплая и уютная. (Ну, так себе, ничего особо оригинального пока). Телега+ежик . Быстро и бесшумно передвигается, обладает прибором ночного видения. Может быстро создавать защитную броню из острых игл. Двигатель работает на органике, поэтому заправляется во время движения – что нашла, то и слопала. (Уже интереснее). Телега + книга. Имеет несколько ярусов, состоит из отдельных блоков, можно складывать как конструктор лего , меняя внешнюю форму и вид салона. Обладает автономным хранилищем информации. Ну, вот теперь можно посмотреть, подумать и сконструировать машину в стиле стимпанка или жанра постапокалипсиса . Многофункциональный, хорошо защищенный, не нуждающийся в горючем, полностью автономный телегомонстр

Слайд 7

Ну, вот теперь можно посмотреть, подумать и сконструировать машину в стиле стимпанка или жанра постапокалипсиса . Многофункциональный, хорошо защищенный, не нуждающийся в горючем, полностью автономный телегомонстр .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод фокальных объектов

По моему интересно для школы при ИК....

мастер -класс:ТРИЗ:метод фокальных объектов

мастер класс для учителей"Метод фокальных объектов"...

Метод фокальных объектов. Технология ТРИЗ на уроках изобразительного искусства.

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устро...

Методическая разработка урока (внеурочного занятия) по технологии на тему применения фокального метода на уроках технологии « Создание настенной полки»

Данная методическая разработка может быть полезна учителям технологии, работающим по учебнику под редакцией В.М. Казакевича. Разработка выполнена в соответствии с ФГОС НОО. Использование фокального ме...

метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов – это метод поиска новых идей путем присвоения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется для тренировки воображения....

Мастер – класс «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»

Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетенции педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению метода ...