Мастер – класс «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»
план-конспект

Белоцерковская Людмила Васильевна

Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетенции педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx105.26 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ
БЛАГОДАРНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

356420, Ставропольский край, город Благодарный, улица Первомайская, 48

Тел/факс 8 (86549) 2-21-60, е-mail: ddtblag@mail.ru

Мастер – класс

«Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»

Автор - составитель

Белоцерковская Людмила Васильевна

Старший педагог дополнительного образования

Мастер - класс проведен на районном методическом объединении 31 октября 2019 года

г. Благодарный

Мастер – класс «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»

Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетенции педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся

Задачи мастер-класса:

  • конструирование педагогом-мастером перед участниками мастер-класса образовательного процесса в режиме метода фокальных объектов;
  • обучение участников мастер-класса конкретным навыкам применения метода фокальных объектов и способам достижения намеченных результатов;

Ожидаемые результаты мастер-класса:

  • понимание участниками сути педагогической системы педагога-мастера;
  • практическое         освоение         ими         важнейших         навыков         в рамках транслируемого опыта;
  • активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
  • повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
  • рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Ход мастер - класса

1. Презентация педагогического опыта

Работа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Начальное моделирование с элементами художественного конструирования» одной из целей ставит развитие конструкторских умений у детей младшего школьного возраста при изготовлении изделий из различных материалов. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны, хотя подчас и наивны. Разумеется, младшие школьники не делают каких-либо открытий, но сам процесс конструирования ничем не отличается от работы взрослых.

Конечно мы в детском объединении не зацикливаемся на чисто практической работе, нам нужно развивать и творческое мышление. И в конце, концов нам педагогам нужно попытаться воспитывать будущих «Кулибиных».

С целью определения уровня развития творческого воображения я с детьми 1 года обучения, кроме диагностики специальных способностей, провожу   практическое упражнение.  В течение короткого промежутка времени к рисунку (рис.1) необходимо дорисовать детали, чтобы получился предмет.

http://clipart-library.com/image_gallery/n1280489.jpg

рис.1

У детей в основном стандартное творческое мышление. Они видят медведя, колобка и т.д. Но есть дети и с нестандартным типом мышления. Они в рисунке видят карету, черепаху, рыбку…

Творческое мышление и воображение нужно развивать всем детям. Встает вопрос: с помощью каких методов?

Далее, когда дети «изобретали» летающие тарелки из бросового материала, чего только они не придумали. Детская фантазия бурлила: здесь была и космическая метеостанция, геологоразведочная станция, и полицейская летающая тарелка…

 Бурлила мысль и у меня как, с помощью чего развивать их творческое мышление….

Естественно этот метод должен быть и игровым, и развивающим. И я его нашла. Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО).

В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Метод был изобретен в 1923 году. Его основателем является профессор Берлинского университета Фридрих Кунце. Позднее методом заинтересовался американский исследователь Чарльз Вайтинг, который со временем доработал и усовершенствовал его. Именно он придумал название «метод фокальных объектов». В основе названия лежит понятие «фокус», то есть подразумевается фокусировка внимания на выбранном объекте. Метод прост в использовании и обладает широкими возможностями поиска новых взглядов на решаемую задачу.

Затем в 50-ые годы ХХ века этот метод был усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать.

Сегодня я на практике хочу вам показать, как можно применять МФО на занятиях в дополнительном образовании с целью развития творчества и изобретательства у обучающихся

2. Представление системы учебных занятий.

Ознакомление с МФО начинается на 1 году обучения. Проводится   вводное занятие по применению МФО, далее в течение всего периода обучения по программе   я на занятиях использую МФО через игры, например, «Изобретатели», «Фоторобот», «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное», «Путаница». «Отгадай секрет», «Объяснялки» и т.д.

3. Проведение имитационной игры (учебное занятие со слушателями,

слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии

Тема. «Необычное в обычном. Метод фокальных объектов» (развитие воображение и творческого мышления).

Вид занятия: эвристическая беседа, практическое занятия.

Цель: применение метода фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию изделий. 

Задачи: 

Образовательные

-дать понятие о методе фокальных объектов как об одном из способов поиска новых путей при решении творческих задач;

- научить оперативному использованию метода фокальных объектов;

Развивающие

-развивать навыки наблюдения и оценки на уровне обыденного опыта 
и знаний жизненных различных ситуаций и явлений;

- способствовать развитию интереса к познанию и открытию нового, 
к изобретательству и рационализаторству;

-формировать умение выносить аргументированное суждение по раз-
личных проблемам на примерах повседневной жизни

Воспитательные

- прививать интерес к предмету и технологиям развития творческого 
мышления;

- побуждать инициативу, творческое начало, самостоятельность по-
знания - требование жизни современного общества.

Понятийный аппарат: фокальный объект, случайный объект

Материально - техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор 

Дидактическое обеспечение:

Банк случайных объектов.

Задачи на преодоление инерции мышления

Презентация.

Жетоны

ХОД:

Слайд 1

1. Орг. момент

Дорогие гости, ребята, я нашей встрече очень рада!

А при встрече, как водится,

Всем нам надо познакомиться.

Гости и дети присутствуют тут.  Сейчас мы узнаем, как всех зовут?

Перезнакомимся мы в пять минут!

У кого есть в имени буква А – машет левая рука;

У кого есть буква К – машет правая рука;

У кого есть буква И – левым глазом подморгни;

У кого есть буква С – нужно вам в поклон присесть;

У кого есть Е – скорей покажи рукой «оКей»;

У кого есть Н – волну

У кого О – руку подними одну;

Р – к столу нагнуться;

Л – к потолку потянуться;

М – всем улыбнуться;

Если букву Т имеешь – ногой топни, как умеешь;

Если Я – то можно хлопнуть вам в ладоши;

Вот мы с вами и познакомились. Можно сделать вывод: здесь встретились весёлые, настроенные на позитив люди.

Слайд 2

2. Определение темы и цели занятия

- Тему нашего занятия написана на листах. Кто мне её прочтет?

(не могут прочитать, так как зашифровано

D:\Рабочий стол\мирная\2019-03-14\001.jpg

- А почему не можете прочитать?

 - Наверное произошла ошибка. Давайте прочитаем тему со слайда.

 img2

- И на слайде какая – то ошибка. Что же нам делать? Как быть? (Дети догадываются применить шифровку к тексту)

Слайд 3

- Чем же мы будем сегодня заниматься на занятии?

Слайд 4

-  Правильно. Сегодня мы будем учиться придумывать, видеть необычное в обычном.

 Видеть необычное в обычном, фантазировать и изобретать новое, люди научились еще с древних времен. Давайте обратимся к сказкам ведь сочетали же наши предки несочетаемое. Прошло много сотен лет, и мы уже видим все это на яву.

Сказочные предметы и их современные аналоги

Сказочные волшебные предметы

Современные изобретения

Ковер-самолет

Самолет

Ступа Бабы-яги

Вертолет

Волшебный клубочек

Навигатор

Золотой петушок

Радар

Сапоги-скороходы

Коньки

Волшебное блюдце

Телевизор

Емеля на печи

Автомобиль

Слайды 5 - 22

Слайд 23

3. Открытие нового знания

Для успешной работы нам нужно подготовиться - проведём разминку.

Для разминки нам нужно выбрать 2 человек, что бы не кому не было обидно положимся на волю случая. Под 2 столами я прикрепила жетоны. Кто их нашёл? Вы будете выполнять задание. А вес вместе будем следить за правильностью выполнения, если заметите ошибку - хлопайте в ладоши.

Упражнение 1

Глядя на картинку, надо произнести вслух, как можно быстрее цвета, которыми написаны слова

Кто больше получил оваций? Тому придётся быть более внимательным, потому что сейчас мы попытаемся увидеть необычное в обычном. В самом простом нашей руке.

Слайд 24

Упражнение 2.

Придумайте и предложите как можно больше вариантов использования кисти руки. Можно придумывать самые нелепые вещи важно что бы рука могла заменить какой либо предмет.

Предлагайте ваши варианты:

( чашка, расчёска, грабли, лопатка, пинцет, отвёртка, держатель, разбрызгиватель) (слайд №6).

Слайд 25

Вот сколько предметов может заменить наша рука, картинки, то что придумала я, а вы предложили больше вариантов. Одна голова хорошо, а 2 лучше, а у нас их 10. Молодцы.

Но в жизни мы можем столкнуться не только, что 1 предмет надо заменить другим, но и придумать необычный выход из сложившейся ситуации.

Слайд 26

Слайд 27

Просмотр отрывка мультфильма Том и Джерри.

Слайд 28

В такой ситуации оказались известные вам герои Том и Джерри.

Мышь стала невидимой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь.

- кот может посыпать пол комнаты мукой.

-кот может скормить мыши приманку сыр, цветная конфета.

-Кот может распылить в комнате мел, чтобы он осел на мышь.

Молодцы, помогли Тому решить сложную ситуацию.

Что бы решать подобные ситуации нужно иметь творческое воображение. Существуют специальные приёмы творческого воображения.

Слайд 29

- Сегодня мы научимся первому и самому простому методу придумывания чего-то необычного. Называется он «Метод фокальных объектов». Название его произошло от глагола «фокусироваться». Оно означает, что мы концентрируем своё внимание на каком-то объекте. Сначала мы выбираем фокальный объект, тот, который будем усовершенствовать. Затем один или несколько случайных объектов и отвечаем на вопрос «Какой он?». Записываем все названные признаки и свойства. Затем наделяем фокальный  объект свойствами случайных  объектов.

Слайд 30-35

Например, МОЛОТОК. Назовите его признаки: железный, деревянный, тяжёлый, большой, маленький, красивый. Теперь выбираем другой объект

Например, РЕКА. Соединяем каждый из названных признаков молотка со словом река. При этом постарайтесь представить себе ситуацию, в которой такое сочетание возможно.

Железная река - это может быть расплавленная сталь на заводе

Большая река - назовите самые большие реки (Волга, Енисей, Обь, Амазонка) (иллюстрация).

Тяжёлая река - так называют свой маршрут туристы, работники речного транспорта

Деревянная река - это может быть деревянный водопровод в древнем городе или лесосплав

4. Первичное закрепление

Теперь попробуем сами с помощью этого метода исследовать свои понятия

Слайд 36

Игра «Изобретатели»

Цель: научить детей применять метод фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета.

- Я заколдовала предмет, а вы попробуйте его расколдовать. Что это может быть?(нарисовала круг).

Ответ: Предположения.

1 шаг – выбираем фокальный объект

Да, это яблоко. И так, мы выбрали фокальный объект – это яблоко. Сейчас мы попробуем вывести новый сорт яблок, а поможет нам в этом МФО.

Слайд 37

- Что нам нужно сделать дальше?

Ответ: Выбрать случайные объекты.

2 шаг – выбираем случайные слова

Можно выбрать случайное слово из предметных картинок. Выбираем, это ….

И так, мы выбрали 3 случайных объекта, (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.

3 шаг – выделяем свойства случайных объектов

Используем вопросы – какой, какая, какое.

4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту

Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту.

5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций

Итак, какие сорта яблок мы с вами вывели?

Слайд 38

Игра "Необычный подарок".

Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. Воспитывать дружелюбие, вежливость.

Материал. Подарочные коробки с подарками

Игровая задача. Наделить нетипичными признаками различные предметы.

Ход игры.

Педагог  спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается два ребенка. Например:

- Даша, какой бы подарок ты хотела получить от Никиты? (Книгу)

- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)

- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)

- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)

Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.

- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?

Дети меняют признаки местами. Например:

Даша : - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"

Никита : - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".

Слайд 39

5. Самостоятельная практическая работа

У вас на столах лежат конверты, достаньте  из них картинку. Напишите её признаки.

Примените их телефону. Задание выполняйте, пока звучит музыка.

Какие новые  модели телефона у вы изобрели? Область их применения.

6. Самооценка, рефлексия.

Окончание занятия, рефлексия.

- Что понравилось на занятии?

-Чему научились на занятии?

Вы будущее нашей нации, нашей России. Каждый из вас талантлив и вам предстоит совершать новые открытия во благо нашей Родины.

Слайд 40

И в конце занятия я предлагаю вам просмотреть видеоролик «Великие русские»

4. Рефлексия:  

  • самоанализ проведенного занятия педагогом-мастером;  
  • ответы на         вопросы         участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию;  
  • общая дискуссия;  
  • заключительное слово педагога-мастера.  

Источники информации:

https://infourok.ru/igri-po-metodu-fokalnih-obektov-3202011.html

https://www.maam.ru/detskijsad/igry-i-uprazhnenija-dlja-razvitija-vobrazhenija-u-doshkolnikov-5-7-let.html

https://открытыйурок.рф/статьи/101953/

https://infourok.ru/masterklass-ischem-neobichnoe-v-obichnom-raskritie-metoda-fokalnih-obektov-kak-sposob-formirovaniya-kommunikativnih-kompetenciy-1730950.html

https://4brain.ru/blog/метод-фокальных-объектов-мфо/

http://13school.ru/downloads/Метод%20фокальных%20объектов.pdf

https://infourok.ru/igri-po-metodu-fokalnih-obektov-3202011.html

Видео:

https://yandex.ru/search/?text=ЖИТЬ%20%20-%20Великие%20русские&lr=11054&clid=9582#/videowiz?filmId=8377849211798119829


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»

Мастер-класс «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...

Мастер - класс " Применение технологии интегрированного обучения как средства повышения активности учащихся на уроках"

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных...

мастер -класс:ТРИЗ:метод фокальных объектов

мастер класс для учителей"Метод фокальных объектов"...

Мастер-класс«Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы»

Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Пете...

Мастер- класс по теме "Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся"

Формирование и развитие коммуникативных компетенций школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на...

Конспект открытого урока на тему: «Изучение и применение Метода фокальных объектов»

Метод фокальных объектов- это метод поиска новых идей, при этом к свойствам объекта добавляют что-то новое, необычное или изменяют уже имеющиеся в нем качества, форму, свойства на основе присоединения...