Мастер – класс «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»
план-конспект
Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетенции педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 105.26 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ
БЛАГОДАРНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
356420, Ставропольский край, город Благодарный, улица Первомайская, 48
Тел/факс 8 (86549) 2-21-60, е-mail: ddtblag@mail.ru
Мастер – класс
«Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»
Автор - составитель Белоцерковская Людмила Васильевна Старший педагог дополнительного образования | |
Мастер - класс проведен на районном методическом объединении 31 октября 2019 года |
г. Благодарный
Мастер – класс «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»
Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетенции педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся
Задачи мастер-класса:
- конструирование педагогом-мастером перед участниками мастер-класса образовательного процесса в режиме метода фокальных объектов;
- обучение участников мастер-класса конкретным навыкам применения метода фокальных объектов и способам достижения намеченных результатов;
Ожидаемые результаты мастер-класса:
- понимание участниками сути педагогической системы педагога-мастера;
- практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
- активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
- повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Ход мастер - класса
1. Презентация педагогического опыта
Работа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Начальное моделирование с элементами художественного конструирования» одной из целей ставит развитие конструкторских умений у детей младшего школьного возраста при изготовлении изделий из различных материалов. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны, хотя подчас и наивны. Разумеется, младшие школьники не делают каких-либо открытий, но сам процесс конструирования ничем не отличается от работы взрослых.
Конечно мы в детском объединении не зацикливаемся на чисто практической работе, нам нужно развивать и творческое мышление. И в конце, концов нам педагогам нужно попытаться воспитывать будущих «Кулибиных».
С целью определения уровня развития творческого воображения я с детьми 1 года обучения, кроме диагностики специальных способностей, провожу практическое упражнение. В течение короткого промежутка времени к рисунку (рис.1) необходимо дорисовать детали, чтобы получился предмет.
рис.1
У детей в основном стандартное творческое мышление. Они видят медведя, колобка и т.д. Но есть дети и с нестандартным типом мышления. Они в рисунке видят карету, черепаху, рыбку…
Творческое мышление и воображение нужно развивать всем детям. Встает вопрос: с помощью каких методов?
Далее, когда дети «изобретали» летающие тарелки из бросового материала, чего только они не придумали. Детская фантазия бурлила: здесь была и космическая метеостанция, геологоразведочная станция, и полицейская летающая тарелка…
Бурлила мысль и у меня как, с помощью чего развивать их творческое мышление….
Естественно этот метод должен быть и игровым, и развивающим. И я его нашла. Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО).
В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Метод был изобретен в 1923 году. Его основателем является профессор Берлинского университета Фридрих Кунце. Позднее методом заинтересовался американский исследователь Чарльз Вайтинг, который со временем доработал и усовершенствовал его. Именно он придумал название «метод фокальных объектов». В основе названия лежит понятие «фокус», то есть подразумевается фокусировка внимания на выбранном объекте. Метод прост в использовании и обладает широкими возможностями поиска новых взглядов на решаемую задачу.
Затем в 50-ые годы ХХ века этот метод был усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.
Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать.
Сегодня я на практике хочу вам показать, как можно применять МФО на занятиях в дополнительном образовании с целью развития творчества и изобретательства у обучающихся
2. Представление системы учебных занятий.
Ознакомление с МФО начинается на 1 году обучения. Проводится вводное занятие по применению МФО, далее в течение всего периода обучения по программе я на занятиях использую МФО через игры, например, «Изобретатели», «Фоторобот», «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное», «Путаница». «Отгадай секрет», «Объяснялки» и т.д.
3. Проведение имитационной игры (учебное занятие со слушателями,
слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии
Тема. «Необычное в обычном. Метод фокальных объектов» (развитие воображение и творческого мышления).
Вид занятия: эвристическая беседа, практическое занятия.
Цель: применение метода фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию изделий.
Задачи:
Образовательные
-дать понятие о методе фокальных объектов как об одном из способов поиска новых путей при решении творческих задач;
- научить оперативному использованию метода фокальных объектов;
Развивающие
-развивать навыки наблюдения и оценки на уровне обыденного опыта
и знаний жизненных различных ситуаций и явлений;
- способствовать развитию интереса к познанию и открытию нового,
к изобретательству и рационализаторству;
-формировать умение выносить аргументированное суждение по раз-
личных проблемам на примерах повседневной жизни.
Воспитательные
- прививать интерес к предмету и технологиям развития творческого
мышления;
- побуждать инициативу, творческое начало, самостоятельность по-
знания - требование жизни современного общества.
Понятийный аппарат: фокальный объект, случайный объект
Материально - техническое обеспечение:
Компьютер, мультимедийный проектор
Дидактическое обеспечение:
Банк случайных объектов.
Задачи на преодоление инерции мышления
Презентация.
Жетоны
ХОД:
Слайд 1
1. Орг. момент
Дорогие гости, ребята, я нашей встрече очень рада!
А при встрече, как водится,
Всем нам надо познакомиться.
Гости и дети присутствуют тут. Сейчас мы узнаем, как всех зовут?
Перезнакомимся мы в пять минут!
У кого есть в имени буква А – машет левая рука;
У кого есть буква К – машет правая рука;
У кого есть буква И – левым глазом подморгни;
У кого есть буква С – нужно вам в поклон присесть;
У кого есть Е – скорей покажи рукой «оКей»;
У кого есть Н – волну
У кого О – руку подними одну;
Р – к столу нагнуться;
Л – к потолку потянуться;
М – всем улыбнуться;
Если букву Т имеешь – ногой топни, как умеешь;
Если Я – то можно хлопнуть вам в ладоши;
Вот мы с вами и познакомились. Можно сделать вывод: здесь встретились весёлые, настроенные на позитив люди.
Слайд 2
2. Определение темы и цели занятия
- Тему нашего занятия написана на листах. Кто мне её прочтет?
(не могут прочитать, так как зашифровано
- А почему не можете прочитать?
- Наверное произошла ошибка. Давайте прочитаем тему со слайда.
- И на слайде какая – то ошибка. Что же нам делать? Как быть? (Дети догадываются применить шифровку к тексту)
Слайд 3
- Чем же мы будем сегодня заниматься на занятии?
Слайд 4
- Правильно. Сегодня мы будем учиться придумывать, видеть необычное в обычном.
Видеть необычное в обычном, фантазировать и изобретать новое, люди научились еще с древних времен. Давайте обратимся к сказкам ведь сочетали же наши предки несочетаемое. Прошло много сотен лет, и мы уже видим все это на яву.
Сказочные предметы и их современные аналоги
Сказочные волшебные предметы | Современные изобретения |
Ковер-самолет | Самолет |
Ступа Бабы-яги | Вертолет |
Волшебный клубочек | Навигатор |
Золотой петушок | Радар |
Сапоги-скороходы | Коньки |
Волшебное блюдце | Телевизор |
Емеля на печи | Автомобиль |
Слайды 5 - 22
Слайд 23
3. Открытие нового знания
Для успешной работы нам нужно подготовиться - проведём разминку.
Для разминки нам нужно выбрать 2 человек, что бы не кому не было обидно положимся на волю случая. Под 2 столами я прикрепила жетоны. Кто их нашёл? Вы будете выполнять задание. А вес вместе будем следить за правильностью выполнения, если заметите ошибку - хлопайте в ладоши.
Упражнение 1
Глядя на картинку, надо произнести вслух, как можно быстрее цвета, которыми написаны слова
Кто больше получил оваций? Тому придётся быть более внимательным, потому что сейчас мы попытаемся увидеть необычное в обычном. В самом простом нашей руке.
Слайд 24
Упражнение 2.
Придумайте и предложите как можно больше вариантов использования кисти руки. Можно придумывать самые нелепые вещи важно что бы рука могла заменить какой либо предмет.
Предлагайте ваши варианты:
( чашка, расчёска, грабли, лопатка, пинцет, отвёртка, держатель, разбрызгиватель) (слайд №6).
Слайд 25
Вот сколько предметов может заменить наша рука, картинки, то что придумала я, а вы предложили больше вариантов. Одна голова хорошо, а 2 лучше, а у нас их 10. Молодцы.
Но в жизни мы можем столкнуться не только, что 1 предмет надо заменить другим, но и придумать необычный выход из сложившейся ситуации.
Слайд 26
Слайд 27
Просмотр отрывка мультфильма Том и Джерри.
Слайд 28
В такой ситуации оказались известные вам герои Том и Джерри.
Мышь стала невидимой. Как сделать так, чтобы кот увидел мышь.
- кот может посыпать пол комнаты мукой.
-кот может скормить мыши приманку сыр, цветная конфета.
-Кот может распылить в комнате мел, чтобы он осел на мышь.
Молодцы, помогли Тому решить сложную ситуацию.
Что бы решать подобные ситуации нужно иметь творческое воображение. Существуют специальные приёмы творческого воображения.
Слайд 29
- Сегодня мы научимся первому и самому простому методу придумывания чего-то необычного. Называется он «Метод фокальных объектов». Название его произошло от глагола «фокусироваться». Оно означает, что мы концентрируем своё внимание на каком-то объекте. Сначала мы выбираем фокальный объект, тот, который будем усовершенствовать. Затем один или несколько случайных объектов и отвечаем на вопрос «Какой он?». Записываем все названные признаки и свойства. Затем наделяем фокальный объект свойствами случайных объектов.
Слайд 30-35
Например, МОЛОТОК. Назовите его признаки: железный, деревянный, тяжёлый, большой, маленький, красивый. Теперь выбираем другой объект
Например, РЕКА. Соединяем каждый из названных признаков молотка со словом река. При этом постарайтесь представить себе ситуацию, в которой такое сочетание возможно.
Железная река - это может быть расплавленная сталь на заводе
Большая река - назовите самые большие реки (Волга, Енисей, Обь, Амазонка) (иллюстрация).
Тяжёлая река - так называют свой маршрут туристы, работники речного транспорта
Деревянная река - это может быть деревянный водопровод в древнем городе или лесосплав
4. Первичное закрепление
Теперь попробуем сами с помощью этого метода исследовать свои понятия
Слайд 36
Игра «Изобретатели»
Цель: научить детей применять метод фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета.
- Я заколдовала предмет, а вы попробуйте его расколдовать. Что это может быть?(нарисовала круг).
Ответ: Предположения.
1 шаг – выбираем фокальный объект
Да, это яблоко. И так, мы выбрали фокальный объект – это яблоко. Сейчас мы попробуем вывести новый сорт яблок, а поможет нам в этом МФО.
Слайд 37
- Что нам нужно сделать дальше?
Ответ: Выбрать случайные объекты.
2 шаг – выбираем случайные слова
Можно выбрать случайное слово из предметных картинок. Выбираем, это ….
И так, мы выбрали 3 случайных объекта, (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.
3 шаг – выделяем свойства случайных объектов
Используем вопросы – какой, какая, какое.
4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту
Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту.
5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций
Итак, какие сорта яблок мы с вами вывели?
Слайд 38
Игра "Необычный подарок".
Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. Воспитывать дружелюбие, вежливость.
Материал. Подарочные коробки с подарками
Игровая задача. Наделить нетипичными признаками различные предметы.
Ход игры.
Педагог спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается два ребенка. Например:
- Даша, какой бы подарок ты хотела получить от Никиты? (Книгу)
- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)
- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)
- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)
Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.
- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?
Дети меняют признаки местами. Например:
Даша : - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"
Никита : - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".
Слайд 39
5. Самостоятельная практическая работа
У вас на столах лежат конверты, достаньте из них картинку. Напишите её признаки.
Примените их телефону. Задание выполняйте, пока звучит музыка.
Какие новые модели телефона у вы изобрели? Область их применения.
6. Самооценка, рефлексия.
Окончание занятия, рефлексия.
- Что понравилось на занятии?
-Чему научились на занятии?
Вы будущее нашей нации, нашей России. Каждый из вас талантлив и вам предстоит совершать новые открытия во благо нашей Родины.
Слайд 40
И в конце занятия я предлагаю вам просмотреть видеоролик «Великие русские»
4. Рефлексия:
- самоанализ проведенного занятия педагогом-мастером;
- ответы на вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию;
- общая дискуссия;
- заключительное слово педагога-мастера.
Источники информации:
https://infourok.ru/igri-po-metodu-fokalnih-obektov-3202011.html
https://открытыйурок.рф/статьи/101953/
https://4brain.ru/blog/метод-фокальных-объектов-мфо/
http://13school.ru/downloads/Метод%20фокальных%20объектов.pdf
https://infourok.ru/igri-po-metodu-fokalnih-obektov-3202011.html
Видео:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...
Мастер - класс " Применение технологии интегрированного обучения как средства повышения активности учащихся на уроках"
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных...
мастер -класс:ТРИЗ:метод фокальных объектов
мастер класс для учителей"Метод фокальных объектов"...
Мастер-класс«Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы»
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Пете...
Мастер- класс по теме "Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся"
Формирование и развитие коммуникативных компетенций школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на...
Дидактические материалы мастер – класса «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»
Подборка игр, испульзуемых при применении метода фокальных объектов...
Конспект открытого урока на тему: «Изучение и применение Метода фокальных объектов»
Метод фокальных объектов- это метод поиска новых идей, при этом к свойствам объекта добавляют что-то новое, необычное или изменяют уже имеющиеся в нем качества, форму, свойства на основе присоединения...