Дидактические материалы мастер – класса «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»
учебно-методический материал
Подборка игр, испульзуемых при применении метода фокальных объектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_materialy.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ
БЛАГОДАРНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
356420, Ставропольский край, город Благодарный, улица Первомайская, 48
Тел/факс 8 (86549) 2-21-60, е-mail: ddtblag@mail.ru
Дидактические материалы мастер – класса
«Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»
Составитель Белоцерковская Людмила Васильевна, старший педагог дополнительного образования |
г. Благодарный
Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.
Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.
Метод фокальных объектов был разработан для того, чтобы преодолеть косность мышления, развить способность ассоциативно и творчески мыслить. Проще говоря, все мы обычно видим перед собой два варианта развития событий. Данный метод предлагает отыскать третий — неожиданный, свежий, тем самым более сильный, чем очевидные и исхоженные пути.
Цель метода
Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.
Суть метода
Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.
Метод фокальных объектов состоит из шести последовательных действий:
План действий
- Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.
- Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).
- Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).
- Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) – получить новые сочетания.
- Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.
- Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.
Результат
Списки идей и предложений по новым модификациям объекта.
Достоинства
- Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.
- Не шаблонность выдвигаемых идей.
- Универсальность метода.
Недостатки
- Непригодность при решении сложных задач.
- МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.
- Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.
Пример применения МФО
Совершенствуемый объект
Фонарик.
Случайные объекты
Очки, валенок, парашют.
Характерные свойства или признаки случайных объектов
- Очки: солнечные, защитные, модные.
- Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
- Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
Новые сочетания
- Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный.
- Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский.
- Фонарик раскрывающийся, фонарик цветной, фонарик надежный.
Новые идеи
- Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения.
- Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных.
- Фонарик складной, фонарик с цветными фильтрами, фонарик ударопрочный.
При применении метода фокальных объектов (МФО) на занятиях в дополнительном образовании хороших результатов дают игры.
Игра "Необычный подарок".
Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. Воспитывать дружелюбие, вежливость.
Материал. Карточки с изображением различных предметов (книга, машина, шарик, кукла, платье, мяч, и т.д.)
Игровая задача. Наделить нетипичными признаками различные предметы.
Ход игры.
Педагог спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается два ребенка. Например:
- Даша, какой бы подарок ты хотела получить от Никиты? (Книгу)
- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)
- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)
- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)
Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.
- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?
Дети меняют признаки местами. Например:
Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"
Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".
Игра «Фоторобот»
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.
Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.
Еще одна игра — «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное». В нее можно играть на словах, а можно и рисовать, если речь идет о каких-то качествах внешности. К примеру, лошадь может обзавестись павлиньими перьями вместо хвоста, курица научится петь как соловей, а рыба — отрастить ноги. Животным нужно дать названия — например, «павлошадь», «куровей» и «рыбоног». Описать, где они живут, чем питаются, как общаются с сородичами, придумать истории из их жизни.
Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.
Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту.
Осьминогожираф - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде.
Слонопрыг - Живет в воде и на земле. Очень добрый! Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям. У него очень хороший слух и обоняние. Любит погулять где-нибудь в горах. Мне он очень нравится! Это очень редкий зверь. Живет только в Америке. Прыгучий. Занесен в Красную книгу.
Кошаверб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки: всё время разговаривает. Живет до 100 лет.
Игра «Путаница».
Цель. Закрепить умение детей находить типичные свойства объекта.
Ход игры. Педагог называет 3-4 объекта с необычными свойствами и просит детей поменяться этими свойствами, чтобы восстановить порядок.
Пример: тигр заостренный, карандаш полосатый, полка морозная, стекло весящее.
Игра «Изобретатели»
Нужно придумывать новые строения, транспортные средства, технику, продукты, одежду. В общем, все, что придет в голову. Здесь уже нет рамок жизнеспособности проекта и можно не ограничивать свою фантазию. Например, возьмем слово стол. К нему подобрались слова кот, лицо, слива.
Кот бывает пушистый, мурлыкающий, игривый, голодный, сонный, теплый. Тут же возникает гениальное решение — изобрести стол, полностью покрытый мехом, со встроенной «мурчалкой» и подогревом. И… поставить такие столы вместо задних парт в классе, чтобы там можно было поспать или просто отдохнуть. Конечно, учителя будут недовольны… Значит, надо поставить такой стол и учителю, чтобы он тоже спал на уроках. И тогда все будут счастливы.
Цель: научить детей применять метод фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета.
- Я заколдовала предмет, а вы попробуйте его расколдовать. Что это может быть? (нарисовала круг).
Ответ: Предположения.
1 шаг – выбираем фокальный объект
- Да, это яблоко. И так, мы выбрали фокальный объект – это яблоко. Сейчас мы попробуем вывести новый сорт яблок, а поможет нам в этом МФО.
- - Что нам нужно сделать дальше?
Ответ: Выбрать случайные объекты.
2 шаг – выбираем случайные слова
1 вариант: Можно выбрать случайное слово из предметных картинок. Выбираем, это ….
2 вариант: Предложить ребенку назвать любое слово или «ткнуть пальцем в книгу», на какое слово попадет то и будет, если это не существительное, то выбрать рядом стоящее слово. Это…
3 вариант: Выбрать любую букву и назвать три слова, начинающиеся с заданной буквы (Яблоко – яма, ящерица, якорь, ячмень).
И так, мы выбрали 3 случайных объекта, (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.
3 шаг – выделяем свойства случайных объектов
Используем вопросы – какой, какая, какое.
4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту
Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту.
5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
Рассматриваем: Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать, и платить за это деньги?
6 шаг - смастерим?
Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.
Игра «Давай поменяемся».
Цель. Учить детей наделять объект необычным признаком и с достаточной степенью достоверности объяснять его наличие в реальной жизни.
Ход игры. Педагог раздаёт 3-4 детям картинки с изображением различных объектов (пчёлка, шуба, автомобиль и т.д.).
Р.З.: выберите признак, типичный для объекта (пчёлка летающая, шуба согревающая, автомобиль скоростной). Подари этот признак другому объекту (автомобиль летающий, пчёлка согревающая, шуба скоростная). Объясни, когда объект может быть таким.
Пр.: пчёлка согревающая, потому что она дает мёд, который согревает заболевшего; шуба скоростная, если её быстро сшить; автомобиль быстро едет по дороге, как будто летит.
Игра «Отгадай секрет».
Цель. Учить детей строить гипотезы по отношению к объектам с необычными признаками.
Ход игры. Педагог предлагает словосочетание: объект + необычный признак. Просит угадать и предложить варианты (построить гипотезы).
Пр.: Мохнатая книга - признак мохнатости может быть взята от медведя, собаки.
Ведущим может быть ребёнок. Он сам составляют словосочетания, которые объясняют другие дети.
Игра «Объяснялки».
Цель. Упражнять детей в навыках наделения объектов необычным признаком, с достаточной степенью достоверности объяснять его наличие в реальной жизни или фантастической ситуации.
Ход игры. Педагог предлагает детям две стопки карточек: предметные картинки и качественные прилагательные. Прилагательные подбираются из пассивного словаря ребёнка.
Пр.: навязчивый, расторопный, невероятный, пронырливый и т.д.
Ребёнок берёт по одной карточки из каждой стопки, с помощью взрослого составляет словосочетание, объясняет, когда объект бывает таким.
Игра «Случайный выбор»
1) Объект - кастрюля (фокальный объект).
Цель - расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию.
2) Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета.
3)Признаки случайных объектов:
Дерево - высокое, зеленое, голое, срубленное, спревшее, чахлое, железное, хлебное, пробковое, с толстой корой, с корнями, раскидистое, колючее.
Лампа - электрическая, светящаяся, настольная, электронная, разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная.
Кошка - живая, игривая, пушистая, сибирская, царапающаяся, голодная, злая, полосатая, нюхающая, мяукающая, дикая, домашняя.
4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки:
нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля.
5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями - кастрюля с вделанной в нее теплоизолирующей прокладкой; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд; нюхающая кастрюля -кастрюля с индикатором, определяющим подгорание пищи; мяукающая кастрюля - подающая сигнал об окончании варки и т.д.
Эти веселые игры не просто развивают творческое мышление, они очень интересны и любимы детьми.
Конечно, метод фокальных объектов не идеален — среди всех найденных ассоциаций интересный результат дают в лучшем случае одна-две. И нет никакой гарантии, что идея принесет хорошие плоды, даже если покажется очень перспективной. Не существует никаких критериев оценки получаемых ответов — насколько они хороши или плохи. Исследователь может опираться лишь на свой опыт и интуицию, самостоятельно неся ответственность за успех или провал полученной идеи.
Но все же при мудром использовании МФО помогает генерировать мощные и уникальные ответы, давая возможность вырваться за границы рутины, однообразия и бесконечного «копи-паста», присущего современности.
Источники информации:
https://4brain.ru/blog/метод-фокальных-объектов-мфо/
https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2019/03/16/master-klasstrizmeod-fokalnyh-obektov
https://infourok.ru/igri-po-metodu-fokalnih-obektov-3202011.html
https://geniusrevive.com/metod-fokalnyh-obektov/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»
Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...
Мастер - класс " Применение технологии интегрированного обучения как средства повышения активности учащихся на уроках"
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных...
мастер -класс:ТРИЗ:метод фокальных объектов
мастер класс для учителей"Метод фокальных объектов"...
Мастер-класс«Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы»
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.Метод интеллект-карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Пете...
Мастер- класс по теме "Диалоговые технологии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся"
Формирование и развитие коммуникативных компетенций школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на...
Мастер – класс «Применение метода фокальных объектов как средства развития творчества и изобретательства у обучающихся»
Цель мастер-класса – повышение профессиональной компетенции педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению метода ...
Конспект открытого урока на тему: «Изучение и применение Метода фокальных объектов»
Метод фокальных объектов- это метод поиска новых идей, при этом к свойствам объекта добавляют что-то новое, необычное или изменяют уже имеющиеся в нем качества, форму, свойства на основе присоединения...