«Умелые ручки»
рабочая программа

Сатаев Николай Михайлович

В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности во                           2 классе «Умелые ручки».

Программа направлена на введение младших школьников в проектную деятельность с использованием современных образовательных технологий.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Конструирование и ручной труд, игра и рисование – особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

•  желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

•  желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе организуя работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное творческое наслаждение, в то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx62.6 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида № 108

«Рассмотрена»

На заседании методического объединения  

Протокол № _______________

От «___» ____________ 20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР ГБОУ Школа №108

____________ Литова О.А.

От «___» _________ 20__г.

«Утверждаю»

Директор школы ГБОУ Школа №108

____________ Бажанова Г.П.

От «___» _________ 20__г.

 Программа внеурочной деятельности

Направление

Направление: «Общекультурное»

Тема: «Умелые ручки»

2 класс

(Вариант II) 

2019 – 2020 учебный год

Разработчик программы:

учитель Сатаев Н.М.

Содержание программы:

1 Нормативно-правовое обеспечение проекта

2 Пояснительная записка

3. Цель

4. Задачи

5. Планируемые результаты

6. Тематический план

7. Список литературы

1 Нормативно-правовое обеспечение проекта.

Цели реализации адаптированной программы, для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью, формировались исходя из     примерной  АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальное недоразвитие) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 108 города Москвы ЮЗАО  (далее – ГБОУ Школы№ 108) , которая в свою очередь была разработана в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, города Москвы и уставом Образовательного учреждения (далее - ОУ):

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
  • Закон «Об образовании»
  • Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Под ред. А. Р. Маллера; Москва, 1984 г. Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР.
  • Учебного плана ГБОУ Школа № 108
  • Адаптированное основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ Школа № 108
  • Положении о рабочих программах отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москва специальной (коррекционной) школы-интернат 8 вида № 108, реализующего ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
  • Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации, обучающихся ГБОУ города Москвы « Специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида № 108.
  • Федеральный закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее ФГОС).  Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.)
  • Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального (Пункт 19.5) и основного (Пункт 18.2.2) общего образования "Программы отдельных учебных предметов, курсов" (Стандарты общего образования включают в себя требования к образовательным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 № 188, (в ред. постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 № 212, от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49, от 18.08.2008 № 617, от 10.03.2009 № 216);
  • Письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
  •  Письмом Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16 "О направлении Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей";
  • Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов"
  • Письмом Министерства образования РФ от 20 декабря 2000 года № 03-51/64 «О Методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных учреждениях»
  • Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Приказ Министерства Образования и науки РФ от 14.12.2009 №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011;
  • СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2003 № 13;
  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо Министерства образования РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  • Письмо Министерства образования РФ № 202/11-13 от 25.09.2000 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;
  • Письмо Министерства образования РФ № 220/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»;
  • Письмо Министерства образования РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;
  •  Устав Образовательного учреждения

Настоящая адаптированная образовательная программа составлена на основе анализа деятельности образовательного учреждения; с учетом возможностей усвоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья программно-методических комплексов. 

2. Пояснительная записка

В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности во                           2 классе «Умелые ручки».

Программа направлена на введение младших школьников в проектную деятельность с использованием современных образовательных технологий.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Конструирование и ручной труд, игра и рисование – особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

•  желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

•  желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе организуя работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное творческое наслаждение, в то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого, исследовательского характера через введение в проектную деятельность, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, появление созидательного отношения к окружающему.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС УО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа; методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы ОУ.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т. д.

Цель программы: Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи программы:

1. Обучение детей разнообразным приемам преобразования различных материалов.

2. Обучить конкретным трудовым навыкам.

3. Обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами

4. Формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

5. Развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,

6. Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

7. Воспитывать нравственные качества детей;

8. Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

9. Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

10. Вовлечение родителей в творческую деятельность детей дома.

11. Формирование позитивной самооценки, самоуважения, бережного отношения к результатам своего труда.

12. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

– координирование своих действияй с действиями партнеров по совместной деятельности;

– способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

– социально адекватные способы поведения.

13. Формирование способности к организации деятельности и управлению:

– целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

– навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

– самостоятельное и совместное планирование деятельности и сотрудничества;

– самостоятельное и совместное принятие решений.

14. Формирование умения решать творческие задачи.

3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Методы и приемы обучения:

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок).

Принципы построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуальный подход.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Ценностные установки:

 уважение к труду;

 стремление к познанию и истине;

 целеустремлённость;

 настойчивость;

 бережливость;

 трудолюбие.

Планируемые результаты реализации программы.

В ходе решения системы программных задач кружка у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

 Целеполагание (постановка и удерживание цели).

 Планирование (составление плана своей деятельности).

 Понимание (видение проблемы; анализ сделанного – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).

 Моделирование (представление способа действия в виде модели-схемы, выделение всего существенного и главного).

 Проявление инициативы при поиске способа (способов) решения задачи.

 Вступление в коммуникацию (взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или отклонение точки зрения других).

Учащиеся будут иметь представление:

о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

с помощью учителя научатся:

– выбирать темы для практических работ;

– формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

– выдвигать возможные способы их решения;

– доказывать своё мнение.

4.  Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Освоение предметных знаний, умений:

 будут иметь представление о материале, из которого сделана поделка;

 овладеют приемами работы с различными материалами;

 научатся самостоятельно определять последовательность выполнения работы;

 научатся самостоятельно проводить анализ поделки;

 научатся выполнять работу по замыслу;

 научатся выбирать материал, соответствующий данной конструкции, и способы скрепления, соединения деталей;

 научатся использовать в работе разные способы ручного труда.

В результате прохождения курса у учащихся будут сформированы  указанные ниже базовые учебные действия.

Регулятивные:

 планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

 осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные:

 умение учиться;

 приобретение навыков решения творческих задач;

 осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

 осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

 выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика);

 умение координировать свои усилия с усилиями других;

 формулирование собственного мнения и позиции;

 озвучивание вопросов;

 допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;

 учитывание разных мнений.

Личностные:

 мотивация учебной деятельности;

 проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

 освоение социальной роли обучающегося.

Требования к уровню подготовки.

По окончании обучения обучающиеся  д о л ж н ы  з н а т ь :

– виды материалов и их свойства (бумага, картон);

– название, назначение и приёмы безопасной работы с инструментами и приспособлениями;

– последовательность изготовления несложных изделий;

– приёмы разметки (сгибанием, по шаблону, трафарету);

– способы соединения деталей: клеем, нитками, пластилином;

д о л ж н ы  у м е т ь :

– организовать рабочее место;

– под руководством педагога проводить анализ изделия;

– соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

– экономно выполнять виды разметок;

– резать и вырезать ножницами;

– соединять детали различными способами;

– эстетично оформлять изделие.

Формы и виды контроля.

Творческими работами могут быть: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет. Индивидуальная деятельность (получаемый продукт) – результат работы одного человека; в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся).

5. Содержание программы

  Программа «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

  Активная работа способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

   При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

   На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, лепка, рисование) Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие детей.

  • Лепка

Искусство придания формы пластическому материалу считается необыкновенно живым и, что важно, осязаемым.

  Лепка по праву занимает место одного из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Даже ребенок раннего дошкольного возраста создает реальный или вымышленный образ, к которому можно прикоснуться, а не только представить или увидеть. Возможности лепки широко используются для развития детей.

При ее помощи ребенок способен: 

  • Разнообразить свой сенсорный опыт, получая представление о материале, его структуре, пластичности, форме и цвете;
  • Создавать объемные поделки;
  • Развивать мелкую моторику и координировать одновременно работу обеих рук;
  • Получать эстетическое воспитание.

Приемы лепки:

  • Отщипывание – отделение большим и указательным пальцами небольшого кусочка от одного крупного;
  • Разминание – надавливание пальцами или рукой;
  • Сплющивание – сжатие материала и придание ему плоской формы.
  • Скатывание - создание формы шара круговыми движениями ладони;
  • Раскатывание – формирование „колбасок” ладонями;
  • Сглаживание – придание округлости форме;
  • Вдавливание – нажатием большого или указательного пальца делается углубление;
  • Заострение – придание острого конца при помощи прижимания пальцами со всех сторон; Прищипывание – оттягивание и заострение одного края;
  • Соединение – скрепление деталей друг с другом.

  Важно постепенно переходить от простого к сложному, чтобы ребенок не разочаровался в неудаче. Сначала изучаются отдельные приемы. Знания закрепляются, оттачиваются.

  • Аппликация

Аппликация наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Задачи решаемые в этом возрасте элементарны:

-учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая; бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается по-разному шуршит;

-развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок;

-дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка;

-развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять;

-развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться “вслед” за взрослыми.

Аппликация может быть:

- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

- сюжетной, отображающей те или иные события;

- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж.

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами.

Орига́ми (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Объемная аппликация

Почти всем деткам нравятся поделки из цветной бумаги, можно делать аппликации, объёмные поделки

  • Рисование

  Рисование - графически-живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого являются колорит, форма, композиция.

  Наблюдая предмет, дети должны уметь передавать в рисунке его характерные свойства; создавать художественный образ, отображать сюжет; усваивать некоторые элементы узора декоративном рисовании, постепенно приобретая первичные навыки техники рисования.

Задачи рисования:

  1. Познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками доступными в этом возрасте.
  2. Учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления.
  3. Показать выразительные возможности цвета.
  4. Учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами.  
  5. Учить передавать с помощью цвета своё настроение, ощущения (слуховые, тактильные, осязательные).
  6. Учить преобразовывать каракули до образа (совместно с педагогом и самостоятельно), создавая при этом как реалистичный рисунок, так и стилизованный.
  7. Учить работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами.
  8. Учить простым приёмам рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка, отмывка).
  9. Учить наносить точки как одинаковые, так и разные по форме, используя при этом разную степень их группировки (то плотно лежащих друг к другу, то свободно располагающихся на плоскости).
  10. Познакомить с рисованием различных линий. Дать возможность попробовать их провести.
  11. Учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах.
  12.  Учить передавать ритм (пятен, мазков, штрихов, точек).
  13. Формировать умение пользоваться изобразительными материалами.
  14. Формировать умение смешивать цвета разными способами: наложение, вливание, смещение.
  15. Развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение простых линий.
  16. Формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений.
  17. Развивать: наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа.
  18. Расширять словарь ребёнка специальными понятиями: цвет, светлый оттенок, тёмный оттенок, смешение цвета, композиции, линия горизонта, блик, далеко, близко.
  19. Развивать память, воображение.

Виды рисования:

Предметное рисование

  • Учить определять характерную форму предмета, а если предмет состоит из нескольких частей, то наиболее крупные основные части его путем сопоставления с известными геометрическими фигурами и установления сходства и различия между ними.
  • Учить узнавать, что предметы могут быть различными не только по величине, но и пропорциям, отличаясь друг от друга по высоте и ширине (деревья высокие и низкие, толстые и тонкие; здания высокие и низкие; окна узкие и широкие).
  • Учить рисовать предметы разных пропорций. Дети узнают, что предметы могут стоять, лежать. (Это можно легко показать на кирпичиках, из которых делается несложная постройка, на вырезанных из бумаги прямоугольниках и треугольниках.)
  • Уточнить представления детей о строении предметов, состоящих из нескольких частей; учит называть положение частей (вверху, внизу, с боков, в середине), более точно, чем ранее, определять относительную величину частей предмета, сравнивать предметы по строению (например, находить сходство в строении разных машин, цветов, птиц и др.; передавать их характерные особенности).
  • Учить передавать в рисунке некоторые простейшие формы движения (объясняет детям, что положение частей предмета, туловища птиц, животных изменяется при движении).
  • Познакомить с цветами спектра в их последовательности (как в радуге), учит получать светлый оттенок путем прибавления белого цвета. (Из нейтральных цветов, кроме черного и белого, дети узнают серый: темный и светлый.)

Декоративное рисование. 

  • Освоить способ рисования новых линий — дуга, волнистая линия,
  • Учить применять в качестве элементов узора детали растений — листья, венчики и лепестки цветов, ягоды.
  • Познакомить детей с правилами симметричного расположения элементов в узоре на квадрате, круге, многоугольнике.
  • Учить самостоятельно находить композицию узора, создавая различные комбинации элементов и цветосочетаний.

Сюжетное рисование

  • Уточнять представления детей о предметах, находящихся в известных пространственных отношениях друг с другом: близко — далеко, выше — ниже, одни под другими, или над другими, или в ряд.
  • Учить обозначать пространственные отношения, передавать и определять их в рисунках, лепке.
  • Учить детей овладевать разными способами расположения изображений, связанных одним содержанием: по всему листу, на узкой и более широкой полосе (обозначающей землю);
  • Учить уточнять и использовать в рисунках представление о различии предметов по величине, высоте, ширине;
  • Учить передавать изменения положения предмета при движении.

Технические навыки

  • Ввести рисование акварельными красками.
  • Закрепить способы работы гуашью.
  • Познакомить со способами рисования цветными восковыми мелками, простым и графитным карандашами.
  • Научить проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка.
  • Отрабатывать легкое, без излишнего напряжения движение карандашом и кистью, умеренный нажим на бумагу карандашом и регуляцию нажима для получения оттенков цветов, рисование концом кисти тонких линий, более широких полос боковой стороной ворса; вырабатывать умение произвольно изменять силу нажима на карандаш для получения цвета разной интенсивности.
  • Помочь овладеть ритмом движения при повторности однородных действий (равномерное поднимание и опускание руки при рисовании волнистой линии, дуг, обрамляющих круги или овалы, при нанесении мазков, точек); научить сохранять равномерность движения по размаху, нажиму и направлению штрихов при закрашивании частей рисунка.

6. Тематическое планирование

Число

Время

Тема занятия

02.09

1.5

Экскурсия на территорию школы, наблюдение за природой.

(Сбор природного материала)

03.09

1.5

Аппликация на тему осень (Листопад)

04.09

1.5

Знакомство с тканью (виды ткани) Познакомить с инструментами (шило, нож-резак, ножницы)

05.09

1.5

Игрушка «Кораблик» (Поделка из бумаги)

09.09

1.5

Аппликация «Рыбки в аквариуме»

10.09

1.5

Аппликация «Мой двор»

11.09

1.5

Аппликация из листьев

12.09

1.5

Самолет (работа с бумагой)

16.09

1.5

Рельефное изображение растений. (Пластилин)

17.09

1.5

Оклеивание коробочек и баночек для хранения собранного материала

18.09

1.5

Создание образов зверей и птиц (по желанию детей). Композиция из листьев, цветов, косточек, семян

19.09

1.5

Пенал для карандашей. (Из коробочки)

23.09

1.5

«Маска» детская из бумаги (Медведь, Волк, Лиса)

24.09

1.5

Рельефное изображение животных. (Пластилин)

25.09

1.5

Домик из картона.

26.09

1.5

Кормушка для птиц. (Из упаковки молока)

30.09

1.5

Изготовление фоторамки. (Картон, фотография)

01.10

1.5

Коробочки с секретом. (Картон)

02.10

1.5

Домовёнок. (Картон, нитки)

03.10

1.5

Забавные магниты на холодильник.

07.10

1.5

Подарок маме (объемная открытка)

08.10

1.5

Совместный коллаж «Прилет птиц»

09.10

1.5

Поделки и картины из природного материала

«Ласточка»

10.10

1.5

Лепка игрушки по мотивам народных образцов

14.10

1.5

Создание композиции «Мир животных» (Пластилин)

1 занятие

15.10

1.5

Создание композиции «Мир животных» (Пластилин)

2 занятие

16.10

1.5

Аппликация «Осеннее солнышко»

17.10

1.5

«Под водой мир рыб» (Рисунок карандашами)

21.10

1.5

«Яблоневый сад» (Пластилин)

22.10

1.5

«Разноцветные узоры» (Гуашь)

23.10

1.5

Рисуем на свободную тему (Краски, А4)

24.10

1.5

Аппликация «Сова»

04.11

1.5

Рисуем «Листопад» ладошками

7. Учебно-методическое обеспечение программы

Литература:

1. Анистратова, А. А. Поделки из бумаги / А. А. Анистратова, Н. И. Гришина. – М. : Оникс, 2007. – 64 с. – (Развиваем творческие способности).

2. Забавные  самоделки  из  пластилина.  – М.  : Эксмо, 2012. – 64 с. – (Азбука рукоделия).

3. Нагибина, М. Конструируем из бумаги и картона / М. Нагибина.  – М. : Академия развития, 2011. – 32 с. – (Золотая коллекция поделок).

4. Перевертень, Г. И. Поделки из веток / Г. И. Перевертень. – М. :АСТ ; Донецк : Сталкер, 2005.

5. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов /  Г. И. Перевертень. – М. : Просвещение, 2008. – 110 с.

6. Петрова, О. Фигурки из природных материалов  /  О. Петрова. –  М. : АСТ-Пресс, 2011. – 16 с. – (Веселый мастер-класс).

7. Румянцева, Е. А.  Простые поделки из пластилина / Е. А. Румянцева.  – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 144 с. – (Внимание: дети!).

8. Энциклопедия поделок для детей. – М. : Эксмо, 2009. – 256 с.

Интернет-ресурсы:

1. detkam.e-papa.ru/podelki/8 – Инструкция по изготовлению объемной открытки.

2. detpodelki.ru – Академия поделок.

3. detkam.e-papa.ru – Детское творчество и развитие.

4. pochemu4ka.ru – Почемучка.

5. potomy.ru – Детская энциклопедия «Вместе познаем мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка Умелые ручки

 Программа кружка "Умелые ручки" рассчитана на детей в возрасте от 7 лет  Срок реализации программы 1 год. На занятиях кружка  учащиеся занимаются изготовлением...

Кружок "Умелые ручки"

Примерная разработка внеурочной деятельности (кружка) для девочек 5,6 классов....

Программа мастерской по декоративно-прикладному творчеству "Умелые ручки".

Программа разработана для детей с особыми образовательными потребностями для 8 класса. Программа работы кружка включает различные направления. План работы расчитан для детей 15-16 лет....

Рабочая программа кружка «Умелые ручки".

Здесь вы сможете найти примернре планирование кружка "Умелые ручки " для учеников 1-4 классов....

Программа для кружка "Умелые ручки"

Календарно- тематическое планирование...

Программа "Умелые ручки"

Направленность программы:  прикладное творчество.Новизна и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно здоровой личности, р...

Программа кружка "Умелые ручки"

Программа кружка "Умелые ручки" для учащихся первого класса. Пояснительная записка, тематическое планирование, цели и задачи....