Программа мастерской по декоративно-прикладному творчеству "Умелые ручки".
календарно-тематическое планирование (8 класс) по теме
Программа разработана для детей с особыми образовательными потребностями для 8 класса. Программа работы кружка включает различные направления. План работы расчитан для детей 15-16 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_kruzhkovaya_rabota_7-8_kl.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ "Красноярская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида"
Утверждаю:________
Директор В.Н. Юрьев
Программа
мастерской по декоративно-прикладному творчеству
«Умелые ручки».
(для детей с особыми образовательными потребностями)
8 класс
Разработала
Рогатина Раиса Алексеевна
воспитатель, 2 кв. категория
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка.
Программа работы кружка включает различные направления: работа с семенами, природным материалом, тканью, бумагой, картоном, бросовым материалом, крупой. План работы кружка рассчитан для детей 15-16 лет. Продолжительность занятий-30 минут, 2 раза в неделю.
Цели: развивать интерес к творчеству; формировать навыки ручного труда; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Задачи:
1.Коррекционно-обучающие:
- Развивать умственные способности детей, глазомер;
- Знакомить с правилами техники безопасности.
* .
2. Коррекционно-развивающие:
- Коррекция внимания, мышления, памяти, опорно двигательной системы;
- Расширение кругозора, творческих способностей, мышления;
- Развивать художественный и эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
- Развивать умение работать в коллективе
3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать художественный вкус, аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие.
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки.
Отслеживание результатов реализации программы проводится через педагогические наблюдения, оценивание детских работ другими педагогами, выставки детских работ, мониторинги в середине и в конце учебного года.
Методическое обеспечение.
Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний, умений и направлена на развитие познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности в работе. Центральным звеном в организации работы является занятие. Занятия направлены на комплексное решение ряда задач. Для решения этих задач программой предусмотрены различные виды предметно-практической деятельности, использование различных материалов.
Основные формы занятий:
- Изучение новой темы;
- Закрепление знаний;
- Практическая работа;
- Обобщающее занятие.
Формы, методы организации и проведение занятий реализуются через индивидуальный подход в обучении и воспитании.
Методы обучения (словесное обучение, практические упражнения и др.) определяются целями и задачами программы. Главное, чтобы в процессе обучения учащиеся приобретали практический опыт и навыки работы, а также теоретические и исторические знания, необходимые для развития творческой инициативы, патриотического чувства.
Формирование умений и навыков происходит от простейших элементов к более сложным.
Ключевым методическим принципом реализации данной программы является проблемный метод обучения.
Основной вид проведения итогов усвоения знаний, формирования практических умений и навыков учащихся - просмотр работ. Просмотры делятся на текущие (в конце занятия), полугодовые и итоговые.
В процессе изучения курса учащиеся усваивают необходимые знания, практические умения, навыки и постепенно развивают свою познавательную деятельность, применяя полученные знания на практике.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны не только воспроизводить то, чему они научены, но и самостоятельно раскрывать новые стороны изученного.
Последовательность в обучении помогает учащимся понять взаимосвязь новых знаний и умений с уже пройденными темами, анализировать результаты своей работы, изучать новый материал, выделяя в нём главные моменты.
Для успешной реализации программы требуется:
- Комната, оборудованная столами и стульями;
- Материалы и инструменты для творческой работы учащихся: шерстяные нитки, крючок для вязания, канцелярские товары, краски, природный материал;
- Наглядные пособия: иллюстрации, образцы работ в различных техниках;
- Общие рекомендации;
- План проведения занятия.
Прежде чем начать практическую работу с детьми, проводится познавательная беседа о правилах сбора, заготовки природного материала; о том, какие поделки предстоит сделать, технику и правила их выполнения. Что даёт целостное представление о предстоящей творческой деятельности.
Члены кружка:
- Бугаёв Дима
- Елецкий Дима
- Курнышов Ваня
- Голиков Паша
- Мироненко Вадим
- Вольф Сергей
- Швачко Саша
- Суровцева Женя
- Олейникова Лена
- Гончарова Юля
- Шашков Коля
- Костина Света
Тематическое планирование в 8 классе
(2012 - 2013 учебный год)
№ | Тема занятий | Количество часов |
теория | практика |
1. | Введение в предмет. Охрана труда. | 1 | - |
2. | Правила сбора и засушивания природного материала. Порядок работы над изделием. | 2 | - |
3. | Подготовка основы к работе, обработка природного материала, изготовление деталей. | 1 | 2 |
4. | Коллективная работа из природного материала « В гостях у Берендея». | 1 | 2 |
5. | Изготовление панно из соломки. Подготовка фона. Покраска. | 1 | 2 |
6. | Работа с соломкой. Композиция « Цветы», « Телёнок». | 1 | 3 |
7. | Подготовка к конкурсу декоративно-прикладного творчества учащихся « Снегурочка и Дед Мороз». Изготовление деталей. | 1 | 2 |
8. | Изготовление Деда Мороза и Снегурочки (работа с пряжей) | _ | 3 |
9. | Изготовление цветов к 8 марта (вышивка лентами). | 1 | 3 |
10. | Работа из Папье-Маше (разнос). | 1 | 2 |
11. | Декоративно - прикладное творчество « Ангелочки возвестили» (ткани, лоскуты, ленты). | 1 | 1 |
12 | Подведение итогов года. Выставка детских работ. | 1 |
Итого: 32 часа | 12 | 20 |
8 класс, 2012 - 2013 учебный год
Тема занятия | Содержание занятия |
№1. Введение в предмет. Охрана труда. | Цель: дать детям обобщенное представление о декоративно-прикладном искусстве, его значении в жизни людей. Методическое оснащение: различные предметы декоративно-прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства. Репродукции картин известных художников. Образцы материалов и инструментов. Основные понятия: дать детям обобщенное представление о разнообразии предметов ДПИ: картины, вазы, панно, салфетки, игрушки. Дети должны усвоить: всё, что создано руками человека для использования в быту или украшения жилища - называется ДПИ. Дать общие понятия о материалах и инструментах, используемых в работе и о правилах ТБ. |
№2.Сбор природного материала. Правила сбора и засушивания. | Цель: заготовка природного материала. Напомнить детям правила заготовки природного материала. Оборудование: пакеты, коробки, корзинки. Основные понятия: в лесу на каждом шагу груды сокровищ, но не всякий может их заприметить, разглядеть, тут нужно особое видение. Попробуем ему научиться. В нашей работе мы будем использовать следующие природные материалы: плоды, ветки, кору и корни деревьев, древесные грибы. Инструктаж по правилам поведения в природе, ТБ №10. |
№3. Подготовка основы к работе, обработка природного материала, изготовление деталей. | Цель: продолжать совершенствовать практические умения работы с различными видами семян и природного материала; воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость; учить работать в коллективе. Материалы и инструменты: твёрдая основа, акварель, гуашь, кисти. Анализ образцов (приложение №1), работа по плану (приложение №4). |
№4.Коллективная работа из природного материала: « В гостях у берендея». | Цель: развивать умственные способности детей, глазомер; научиться производить разметку несложных изделий; овладеть приёмами пользования ручными инструментами. Задачи: вызвать интерес к работе, доказать значимость и эффективность этой работы; воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение. Оборудование: твёрдая основа, ножницы, клей ПВА, кисти, семена дыни, арбуза, тыквы, скорлупки фисташек, гречневая крупа, пшено, береста. (Другие материалы в зависимости от творчества детей)
|
№5.Изготовление панно из соломки. Подготовка фона. Покраска. | Цель: развивать навык творческого экспериментирования с соломкой. Задачи: развивать фантазию, глазомер, умение ориентироваться в задании; Воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие, эстетический вкус. Оборудование: белая бумага, салфетки, ножницы, соломка, карандаш, трафарет, гуашь, планшет. Основные понятия: усвоить разные приёмы работы с соломкой и применять любой из них по собственному желанию в зависимости от замысла. ТБ, приложение №3. |
№6.Работа с соломкой. Композиция « Цветы», « Телёнок». | Цель: формировать навыки ручного труда и навыки работы с соломкой. Задачи: развивать самостоятельность, творческое воображение, коррекция общей моторики; воспитывать умение преодолевать трудности, получать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в труде. Оборудование: образцы изделий, клей ПВА, ножницы, лак. Соблюдать правила ТБ. |
№7. Подготовка к конкурсу декоративно – прикладного творчества учащихся « Снегурочка и Дед Мороз». Изготовление деталей. | Цель: развивать навык самостоятельного выполнения работы. Задачи: развивать пространственное мышление, координацию движений, глазомер, внимание. Воспитывать интерес творческому заданию, настойчивость и терпение в достижении цели. Оборудование: клей ПВА, акриловые краски, кисти, и др. необходимый материал, который может понадобиться. |
№8. Изготовление Деда Мороза и Снегурочки (работа с пряжей). | Цель: продолжать формировать навыки ручного труда, прививать эстетический вкус. Задачи: учить работать в коллективе, развивать познавательную активность. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к занятиям, стимулировать радость от полученного результата. Оборудование: ножницы, клей ПВА, готовый фон, краска - гуашь, кисти, листья, цветы Основные понятия: ТБ, приложение № 3. |
№9. Изготовление цветов к 8 Марта (вышивка лентами). | Цель: учить детей приёмам создания красивых композиций из соломки, сообща планировать последовательность выполнения работы. Развивать эстетический вкус, творческое воображение, взаимовыручку. Воспитывать чувство удовлетворения от полученного результата коллективной работы. Материалы и инструменты: смотри приложение №3. Основные понятия: ТБ (работа с ножницами, клеем), в начале работы с каждым обсуждается место его детали в общей композиции. |
№10.Работа из Папье-маше (разнос). | Цель: формировать навыки ручного труда и развивать творческие способности детей. Материалы и инструменты: клей, газеты, ножницы, вода, кисти, ножницы. Задачи: учить работать в коллективе. Основные понятия: образцы изделий, ТБ. Приложение № 4. |
№10.Декоративно-прикладное творчество « Ангелочки возвестили» (изготовление ангелочков). | Цель: коррекция образной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении полученных знаний и умений, развивать способность самостоятельно раскрывать новые стороны изученного направления. Материалы и инструменты: каждый готовит себе индивидуально, в зависимости от выбранного направления и темы. Основные понятия: решать новые задачи с опорой на имеющиеся знания и умения. Приложение №3. |
№12. Подведение итогов года. Выставка детских работ. | Цель: поощрять творчество детей. |
Приложение №1
АНАЛИЗ МНОГОДЕТАЛЬНОГО ОБРАЗЦА.
1. ЧТО ЭТО?
2. ИЗ КАКИХ МАТЕРИАЛОВ ИЗГОТОВЛЕНА ПОДЕЛКА?
3. ИЗ КАКИХ ДЕТАЛЕЙ СОСТОИТ?
4. КАК СОЕДИНЯЮТСЯ ДЕТАЛИ?
5. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭТА ПОДЕЛКА?
CЛОВЕСНЫЙ ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ.
1. С ЧЕГО НАЧАЛ РАБОТУ?
2. ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫПОЛНИЛ РАЗМЕТКУ?
3. ЧТО У ТЕБЯ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ?
4. ПОЧЕМУ?
Примерные вопросы для анализа образца (фотографии или иллюстрации):
- из каких материалов сделано изделие;
- где их можно найти;
- какой формы и величины детали изделия;
- сколько их;
- какие способы соединения деталей использованы в изделии;
- можно ли заменить те или иные детали другими природными материалами и как тогда изменится технология изготовления и изделие в целом?
Приложение №2
План работы с природным материалом:
- подготовка рабочего места, инструментов;
- обработка деталей инструментами с учётом свойств материалов;
- крепление деталей с учётом свойств материалов;
- отделка изделия, подчёркивающая характер образа;
- контроль качества изделия по следующим параметрам:
- отбор деталей (все они должны быть из природных материалов);
-прочность соединения;
- выразительность образов;
- устойчивость конструкции
Приложение №3
Тема: Аппликация из соломы.
Потребуются следующие материалы и инструменты:
- солома разных видов;
- клей ПВА (он не меняет цвет соломы, быстро и прочно приклеивает её к бумаге);
- мягкая кисть для клея;
- основа (бархатная бумага, картон, фанера или хлопчатобумажная ткань, натянутая на раму или пяльцы);
- острые ножницы двух размеров: одни с длиной лезвий до 5 см., вторые - маникюрные с прямыми лезвиями;
- линейка (она же - гладилка);
- карандаш;
- канцелярский ножичек
Приложение № 4.
Тема : « Аппликация из семян».
Материалы и инструменты:
- семена;
- клей ПВА;
- гуашь;
- картон или ДСП;
- лак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Декоративно-прикладное творчество»
Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (бисероплетение, тестоластика, извонить)....
Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ Программа внеурочной деятельности «ДЕКОРАТ...
Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс
Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...
Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Студия прикладного искусства»
Рабочая программа...
Программа творческого объединения декоративно – прикладного искусства (профильный отряд) «Народная мастерская»
Образовательная программа «Народная мастерская» разработана на 1 месяц обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 60 минут. Планируемая на занятиях практическая работа не является же...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства, комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...