Программа для кружка "Умелые ручки"
календарно-тематическое планирование по технологии по теме

Беленкова Ирина Владимировна

Календарно- тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_kruzhka.docx141.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки» имеет  художественную направленность.

Актуальность программы.

Бисерное рукоделие, вышивка лентами как вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.

Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту, и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия.

Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.

Вернулся интерес и к искусство вышивки лентами. Ведь шить шёлковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приёмы вышивки.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

Работа детей в кружке «Умелые ручки»  имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.

Практическая значимость.

Образовательная программа «Умелые ручки» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Она является существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, физики, химии. При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками бисероплетения и вышивки лентами на высоком качественном уровне с учетом возраста детей.

Связь с другими программами.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области “Технология”, в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение, вышивка лентами.

Вид программы.

Модифицированная

Цель программы:

формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения и вышивки лентами.

Задачи программы:

  1. Обучающие:
  2. научить детей искусству плетения из бисера и вышивки лентами.
  3. Развивающие:
  4. развивать трудовые навыки, умение доводить дело до конца;
  5. формирование дружного сплоченного коллектива;
  6. развивать творческую и трудовую активность детей и их стремление к самостоятельной деятельности.
  7. Воспитательные:
  8. воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, усидчивость, внимание.

Принципы построения программы.

Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Возраст обучающихся – 10-15 лет.

Сроки реализации.

Программа рассчитана на 1 года обучения. Всего- 68 часов занятий

Режим занятий.

1 раз в неделю по 2 часа. В группы обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков.

Формы занятий.

  1. практические занятия;
  2. творческая мастерская;
  3. выставки;
  4. встречи с мастерами;
  5. посещение выставок;
  6. просмотр книг и журналов по рукоделию;
  7. изготовление подарков к праздникам (к Новому году, к 8 Марта, к Пасхе).

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  1. некоторые сведения из истории бисероплетения и вышивки лентами;
  2. правила техники безопасности при работе с бисером и вышивки лентами; 
  3. правила организации рабочего места;
  4. понятия бисер, рубка, стеклярус, тесьма;
  5. секреты мастерства .

Учащиеся должны уметь:

  1. качественно и профессионально выполнять изделия;
  2. читать готовые схемы ;
  3. самостоятельно составлять схемы своих работ.

Формы подведения итогов реализации программы.

  1. наблюдение за детьми ;
  2. тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций;
  3. организация и участие в выставках;
  4. проведение конкурсов;
  5. анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы;
  6. индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Учебно - тематический план

№№ тем

Тематика занятий

Количество учебных часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение

1

-

1

2.

Работа со схемами

1

1

2

3.

Практическая работа (выполнение изделий из бисера):

  1. сетки простые и сложные
  2. разные способы расшивки сетки
  3. шнуры простые и ажурные
  4. оплетение бусин
  5. сувениры из бисера (цветы, пасхальные яйца, новогодние украшения и т.д.)

-

33

33

4.

Вышивка лентами

1

29

30

5.

Организация и участие в выставках

2

2

ВСЕГО

63ч

68ч

Тематический план занятий

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

1

2

3

4-5

6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-19

20-21

22-23

24-26

27-28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

  41-42

43-44

45-46

47-48

49-66

67

68

Вводное занятие

Биссероплетение

Материалы и инструменты для работы с бисером. Подготовка к работе.

Низание. Параллельное низание. Плетение образцов.

Плетение браслетов способом параллельного низания.

Низание сеток. Плетение образцов.

Плетение изделий способом низания сеток.

Браслет «Золотые треугольники»

Салфетка Валентинка»

Пасхальное яйцо «Весна»

Мозаика

Плетение изделий способом мозаика

Браслет «Полянка»

Пояс «Полнолуние»

Комплект «Иней»

Ажурное низание крестиками

Рамка для фотографий

Медальон «Разбитые сердца»

Фантазийное низание

Комплект «Трёхцветная ёлочка»

Вышивка бисером

Вышивка лентами

Материалы и инструменты для вышивки лентами

Перевод рисунков для вышивки

Тамбурный шов, шов узелки

Шов полупетельки с прикрепкой

Шов вытянутый стежок с прикрепками. Шов петельки.

Шов петельки по кругу , Шов вперёд иголку.

Стебельчатый шов, шов сетка,

Шов крест, Шов петелька с глазком

Шов перекрученный стежок с узелком

Шов «стянутая по центру намётка»

Шов «обвитая намётка»

Шов «намётка с зигзагом»

Узор «роза»

Узор «бантик»

Изготовление    Бутонов роз

Анютины глазки

Вышивка изделий лентами

Варианты:

-Фартук

-плед

-халатик и ночная сорочка

-сумки

-картинки и рамочки

-приятные мелочи

-для малышей

-мешочки для всякой всячины

-«цветущие» платья

-для мамы и дочки

Душистый гардероб

Оформление выставки

Заключительное занятие

Итого

1

1

2

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

4

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

10

1

1

68

Содержание

Тема 1: Введение 

  Знакомство с материалом, историей , техникой безопасности

  Инструктаж по технике безопасности: правила обустройства рабочего места; работа с иглами, ножницами и другими инструментами;

Тема 2. Работа со схемами 

  Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы в течение 10-15 минут и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем.

Тема 3. Практическая работа (выполнение изделий из бисера): 

  изготовление простой цепочки на 2-х иголках

  подплетение к простой цепочке веточек – «Кораллы»

  прикрепление к изделию замка с колечком

  изготовление цепочки «Цветочки»

  подплетение петелек к цепочке

  изготовление простой сетки «Восьмерка»

  изготовление сетки «Восьмерка с пико»

  расшивка сетки способом «Елочка»

  изготовление сетки на 2 ромба (браслет)

  разные способы расшивки сетки - «Мостик», «Мех», «Мох», «Гусиные лапки»

  выполнение кулона с подвесками

  изготовление изделия с кулоном

  изготовление новогодних украшений из бисера и рубки - оплетение елочных шаров и изготовление игрушек-подвесок

  изготовление цветов из бисера – нарциссы, пролески, колокольчики

  изготовление Пасхальных яиц

Тема 4. Вышивка лентами 

  1. материалы и инструменты для вышивки лентами;
  2. швы: тамбурный, «полупетельки», «узелки», «вытянутый с прикрепками», «петельки», «вперёд иголку», «стебельчатый», сетка, крест;
  3. узоры «Роза», «бантик»;
  4. бутоны роз, анютины глазки;
  5. изготовление изделий.

Тема 5. Организация и участие в выставках 

  предусматривает проведение школьной выставки детских работ – как результат проделанной работы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

        В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

  1. виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы;
  2. деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чье влияние благотворно;
  3. необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  1. воспитывающего характера труда;
  2. научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);
  3. связи теории с практикой (практике отводится 80% учебного времени);
  4. систематичности и последовательности;
  5. доступности и посильности;
  6. сознательности и активности;
  7. наглядности;
  8. прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

  1. обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
  2. получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
  3. обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
  4. обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
  5. занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность  в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом  виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.

Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения выставок, на третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.

        Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы.

        Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

        Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

        В процессе обучения в студии у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

        1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические.

        2. общетрудовые: организаторские, конструкторские, диагностические, операторские.

        3. специальные: обработка ткани, вышивка лентой, вышивка крестом и пр.

                На первом этапе обучения разделов в процессе тренировочных упражнений учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия  имеющимися представлениями о действии.

        На следующем этапе обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.

        Далее знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.

Формы организации учебной деятельности:

  1. индивидуальная;
  2. индивидуально-групповая;
  3. групповая (или в парах);
  4. фронтальная;
  5. экскурсия;
  6. конкурс;
  7. выставка.

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. проблемный;
  4. частично поисковый или эвристический;
  5.  исследовательский.

Педагогические приемы:

  1. Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  2. Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
  3. Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д. );
  4. Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
  5. Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

Методы проведения занятия:

Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

        В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

        Большая часть дидактического материала изготовлена самими педагогами студии:

-  индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.

- таблицы-памятки, классификационные схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

- альбомы с образцами, фотографиями, сколками и схемами.

        Собрана обширная библиотека по прикладному творчеству, а также методике преподавания прикладных видов творчества.

Материалы, инструменты, приспособления: материал под основу, материал для стендов (светлая бортовка); поролон; рамки разных размеров; ножницы; клей ПВА; «Момент»; канва; лен; цветная и бархатная бумага; цветной картон; пинцеты; кисточки; иголки бисерные; вышивальные; булавки; крючки; спицы; нитки катушечные и капроновые; нитки – мулине; ирис; шерстяные и полушерстяные ярких цветов; шнуры; веревки; тесьма; лак; проволока медная; бисер; рамки для ткачества; молоток; гвозди и т.д.

Кабинеты для занятий оборудованы необходимыми и приспособлениями (учебной доской, специально оборудованными столами, шкафами для хранения материалов, настольными лампами, гладильной доской, швейными машинами и пр.)

Основные составляющие занятий. Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Дети учатся быть вежливыми: приходя в студию, здороваются педагогом и товарищами, учатся, как можно чаще употреблять «волшебные» слова – «спасибо», «пожалуйста». Своим личным примером педагоги побуждают воспитанника быть внимательным, добрым и вежливым в общении друг с другом. Хорошей традицией в подготовительных группах стало поздравление кружковцев с днем рождения.

Организация рабочего места. Педагог проверяет готовность детей к занятию. Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети  привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагоги приучают детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.

Повторение пройденного материала. Чаще всего используется фронтальный опрос; при необходимости применяются индивидуальные карточки с вопросами, тесты. В некоторых группах имеет место практика повторения темы через разгадывание кроссворда.

Организация и проведение учебного занятия

Включает следующие структурные элементы:

  1. Инструктаж:
  1. вводный – проводится перед началом практической работы;
  2. текущий – проводится во время практической работы;
  3. заключительный;
  1. практическая работа (80% урочного времени);
  2. физкультминутки у дошкольников и младших школьников, динамические паузы у детей среднего  и старшего школьного возраста;
  3. подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка;
  4. приведение в порядок рабочего места.

Использованная литература

1.Бернхем С. 100 оригинальных украшений из бисера М. 2006г.
2.Кле М. Психология подростка – М.1991г.
2.Конвенция О правах ребенка. ГАООН 20.11.98
3.Корчак Я. Как любить ребенка.- М, 1990г.
4.Несмиян Т. Ювелирные украшения из бисера и самоцветов М. 2007г.
5.Разина Т.М. Русское народное творчество - М.1970г.
6.Тимченко Э. Энциклопедия бисерного рукоделия. – «Русич», 2007г.
7.Федотова М.В. Цветы из бисера «Культура и традиции» 2005г.
8.Харламова И.Ф. Педагогика М. 1990г.
9.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.

Журналы: 
Чудесные мгновения 2006 – 2007г.
Модный 2006 – 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка Умелые ручки

 Программа кружка "Умелые ручки" рассчитана на детей в возрасте от 7 лет  Срок реализации программы 1 год. На занятиях кружка  учащиеся занимаются изготовлением...

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)

Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...

Рабочая программа кружка «Умелые ручки".

Здесь вы сможете найти примернре планирование кружка "Умелые ручки " для учеников 1-4 классов....

Программа кружка "Умелые ручки"

Программа кружка "Умелые ручки" для учащихся первого класса. Пояснительная записка, тематическое планирование, цели и задачи....

Программа кружка "Умелые ручки" для учащихся 1-5 классов.

Программа кружковой работы по ФГОС ООО внеурочная деятельность учащихся 1-5 классов....

Рабочая программа кружка "Умелые ручки"

Программа кружковой работы "Умелые ручки" направлена на развитие творческих способностей учащихся, расширению кругозора, индивидуальности. Программа расчитана для учащихся 5-6 классов, планирован...

Программа кружка "Очумелые ручки"

Программа кружка составлена с учётом возрастных особенностей его участников.Основная деятельность-изготовление из отходных материалов элементов уличного интерьера....