Программа "Умелые ручки"
рабочая программа по теме
Направленность программы: прикладное творчество.
Новизна и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно здоровой личности, развитие ее духовности. Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание у обучающихся любви к природе,традиционным видам декоративно – прикладного творчества, знакомство с современными достижениями, развитие обще- человеческой культуры , развитие умственных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Умелые ручки" | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ОДИНЦОВСКИЙ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
г.Одинцово, ул.М.Жукова д. 29, тел. 596 – 25 – 83
УТВЕРЖДАЮ
Директор________Ю.Ю Клишина
« « сентября 2012 г.
Согласовано
Методический совет
Протокол №
ОБЪЕДИНЕНИЕ «РУКОДЕЛИЕ»
ПРОГРАММА
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Педагог дополнительного образования
ПОЛЯНСКАЯ Елизавета Викторовна
г.Одинцово 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: прикладное творчество.
Новизна и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно здоровой личности, развитие ее духовности. Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание у обучающихся любви к природе,традиционным видам декоративно – прикладного творчества, знакомство с современными достижениями, развитие обще- человеческой культуры , развитие умственных способностей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в отражении условий для социального, культурного и профессионального самоопределения в личности ребенка. В условиях дополнительного образования детей рукоделие может стать не только следствием проведения досуга, но и толчком к возникновению серьезного интереса и началом профессиональной деятельности.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ: Развитие интереса к природе и декоративно- прикладному творчеству. Формирование творческой активности обучающихся через их практическую деятельность.
ЗАДАЧИ:
- Обучающая: Обучение детей изготовлению изделий в технике оригами , бисероплетения , делать традиционные народные куклы и поделки из природных материалов Создавать собственные авторские композиции .
- Развивающая:
-Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера;
-Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
- Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;
- Формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
- Воспитательные: воспитание художественного вкуса,
терпения , усидчивости, аккуратности
- Создание благоприятной творческой атмосферы
для раскрытия реализации ребенка как личности.
- Научить детей культуре общения в коллективе.
- Воспитывать в детях терпение, трудолюбие, любовь к
народному творчеству и эстетический вкус , расширение знаний
о русской народной культуре;
- Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям
- Добиться максимальной самостоятельности детского творчества
Выполнение программы рассчитано на 1 год в объеме 144 часа
Для групп 4 часа в неделю
16 часов в месяц
144 часа в год
Возраст обучающихся - от 7 до 8 лет
Количество детей в группах - не более 12 человек
Уровень подготовки детей при приеме в группу : без подготовки
Формы и методы обучения: теория и практика
П. « УЧЕБНЫЙ ПЛАН »
NN П/п |
| Общее кол-во Часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Поделки из природных материалов | 18 |
3 | Оригами | 36 |
4 | Традиционная народная кукла | 36 |
5 | Узелковые салфетки | 8 |
6 | Нитяная графика ( изонить) | 18 |
7. | Бисероплетение | 18 |
8 | Резерв учебного времени | 6 |
9 | Итоговое занятие | 2 |
ИТОГО: | 144 часа |
Ш . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
NN п/п |
|
|
| Кол-во часов |
1 | Вводное занятие Знакомство с группой. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами | 2 | 2 | |
2 | Поделки из природных материалов | 4 | 14 | 18 |
- | Выполнение аппликаций из целых форм растений | 2 | 6 | 8 |
- | Изготовление объемных изделий из природного материала | 1 | 5 | 6 |
- | Изготовление поделок из бросового материала | 1 | 3 | 4 |
3 | Оригами | 36 | ||
| Изготовление простых фигурок в технике оригами |
| ||
Журавлики | 0 ,2 | 1,8 | 2 | |
Собачка, качающая головой Божья коровка | 0 ,2 | 1,8 | 2 | |
| Яхта, лодка, катамаран и пароход | 0 ,2 | 1,8 | 2 |
Ваза с тюльпанами | 0 ,2 | 1,8 | 2 | |
Модульное оригами | ||||
Ознакомление с материалами и нструментами. Изготовление треугольных модулей. |
|
| 2 | |
Белый лебедь | 0,2 | 5,8 | 6 | |
Птенчик | 0,2 | 1,8 | 2 | |
Совенок и пингвиненок | 0,2 | 3,8 | 4 | |
| Бабочка | 0,2 | 3,8 | 4 |
Заяц | 0,2 | 3,8 | 4 | |
Цветы. Грибы и ягоды | 0,2 | 3, 8 | 6 | |
5 | Традиционная народная кукла |
|
| 36 |
I.Русская народная кукла | ||||
Введение.Что мы знаем о куклах? История тряпичной куклы. | 2 |
| 2 | |
П.Обереговые куклы | ||||
1. | Кукла-кувадка. Куклы-пеленашки | 0,2 | 1,8 | 2 |
2. | Кукла-закрутка. | 0,2 | 1,8 | 2 |
3. | Кукла « Веснянка» Кукла «Ангелочек» | 0,2 | 1,8 | 2 |
4. | Кукла « Покосница» | 0,2 | 1,8 | 2 |
5. | Кукла «Колокольчик» | 0,2 | 1,8 | 2 |
6. | Кукла « Кубышка-травница» | 0,2 | 1,8 | 2 |
7. | « Обережье» |
| 2 | 2 |
III. Обрядовые куклы | ||||
1. | Зернушка (Крупеничка). | 0,2 | 1,8 | 2 |
2. | Отдарок-на-подарок. | 0,2 | 1,8 | 2 |
3. | Неразлучники. | 0,2 | 1,8 | 2 |
4. | Кукла-десятиручка. | 0,2 | 1,8 | 2 |
5. | «Спиридон-солнцеворот» | 0,2 | 1,8 | 2 |
6. | «Рукодельницы». | 0,2 | 1,8 | 2 |
IV. Игровые куклы. | ||||
Кукла-кормилка. | 0,2 | 1,8 | 2 | |
Кукла-капустка. | 0,2 | 1,8 | 2 | |
Зольная кукла. | 0,2 | 1,8 | 2 | |
«Покосница» | 0,2 | 1,8 | 2 | |
Мастер-класс рукодельниц | 0,2 | 1,8 | 2 | |
6 | УЗЕЛКОВЫЕ САЛФЕТКИ | 8 | ||
Подготовка 1 слоя для плетения салфетки | 0,2 | 1,8 | 2 | |
Подготовка 2-го слоя салфетки , завязывание узелков и оформление салфетки | 0,2 | 1,8 | 2 | |
Изготовление узелковой салфетки с узором | 0,2 | 3,8 | 4 | |
7 | НИТЯНАЯ ГРАФИ КА | 18 | ||
История изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла | 0,2 | 1,8 | 2 | |
Прием в технике изонити Заполнение дуги и окружности | 0,2 | 1,8 | 2 | |
Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла | 0,2 | 1,8 | 2 | |
Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити, заполнение окружности | 0,2 | 1,8 | 2 | |
Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги | 0,2 | 1,8 | 2 | |
Изготовление открыок , панно: «Цветы и деревья» |
| 2 | 2 | |
«Животные» |
| 2 | 2 | |
«Птицы» |
| 2 | 2 | |
Самостоятельная работа по индивидуальному пректу |
| 2 | 2 | |
8 | БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ | 18 | ||
Введение. Инструктаж по технике безопасности. История бисероплетения .Материалы и инструменты . Основные приемы бисероплетения на проволоке | 1 | 1 | 2 | |
| Изготовление украшений из бисера: браслеты, колечки,бусы | 0,2 | 5,8 | 6 |
Цветы из бисера | 0,2 | 3,8 | 4 | |
Изготовление плоских фигурок из бисера | 0,2 | 5,8 | 4 | |
Герои любых сказок. Самостоятельная работа | 0,2 | 1,8 | 2 | |
9 | Итоговое занятие |
| 2 | |
10 | Резерв учебного времени |
| 6 | |
ИТОГО: | 144 часа |
1У. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Лекционный материал
Методические рекомендации по проведению занятий.
Видеофильмы « Мастер-классы»
Компьютерная энциклопедия
Спецлитература
Журналы, Схемы
Образцы и вязаные изделия
V.ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
NN п/п |
|
контролируются | Форма подведения Итогов |
1 | Сентябрь | Собеседование с учащимися | |
2 | Октябрь | Изготовление поделок из природного материала | Выставка поделок |
3 | ноябрь | Изготовление поделок в технике оригами | Конкурс на лучшую работу |
3 | январь | Изготовление обереговых кукол. | Игровое занятие «Обережье» по разделу II |
4 | февраль | Изготовление обрядовых кукол | Конкурс на лучшую обрядовую куклу |
5 | март | Изготовление игровых кукол | Мастер-класс для родителей |
6 | апрель | Изготовление панно в технике изонити | Конкурс на лучшую работу |
7 | май | Изготовление изделий в технике бисероплетения | Выставка-конкурс на лучшую работу |
Y1. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ДОСУГОВАЯ РАБОТА
NN п/п |
| Кол-во часов |
Экскурсия в музей Декоративно-прикладного искусства | 3 | |
Новогодний огонек | 3 | |
Персональные выставки | 6 | |
Участие в Московских фестивалях детского творчества «Мастера» | 6 | |
Проведение мастер-классов | 6 | |
Праздник в Захарово | 3 | |
Итого: | 30 |
Y1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
- Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. О.Е. Лебедева. - М., 2000.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М., 1996.
3. А.А.Гарматин «Оригами» Изд. Дом «Владис» 2009
4. Татьяна Преснякова «Забавные фигурки»
Модульное оригами АСТ-Пресс 2010
5. О.Белякова,М.Изотова «Бисероплетение: поделки,
украшения, аксессуары»
6. Н.Ликсо «Бисер» Минск «Харвест» 2010
7.Закон РФ «Об образовании». Педагогический поиск. - № 7-8
8.Каршинова Л.В. Народная культура: Методическое пособие. – М., 2001.
9. Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. - М., 1983.
10.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. - Минск, 1984.
11. Группа авторов Рукоделие
12. Л.В.Мельникова, Л.В.Орлова Методика трудового обучения
13. Гильман Р.А. Иголки и нитки в умелых руках
М.Легкопромбытиздат, 1993
14. А.Григорьева « Золотая книга рукоделий»
15. Журналы « Чудесное мгновение», «Наука и жизнь», «Лена», «Анна»
Журналы : « Сделай сам» , «Ксюша»
16 Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера М. 1994 г.
17. Ю.Р.Мутик «Конструирование игрушки» Высшее
образование Изд. Феникс ,2006 г.
18. У.В. Артамонова Куклы» Изд. М. Экспресс , 2000 г.
19. . Гулянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала.
– М.: Просвещение, 1991.
20. Выгонов В. В. «Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели,
игрушки. – М.: Первое сентября. 2003.
21. Материалы интернета сайтов по декоративно-прикладному творчеству
Для учащихся:
1. А.А.Гарматин «Оригами» Изд. Дом «Владис» 2009
2. Татьяна Преснякова «Забавные фигурки»
Модульное оригами АСТ-Пресс 2010
3. А.Г. Красичкова «Энциклопедия бисероплетения»
4. Н.В. Белов Фигурки из бисера» Минск, Харвест, 2009
5. Галерея кукол «Лола» 1998 г №№ 1-12
6. С.В.Горячева «Куклы», Ярославль,Академия развития
7. Т.М. Ткачук «Тряпичные куклы» М.,АСТ:Полиграфиз-
дат, 2011 г. (Поделки своими руками)
8. Гусарова Н.Н. « Техника изонити для школьников»
СПб, Детство-Пресс,2007 год
9. К.Митителло «Аппликация»,Изд. Эксмо-Эспресс,2002
10.Г.И.Перевертень «Сказка из листьев и лепестков»
М.,АСТ: Полиграфиздат, 2010 г.
(Поделки своими руками)
11.Н.В.Дубровская «Поделки из природных материалов»
М. СПб., АСТ: Полиграфиздат, 2010 г.
(Поделки своими руками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...
Древняя Русь и Русь Удельная.
Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....
Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"
Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"
Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...