Программа "Умелые ручки"
рабочая программа по теме

Полянская Елизавета  Викторовна

 

Направленность программы:  прикладное творчество.

Новизна и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно здоровой личности, развитие ее духовности.  Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание у обучающихся любви к природе,традиционным видам декоративно – прикладного творчества, знакомство с современными достижениями, развитие обще- человеческой культуры , развитие умственных способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа "Умелые ручки"203 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ОДИНЦОВСКИЙ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

г.Одинцово, ул.М.Жукова д. 29, тел. 596 – 25 – 83

                                                                                             УТВЕРЖДАЮ

  1.                                                                                               Директор________Ю.Ю Клишина

                                                                                         «         «     сентября  2012 г.

Согласовано

Методический совет

Протокол №

         

    ОБЪЕДИНЕНИЕ «РУКОДЕЛИЕ»  

ПРОГРАММА

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

 

                        Педагог дополнительного образования

                                                                           ПОЛЯНСКАЯ   Елизавета  Викторовна

г.Одинцово   2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы:  прикладное творчество.

Новизна и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно здоровой личности, развитие ее духовности.  Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание у обучающихся любви к природе,традиционным видам декоративно – прикладного творчества, знакомство с современными достижениями, развитие обще- человеческой культуры , развитие умственных способностей.

Педагогическая целесообразность программы  заключается в отражении условий для социального, культурного и профессионального самоопределения в личности ребенка. В условиях дополнительного образования детей рукоделие может стать не только следствием проведения досуга, но и толчком к возникновению серьезного интереса и началом профессиональной деятельности.

                             

                                        1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ     

           ЦЕЛЬ: Развитие интереса к природе и  декоративно-  прикладному  творчеству. Формирование творческой активности   обучающихся через их    практическую деятельность.

                  ЗАДАЧИ:

  •  Обучающая: Обучение детей  изготовлению изделий в технике оригами , бисероплетения  ,  делать традиционные народные куклы и поделки из природных материалов  Создавать собственные авторские композиции .

 

- Развивающая:        

       -Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;

      - Развитие мелкой моторики рук и глазомера;

      -Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

     - Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;

     - Формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;

 

      -  Воспитательные: воспитание художественного вкуса,  

 терпения , усидчивости, аккуратности

     - Создание благоприятной творческой атмосферы  

  для раскрытия   реализации ребенка как личности.

     -   Научить детей культуре общения в коллективе.

     -   Воспитывать в детях терпение, трудолюбие, любовь к  

  народному творчеству и эстетический вкус , расширение    знаний              

   о русской народной культуре;

    -   Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и  людям

         -  Добиться максимальной самостоятельности детского              творчества

  1.           Выполнение программы рассчитано на   1 год в объеме 144 часа

                           Для  групп                         4 часа в неделю

                                                                     16 часов в месяц

                                                                              144 часа в год

      Возраст  обучающихся      -           от 7 до 8 лет

      Количество детей в группах     -    не более  12 человек  

      Уровень подготовки детей при приеме в группу :   без  подготовки 

      Формы и методы обучения:  теория и практика

                                 П.     « УЧЕБНЫЙ ПЛАН »

NN

П/п

  1. Название блока

Общее кол-во

Часов

1

Введение

2

2

Поделки из природных материалов

18

3

Оригами

36

4

Традиционная народная кукла

36

5

Узелковые салфетки

 8

6

Нитяная графика ( изонить)

 18

7.

Бисероплетение

18

8

Резерв  учебного времени

  6

9

Итоговое занятие

2

ИТОГО:

144 часа

  1.                               Ш .    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

NN

п/п

  1. Тема
  1. Теория
  1. Практика

Кол-во

часов

1

Вводное занятие Знакомство с группой. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами

 2

 2

2

 Поделки из природных материалов

4

14

18

-

Выполнение аппликаций из целых форм растений

2

6

8

-

Изготовление объемных изделий из природного материала

1

5

6

-

Изготовление  поделок из бросового материала

1

3

4

 3

 Оригами

36

 

Изготовление  простых фигурок  в технике оригами

     

Журавлики

0 ,2

 1,8

2

Собачка, качающая головой  Божья коровка

0 ,2

 1,8

2

 

Яхта, лодка, катамаран  и пароход

0 ,2

 1,8

2

Ваза с тюльпанами

0 ,2

1,8

2

Модульное оригами

Ознакомление с материалами и нструментами. Изготовление треугольных модулей.  

 

 

2

 Белый лебедь

0,2

 5,8

 6

 

 Птенчик

0,2

1,8

2

 Совенок и пингвиненок

0,2

 3,8

 4

 

 Бабочка

0,2

3,8

 4

 Заяц

0,2

3,8

 4

Цветы. Грибы и ягоды

0,2

  3, 8

6

 5

   Традиционная народная кукла

 

 

 36

I.Русская народная кукла

Введение.Что мы знаем о куклах? История тряпичной куклы.  

 2

 

2

П.Обереговые куклы

1.

  Кукла-кувадка. Куклы-пеленашки

0,2

1,8

2

2.

 Кукла-закрутка.

0,2

1,8

2

3.

 Кукла «  Веснянка»

 Кукла «Ангелочек»

0,2

1,8

2

4.

 Кукла « Покосница»

0,2

1,8

2

5.

 Кукла «Колокольчик»

0,2

1,8

2

6.

 Кукла « Кубышка-травница»

0,2

1,8

2

7.

 « Обережье»

 

2

2

  III. Обрядовые куклы

1.

  Зернушка (Крупеничка).

0,2

1,8

2

2.

 Отдарок-на-подарок.

0,2

1,8

2

3.

  Неразлучники.

0,2

1,8

2

4.

 Кукла-десятиручка.

0,2

1,8

2

5.

  «Спиридон-солнцеворот»

0,2

1,8

2

6.

  «Рукодельницы».

0,2

1,8

2

  IV. Игровые куклы.

  Кукла-кормилка.

0,2

1,8

2

  Кукла-капустка.

0,2

1,8

2

  Зольная кукла.

0,2

1,8

2

 «Покосница»

0,2

1,8

2

 Мастер-класс  рукодельниц

0,2

1,8

2

6

 УЗЕЛКОВЫЕ САЛФЕТКИ

 8

Подготовка  1 слоя для плетения

салфетки  

0,2

1,8

2

Подготовка  2-го слоя салфетки ,  завязывание узелков и оформление салфетки

0,2

1,8

2

Изготовление   узелковой салфетки с узором

0,2

  3,8

 4

7

НИТЯНАЯ  ГРАФИ КА

 18

 История изонити.  Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла

0,2

1,8

2

Прием в технике изонити Заполнение дуги и окружности

0,2

1,8

2

Изготовление закладки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла

0,2

1,8

2

Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити, заполнение окружности

0,2

1,8

2

Орнамент в основном приеме изонити: заполнение дуги

0,2

1,8

2

Изготовление открыок , панно:

«Цветы и деревья»

 

2

2

 «Животные»

 

2

2

  «Птицы»

 

2

2

Самостоятельная работа по индивидуальному пректу

 

2

2

8

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

 18

Введение. Инструктаж по технике безопасности. История бисероплетения .Материалы и инструменты .  Основные приемы бисероплетения на проволоке

 1

1

2

 

 Изготовление украшений из бисера:  браслеты, колечки,бусы

0,2

5,8

6

 Цветы из бисера

0,2

 3,8

 4

Изготовление плоских фигурок из бисера

0,2

 5,8

 4

Герои любых сказок. Самостоятельная работа

0,2

1,8

 2

9

Итоговое занятие

 

2

10

Резерв  учебного времени

 

6

ИТОГО:

144 часа

1У. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

                        Лекционный материал

                        Методические  рекомендации по проведению занятий.                        

                        Видеофильмы « Мастер-классы»

                        Компьютерная энциклопедия

                        Спецлитература

                        Журналы, Схемы

                        Образцы  и вязаные изделия

  1.    V.ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

NN

п/п

  1. Сроки
  1. Какие знания, умения, навыки

контролируются

Форма подведения

Итогов

1

Сентябрь

Собеседование с учащимися

2

Октябрь

 Изготовление поделок из природного материала  

Выставка  поделок

3

ноябрь

Изготовление поделок в технике оригами

Конкурс на лучшую работу

3

январь

Изготовление   обереговых кукол.    

 Игровое занятие «Обережье» по разделу II

4

февраль

Изготовление обрядовых кукол

Конкурс на лучшую обрядовую куклу

5

март

Изготовление игровых кукол

Мастер-класс для родителей

6

 апрель

Изготовление панно в технике изонити

 Конкурс на лучшую работу

7

май

Изготовление изделий в технике бисероплетения

Выставка-конкурс на лучшую работу

         

  Y1.  ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ДОСУГОВАЯ РАБОТА

NN

п/п

  1. Содержание

Кол-во

часов

Экскурсия в музей Декоративно-прикладного искусства

3

Новогодний огонек

3

Персональные выставки

6

Участие в Московских фестивалях детского творчества «Мастера»

6

Проведение  мастер-классов

6

Праздник в Захарово

3

Итого:

30

 Y1. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

   

                                  Для педагога:

  1. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.     Под ред. О.Е. Лебедева. - М., 2000.
  2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. – М., 1996.
  1.       3.    А.А.Гарматин                                   «Оригами» Изд. Дом  «Владис» 2009

      4.   Татьяна Преснякова                          «Забавные фигурки»  

                                                                         Модульное оригами  АСТ-Пресс 2010

      5.    О.Белякова,М.Изотова                     «Бисероплетение: поделки,

                                                                        украшения, аксессуары»

      6.    Н.Ликсо                                                   «Бисер»  Минск  «Харвест» 2010

7.Закон РФ «Об образовании».               Педагогический поиск. - № 7-8

8.Каршинова Л.В. Народная культура: Методическое пособие. – М., 2001.

9. Кашкарова-Герцог Е.Д.                  Руководство по рукоделию. - М., 1983.

     10.Коломинский Я.Л.           Психология детского коллектива. - Минск, 1984.

     11.           Группа авторов                                Рукоделие                                                                                                                                  

     12.  Л.В.Мельникова, Л.В.Орлова         Методика трудового обучения

     13.  Гильман Р.А.                                     Иголки и нитки в умелых руках

                                                                         М.Легкопромбытиздат, 1993

     14.   А.Григорьева  « Золотая книга рукоделий»

     15.  Журналы « Чудесное мгновение», «Наука и жизнь»,   «Лена», «Анна»

            Журналы : « Сделай сам» ,   «Ксюша»

     16  Дайн Г.Л.                                     Игрушечных дел мастера         М. 1994 г.

     17. Ю.Р.Мутик                                 «Конструирование игрушки» Высшее                            

                                                                 образование  Изд. Феникс ,2006 г.

     18. У.В. Артамонова                         Куклы» Изд. М. Экспресс , 2000 г.

     19. . Гулянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала.  

             – М.: Просвещение, 1991.

     20. Выгонов В. В. «Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели,  

              игрушки. – М.: Первое сентября. 2003.

    21.  Материалы интернета  сайтов по декоративно-прикладному творчеству

                   

   Для  учащихся:

  1.          1.    А.А.Гарматин                       «Оригами» Изд. Дом  «Владис» 2009

         2.    Татьяна Преснякова             «Забавные фигурки»  

                                                                 Модульное оригами  АСТ-Пресс 2010

         3.    А.Г. Красичкова                   «Энциклопедия бисероплетения»

         4.    Н.В. Белов                            Фигурки из бисера» Минск,  Харвест, 2009                                                                                                  

         5.    Галерея кукол                       «Лола»     1998 г №№ 1-12

         6.    С.В.Горячева                        «Куклы», Ярославль,Академия    развития                      

         7.    Т.М. Ткачук                           «Тряпичные куклы»  М.,АСТ:Полиграфиз-

                                                                дат, 2011 г.  (Поделки своими руками)                                                        

         8.   Гусарова Н.Н.                        « Техника изонити для школьников»  

                                                                СПб, Детство-Пресс,2007 год    

         9. К.Митителло                           «Аппликация»,Изд. Эксмо-Эспресс,2002

        10.Г.И.Перевертень                     «Сказка из листьев и лепестков»                                                                    

                                                                М.,АСТ: Полиграфиздат, 2010 г.  

                                                                     (Поделки своими руками)

        11.Н.В.Дубровская                         «Поделки из природных материалов»                                                                            

                                                                  М. СПб., АСТ: Полиграфиздат, 2010 г.  

                                                                  (Поделки своими руками)

                                                                                                                                                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....

Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»

ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....

Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"

Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Данный  интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...

Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"

Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская  национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...