Кружок "Умелые ручки"
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме
Примерная разработка внеурочной деятельности (кружка) для девочек 5,6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok._umelye_ruchki..doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДено
на МО предметов зам. директора по В. Р директор НОУ
естественно-математического ___________________ Православной гимназии
цикла «___»__________2010г. иерей Александр
Руководитель МО Трифонов
____________________ ____________________
протокол № _________ «___»__________2010г.
«___»__________2010г.
Программа
кружка «Умелые ручки»
срок реализации: 1 год
Возраст воспитанников: 5 -6 класс
Составитель: Бастрикова Е.Ю.
Учитель технологии
Тюмень 2010
Пояснительная записка.
Данная программа создана с опорой на типовую программу, адаптированная под местные условия. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей школьного возраста от 11-14 лет. При обучении используется режим групповых занятий: 1 раз в неделю, по 1 часу. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. У учащихся 5 классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.
Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи данной программы:
- Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
- Изготовление поделок и сувениров.
- Использование в работе различных материалов (ткань, мех, бумага, бисер, пряжа, и т.д.)
- Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
- Правильное использование цветовой гаммы.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами. Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это скзывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя: проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Тематический план
№ | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия |
Вводное занятие. | 1 | 1 | |
Виды художественных вышивок. | 1 | 2 | |
Работа с бисером. | 5 | 5 | |
Работа с тканью, мехом. Нend Мейд | 3 | 4 | |
Вязание крючком и на спицах. | 2 | 4 | |
Творческая работа | - | 2 | |
12 | 18 | ||
ИТОГО | 30 |
К концу года обучения учащиеся должны знать:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.
Материалы: калька копировальная, альбом, бархатная бумага, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, бисер, стеклярус; поролон, шерстяная пряжа.
Календарно – тематическое планирование
на 2010 – 2011 учебный год
№ | Дата занятия | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
1 | 6.10.10 | Вводное занятие. Техника безопасности при работе на занятиях в кружке «Умелые ручки». Общие сведения об инструментах, материалах, тканях. План на год. | 1 | Т/Б |
2 | 13.10.10 | Простые швы. Шов «вперед иголку», «за иголку», «строчной», «стебельчатый», «петельный». | 1 | Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы |
3 | 20.10.10 | «Тамбурный», (два способа выполнения), «двойной тамбурный», «тамбурная петелька вприкреп», шов «елочка». | 1 | Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы |
4 | 27.10.10 | «Шов косичка», «козлик соединенный», бархатный», «козлик», «козлик с перевивом». | 1 | Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы |
5 | 10.11.10 | Рококо и узелки. Узелковый шов, двойной узел, узелки непрерывным рядом. Изготовление панно. | 1 | Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы |
6 | 17.11.10 | Работы из бисера. Веточка из бисера. | 1 | Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины |
7 | 24.11.10 | «Дерево счастья» | 1 | Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины |
8 | 1.12.10 | «Браслет из цепочки» | 1 | Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины |
9 | 8.12.10 | «Цветок из бисера» | 1 | Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины |
10 | 15.12.10. | Футляр для мобильного телефона | 1 | Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины |
11 | 22.12.10 | Колье (простое) | 1 | Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины |
12 | 29.12.10 | Браслет 1 | 1 | Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины |
13 | 5.01.11 | Браслет 2 | 1 | Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины |
14 | 26.01.11 | Браслет 3 | 1 | Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины |
15 | 2.02.11 | Рассшивание перчаток бисером (по замыслу) | 1 | Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины |
16 | 9.02.11 | Вышивка бисером по замыслу | 1 | Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины |
17 | 16.02.11 | Изучение цвета. Двусторонняя и цветная художественная гладь. | 1 | Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы |
18 | 23.02.11 | Выбор изделия. Цветового решения, перевод рисунка на ткань. | 1 | Нитки мулине, ткань |
19 | 2.03.11 | Работа над проектом. | 1 | Нитки мулине, ткань |
20 | 9.03.11 | Шитье клатча. Заготовка выкройки. | 1 | Ткань, выкройка, нитки. |
21 | 16.03.11 | Выбор изделия. Работа над проектом. | 1 | Ткань, выкройка, нитки. |
22 | 23.03.11 | Обучение простейшим петлям (воздушная петля, петля для подъема, петли с накидами, столбик без накида). | 1 | Крючок, нитки. |
23 | 6.04.11 | Изготовление игрушек. Чехол для мобильного телефона. | 1 | Крючок, нитки. |
24 | 13.04.11 | Знакомство с техникой. Крест. Материал для вышивки. Обучение техники. Двухсторонний крест. Крест двойной или болгарский. | 1 | Нитки мулине, канва, линейка, карандаш, иголка, ножницы |
25 | 20.04.11 | Обшивка краев изделия по контуру (петельным швом). | 1 | Нитки мулине, канва, линейка, карандаш, иголка, ножницы |
26 | 27.04.11 | Работа с кожей. Цветы из кожы. | 1 | Кусочки кожи, ножницы портновские, желатин |
27 | 4.05.11 | Работа по замыслу с бисером. | 1 | Бисер, проволока, ножницы, камни, крупные бусины |
28 | 11.05.11 | Цветы из джинсовой ткани. | 1 | Ткань, выкрайка, ножницы |
29 | 18.05.11 | Вязание на спицах простого изделия. | 1 | Пряжа, спицы |
30 | 25.05.11 | Итоговое занятие. Выставка. |
Список литературы
- А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
- Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
- Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
- С.И. Гудилина “Чудеса своими руками”
- А.М. Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
- М.А. Гусакова “Аппликация”
- М.А. Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
- С.О.Докучаева, Е.В. Вольнова “Капитошка дает уроки”
- Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
- Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
- Т.И. Еременко “Рукоделие”
- “Искусство бисероплетения”
- “Игрушка”
- М.М. Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
- Т.А. Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
- Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
- Н.М.Конышева “Умелые руки”
- Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
- “Копилка игр сибирячка”
- С.В. Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
- Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
- В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
- О.С. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
- М.И. Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
- А.Петрунькина “Фенечки из бисера”
- “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила)
- Д.Р. Ханашевич “Подружки – рукодельницы”
- Д.Р. Ханашевич “Я вяжу и вышиваю”
- В. Хасенбанк, Э. Хенши, Б. Бенц “Самоделки.”
- Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
Рассматривается многогранный образ народной Руси с опорой на авторский текст, иллюстративный материал, дано соотнесение с поэмой Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" с выходом на синквейн....
Н.В.Гоголь "Мертвые души": живая Русь. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ»
ТЕМА. Н.В.ГОГОЛЬ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»: ЖИВАЯ РУСЬ. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ» Задачи: помочь осознать многогранность, непротиворечивость изображения народной Руси, совершенствовать аналитичес...
Древняя Русь и Русь Удельная.
Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....
Презентация выставки "Русь земная, Русь небесная", посвященной Дню славянской письменности и культуры, в рамках культурно-образовательного проекта Благотворительного фонда "Взгляд ребёнка" и Государ. бюджетного учреждения "Моск. дом национальностей"
Место проведения: Московский дом национальностей, ул. Новая Басманная, д. 4, стр.1Дата проведения: 18 мая 2016г.Время проведения: с 13.00ч. до 15.00ч.Участники: 1. Лещенко Елена, 2. Рудаков Геор...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Рабочая программа по ОДНКР для 5-8 классов "Русь Владимирская-Русь православная"
Земля Владимирская является не просто уникальным местом, где зарождалась русская государственность, русская национальность и русская культура. История нашего края – свидетельство того, что...