Программа кружка "Умелые ручки"
методическая разработка по технологии по теме

Левицкая Елена Геннадьевна

Программа кружка "Умелые ручки" для учащихся первого класса. Пояснительная записка, тематическое планирование, цели и задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное общеобразовательное учреждение

                        Анучинская средняя общеобразовательная школа  №1 с. Анучино

                                                              Программа  кружка

«Умелые ручки»

 

                                                                           

                                                                     

                                                                                                   

                                                                                Учитель технологии

                                                                                 Левицкая Елена Геннадьевна.

                                                  С.Анучино

                                                  2011г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

 

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

 

В результате многолетних экспериментальных исследований  установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с разными видами декоративно - прикладного искусства : вышивка, вязание, работа с бумагой, природными материалами.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

  Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели  :

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению  является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -  и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи:

  1. развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  2. учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  1. воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Задачи данной программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.  

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

 

 

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет.

Программа кружка «Умелые ручки»

1 год (33 часа)

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

 .

Вводная беседа(1 ч.)

  1. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
  2. Требования к поведению учащихся во время занятия.
  3. Соблюдение порядка на рабочем месте.
  4. Соблюдение правил по технике безопасности.
  5. Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

Работа с бумагой: (6 ч.)

  1. Рассказ «Из истории бумаги»  
  1. Художественное моделирование из бумаги: изготовление поздравительных открыток.
  2. Изготовление поделок к новому году.

Работа с тканью (12 часов).

  1. Знакомство с наперстком.
  2. Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
  3. Изготовление игольницы «Девочка»

                                                                                                                           Работа с природным материалом: (4 ч.)

Изготовление сувенира из природного материала.

Плетение ( 10 ч.)  : плетение  из бисера и ниток мулине .

                                  Беседа об истории изобретения бисера.

                                  Технология плетения «фенечек

 

 .

 

Учебно- тематический план

 

Темы

Общее количество часов

1.

Вводное занятие. Беседа по технике безопасности.

План работы на год.

1ч.

2.

 Работа с бумагой.

6 ч.

3.

 Работа с тканью.

12ч .

4.

 Изготовление сувенира из природного материала.

4 ч.

5.

 Плетение: плетение из бисера и ниток мулине.

 10 ч.

 

                   Всего 33 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 .

 

 .

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  1. название и назначение материалов – бумага, ткань, бисер.  
  2. название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  3. правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  1. правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  2. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  3. анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  4. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
  5. Иметь начальные навыки плетения из бисера и ниток мулине.

 

 

                                                                                                                       Литература:

  1. М.А.Гусакова “Аппликация”
  2. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  3. Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  1. Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
  2. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
  3. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  4. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  5. Н.М.Конышева “Умелые руки”
  6. Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

     “Копилка игр сибирячка”

  1. С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
  2. Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
  3. О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
  4. М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
  5. А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение.
  6.  А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение.

Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умные ручки"

Рабочая программа "Умные ручки" является  модифицированной и составлена на основе Программы  художественного воспитания и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки"  И.А. Лыковой " . ...

Программа "ОЧумелые ручки"

       Программа своевременна и актуальна в рамках ФГОСов, т.к. способствует интеллектуальному развитию детей, их социализации, развивает общекультурные  и трудов...

Программа "Очумелые ручки".

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях кружка начального технического моделирования....

Программа "Умелые ручки"

Направленность программы:  прикладное творчество.Новизна и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, творческой и нравственно здоровой личности, р...

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки».

Конспект открытого занятия "Введение в образовательную программу «Умелые ручки»....

Программа "Умелые ручки"

Программа «Умелые ручки» направлена на создание условий для формирования творческой личности ребенка, посредством разнообразных видов декоративно-прикладного творчества. Дополнительная образовательная...

Применение проектной деятельности в образовательной программе «Умелые ручки».

Применение проектной деятельности в программе, это возможность балансировать между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков уч...