Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся
материал (11 класс)

Гульева Ирина Васильевна

Мир профессий очень велик. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого зависит будущая судьба,  место в жизни. Профориентация учащихся начинается в семье, где родители активно помогают детям готовиться к самоопределению.

Деятельность же классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении учащимися знаний и умений, развитию личности школьника.Ключевым понятием в профориентационной работе является профессиональное самоопределение. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в профессиональном  самоопределении учащихся

          Мир профессий очень велик. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого зависит будущая судьба,  место в жизни. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. В связи с этим огромное внимание уделяется проведению целенаправленной профориентационной работе среди  школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация учащихся начинается в семье, где родители активно помогают детям готовиться к самоопределению. Например, многие ученики выбирают профессию своих родителей еще в детстве. Другие  определяются позже, когда проводится профориентационная работа в школе.

 Деятельность же классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении учащимися знаний и умений, развитию личности школьника.

Ключевым понятием в профориентационной работе является профессиональное самоопределение. Самоопределение – процесс и результат выбора личностью основной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

Выделяют следующие этапы, предшествующие самоопределению:

Первый этап  информационно-мотивационный  заключается в выявлении первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у юных школьников. Второй этап  активно-поисковый  включает в себя оказание помощи школьникам в поиске своего призвания; формирование профессионального идеала, правильной самооценки.

Третий этап профессиональное самоопределение  9-10-11-е классы – это этап профессионального самоопределения школьников. Здесь идёт организация практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого профессионального интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимых профессиональных умений; формирование личностных профессиональных ценностей.

Классный руководитель ставит перед собой воспитательную цель: обогащение  знаний, умений и навыков учащихся в выборе жизненного и профессионального пути.

Для достижения данной цели  необходимо решить следующие задачи:

1. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности.

2. Проведение просветительской работы среди учащихся и их родителей по

формированию жизненных позиций в выборе профессий.

3. Выявление склонностей к определенным типам профессий, устойчивого

интереса в различных областях знаний.

4. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства

изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях

применительно к реализации себя в будущей профессии.

Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях, проведение классных часов с использованием видеоматериалов.

   

  Таким образом, выделенные направления и этапы профориентации работы помогают учащимся определить профессиональную направленность.

          Следующая форма профориетационной работы – экскурсия. Это одна из важных форм по ознакомлению учащихся с производственным содержанием профессии. Для успешного проведения экскурсии необходимо четко определить тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель. 

В апреле 2015 года  мы посетили службу занятости населения, где с ребятами была проведена лекция в форме круглого стола на тему: «Кем я стану», после чего было проведено компьютерное тестирование  в соответствии с классификацией  Климова, которое предполагает выявление склонностей в соответствии со следующими типами профессий. (Приложение 1)

В ноябре 2015 года  мы посетили Филиал АО АЭМ-технологии «Атоммаш», где Начальник Учебного центра завода провел для ребят интереснейшую экскурсию в цехах предприятия, показав все этапы изготовления оборудования для атомных станций и нефтеперерабатывающих заводов. Экскурсия началась на проходной завода, все получили специальные защитные кепки и прослушали правила техники безопасности. В ходе экскурсии учеников знакомили с профессиями работников завода.

Таким образом, профессиональное самоопределение личности – очень важный момент в жизни человека. Выбор профессии имеет самое прямое отношение к удовлетворенности жизнью, к будущему человека. Ответственно подходя к работе по профессиональной ориентации классный руководитель, совместно со всем педагогическим коллективом, могут вовремя направить подростка на правильный путь и помочь ему избежать ошибки. Эффективность профориентационной работы классного руководителя с учащимися определяется многими факторами, в том числе уровнем его информированности, владением различными методами подачи информации, активизации процесса профессионального самоопределения, а  также планомерностью и целенаправленностью работы по профориентации всего педагогического коллектива образовательного учреждения.

Приложение 1

• ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК  (тип профессий, качественно отличающийся необходимостью наличия компетентности во взаимодействии с людьми. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой).

• ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА  (тип, объединяющий профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных);

• ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА  (тип, собирающий профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами);

• ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА  (тип, включающий в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники);

• ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ  (тип содержит профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу).        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению

Выступление на педагогическом совете  МБОУ Барвихинской СОШ "Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению"...

Роль классного руководителя в становлении личности учащегося

Если классный руководитель содержательно и умело будет, осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные виды труда...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

роль классного руководителя в профориентации учащихся

роль классного руководителя в профориентации учащихся...