Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся
материал (11 класс)
Мир профессий очень велик. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого зависит будущая судьба, место в жизни. Профориентация учащихся начинается в семье, где родители активно помогают детям готовиться к самоопределению.
Деятельность же классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении учащимися знаний и умений, развитию личности школьника.Ключевым понятием в профориентационной работе является профессиональное самоопределение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении учащихся
Мир профессий очень велик. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека, от которого зависит будущая судьба, место в жизни. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. В связи с этим огромное внимание уделяется проведению целенаправленной профориентационной работе среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация учащихся начинается в семье, где родители активно помогают детям готовиться к самоопределению. Например, многие ученики выбирают профессию своих родителей еще в детстве. Другие определяются позже, когда проводится профориентационная работа в школе.
Деятельность же классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении учащимися знаний и умений, развитию личности школьника.
Ключевым понятием в профориентационной работе является профессиональное самоопределение. Самоопределение – процесс и результат выбора личностью основной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.
Выделяют следующие этапы, предшествующие самоопределению:
Первый этап информационно-мотивационный заключается в выявлении первоначальных профессиональных намерений, склонностей и интересов у юных школьников. Второй этап активно-поисковый включает в себя оказание помощи школьникам в поиске своего призвания; формирование профессионального идеала, правильной самооценки.
Третий этап профессиональное самоопределение 9-10-11-е классы – это этап профессионального самоопределения школьников. Здесь идёт организация практической деятельности в избранной профессии; проверка склонностей и способностей и дальнейшее их развитие; формирование устойчивого профессионального интереса; стимулирование учащихся к самостоятельной работе над собой по формированию необходимых профессиональных умений; формирование личностных профессиональных ценностей.
Классный руководитель ставит перед собой воспитательную цель: обогащение знаний, умений и навыков учащихся в выборе жизненного и профессионального пути.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности.
2. Проведение просветительской работы среди учащихся и их родителей по
формированию жизненных позиций в выборе профессий.
3. Выявление склонностей к определенным типам профессий, устойчивого
интереса в различных областях знаний.
4. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства
изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях
применительно к реализации себя в будущей профессии.
Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях, проведение классных часов с использованием видеоматериалов.
Таким образом, выделенные направления и этапы профориентации работы помогают учащимся определить профессиональную направленность.
Следующая форма профориетационной работы – экскурсия. Это одна из важных форм по ознакомлению учащихся с производственным содержанием профессии. Для успешного проведения экскурсии необходимо четко определить тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель.
В апреле 2015 года мы посетили службу занятости населения, где с ребятами была проведена лекция в форме круглого стола на тему: «Кем я стану», после чего было проведено компьютерное тестирование в соответствии с классификацией Климова, которое предполагает выявление склонностей в соответствии со следующими типами профессий. (Приложение 1)
В ноябре 2015 года мы посетили Филиал АО АЭМ-технологии «Атоммаш», где Начальник Учебного центра завода провел для ребят интереснейшую экскурсию в цехах предприятия, показав все этапы изготовления оборудования для атомных станций и нефтеперерабатывающих заводов. Экскурсия началась на проходной завода, все получили специальные защитные кепки и прослушали правила техники безопасности. В ходе экскурсии учеников знакомили с профессиями работников завода.
Таким образом, профессиональное самоопределение личности – очень важный момент в жизни человека. Выбор профессии имеет самое прямое отношение к удовлетворенности жизнью, к будущему человека. Ответственно подходя к работе по профессиональной ориентации классный руководитель, совместно со всем педагогическим коллективом, могут вовремя направить подростка на правильный путь и помочь ему избежать ошибки. Эффективность профориентационной работы классного руководителя с учащимися определяется многими факторами, в том числе уровнем его информированности, владением различными методами подачи информации, активизации процесса профессионального самоопределения, а также планомерностью и целенаправленностью работы по профориентации всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
Приложение 1
• ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (тип профессий, качественно отличающийся необходимостью наличия компетентности во взаимодействии с людьми. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой).
• ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (тип, объединяющий профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных);
• ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (тип, собирающий профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами);
• ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (тип, включающий в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники);
• ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (тип содержит профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению
Выступление на педагогическом совете МБОУ Барвихинской СОШ "Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению"...
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся.
материал из опыта работы....
Роль классного руководителя в становлении личности учащегося
Если классный руководитель содержательно и умело будет, осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные виды труда...
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
роль классного руководителя в профориентации учащихся
роль классного руководителя в профориентации учащихся...