Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся.
статья на тему
материал из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании учащихся.
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые, и в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
«След» Леонид Мартынов
Эти строки философски определяют значимость нашего времени. Сегодня нас собрала и объединила одна проблема - воспитание детей, их нравственность и мироощущение.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель.
Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания. Что же такое нравственность? В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”. Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. Главная характеристика нравственных ценностей – ориентация на добро (во благо). Духовное воспитание очень важно и оно заключается не только в религиозных нормах, духовное воспитание - это воспитание культурного человека вообще.
В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия. Поэтому, организуя воспитательную работу в своём классе, я выработала систему определённых правил:
- Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка.
- В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей.
- Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи.
Осмыслив свою работу, я попыталась привести в систему разрозненные мероприятия по нравственному воспитанию, четко определив задачи каждого из них и проанализировав ситуацию, сложившуюся в классе. Работаю я с нынешним классом 3-й год. Класс сложный, возраст учащихся от 15 до 12лет, у большинства преобладает холерический темперамент, многие с претензией на лидерство.
Основными формами и методами нравственного просвещения и убеждения школьников являются:
Классный час.
Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации. В своей практике применяю такие формы классных часов, как
- Ролевые игры:
- Неразлучные друзья – взрослые и дети - Семейная конкурсная программа
- «это вечное слово мама!» - Литер-муз.композиция
- Курить или жить? - Беседа с элементами тренинга
- Составляем кодекс поведения - тренинг (составили, расписались)
- Заочные путешествия: «Дверь в детство» - Путешествие в детство родителей
- Искусство моей республики - Заочное путешествие
- Дискуссии, диалоги, часы общения:
- Нет друга – ищи, а нашел – береги. - Кл.час
- Что такое мой характер? - Психол.кл.час
- Как зависть душу разъедает - Ситуативный практикум
- Помиритесь те, кто в ссоре - интерактивный кл.час с элементами тренинга
- “ Устные журналы:
- «Озорные, молодые, поворотливые…» - Развлекат.программа для бабушек и дедушек
- «Я без семьи никто» (семья в моей жизни) - Кл ч.
- Поздравления ко Дню Учителя! - стало уже системой наше участие в общешкольном поздравлении
- Встречи с интересными людьми:
- с военным врачом Узденовым С.Б.
- с православным священником
- с мусульманским муллой
При этом реализуется метод коррекции поведения.
Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное использование наглядности в воспитании.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние оказывает и личный пример авторитетного человека, родителей, близких людей, товарищей, классного руководителя. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия.
Еще в 5 классе мы завели тетради для классных часов, а теперь продолжаем работать в них.
В классе регулярно проводятся разнообразные соревнования, конкурсы, семейные праздники, вечера, огоньки, “круглые столы”, викторины.
Беседы, в них реализуется методы воздействия на эмоциональную сферу.
В воспитательной деятельности классных руководителей большое место занимают этические беседы. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень классного руководителя, их эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к классному руководителю.
- «Будьте добрыми и человечными» - Воспит.час
- Есть ли границы у нашей свободы? - Кл.час-диалог
- День пожилых людей «Откуда начинается мой род». Рассказ о своей родословной
- Память о Беслане. – презентация
- «Я памятью к войне вернусь»
- 2011г. – год куначества. – беседа
В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению школьников. В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Классный руководитель должен организовать дежурство по классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше вести себя, поддерживать порядок.
Одна из форм нравственного убеждения –конференция. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности.
- Моя самая любимая книга. - Читательская конференция
- Как совесть Незнайку мучила. - Кл.ч.-рассуждение
- Участие в районных и республиканских научно- краеведческих конференциях (в этом году дети моего класса заняли первые места и в районе, и в республике в секциях «Земляки» и «Летопись родного края»)
- Как повысить культуру речи? - восп.час ( мы провели эксперимент: семенам пшеницы в одном блюдце говорили добрые, ласковые слова, в другом – неприятные, злые. Оказалось – первые проросли, быстрее, дружнее, были крепче.)
Приобщение учащихся к искусству. Как классный руководитель привлекаю учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца, к художественной самодеятельности, все это обогащает нравственный мир школьников.
Развитию эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кинотеатров. Несколько девочек являются экскурсоводами в школьном музее. Поездка в республиканский музей. – экскурсия
- посещение кинотеатра «Софит»
Успех воспитания зависит от систематичности и последовательности. Используя методы стимулирования, поощрение применяем в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Мы вывешиваем приказы по классу о вынесении выговора или благодарности в классный уголок.
В группу методов игровых ситуаций входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения.
- Я через 5 лет - Игра-воображение
- Поход-рыбалка - с организацией походов всегда помогают родители.
- Я – дома, я - в школе, я – среди друзей. - Интерактивная игра
- Веселый переполох в стране хорошего тона - Кл.ч.-размышление
Возможно, существуют и другие методы, - у каждого классного руководителя свой секрет. По тема нравственности можно говорить долго: и об аспектах диагностики, и об учёте возрастных особенностей, и о работе с трудными детьми, и о возможностях гуманитарных предметов в плане воспитания духовно-нравственной личности ( ведь я веду историю и обществознание, а многие темы содержат богатый «ценностный пласт»).
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании учащихся.
Доклад по данной теме....
Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива
Статья раскрывает роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....
статья РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, ...
Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников.
Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать школьников? Как помочь правильно выработать жизненную позицию? На каких нравственны...
«Роль классного руководителя в духовно-нравственном воспитании школьников»
выступление на ШМО классных руководителе.й о духовно нравственном воспитании школьников...
Роль классного руководителя в духовно - нравственном воспитании обучающихся.
quot;В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личн...