роль классного руководителя в профориентации учащихся
методическая разработка (8 класс) по теме
роль классного руководителя в профориентации учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya_v_proforientacii_uchashchihsya.docx | 15.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль классного руководителя в профориентации учащихся
«Желание рождает мечту. Все и всегда начинается с «хочу», потому
что желание рождает мечту. Я этого хочу – значит, это будет - вот установка, которой следуют люди, добивающиеся успеха в своей профессии». Эти слова, в полной мере отражают роль и значение профориентационной работы учителей школы.
Помощь восьмиклассникам в поиске ответов на вопрос: чего же они
хотят в своей будущей взрослой жизни – одно из направлений постоянной работы
классного руководителя.
Классный руководитель ставит перед собой воспитательную цель: содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального
самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе
жизненного и профессионального пути.
Для достижения этой цели считаем необходимым решить следующие задачи:
1. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и
новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
2. Проведение просветительской работы среди учащихся и их родителей по
формированию жизненных позиций в выборе профессий.
3. Выявление склонностей к определенным типам профессий, устойчивого
интереса в различных областях знаний.
4. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством
вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ
самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
5. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства
изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях
применительно к реализации себя в будущей профессии.
Алгоритм осуществления педагогических действий:
1) педагогический мониторинг, который проводится в начале каждого учебного
года, помогает:
· выявлению интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;
· определению предрасположенностей к конкретным направлениям
образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
· установлению уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Известно, что все профессии на основе предмета трудовой деятельности условно
распределены на пять типов: 1) «Человек – природа» (Ч-П); 2) «Человек – техника» (Ч-Т); 3) «Человек – человек» (Ч-ч); 4) «Человек – знаковая система» (Ч – З); 5) «Человек –художественный образ» (Ч – Х). С целью определения доминирующего типа трудовой деятельности учащихся, проводится классный час на тему «Выбор профессии»
В диагностике профессиональной направленности личности школьника вовсе не обязательно изучать множество его индивидуально – психических
свойств. Достаточно знание только тех, которые имеют важное значение для каждого типа профессий.
2) проектировочный этап
Планирование воспитательной работы в классе осуществляется путём
включения необходимых содержательных элементов по профориентации в основные виды внеклассной деятельности. Для практического закрепления знаний и навыков проводятся: тренинг-упражнение «Десять Я», деловая игра «Собеседование с работодателем». Участвуя в этих тренингах, дети узнают, что такое самопрезентация и как вести себя на собеседовании. Для многих это первое соприкосновение со взрослой жизнью. Такие формы работы позволяют человеку подчас увидеть то, что сам он долгое время не замечал в себе или игнорировал и, в результате, у него появляется шанс переосмыслить себя в целом, повысить уровень профессионального самоопределения.
3) организаторский этап
В рамках предпрофильной подготовки учащиеся обязаны посещать курсы по
выбору. Поэтому в конце учебного года в 8 классе информируем учащихся о работе тех или иных курсов в будущем году, в последующих классах ведется учёт их посещаемости.
4) прогностический этап предполагает собой:
· сбор и анализ данных по готовности учащихся к профессиональному
самоопределению;
· анализ данных, полученных в ходе диагностической деятельности;
· анализ изменений в личностном росте школьников.
Профессиональное самоопределение личности – это многоплановый и разносторонний процесс становление личности, поскольку связан он с поисками собственного «Я», принятием нового социального статуса, определением ценностных ориентаций и нравственных установок. Если у человека возникает потребность в самоопределении, то это свидетельствует о его достаточно
высоком уровне развития, о его стремлении самоутвердиться в обществе на основе
собственных принципов, взглядов, устремлений. От правильности выбора профессии зависит компетентность будущего специалиста, его успешность в области науки и карьерного роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению
Выступление на педагогическом совете МБОУ Барвихинской СОШ "Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению"...
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
Работа классного руководителя по профориентации учащихся
В данной работе обобщен опыт работы классного руководителя по профориентации....
Роль классного руководителя при подготовке учащихся к ГИА»
Роль классного руководителя при подготовке учащихся к ГИА»...
Роль классного руководителя в профориентации обучающихся
Опыт работы...