Школьный музей как средство патриотического воспитания.
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
(Серёгина И.Г. . – руководитель школьного музея БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_muzey.docx | 206.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный музей как средство патриотического воспитания.
(Серёгина И.Г. . – руководитель школьного музея БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ)
В современных условиях роль школьных музеев стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс.
На сегодняшний день проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.
Проблема модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.
Музей школы является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы.
Основной целью гражданско-патриотического воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:
– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;
– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;
– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.
Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что гражданско-патриотическое воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.
В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве гражданско-патриотического воспитания.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Когда мы говорим о патриотическом воспитании, то в первую очередь подразумеваем, формирование у молодого человека чувства любви к своей малой родине, ответственности за её благополучие и процветание, а через этот «мосток» прокладываем путь к гражданской ответственности за всю страну, её безопасность и суверенитет. И главная роль в этом принадлежит краеведению.
Значение краеведческой работы переоценить трудно. Очевидны и воспитательные, и образовательные возможности краеведческого материала. Занимаясь краеведением, ученик чувствует себя субъектом исторического процесса, осознаёт, что именно он, его родители, односельчане, друзья, соседи делают историю своего села, города, а значит и страны. Соприкосновение с местным историческим материалом позволяет воссоздать и ощутить реальные исторические корни, значимость истории в целом и роль простого человека в ней.
Краеведение решает проблемы преемственности поколений, уважения к тем, кто внёс достойный вклад в развитие и защиту нашей Родины. Оно служит хорошим мотивом деятельности, призванной увеличить благосостояние родного края, служить ему на благо всех земляков.
Школьник, посредством работы с местным материалом, глубже, на мой взгляд, усваивает и программные темы. В основе краеведческой работы лежит исследовательский метод, который считается вершиной образовательного процесса. Он позволяет ученику научиться формулировать цели, задачи исследования, планировать рабочий процесс, двигаться от намеченного и делать собственные выводы.
Краеведческое исследование предполагает кропотливую работу с литературой, документами, цифрами, фактами.
Целью школьного музея в Белёвской средней школе №1 является повышение интереса детей к истории родного края и привлечение их к исследованию и изучению судеб односельчан, их вклада в Великую Отечественную войну. С помощью краеведения, школьники осознают, что история их города является составной и значимой частью истории большой страны, которой можно гордиться.
Формы работы в школьном музее различны: это и ревизия фондов музея, и оформление летописи школы, и поисковая работа, и оформительская, и исследовательская, и написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах труда нашего края, и многое другое.
Интерес к истории родного края создал необходимость вовлечения в краеведческую работу и младших школьников. Ребята начальной школы с интересом посещают школьный музей.
Поисково-исследовательской деятельностью наш музей занимался с самого начала своего существования.
Накопляемые сведения оформлены в соответствующих альбомах, которые сегодня хранятся в экспозиции музея и используются при проведении экскурсий. Большая работа проводится по комплектованию фонда.
Совет музея проводит экскурсии для учащихся, участвует в разработке и реализации многочисленных акций, принимает участие в районных, обрастных и всероссийских конкурсах.
Ребята с большим удовольствием посещают наш музей. А некоторые учащиеся проявляют особую заинтересованность. Они становятся экскурсоводами, занимаются поисково-исследовательской деятельностью, реставрационными и оформительскими работами. формы нашей работы достаточно разнообразны: стали традиционным выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это позволяет сделать работу музея интересной для учащихся и способствует их гражданско-патриотическому воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность школьного музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Всероссийском слете учителей-2015."Музей как средство патриотического воспитания школьников".
История страны, история своего села, своей семьи, пропущенная через собственный жизненный опыт, пробуждает чувство гордости, сострадания и соучастия. Вот что воспитывает настоящего патриота и граждани...
Сельский музей как средство патриотического воспитания учащихся
Презентация содержит материал о работе сельского музея в МБОУ Далисичской СОШ Суражского района Брянской области. Данный материал использовался в работе научно-практической конференции 30.10.2015 г. н...
Школьный музей – как средство патриотического и нравственного воспитания учащихся.
Патриотическое воспитание в школе - одно из основных направлений воспитательной работы. Первая школа в г. Новом Осколе является старейшим учебным заведением города. С 1995 года унас работает музей "ис...
Школьный музей как основа патриотического воспитания детей
Методическая работа...
Школьный музей как средство патриотического воспитания.
Выступление на педагогическом совете...
Школьный музей как средство патриотического воспитания.
Публикация для учителей истории, которые занимаются музейной работой, являются руководителями школьных музеев....
Школьный музей "Память в сердце" в конкурсе "Лучший музей как средство патриотического воспитания"
содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской раб...