Проект " Жизнь и быт коренных народов Севера"
проект (6 класс)
Проект " Жизнь и быт коренных народов Севера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_i_byt_korennyh_narodov_severa.docx | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Специальная учебно-воспитательная школа №2» г. Сургут
Тема исследования:
«Жизнь и быт коренных народов Севера»
Авторы проекта:
Толшмяков Матвей, Банков Павел, Бугонин Богдан.
Научный руководитель:
Ильясова Римма Алексеевна,
учитель русского языка и литературы КОУ«СУВШ №2».
2020
Оглавление
1.
Введение
Цель работы, задачи………………………………………………………………3
Объект и методы исследования………………………………………………….3
Актуальность темы и гипотеза…………………………………………………...3
2. История возникновения народов ханты и манси…………………………….4
3. Жизненный уклад народов ханты и манси…………………………………...4
3.1 Жилища………………………………………………………………………..4
3.2 Одежда…………………………………………………………………………5
3.3Пища……………………………………………………………………………5
3.4 Традиционные занятия……………………………………………………….5
3.5 Средства передвижения..…………………………………………………….5
4. Выполнение бумажного макета "Стойбище хантов"………………………...5
5. Вывод……………………………………………………………………………6
6. Список использованной литературы………………………………………….6
Ханты почитают природу, одухотворяют ее, наделяют человеческими чертами. Основной закон взаимоотношений человека с природой: «Ты можешь брать столько, сколько тебе потребуется для жизни, но не сверх того. Все, что взял у природы, должен употребить с пользой, но не с жадностью».
1.Введение
Прочитав книги о Югре, мы узнали очень много интересного о жизни коренных народов Севера – ханты и манси. Ханты и манси – это два северных народа, близких по культуре и языку. Проживают, в основном, на территории Ханты-Мансийского АО. Разговаривают на хантыйском (остяцком) языке.
Жизнь народов ханты и манси была тесно связана с природой. Дома и посуду они изготавливали из дерева. Основными помощниками в их хозяйстве были олени и собаки. Они занимались рыболовством, оленеводством и охотой.
Цель работы – изучить жизнь и быт коренных народов севера.
Задачи:
1. Изучить литературу по данному вопросу и интернет ресурсы.
2. Выполнить бумажный макет «стойбище хантов».
Объект исследования: жизнь и быт коренных народов Севера - ханты и манси.
Методы исследования: изучение, анализ, практическое применение полученных знаний.
Актуальность темы: в этом году исполняется 90 лет образованию нашего округа – ЮГРА. Мы живем в этом краю, и нам интересно узнать:
- Кто был первыми жителями этих мест?
- Как они выглядели?
- Какова была их культура?
- Как складывался их быт?
Гипотеза: Тесная взаимосвязь жизни и уклада коренных народов Севера с природой.
2. История возникновения народов ханты и манси
Своим названием Ханты-Мансийский автономный округ-Югра обязан коренным жителям – ханты и манси. Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры - предки ханты и манси.
Жили ханты и манси в паулах - маленьких посёлках и укреплённых поселениях - городищах, которые располагались всегда в очень удобных для промысла местах.
3. Жизненный уклад коренных народов севера
3.1. Жилища
Их основное жилище – прямоугольные срубленные дома. Внутри дома располагалась печь – чувал, которая занимала весь угол. Она давала свет и тепло. Было одно правило при строительстве дома – окна в сторону реки не делают и никогда не ложатся спать головой к реке.
Современные ханты живут в чумах – это переносное жилище конусообразной формы. Каркас чума делается из жердей, летом его покрывают полотнами бересты, а зимой – шкурами оленей.
Лабаз
Около каждого жилища располагался амбар - лабаз. Это высокое строение, в котором хранились овощи, продукты, одежда. Ханты их строили высоко, для того чтобы грызуны не смогли попасть в амбар и испортить запасы. Амбар тоже похож на дом, но он стоит на высоких ножках.
3.2. Одежда
Одежду ханты и манси изготавливали из шкур оленей, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.), кожи рыб (налима, стерляди, осетра). Утепляют одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей. На одежде есть красивые орнаменты с изображением ушек зайцев и рогов оленя.
3.3. Пища
Основной пищей ханты и манси считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время они едят строганину – свежемороженую рыбу.
Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Едят обские угры и медвежье мясо, но только варят без соли.
Летом в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.
3.4. Традиционные занятия
Главными занятиями ханты и манси является охота, рыболовство и оленеводство. Олени им заменяют всех домашних животных: овец, коров, лошадей. С их помощью они передвигаются на далекие расстояния. Из оленьих шкур они утепляют жилище. Из рогов изготовляют различные орудия труда и лекарства.
3.5. Средства передвижения
Лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины ли кедра.
Лыжи. Зимой для передвижения использовали лыжи.
Нарты. Основной транспорт зимой – это нарты – собачьи или оленьи.
4. Выполнение бумажного макета «стойбище хантов»
После знакомства с книгами о Югре, мы решили изготовить макет из бумаги «стойбище хантов и манси». Ханты умели выбирать место для своего жилища. Они никогда не строили поселение на случайном месте. Все должно быть поблизости – лес для охоты и общения с духами, речка, где водится много рыбы, а также пастбища для оленей.
5. Вывод
В процессе работы над проектом «Стойбище хантов» мы сделали вывод, что несмотря на то, что ханты и манси относятся к малочисленным народам, они вносят огромный вклад в развитие культуры нашего края.
Вся проделанная работа очень полезна для нас и пригодится нам в дальнейшем.
Этот проект научил нас любить родной край, уважать культуру и традиции коренных народов Севера.
6. Список использованной литературы:
- Зашихин Е.С., Киричек Е.А., Проснякова Т.Н. Моя Югра, край, в котором я живу.- Москва, Аст-пресс школа, 2020.-112стр.
- Айпин, Е. Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари - М.: Молодая гвардия 1990 - 71 стр.
- Гаврилова, О.Н. «Край родной. Азбука краеведения» - Екатеринбург: ООО «СВ-96», 2001. – 392 стр.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Коренные народы Севера" (9 класс)
Презентация к уроку география 9 класс....
Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» по предмету «Этнография коренных народов Севера»
Повторение и закрепление пройденного материала по предмету "Этнография коренных народов Севера", развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине - Югре....
Оценочные средства к уроку Одежда коренных народов Севера
Фонд оценочных средств...
Классный час "С новыми силами и вместе в 5 класс" (с элементами фольклора коренных народов Севера)
ссылки на видео и генератор облака слов: Поздравление робота Федора с Днем Знаний, Гора самоцветов "Проделки лиса" https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/20198312329-4XAkh.html...
Приказ об участии в традиционном празднике коренных народов Севера «Вороний день»
праздник коренных народов Севера «Вороний день»...
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ, ОБРЯДАМИ И ПРАЗДНИКАМИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВОКУПНОСТИ С НАРОДНЫМ КАЛЕНДАРЕМ.
В докладе поднимается вопрос о сохранении традиционного наследия коренных малочисленных народов Севера через познание их быта, традиций и праздников на занятиях в художественных, образователь...
Проект В гости к коренным народам Севера
Проект В гости к коренным народам Севера можно провести на уроке при изучении Северного ЭР...