тема занятия: Знакомство с жизнью коренных народов Севера
план-конспект
тема занятия: Знакомство с жизнью коренных народов Севера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_zhiznyu_korennyh_narodov_severa.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Знакомство с жизнью коренных народов Севера»
Цель: Формирование представлений о родном городе; о коренных жителях – «ханты» и «манси».
Задачи:1. Формировать представления о своеобразии жизни коренных жителей края ханты и манси, о богатстве родной природы.
2. Развивать любознательность и интерес.
3. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественная литература.
Словарная работа: ханты, манси, юрта, оленеводство, рыболовство, береста, ремесло, тайга, коренные народы, стойбище, кумыш, ныр.
Предварительная работа: Рассматривание энциклопедии «Югория», альбомов «Край мой - Югра», «Югра с высоты птичьего полета», беседы, чтение сказок народов Севера, П/и Народов Севера.
Содержание деятельности:
- Беседа
Здравствуйте меня зовут Татьяна Васильевна я педагог ДО ТО «Культура народов Севера» ИЦТ
Сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.
- В какой стране мы с вами живем?
- Как вы думаете, какая Россия по величине?
- Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна. Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане этой страны. На поезде Россию можно пересечь за несколько дней. На самолете – за один день. Вот какая большая наша страна.
- Какие города России вы знаете?
- Что такое Родина.
- Правильно! Там, где вы родились.
- Как называется город, в котором вы живете?
Игрим – это Родина многих из вас ( слайд № 1)
- Природа нашего края.
Природа нашего Края очень красивая и разнообразная (Слайд №2)
- Кто из вас был в лесу?
- Кто знает, как называется густой дремучий лес?
- Это - тайга. Как вы думаете, какие деревья могут расти в таком лесу? В тайге растут высокие ели, сосны, пихты (Слайд №3)
- Какие ягоды вы собираете в лесу?
(черника, брусника, голубика, морошка, клюква) (Слайд №4)
- Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому растут в наших лесах.
- Какие животные живут в наших лесах?
(медведь, лось, белка, песец, лиса, заяц, соболь и т.д.) (Слайд №5)
- Игра «загадка в стоимостью 5 лошадей»
3. Коренные жители.
- какие Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор? – это Ханты и Манси. . (Слайд № 6)
Поселение хантов и манси называется – стойбище. Ханты живут в юртах. Юрты делают из оленьих шкур. Современные Ханты и манси живут в срубах (в квартирах) (Слайд № 7)
Ханты и манси занимаются оленеводством, т.е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит и одевает хантов и манси. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством. (Слайд № 8)
- Какая рыба обитает в наших озерах и реках?
(щука, окунь, карась, язь,) (Слайд № 9)
- Как вы думаете, чем Ханты и манси могут питаться?
Летом женщины заготавливают припасы: вялят и сушат рыбу, собирают ягоды, грибы, травы. Из сушеной рыбы делают муку. Женщины делают нитки из крапивы – их называют крапивными нитками. Из них плетут сети для ловли рыбы, ткут ткани, шьют одежду, игрушки (для детей).
-Из чего могут изготавливать посуду? (бересты, дерева) (Слайд №10)
Дети хантов и манси помогают своим родителям: девочки – мамам, мальчики – папам. С юных лет родители обучают своих детей ремеслу. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство (готовить еду, шить одежду, вышивать наряды, заботиться о младших и т. д.), а отцы обучают сыновей ловить рыбу, охотиться.
Давайте посмотрим на детей – манси (Слайд № 11)
- давайте посмотрим в чем одеты дети?
- Рассмотрим внимательно эту одежду. Из чего она сшита? (из меха).
- а знает ли кто ни будь из вас как называется это шуба?
Да, это меховая одежда, и называется она не шуба, а «малица и сах». малица шьется из оленьих шкур, мехом внутрь. В этой одежде ханты и манси ходят и работают. малица очень теплая, даже в сильные морозы в нем не холодно. Некоторые женщины ханты и манси – рукодельницы, очень красиво украшают малицу и сах. (Слайд № 12)
На ногах у детей обувь, тоже из оленьего меха, которая называется – ниры, бурки, кисы. Сейчас многие люди называют такую обувь – «бурки». Шапки или капюшоны тоже из оленьего меха, шапки из шкуры ондатры называются – миль. (Слайд № 13)
- Вот видите, ребята, олень не только кормит и одевает хантов, но и является для них транспортом (оленьи упряжки). Еще Ханты и манси ездят на собачьих упряжках, а современные – на снегоходах (слайд №14)
Ханты и манси очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д. В нашем ИЦТ мини-музей Народов Ханты и манси. Экспонаты из этого музея мы можем посмотреть (выставка)
У северных народов свои песни, сказки, игры не похожие на русские народные.
4. Игравая минутка
-Игра «Туслы»
5. Рефлексия
- А чем мы сегодня говорили?
- Кто что запомнил?
-Рассказ сказки «Кукушка»
Беседа о прочитанном.
- Чему учит эта сказка?
(Надо заботиться о своих мамах, беречь их, ухаживать за ними, особенно когда они болеют).
5. Подарок для хантыйки (картина)
Детям медальоны
Итог: Какие коренные народы населяют наш край?
КУКУШКА
Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать – убирай.
И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой тяжело заболела мать. Лежит она в юрте, детей зовет, просит: «Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички!»
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Наконец захотел старший есть, заглянул в юрту, а мать посреди юрты стоит, кумыш надевает. И вдруг кумыш перьями покрылся. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Наперсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из юрты.
- Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей, - закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью.
- Мама, мы тебе водички принесли.
- Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я.
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след остается.
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тайге с той самой поры красный мох стелется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "Коренные народы Севера" (9 класс)
Презентация к уроку география 9 класс....
Социальный проект на тему: Обычаи, традиции и обряды коренных народов крайнего Севера как символ культурного наследия Югры
Обычаи, традиции и обряды коренных народов крайнего Севера как символ культурного наследия Югры...
Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» по предмету «Этнография коренных народов Севера»
Повторение и закрепление пройденного материала по предмету "Этнография коренных народов Севера", развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине - Югре....
Разработка занятия «Знакомство с орнаментами коренных народов Югры»
ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие и углубление знаний об орнаментах коренных народов Югры.ЗАДАЧИ:ОБУЧЕНИЯ: Расширить представление об орнаменте, познакомить со схемами построения орнаментов, с орнаментами коренных...
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ, ОБРЯДАМИ И ПРАЗДНИКАМИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВОКУПНОСТИ С НАРОДНЫМ КАЛЕНДАРЕМ.
В докладе поднимается вопрос о сохранении традиционного наследия коренных малочисленных народов Севера через познание их быта, традиций и праздников на занятиях в художественных, образователь...
Проект " Жизнь и быт коренных народов Севера"
Проект " Жизнь и быт коренных народов Севера"...
Презентация к занятию: Знакомство с жизнью коренных народов Севера
Презентация к занятию: Знакомство с жизнью коренных народов Севера...