Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» по предмету «Этнография коренных народов Севера»
план-конспект занятия по краеведению (5 класс) на тему

Ульбаева (Хазырова) Гайша Валиулловна

Повторение и закрепление пройденного материала по предмету "Этнография коренных народов Севера", развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине - Югре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon viktorina_po_etnografii.ppt1.68 МБ
Microsoft Office document icon komandnaya_igra.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

к 85-летию Ханты-Мансийского округа - Югры Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» Преподаватель: Ульбаева Гайша Валиулловна

Слайд 2

Конкурс № 1 «ПРИВЕТ ТЕБЕ, ДРЕВНЕЕ СЛОВО!»

Слайд 3

Конкурс № 2 «КТО БОЛЬШЕ УГАДАЕТ?»

Слайд 4

Конкурс № 3 «Игра капитанов»

Слайд 5

Конкурс № 4 «Скажи, почему….

Слайд 6

Конкурс № 5 «Вопрос – ответ»

Слайд 7

Конкурс № 6 «Блиц – опрос»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» г. Мегион

         Преподаватель: Ульбаева Г.В.

Командная игра

по предмету «этнография коренных народов Севера»

«ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край»

(для учащихся 4-х классов художественной школы)

Цель игры: повторение и закрепление пройденного материала, развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине.

Оборудование: стол для жюри, «шпаргалка» с правильными ответами, сигнальные карточки, призы

Участники: ведущий, жюри, две команды по 6-8 человек, болельщики.

Продолжительность игры: 40 минут.

Методические рекомендации:

Игра проводится по ранее изученным темам:

«Многообразие культур народов мира»;

«Этногенез коренных народов мира»;

«Природная характеристика региона»;

«Основные виды хозяйственной деятельности»;

«Средства передвижения»;

«Поселения и жилища»

Для игры необходимо заранее подготовить учебный кабинет.

Роль ведущего поручить лучше старшекласснику, успешно завершившему данный курс. В жюри кроме учителя по этнографии входят  преподаватели по истории и др.

         Игра проводится между учениками смежных классов одной параллели. Она заключается в соревновании команд, отвечающие на вопросы ведущего. Побеждает та команда, набравшая максимальное количество баллов.

        В ходе игры проводится соревнование между болельщиками, которые могут набрать своей команде дополнительные очки. Перед началом игры ведущий определяет места для болельщиков.

В течение игры проводится 6 конкурсов, на каждый из которых отводится фиксированное время. Перед каждым конкурсом для удобства указывается дополнительное оборудование. Все конкурсы, оцениваются по 5-бальной системе. Оценка и итог оглашаются сразу после каждого конкурса.

        В начале ведущий обращается с приветственным словом к участникам игры, болельщикам, приглашенным и представляет команды, капитанов, жюри.

КОНКУРС №1 «Привет тебе, древнее слово».

Команды, внимательно прослушав стихотворение Ю. Шесталова, по-очереди отвечают на вопросы. На подготовку ответа отводится 20 сек. Если ответ неверен или неполон, команда-соперница может, добавив или ответив на вопрос, заработать дополнительные очко.

ПРИВЕТ ТЕБЕ, ДРЕВНЕЕ СЛОВО!

Посланец забытых веков,

 Ты, словно богатая лодка,

До наших дошла берегов.

Сыпыры – а названы угры –

По свету тебя понесли.

Сыпыры – хуангарской культуры,

Сыпыры с остяцкой земли.

   Скатились в холодные чумы

       От плена, но в рабство зимы…

       И кто их рассудит с Кучумом?

Не станем печалиться мы.

Во всех ты наречиях мира,

 И вот осеняет меня:

Да, были на свете сыпыры,

Скакали на быстрых конях..!!!

 Прадеды ханты и манси

Лепили столицу Искер.

                С востока пришли иностранцы –

     Из южных степей и пещер.

Пусть время превратно и мглисто.

Волшебна у слова судьба.

Не страшным – торжественным смыслом

Наполнили люди тебя…

Вопросы:

  1. Почему Сибирь получила такое название?

/Название Сибири связано с угорскими племенами сыпыров /сабиров, сипыров, проживающих в древности на ее территории/;

  1. Кто такие угры?

/Угры – племена скифо-сарматской культуры, пришедшие с Алтая, Саян и степей Казахстана во 2-1 тыс. до н.э. на территорию Северо-Западной Сибири. Ближайшие родственники по языку - финны, венгры/;

  1. О чем может рассказать название г. Искер, где он находится?

/Искер – древняя столица угорских племен. Находилась на месте современного Тобольска/;

  1. Дать самоназвание народов ханты и манси.

/Древнее самоназвание народов ханты – кантах, хантэ, что означает «народ», «Человек»; манси – мось махум – «человек»/;

КОНКУРС № 2. «Кто больше?»

Командам необходимо заполнить подготовленные заранее таблицы. Время, отведенное на этот конкурс – 5 минут.

Реки Западной Сибири

Обитатели

Речные млекопитаю-

щие

Рыбы наших водоемов

тундры

тайги

раститель-

ность

животные

раститель-

ность

животные

Обь

Береза карликовая

Гагара

Ель

Медведь

Ондатра

Шука

Иртыш

Багульник

Морянка

Пихта

Заяц

Выдра

Карась

Вах

Ива

Синьга

Сосна

Бурундук

Бобёр

Окунь

Васюган

Брусника

Кулик

Береза

Соболь

Нельма

Аган

Голубика

Куропатка

Кедр

Волк

Осетр

Колекёган

Лишайник

Полярная сова

Осина

лось

Язь

Сосьва

мхи

Олень

Лиственница

Кукушка

Налим

песец

Рябина

лисица

Стерлядь

Черемуха

Тетерев

Муксун

 Пока команды готовятся, ведущий объявляет конкурс болельщиков.

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.

Болельщикам предлагаются загадки, отгадав которые, они могут принести дополнительные очки своим командам /по одному за разгаданную загадку/.

1. Хозяин леса, хозяин бога.                                                 /Медведь/

2. Посреди тундры стоит остроконечная куча земли.        /Чум/

3. Котелок очень маленький, а похлебка очень вкусная.  /Кедровый орешек/.

4. Один внимательный глаз всех видит – и людей, и зверей, и растения.  /Солнце/.

5. Двое бегунов соревнуется, но никто не побеждает.            /Лыжи/.

6. Из-за поваленного, заросшего мхом дерева, двое друг дружку пытаются рассмотреть, но не могут.                                                                                      /Нос и глаза/.

7. По дереву бежит рыжая лисица.                                           /Огонь/.

8. На свете самое быстрое.                                                        /Мысль/.

КОНКУРС № 3. «Игра капитанов».

  На  доске вывешивается лист с фамилиями наших выдающихся земляков:

  1. Юрий  Вэлла.
  2. Геннадий Райшев.
  3. Валерий Чернецов.
  4. Петр Бахлыков.
  5. Юван Шесталов
  6. Еремей Айпин
  7. Митрофан Тебетев

Капитанам предстоит из 7 предложенных вариантов выбрать 5 правильных ответа. Для этого выдаются сигнальные карточки с номерами от 1 до 7. Ведущий зачитывает краткую справку или текст, а игрок поднятием карточки должен определить о ком идет речью

Время подготовки ответа – 5 сек.

1 . Самобытный художник, писатель и краевед писал:

Живопись всегда меня привлекала. Как он писал в автобиографии: «Ещё в детстве потянулся к рисованию… На чём только не рисовал! На песке, на снегу, на старых книгах…». В 1973 году, уже сорокалетним, рискнул скопировать маслом картину Виктора Васнецова «Богатыри». Упоение от цвета, от запаха краски, от сознания того, что «это мои руки творят такое» позволило ему два года «художничать на досуге», для себя, что называется «для души». Всё свободное время он отдавал любимому занятию. Упорно и настойчиво искал свою манеру письма, своё понимание мира и человеческого характера.

Автор картин: «Клятва», «Сирота»…..

 

 ОТВЕТ: Петр Семенович Бахлыков

2. Автор картин: «Рая Рымова», «Глаза черемушки», «Югорская леганда» и др.

ОТВЕТ: Геннадий Райшев.

                         

3. Ненецкий поэт публицист, общественный деятель, автор следующего  

«Поговори со мной» – это проза и стихи. Автор данного произведения пишет мастерски, как правило, свободным стихом – верлибром, что органично присуще ненецкому строю речи и ненецким народным песням: 

О чем, кукушка, за туманом
Кукуешь?
О чем, журавль, за рекою
Курлычешь?
Кого вы, лебеди, за озеро
Кличете?
Уж не меня ли?
В тумане отыщу твои следы я,
Отброшу в сторону свои мечты седые
И налегке,
Росы земной не прикасаясь,
Расправлю крылья облегченно,
С тобой прощаясь.

ОТВЕТ: Юрий Вэлла.

5. Автор теории происхождения и расселения сибирских народов «Теория двух волн»?

ОТВЕТ: Вале́рий Никола́евич Чернецо́в (17 марта 1905 — 29 марта 1970) — угровед, этнограф и археолог.

6. "Клич журавля"

Я - Стерх,    
Я - журавль,    
Священная птица.    
Я плачу -    
Внимают мне все колдуны.    
Я плачу-шаманю.    
Священные мысли    
И мудрое слово    
В мой плач вплетены.    

Автор  данного стихотворения?

ОТВЕТ: Юван Шесталов (поэт, публицист).    

КОНКУРС № 4. «Скажите, почему….»

Командам предлагается ответить на вопросы, обратив внимание на характеристику используемых материалов, конструктивные особенности, функциональность, экологичность и т.п. Время на подготовку ответа – 2 мин.

  1. Прослушайте хантыйскую  легенду об изготовлении первых нарт.

«Два ханта решили построить нарты. Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик ничего не обтесал, с сучками ствол оставил, другой все снял и сделал гладко…. Один поехал – только пыль столбом, у другого олени тянут, тянут – и никак: сучки и ветки обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас сил нет. С этого времени стали обстругивать гладко все снизу».

ВОПРОС: Скажите, почему искусство нарт требует от мастера глубоких знаний и умений? Расскажите что вы знаете об этом всесезонном средстве передвижения.

/Искусство изготовления нарт требует от мастера глубоких знаний и умений. Основные детали – полозья, ножки – копылья, соединенные перекладинами и настил для сиденья и груза – все делалось из дерева и без единого гвоздя. Все детали должны быть надежны и экологически рациональны. Условия бездорожья продиктовали появление такого элемента как загиб передней части полоза. Он составляет не менее половины всей длины нарт. По этой причине наезд на препятствие происходит постепенно, подминая снежный покров /зимой/ или растительный /летом/. Тяжелая часть нарты движется уже по смоченному слою, не ломая и не вырывая растений. Кроме того, воздушные потоки беспрепятственно преодолевают пространство между почвой и грузовой площадкой, уменьшая сопротивление воздуха, а также сохраняя груз от намокания, когда преодолевают заболоченную местность, и от мелких грызунов, когда нарты стоят с имуществом или грузом./

  1. Послушайте стихотворение мансийского поэта Ювана Шесталова:

Как море снег. Сугробов гребни

Лежат загадками вдали.

А чум – как-бы старик-волшебник

В оленьей шкуре до земли.

ВОПРОС: «Почему коренные народы Сибири до сих пор пользуются именно чумом?

/Чум – переносное каркасное жилище народов Сибири. Он удобен и практичен тем, что может быть установлен на любом месте за небольшой промежуток времени. Более того, вышедшую из строя деталь /шест, покрышки/ можно без особого труда заменить. Он имеет коническую форму, которая наиболее целесообразна в тайге или тундре, так как с довольно крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при перекочевках чум без очистки и разгребания снега легко может быть разобран. Он является также устойчивым при метелях и ветрах/.

КОНКУРС №5. «Вопрос – ответ».

Команды задают друг другу вопросы по теме: «Основные виды хозяйственной деятельности» /по 1 вопросу/.

  1. Что такое запор? Объясните принцип установки морды.

/Запор – заграждение из кольев и прутьев. Морда устанавливается в отверстие в запоре против течения/.

2. Объясните отличие активной охоты от пассивной. Приведите примеры.

/Активная охота – это когда вооруженный охотник выслеживает и добывает зверя. /Лук, стрелы, ружье/.

Пассивная охота заключается в том, что охотник должен изготовить  и установить ловушки, установив их, регулярно осматривать их, проверять /слопец, черкан, капкан/

КОНКУРС № 6. «Блиц – опрос»

Проводится по типу игры «Счастливый случай». Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

1. Одно из древних названий Уральских гор.                        /Себур, Камень/.

2. Жилище из снега у эскимосов Аляски.                              /Иглу/.

3. Число, обозначающие количество душ у мужчины.         /5/.

4. Некто царский подарок носит с собой.                               /Горностай/.

5. Главный враг оленей.                                                            /Гнус, овод/.

6. Кто из под воды землю достал?                                           /Кулик, гагара/.

7. Хищная рыба, которая согласно хантыйской сказке сама себе голову сделала. /Щука/.

8. Название поселений коренных народов Западной Сибири.    /Стойбище/.

9. Наука, изучающая народ, его материальную и духовную культуру.     /Этнография/.

10.  Древнее название Западной Сибири.                                                         /Югра/.

11. Яма для зимней спячки у медведя.                                                             /Берлога/.

12. Число, обозначающее число душ у женщины.                                          /4/.

13. Бог Верхнего Мира.                                                                                           /Торум/.

14. Хантыйская долбленная лодка.                                                                        /Облас/.

15. Устное народное творчество.                                                                             /Фольклор/.

16. Зимнее пешеходное средство передвижения.                                                   /Лыжи/.

17. Основная пища оленей.                                                                                       /Ягель/.

18. Приспособление для рыбной ловли.                                                                  /Морда/.

19.Автор теории происхождения и расселения коренных народов «двух волн»  /В.Н. Чернецов/.

20. Год, день основания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. /10 декабря 1930 года/.

21. Природный материал для летнего покрытия жилищ.                                /Береста/.

22. Материал для изготовления зимней одежды.                                             /Олений мех/.

Пока жюри подводит итог 5 конкурса и всей игры, ведущий делает заключение по теме игры, отмечает уровень знаний ребят, их смекалку и находчивость, благодарит их болельщиков за поддержку и дополнительные баллы своим командам.

Завершает игру вручением призов команде-победительнице.

Молодцы!

Итоги. Награждение. «Лучший знаток Югры!»

 

                   

ПРАЗДНИКИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЮГРЫ


Обрядовая деятельность – важнейший компонент духовной культуры любого народа, описание и изучение обрядов даёт представление о богатстве его культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Особое место среди традиционных обрядов занимают ежегодно повторяющиеся и посвящённые различным событиям праздники.
 

Праздник угощения Луны «Тылащ пори»

День Оленевода

Вороний День «Вурна Хатл»

Праздник Трясогузки «Вурщих Хатл»

Обряд поклонения Вит Хону (Празднование Дня обласа)

Проводы Лебедя

День Оленя

Международный День коренных народов мира

Праздник Лося

Медвежьи игрища

СИМВОЛИКА ЮГРЫ

  • Синий– реки и озера края
  • Белый – цвет снега
  • Зеленый – цвет тайги
  • Национальный орнамент ханты и манси – рога оленя, обереги 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люби и знай родной свой край

Игра-путешествие по родному краю. Материал по патриотическому воспитанию для следопытов...

Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"в форме игры "Умники и умницы"

Актуализация биологических и экологических знаний на основе национально-регионального компонента; развитие интереса к предмету; расширение кругозора;  любовь к родной стороне и бережное отношение...

Проект "Люби и знай родной свой край"

Проект-  знакомство с культурой родного края - Республики Марий Эл...

Проект "Люби и знай родной свой край"

Проект по нравственно-патриотическому воспитнанию...

Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"

Методическая разработка внеклассного мероприятия...

Программа элективного курса по географии для 6 класса "Люби и знай, родной свой край"

Пояснительная запискаНастоящая программа имеет краеведческое направление, предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. Предусматривает изучение материала о родном крае, что позволяет...