Рабочая программа внеурочной деятельности « Моя Родина - Россия»
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Моя Родина - Россия» составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
• Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
• Письмо Минобрнауки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 « О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Самолюбовской ОШ.
• Авторская программа курса «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.»(авт.Сухаревская Е.Ю.). 2014 год
• Положение о рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей) МБОУ Самолюбовской ОШ
• Учебный план МБОУ Самолюбовской ОШ
На изучение курса отводится 34 часа (1час в неделю).
Срок реализации программы 2019-2020 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности « Моя Родина - Россия» разработана по духовно-нравственному направлению в соответствии с требованиями ФГОС. Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- – осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; –
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе). – совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Ученик научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской
Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Ученик получит возможность научиться:
- основам правовой грамотности, правилам правового и нравственного поведения;
- называть наиболее значимые события в истории материальной и духовной культуры России;
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное
и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему городу, людям своего города, народу, России.
Формы работы:
• диалоги; элементы дискуссий
• игры-практикумы;
• проблемные ситуации;
• сюжетно-ролевые игры;
• конкурсы, викторины;
• беседы.
Содержание программы:
1 раздел: «С чего начинается Родина?» (воспитание гражданина, патриота своего села, своей страны) 7 часов
Воспитание любви к родной школе, краю, стране; знакомство с географическим положением, развитие чувства патриотизма; развитие личности гражданина, защитника Отечества, ответственного отношения к семье, к людям; осознание своей значимости в судьбах нашей страны.
Формирование ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества; воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде; организация самообслуживания, трудовые десанты; профориентация.
Формирование ценностного отношения к семье, её традициям; знакомство с понятием культура поведения; воспитание почтения и любви к родителям и окружающим; организация сотрудничества по вопросам формирования духовно-нравственных качеств и культуры поведения обучающихся; знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа ; привитие простейших навыков самоанализа.
2 раздел : « Мы живем в правовом государстве».( формирование правовых знаний и элементарных политических взглядов) 5 часов
Предлагаемый раздел рассчитан на то, что ребенок ознакомился с: государственными символами нашей страны, Конституцией РФ, правами и обязанностями родителей и детей, политикой государства и видными политическими деятелями.
Программа предполагает комплексный подход к развитию личности , предусматривая тесную связь нравственного, трудового и политического воспитания. Чем младше возраст детей, тем глубже и разносторонней должна быть эта связь.
3 раздел: «Культурное наследие нашей страны.» (включение учащихся в сферу осмысления культурных ценностей нашей страны). 5 часов
Раскрытие духовно-нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и разнообразия; воспитание чувства ответственности; формирование средствами предметов художественно-эстетического цикла разносторонней личности, способной отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии; осознание себя частью единого общества.
4 раздел: «Праздники». (включение учащихся в праздничную атмосферу, осмысления главной идеи праздника) 5 часов
Предлагаемый раздел рассчитан на ознакомление ребенком с разными направлениями праздников: государственными, семейными религиозными, профессиональными На занятии «Традиции проведения семейных праздников» ребята играют в игры, разгадывают кроссворды, участвуют в конкурсах. На последнем уроке ребята своими руками делают подарки и дарят их друг другу. В процессе работы учащиеся учатся договариваться, приходить к единому мнению, сотрудничать.
5 раздел: «Никто не забыт, ничто не забыто!»( воспитание истинного патриота своей страны, чувство гордости за свой народ и великую силу духа; осмысление разрушающей силы войны) 7 часов
Этот раздел рассчитан на то, что ребята соприкасаются с историей нашей страны, а именно: с самой жестокой из войн – Великой Отечественной войной. Ребята осваивают понятие «города-герои», готовят проекты на эту тему; встречаются с Ветеранами Великой Отечественной войны. Яркие, красочные презентации погружают учащихся в атмосферу блокадного Ленинграда, войны на Северном Кавказе. Ребята обсуждают самую из громких войн в современном обществе: войну на Украине. Каждый видит войну своими глазами: из этого складывается его мировоззрение, воспитываются нравственные позиции и духовная близость с невинно убиенными.
6 раздел: «Родина» в творчестве поэтов и писателей».( воспитание нравственной культуры через средства художественной выразительности) 4 часа
Этот раздел рассчитан на то, что к ребенку осмысление великого и дорогого понятия «Родина» приходит через художественное слово. Учащиеся знакомятся с творчеством великих писателей и поэтов, посвятивших Родине свои произведения. Анализируя и обсуждая наиболее значимые строки, ребята приходят к выводу о том, насколько необъятна и многогранна любовь к Родине.
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | № урока по теме | Тема урока | Дата | |
по плану | по факту | |||
С чего начинается Родина? (7 ч) | ||||
1 | 1 | Моя родина – Россия. Понятия «родина», «страна», «государство». | 06.09 | |
2 | 2 | Малая родина | 13.09 | |
3 | 3 | Родное село. Экскурсия по селу, встреча со старожилами. | 20.09 | |
4 | 4 | Моя семья. История ее возникновения. | 27.09 | |
5 | 5 | Понятия «родственники», «предки», «потомки» | 04.10 | |
6 | 6 | Практическая работа «Генеалогическое древо моей семьи» | 11.10 | |
7 | 7 | Роль семьи в жизни человека | 18.10 | |
Мы живем в правовом государстве (5 часов) | ||||
8 | 1 | Государственные символы нашей страны: герб, гимн, флаг. | 25.10 | |
9 | 2 | Конституция РФ. | 01.11 | |
10 | 3 | Права и обязанности родителей, детей | 15.11 | |
11 | 4 | Политика государства. | 22.11 | |
12 | 5 | Видные политические деятели. | 29.11 | |
Культурное наследие нашей страны (5 часов) | ||||
13 | 1 | Москва – столица нашей Родины. | 06.12 | |
14 | 2 | Московский Кремль. | 13.12 | |
15 | 3 | Санкт-Петербург. Эрмитаж. Петергоф (Петродворец). | 20.12 | |
16 | 4 | Золотое Кольцо России | 27.12 | |
17 | 5 | Мы в театре. | 17.01 | |
Праздники (5 часов) | ||||
18 | 1 | Понятие «праздник». Государственные, семейные, религиозные, профессиональные. | 24.01 | |
19 | 2 | Мини проект «Семейные праздники» | 31.01 | |
20 | 3 | Игра «Традиции проведения семейных праздников» | 07.02 | |
21 | 4 | Подарки. | 14.02 | |
22 | 5 | Практическая работа «подарок другу» | 21.02 | |
Никто не забыт, ничто не забыто! (7 часов) | ||||
23 | 1 | Великая Отечественная война 1941-1945гг. в истории нашего народа. | 28.02 | |
24 | 2 | Города-герои: Москва, Волгоград | 06.03 | |
25 | 3 | Города-герои: Брест, Керчь, Севастополь. | 13.03 | |
26 | 4 | Блокада Ленинграда. | 27.03 | |
27 | 5 | Война на Северном Кавказе. | 03.04 | |
28 | 6 | Ветераны Великой Отечественной войны | 10.04 | |
29 | 7 | Война в современном обществе | 17.04 | |
30 | 8 | Мини-проект «Война глазами молодого поколения» | 24.04 | |
«Родина» в творчестве поэтов и писателей (4 часа) | ||||
31 | 1 | Пословицы и поговорки о Родине. | 08.05 | |
32 | 2 | Стихи о Родине (конкурс чтецов) | 15.05 | |
33 | 3 | Рассказы о Родине. М.Пришвин «Моя Родина» (Из воспоминаний детства), К.Ушинский «Наше Отечество», И.Тургенев «Деревня» | 22.05 | |
34 | 4 | Зачет по курсу | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу: "История России XIX век" - 8 класс
Рабочая программа по истории России для 8-х классов составлена в соответствии с типовой программой по истории, рекомендованной МОиН Российской Федерации. Авторы А.А. Данилова, Л.Г. К...
рабочая программа элективного курса "История России в лицах"
Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ГЕОГРАФИЯ РОССИИ" 8 КЛАСС
Рабочая программа составлена на основании авторской программы Е.М. Домогацких....
Рабочая программа элективного курса "Светочи России"
Программа разработана на основе рекомендаций проекта "Русская национальная школа"(профессор Гончаров И.Ф.). Предусматривает ведение занятий с 8 класса, содержит тематическое планирование для 8-1...
рабочая программа 6 класс история России
рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века издательство "Русское слово"...
Рабочая программа учебного предмета «География России. Природа»
Программа составлено с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. 1 час в неделю. 34 часа в год....
Рабочая программа «Моя Малая Родина»
Программа рассчитана на учащихся 1-9 классов, реализуется в течение года. Программа предназначена для проведения кружковой работы в общеобразовательных школах и в з...