Рабочая программа «Моя Малая Родина»
рабочая программа по краеведению по теме

Пархомов Виктор Филиппович

Программа рассчитана на учащихся 1-9  классов, реализуется в течение года.   Программа предназначена для проведения кружковой  работы  в общеобразовательных школах и в  заведениях дополнительного образования.
 

Объект изучения: история и культурное наследие г.Правдинска и его округи. , Правдинского района , Калининградской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_parhomova1.doc896 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ  г.Правдинска

Рабочая программа

 «Моя Малая Родина»

 

                       Автор программы: педагог дополнительного образования

 МБОУ СОШ г.Правдинска

Пархомов Виктор Филиппович

                                 

                                       г.Правдинск

2012-2013 уч. год


Пояснительная записка.

            Объект изучения: история и культурное наследие г.Правдинска, его округи. , Правдинского района и Калининградской области.

             Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Правдинскому району, городу Правдинску, Калининградской области. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам  школьного музея и исследовательских работ учащихся ,  она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности  малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось  народом проживающим на этой территории. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого не только г.Правдинска, его округи, но и Калининградской области; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал , но и умений грамотно их обработать, а затем  применять на практике, представлять его на мероприятиях по  краеведению, на мероприятиях школьного музея. Программа  призвана также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.

Программа рассчитана на учащихся 1-9  классов, реализуется в течение года.   Программа предназначена для проведения кружковой работы  в общеобразовательных школах и в  заведениях дополнительного образования. Занятия проводятся как в  стационарных помещениях общеобразовательных школ и  в помещениях дополнительного образования, так и вне стен этих заведений (прогулки; экскурсии; выезды; посещение музеев, архива, объектов исторического наследия и т.д.)

Цели программы:

  1. Приобщать учащихся к истории Малой Родины. 
  2. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности  в краеведческой деятельности.
  3. Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей.
  4. Познакомить учащихся с историческим и  культурным наследием г.Правдинска , его округи  и Калининградской области
  5. сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Основные задачи: передать колорит исторической эпохи,  раскрыть её сущность, показать роль людей, оценить уроки и значение исторических событий.

Задачи программы

  1. Изучение прошлого и настоящего своей Малой родины, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и области.
  2. Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе.
  3. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  4. Активизация поисковой деятельности учащихся.
  5. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  6. Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения.
  7. Пополнение фондов школьного музея  работами учащихся по краеведению.

Методические приемы:

  1. Исследовательская деятельность.
  2.  Поисковая деятельность.
  3. Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
  4. Индивидуальная работа с учащимися.
  5. Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).

Формы проведения занятий:

  1. Экскурсия.
  2. Конференции.
  3. Занятия
  4. Работа с документами.
  5. Исследовательская деятельность
  6. Создание презентаций, выставок.

Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала:  изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Программа наталкивает к созданию в музее   архивов устной истории в результате бесед, опросов, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта. Целесообразно использование проектной методики и мультимедийного комплекса.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа.

Механизм реализации программы:

  1. организация экскурсий в районный краеведческий музей, городскую библиотеку и на предприятия,   которые расположенны на территории города;
  2. пешие экскурсии по городу и окрестностям;
  3. посещение архива города;
  4. сбор материалов;
  5. оформление материалов экспедиции;
  6. оказание помощи в создании и оформлении новых экспозиций школьного музея;
  7. участие в краеведческих конкурсах;
  8.  приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии;

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы “Моя Малая Родина”.

  1. Проведение выставок
  2. Проведение экскурсий
  3. Участие в районных и областных  краеведческих конкурсах и мероприятиях.

Тематическое планирование занятий

                ПЕРВЫЙ ГОД.                   “КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ”

  1. Задача занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем г.Правдинске, его округе  и Калининградской области. Эстетической категорией  выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле, чувство патриотизма, любви к  своей Родине.

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1



2













3



 

Введение. Правила техники безопасности на занятиях.


Краеведение – наука о родном крае.













Археология и краеведение.

Задачи кружка. Правила ТБ.


Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.


Что такое археология.

Прошлое и настоящее.

2



2













2

4


















5










6


 





 



7




8












9














10





11









12





13



Историка - краеведческие источники. Науки их изучающие.

















Мира не узнаешь, не зная края своего.










Калининградская  область на карте России.










По дорогам  родного края.


 


Наши моря и реки.












Наши древнейшие земляки.














Святыни Калининградской земли.


   



Кёнигсберг-Калининград, Фридланд-Правдинск – города с двойной историей


 






Оформление материала о Калининградской земле





Создание презентаций, коллажей, фильмов  о Калининградской земле


.

Понятие о музейном предмете. Вещь исторический источник.  Основные виды источников: вещественные, изобразительные,  письменные, особые  (фотографии,   кинофильмы, звука - видеозаписи и пр.).



Ознакомление с ресурсами школьного музея.  План работы кружка на год.



 



Дать основные сведения, касающиеся Калининградской области. Область,  оторванная от России – часть России!



Экскурсия на природу. Рельеф нашей местности.


Ознакомить с водными ресурсами Калининградской области.

Подготовить сообщения или презентации о  водных объектах области и нашего города.


 Рассказать о жизни  древних людей по материалам археологических раскопок на территории нашей области.  Экскурсия  в  Калининградский историко-художественный музей.


Духовная культура области.



Прошлое,  настоящее городов Восточной Пруссии  и городов Росии




Оформление папок, альбомов.




Презентации на темы: « Страницы истории Калининградской области», «Калининград литературный»

2


















2










4










4




2












4














4





4









2





4

14














15





16









17







18







19

Калининградская земля и город Правдинск


.












История города.





Город-крепость Фридланд(Правдинск).






В рамках духовно-нравственного воспитания


Символ города Фридланд (Правдинска)

«700 лет над берегом Лавы» ( Мероприятия связанные с юбилеем Храма)




История Правдинского района.




 



Создание презентаций, коллажей, фильмов  о Правдинском районе и городе Правдинске


Знакомство с природой нашего края. Физико-географическая характеристика области. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.



Знакомство с историей  города Правдинска.



Историческая справка о городе Фридланд. Памятники прошлого. Экскурсия.




Знакомство с историей Храма св.Георгия Победоносца Экскурсия.



Знакомство с историей образования Правдинского района.



Темы: «Правдинская земля»,  «Гордость города –кирха Св.Георгия Победоносца».  Фотографии города Правдинска, Правдинской церкви.                                                                

4














4





4









10







4







2

20







21

 «Родные просторы».







 Экология и краеведение.

 Воспитание бережного отношения к природе.  Красная книга. Экскурсия


Природоохранная  деятельность в Калининградской области и в нашем Правдинском районе. Окружающая среда.

2







2

22











23


24





25

Топонимика.











Топонимы.


Топонимы моего края.





Легенды и время.

Наука топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев, легенды, рассказы.


Топонимы.


Зачетные работы: « Топонимы моего края», «Легенды и время»


Сочинение  рассказов,  легенд о родном крае.

2











2


2






2

26







27






 



28










29

Откуда пошел мой род.







Реликвии моей семьи.









Самые « Правдинские  фамилии»










Выставка «Моя личная коллекция».

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.


Примерные темы работ: « Реликвии моей семьи»

«Моя личная коллекция», «Рассказы моей бабушки».


О том, как и откуда приезжали  и заселяли переселенцы наш город. Сбор и оформление материала



Провести тематическую выставку.

2







2









2










2

30




О чем рассказали книги.




Экскурсия в библиотеку. Работа с краеведческой литературой.

2

31

Калининградская  земля в литературе, живописи, музыке.

Знакомство с литературными произведениями.

Создание презентаций:  « Мой отчий дом», «Моя малая родина»

4

32







33

Здесь пыль веков.







Правдинский  краеведческий музей

Рассказы о музеях. Провести экскурсию в школьный музей для младших школьников.


Посещение Правдинского краеведческого музея.

2







2

34






35






36

От чистого истока.






Легенды, предания родного края.






Выставка творческих работ « Легенды, предания родного края»

Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.


Оформление материала.




Оформление выставки. Экскурсия в школьный музей.

2







2





2

37

Культура и быт народов проживающих в нашем районе.

Рассказы о народных традициях, обычаях,

 праздниках. Фольклор.

4

38





39








 

40

Народные традиции,

 обычаи, праздники.




Наши духовные,  культурные традиции







 


Оформление материала о духовных, культурных   традициях.

Оформление собранного материала.



 Изучение «малой родины»,её материальной и духовной культуры. Посещение ДК. Традиционные праздники нашего города



Оформление собранного материала.

4





2









4

41

О чем рассказали фотографии из старого альбома.

Человек и история. Составить рассказ о людях  на старых фотографиях из семейного альбома.

4

42

Из одного металла льют медаль за подвиг медаль  за труд.

Наши земляки в годы войны. Сбор материала.

4

43

Тебе посвящаю,  мой прадед…

Работа в музее с собранным материалом.

4

44








45

О человеческих судьбах опаленных войной.








Оформление материала о вдовах участников ВОВ

Автобиографии и материалы от свидетелей тех событий  





Сбор материала, встречи , беседы.

4








4

46

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Наши земляки участники ВОВ. Сбор материала.

4

47





48



49




50




51




52





53

Участники  ВОВ проживающие на территории  города и района

Встреча с участником ВОВ Телятниковым



Встреча с участником войны или родственниками  



Наши земляки участники Великой Отечественной войны.



Книга Памяти.








Создание презентации

«Великая Победа»




Воины интернационалисты.

Сбор материала, встречи , беседы.



Сбор материала. Оформление альбомов.


Сбор материала. Оформление альбомов.


Знакомство с книгой  «Памяти».


Наши земляки

Герои Советского союза.


Создание проекта  «Великая Победа




Оформление   папки.

3




3




4




2




2




2





4

54




55





56

Колхозы  Правдинского района




Хлеб – всему голова.





У каждого своя судьба.

История колхозов.  Сбор материала.


Хлеборобы района. Сбор материала.



Сбор и оформление материала о передовиках района в области животноводства.

4




4





4

57

Не позволяй  душе лениться.

Сбор материалов о людях редких профессий проживающих на территории  города.

3

58








59

Люди в белых халатах.








Создание презентации по собранным материалам

Сбор  и оформление материала о работниках  поликлиники города



Выполнение творческих работ, альбомов,

рисунков.

3








2


60







61







62

63

 64

65

66

67





68


История школы.







Учителями  славится Россия.







Встреча с заслуженными учителями России

  1. Козловской Н.К.
  2. Неряйнен А.А.
  3. Казанковым Н.Н
  4. Муравьёвой А.Я.
  5. Калиничевой Л.И.





Не надо забывать учителей.


Пополнение материалов школьного музея




Сбор материала о учителях-ветеранах, работавших в нашей школе. Оформление альбома.


Сбор и оформление  материала. Оформление папок.






Сбор и оформление материала о Павловой Л.И.


4







4








3

3

3

3

3





3



69








70


   






71




 



Гордость нашей школы.








Создание презентации «Наша школьная страна»








Музеем мы своим гордимся.


Сбор материла о выпускниках школы. Оформление папки. Выпускники медалисты.


Выполнение и оформление творческих работ.




Организация экскурсии в школьный музей для учащихся школы, педагогов , родителей.



4








2








2

72

Подводим итоги работы кружка.

Отчет руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ учащихся.

2

ИТОГО:                                                                                                               216

                        Содержание учебного курса.

Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению:

  1. Мой дом. Родословная семьи.
  2. Родная школа. Её история и традиции.
  3. Город (село): прошлое, настоящее, перспективы развития.
  4. История района.
  5. История области, края.

Возможны и другие темы - концентры. Педагогам — краеведам необходимо разработать вопрос о соотношении этих пластов знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе. Обратив внимание на важность тем, касающихся истории семьи, школы, села, города.

«Но самое важное — это уделить внимание всем пяти темам, чтобы учащиеся и учитель понимали необходимость их единства, интеграции, „прозрачность“ их границ, возможность и необходимость постоянного систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому»

Например, изучая Великую Отечественную войну, ребята рассматривают её влияние на область, район, город, село и, наконец, свою семью. Или изучая родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего села, города, района, области, страны. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся называют принципом маятника.

Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным событиям снова и снова, шли бы во  внеурочной работе по восходящей. Углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Можно взглянуть на проблему и с несколько другой стороны. Предметом  краеведения являются общественные процессы в нашем  крае — жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.), если изучить социально- экономические, общественно-политические, культурные связи, отношения людей.  Если  ознакомиться с их духовной жизнью в тот или иной период времени, то можно утверждать: я знаю историю, ведь знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы — значит понять саму эпоху, саму историю.

      Предметом краеведческих изысканий может быть любой человек, самый обычный, главное чтобы материал был конкретен и помогал преодолеть безликость исторических фактов. Хотя, как правило, на уроках уделяется внимание только знаменитым землякам или другим известным лицам, а о людях находящихся в других регионах России в ближнем и дальнем зарубежье, но сделавших много для нашего края, забывают. Это ошибка. Как и изучение этноса, наиболее распространенного на определенной территории. Ребята должны четко знать, что мы живем в полиэтническом (Многонациональном государстве) и поликультурном ("Поликультурное общество" - термин, относящийся к регионам, где исторически проживают представители двух и более этнических групп.) государстве, поэтому необходимо внимание всем народам.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви( в рамках духовно-нравственного воспитания  изучение  в обязательном порядке, если таковая есть в месте прохождения программы), с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в городе, районе и  крае.

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности, общественные организации и объединения в крае.

История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и с современным состояние села, предположить перспективы развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно- следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Необходимо также освещать вопросы, связанные с международными отношениями: влияние зарубежных стран на нашу культуру, экономику, политику на разных этапах развития нашего государства и нашего региона, который в силу своей специфики находится в анклавном положении.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при отборе учебного краеведческого  материала   нужно руководствоваться определёнными принципами, их в своей работе «Курс национально - региональной истории в основной школе» выделяет Е. Ю. Петряева:

1. Принцип диалектической (Принцип всеобщей взаимосвязи явлений, сущность которого в том, что все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности)  взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории. Материал отражает исторические и культурные тенденции характерные для всех регионов России и возможно, для всего мира.

2. Принцип интегративности. Краеведение дает учащимся целостное представление о человеке, живущем на определенной территории. Интегративность заключается в том, что для уроков берутся сведения и археологии, и географии, и этнографии, и экономики, и литературы, и истории.

3. Принцип поликультурной толерантности. Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь жить в мире с окружающими.

4. Антропологический принцип. Человек является центром изучения краеведения, история его духовно-практического опыта, а политическая и экономическая история рассматриваются лишь как условия развития человека.

5. Принцип практической направленности курса. "Этот принцип требует разрабатывать содержание, ориентируясь на существующую педагогическую реальность, учитывать имеющиеся методы, закономерности, принципы и возможности обучения в целом."

Наиболее емкой категорией, позволяющей раскрыть все стороны жизнедеятельности края, является «наследие», включающее совокупность памятников природы, истории, культуры, расположенных в пределах данной территории. Места хранения и трансляции духовных ценностей (библиотеки, музеи, театры).

Условно можно выделить следующие группы памятников:

  1. Памятники природы, которые определяют некоторые особенности развития края, придают неповторимый облик деревне, городу, краю, влияют на некоторые условия жизни людей. Среди них — памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, созданные руками людей.
  2. Памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды.
  3. Памятники истории и культуры можно условно разделить на движимые и недвижимые. Недвижимые — это здания и сооружения. Движимые — это музейные экспонаты, архивные материалы, письменные источники и т. д.

Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, — разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп, организаций, государственных учреждений, структур. Её следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов, ценностей, разделяемых людьми того времени.

Организуя работу по историческому краеведению важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет. Прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и большие разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом свете. Необходимы: правда о фактах, событиях, лицах, документально аргументированное изложение событий. Объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

  Программа отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, обязательного минимума образовательной области «Общественные дисциплины (история, география), и отражает все тенденции новой структуры исторического образования. Между тем программа дает большую самостоятельность учителю, ведущему краеведение, так как не ограничивает изучение какой-либо темы определенным количеством часов, а также разрешает самостоятельно выбирать формы проведения занятий.

                             

                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Документальные источники.

Справочные издания.

  1. Евгеньева А. П. Краеведение / А. П. Евгеньева
  2. // Большая Российская энциклопедия. —  М., 1993. —  Т.1.- С. 475—476.

3. Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. — 24-е изд., испр. —  М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»,.

4. Строев К. Ф., Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. —3-е изд. —  М., 1973. —  Т. 13. —  С. 920.

Монографии и статьи.

1. Александров А. И. Факультативные занятия по истории краеведения./А. И. Александров //Преподавание истории в школе. — 1982. — № 3. —  С.59—61.

2. Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев //Народное образование. — 1988. — № 6. —  С.26—28.

3. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 3. —  С. 40—47.

4. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. —  М.: Просвещение, 1975. —  192с.. Князев Ю. А., Автократова М. И. Краеведческая работа и архивы / Ю. А. Князев, М. И. Автократова // Преподавание истории в школе. — 1976. — № 5.- С.73—80.

5. Князев Ю. А. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. — 1991.- № 3. —  С. 128—131.

6.В. Нагорный, В.Левченко « На Донском меридиане» , Ростовское книжное издательство – 1984 г.

7.Ресуроы  интернет. Википедия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА МАЛОЙ РОДИНЕ

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формир...

Программа "Моя малая родина"

Программа по краеведению....

Дополнительная образовательная программа «ПО МАЛОЙ РОДИНЕ МОЕЙ» НОМИНАЦИЯ. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ.

                             Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содей...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Моя малая Родина»

Дополнительная общеобразовательная программа «Моя малая Родина» туристско-краеведческой направленности. Программа направлена на  воспитание у школьников патриотизма, изучение истории, традиций, к...

Программа "Моя малая Родина"

Рабочая программа курса дополнительного образования для 4 класса "Моя малая Родина"...

Авторская программа "Моя малая родина"

Программа актуальна. Огромную важность играют  вопросы экологического воспитания через изучение своей малой родины. Программа предназначена для обучающихся 6 (7) классов и рассчитана на 1 час в н...