рабочая программа 6 класс история России
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века издательство "Русское слово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
календарно-тематическое планирование курса история России 6 класс | 17.94 КБ |
пояснительная записка к курсу история России 6 класс | 32.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование истории России 6 класс
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до XV века предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы основного общего образования истории МО РФ 2004 г. и авторской программы Е.В. Пчелова по истории России с древнейших времен до конца XVIII века.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа составлена по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет обратить внимание на основные проблемы истории России, проследить динамику исторического развития и выделить в данных хронологических рамках его основные этапы.
Рабочая программа ориентирована на учебник Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Она включает материал по истории России с древнейших времен до конца XVI века и рассчитана на 34 часа учебного времени из расчета 2 часа в неделю. Стандарт 2004 г. устанавливает хронологические рамки курса истории России в 6 классе по XV в., поэтому параграфы, посвященные царствованию Ивана IV Грозного (6 часов) будут изучаться в начале 7 класса.
Изучение данного курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого,
пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов,
раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов;
формирование представления об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории;
формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной
культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление
сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине
Задача курса - показать самобытные черты российской цивилизации, этапы и особенности ее развития, с тем, чтобы помочь ученикам понять события давно ушедших веков, с уважением относиться к своим традициям. В основу курса положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Это позволяет не выделять какую-либо из сторон жизни общества — политическую, экономическую, культурную и т.д., а рассматривать, по возможности, все их в совокупности.
Показать историю России в рамках «цивилизационных» моделей, при которых взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности российской цивилизации.
Уделить внимание политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Тема | Часы |
Введение | 1 |
Древние жители нашей Родины | 3 |
Древняя Русь в IX – XII в.в. | 9 |
Русские Земли в XII - начале XIII в | 6 |
Русь между Востоком и Западом | 5 |
Объединение русских земель вокруг Москвы | 10 |
Резерв | 1 |
Итого | 35 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба в внешней агрессией в XIII в.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся.
В ходе изучения курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе сопоставления информации;
анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
давать оценку отдельным явлениям культуры;
составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);
составлять характеристику исторических деятелей;
участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
Методические учебные пособия
Реквизиты программ | УМК обучающихся | УМК учителя |
Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования 2004 год. Примерная программа основного общего образования по истории МО РФ 2004 год. Авторская программа Пчелова Е.В. по истории России с древнейших времен до конца XVIII века. | Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.- М.: «Русское слово», 2006. Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова «История России». 6 класс.- М.: «Русское слово», 2008. | Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.- М.: «Русское слово», 2006. Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Программа курсов 6 – 7 кл.- М.: «Русское слово», 2005. Агафонов С.В. Схемы по истории России 6 класс. К учебнику Е.В. Пчелова «История России с древнейших времен до конца XVI века».- М.: «Русское слово», 2005. Майков А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Методические рекомендации. 6 класс.- М.: «Русское слово», 2005. Фадеева Д.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебно-методические материалы. 6 класс.- М.: «Русское слово», 2006. |
ЦОРы
Справочные, научные материалы:
www.istorik.ru сайт «История. Рефераты по истории»
http://schools-world.ru/ Каталог образовательных ресурсов «Школьный мир»
http://ist-iv.ru/ Информационный портал, посвященный вопросам истории и обществознания
http://www.istorik.ru/index.htm Сайт «История»
http://pish.ru/ Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал
http://www.lants.tellur.ru/history/ Электронный журнал Отечественная история
http://www.historia.ru Электронный журнал «Мир истории»
Электронные библиотеки, архивы, пособия:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/History_Russia.php Библиотека Гумер (книги по истории, политологии, праву, юриспруденции, социологии, философии, экономики)
http://www.istorya.ru/ Сайт История.Ру
http://www.rusempire.ru/ Сайт Российская империя. История государства
http://www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html Библиотека думающего о России
http://www.istrodina.com Сайт журнала «Родина»
http://www.hist.ru Исторический альманах «Лабиринт времён», рассматривающий спорные вопросы отечественной и всеобщей истории
http://www.rusarchives.ru Сайт «Архивы России»
Федеральный портал «Российское образование»:
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3//hps/10/hp/1/p/page.html?fv-type=I&fc-discipline%20OO=4.07 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал
http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.73.5 Единый каталог образовательных Интернет-русурсов
http://catalog.iot.ru/ Образовательные ресурсы сети Интернет для общего (среднего) образования
http://historydoc.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал. Коллекция исторических документов.
Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:
http://window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.1.8 – история
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=20 история
Методические материалы:
http://www.km-school.ru/ Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал методических разработок
http://www.proshkolu.ru/ Интернет-портал Pro Школу.ru
http://histerl.ru/ Ресурс HISTERL.RU, содержащий карты, таблицы, схемы, лекции по истории России
http://school.iot.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=115&Itemid=261 - Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей, история
http://school.iot.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=118&Itemid=261 - Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей, обществознание
www.uroki.net - Сайт «Uroki.net». Для учителя истории и обществознания: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс
Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...
Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе
Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....
Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов
Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...
Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс
Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...
рабочая программа по истории России. Всеобщая история. 7 класс
индивидуальное обучение...
Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы
Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...
Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)
В рабочей программе по истории России-всеобщей истории в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...