Система развития филологически одаренных детей
методическая разработка
Обобщение опыта работы с 20017 по 2020 г. по развитию одаренных в области филологии обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы Тимошенко О.В. | 76.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№1»
Г.ДОЛИНСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694051, Сахалинская область, г. Долинск, ул. Пионерская, 1А, тел./факс 20918
e-mail.ru: shkola1-dolinsk@mail.ru
Обобщение педагогического опыта
Система развития филологически
одаренных детей
Автор опыта:
Тимошенко Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1 г. Долинска Сахалинской области
Долинск, 2020
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические основы понятия «одаренность», «одаренный ребенок» …………………………………………………………………………5
- Определение ключевых понятий ……………………………………….5
- Выявление одаренных детей ……………………………………………7
- Методы и формы развития филологически одаренных детей ………..9
Глава 2. Описание системы работы по развитию филологической одаренности учащихся………………………………………………………….14
2.1. Составляющие системы развития одаренных детей ……………………14
2.2. Формы работы на уроках русского языка и литературы………………..15
2.3. Предметная внеклассная, внеурочная деятельность……………………. 20
Глава 3. Результативность работы с филологически одаренными детьми с 2017 по 2020 г.г…………………………………………………………………. 31
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………………………36
Приложения
И сколько бы ни миновало лет,
Слагается учительское счастье
Из ученических побед.
А. Дементьев
Введение
Одаренные дети – это потенциал государства, будущая элита науки, культуры, технологии, а значит основа развития и процветания страны. Поэтому умение выявлять способных детей, создавать условия для проявления и развития одаренности, взращивать таланты не просто важно, а стратегически важно для России. Именно поэтому принята федеральная целевая программа «Одаренные дети» и разработана Рабочая концепция одаренности.
Выявлять и развивать таланты на первоначальном этапе может и должен школьный учитель. Для учителя – это творческий стимул, мотивация к повышению профессионального и творческого уровня, удовлетворение от кропотливого труда, средство от профессионального выгорания.
Хотя одаренность как научная проблема существует более ста лет, но именно в последние десятилетия в России происходит активное изучение этого явления и поиск эффективных форм и методов развития одаренности. Как известно, во всех детях с рождения заложены способности к чему-либо. К сожалению, с возрастом эти природные задатки, если они остались незамеченными родителями и учителями, угасают, и только у 20% детей, по материалам государственных информационных ресурсов, развиваются таланты в разных областях.
Филологическая одаренность - особый вид одаренности, включающий и интеллектуальную, и художественно-творческую одаренность в области русского литературного языка - не столь активно поддерживается родителями, для ее развития исключительно важна роль учителя русского языка и литературы.
Проблема: как построить работу с одаренными детьми, чтобы максимально развить их способности в области филологии?
Объект исследования: процесс поддержки и развития филологически одаренных детей.
Предмет исследования: формы, методы, технологии поддержки и развития филологически одаренных детей.
Цель опыта: создать условия для поддержки и развития филологически одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Гипотеза: если создать оптимальные условия для раскрытия потенциальной филологической одаренности ребенка, сохраняя при этом целостность системы его обучения и воспитания, можно добиться развития его индивидуальных способностей на достаточно высоком уровне.
Задачи:
- Изучить сущность понятия «одаренность», «одаренные дети», особенности развития одаренных детей.
- Обобщить систему своей работы с одаренными детьми.
- Провести анализ результативности данной работы.
Теоретическая значимость данного опыта заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в общую педагогику, историю педагогики и образования, расширяя представления о формировании филологической одаренности учащихся в основной и старшей школе.
Практическая значимость работы состоит в том, что использование в образовательном процессе системы данного опыта способствует достижению целей развития одаренных детей, их личностному росту.
Методы работы – анализ научно-теоретической базы по проблеме опыта, наблюдение, описание собственной методической системы, обобщение форм, методов, приемов по проблеме, моделирование, синтез, систематизация.
База опыта:
Данный опыт работы сложился на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Долинска Сахалинской области.
Этапы работы над обобщением опыта:
- сентябрь 2017- январь 2018– изучение теоретических основ одаренности школьников.
- январь 2018 – май 2020 – практическая отработка и систематизация методической системы поддержки одаренных детей.
- июнь-июль 2020 – анализ, обработка, оформление материала.
- Сентябрь - октябрь 2020 - презентация, защита опыта работы.
Новизна опыта заключается в создании эффективной системы работы с одаренными детьми.
Данный опыт может быть использован и творчески применен в практической деятельности любого учителя русского языка и литературы, а также может являться основой для профессионального роста молодого учителя.
Глава 1. Теоретические основы понятий «одаренность», «одаренный ребенок»
- Определение ключевых понятий
Понятие «одаренный ребенок» - общепринятое в школе для обозначения категории детей, выделяющихся нестандартностью мышления, более высоким уровнем развития в определенной области, чем другие ровесники. Изучив Рабочую концепцию одаренности, работы известных российских психологов, педагогов по данной проблеме, я поняла, что одаренность – это многоаспектное и многоуровневое явление.
Теоретической базой изучения одаренности послужили работы известного психолога, доктора психологических наук, Н.С. Лейтеса, чьи работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Также теоретической основой изучения одаренности являются работы российских психологов Н.С., Матюшкина А.М, Петренко А.А., Савенкова А.И. и других.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (Н.С. Лейтес, российский психолог).
В рамках деятельностного подхода отечественные психологи рассматривают одарённость как совокупность особенностей личности, позволяющую достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. Подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности), она и оценивается по этим результатам (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, российские психологи).
И.Я. Лернер (советский, российский психолог) выделяет интеллектуальную и творческую одарённость. Д.Б. Богоявленская (советский, российский психолог), в ходе исследований доказывает, что для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.
Одаренность имеет определенные уровни развития, начиная с анатомо-физиологических предпосылок (не случайно в слове «одаренность» корень -дар-).
Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
Способности – индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или в нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми (В.И. Панов, российский психолог).
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренная личность характеризуется тем, что в основе ее творческой деятельности, вне зависимости от предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), лежат мотивы, интересы, потребности, непосредственно связанные с содержанием деятельности. При этом они занимают в мотивационно-потребностной сфере лидирующую позицию.
Более того, как утверждает современная наука, ключевой характеристикой личностного потенциала (одаренности) являются не интеллект или креативность и даже не их особое сочетание, а мотивация. Ряд исследований свидетельствует о том, что люди, изначально менее способные по уровню развития интеллекта и креативности, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются более продуктивными, чем более способные, но менее заинтересованные.
1.2. Выявление одаренных детей
Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Существуют специальные многочисленные психологические методики выявления одарённых детей, которые можно использовать учителям в работе. Например:
- Карта интересов по Савенкову.
- Краткий тест творческого мышления П. Торренса.
- Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.
- Метод незаконченного предложения.
- Тест «Исследование школьной мотивации».
- Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.
- Метод незаконченного предложения.
- Тест «Исследование школьной мотивации» и другие.
Но в данной работе мы делаем акцент не на психологических диагностиках, а на работе практикующего учителя-филолога. Отбор одаренных школьников учителем проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, в том числе речи, памяти, логического мышления.
Как узнать, что ребенок одаренный? На основе наблюдений за академической и творческой деятельностью ребенка, анализа можем выделить признаки, которые характеризуют определенную степень одаренности:
– ребенок достигает следующих этапов развития раньше сверстников;
– замечательная память – лучше других запоминает тексты и выучивает наизусть;
– обучение языку – проявляет повышенный интерес к изучению языка или нескольких языков;
– умение решать задачи – ребенок быстро ориентируется в выполнении задач, находит оригинальный выход из затруднительной ситуации;
– любознательный склад ума – логично строит высказывания;
– высокий уровень концентрации внимания и сосредоточенности – целенаправленно и сосредоточенно слушает и думает;
– высокий уровень бдительности и осведомленности – быстро и хорошо адаптируется к новым обстоятельствам и не испытывает проблем с привыканием к новым ситуациям или людям.
Какие же факторы свидетельствуют о наличии способностей и характеризуют филологически одаренного ученика? К таковым можно отнести следующие:
– общее развитие речи (правильное произношение, хорошая дикция, умение строить высказывание; быстрая речевая реакция; богатство словарного запаса, правильность и разнообразие грамматических форм и синтаксических конструкций);
– интеллектуальная инициатива;
– преобладание дивергентного (творческого) мышления над конвергентным (точное следование алгоритмам и инструкциям);
– скорость в овладении коммуникативной ситуацией;
– ассоциативность, гибкость и креативность мышления;
– легкость в изучении иностранных языков (лингвистическая одаренность);
– образность речи, символичность;
– производительность вербальной памяти;
– речевая интуиция;
– наблюдательность в языковых явлениях;
– потребность в творчестве (написание сочинений, эссе, стихов, создание других творческих продуктов);
– потребность в самоактуализации (достигается путем создания собственных творческих продуктов);
– преимущество внутренней мотивации над внешней;
– позитивное восприятие окружающей действительности;
– соответствие эмоциональных проявлений реальности.
В основе компонентов филологических способностей заложены такие психологические процессы, как воображение, внимание, память, мышление, речь.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующее:
– выявление одаренных детей;
– развитие творческих способностей на уроках;
– развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
– создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Это длительный процесс, основанный на изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка, наблюдении за ним.
Чтобы выявить одаренных детей в классе, необходимо:
1. Проводить диагностику сформированности интеллектуальных умений (Приложение 1);
2. Наблюдать за работой учащихся на уроках русского языка и литературы, а также во время внеклассных мероприятий;
3. Анализировать результаты выполнения самостоятельных, творческих работ, а также участия учащихся в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и др.
1.3. Методы и формы развития филологически одаренных детей
Филологическая одарённость заключает в себе два аспекта: умственный, интеллектуальный и творческий художественный. Каждый из этих аспектов имеет ряд отличительных признаков и может существовать автономно.
Отбор методов обучения – это важный фактор успешности усвоения знаний, развития познавательных способностей и личностных качеств одаренных детей. Основными являются методы творческого характера:
- Проблемный, поисковый
Создание на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
- Исследовательский
Этот метод способствует развитию и индивидуализации личности, формированию мотивации к получению учащимися новых знаний. Он предполагает постановку серьёзных проблемных вопросов, исследовательские задачи.
- Проектный (в сочетании с методами самостоятельной
индивидуальной и групповой работы) или «обучение через делание», когда учащийся включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.
- Эвристический
Посредством ряда вопросов ученика наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель заинтересован возбудить в ученике способность комбинировать известные данные.
Филологически одаренных старшеклассников привлекают следующие формы учебной деятельности:
1. Самостоятельная поисковая и исследовательская работа как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Для учащихся среднего школьного возраста важна направляющая роль учителя. В старшем школьном возрасте ученики часто отказываются от помощи взрослых и демонстрируют собственную индивидуальность. Поэтому преобладают исследовательские задания, лингвистические игры, языковые наблюдения и опыты, поиск фактов, работа с различными источниками информации, их анализ и обобщение;
2. Задания повышенной сложности. У одаренных учащихся сочетание интенсивного и экстенсивного обучения способствует усвоению не только базовых знаний и умений осуществлять основные интеллектуально-лингвистические операции, но и сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное. Нужно, чтобы одаренный ребенок проявлял свои способности в полную силу, иначе он потеряет способность к решению более сложных вопросов. Здесь можно применять лингвистическое экспериментирование;
3. Задания на опережение развития и на саморазвитие. У одаренных учащихся, как правило, объем знаний превышает возрастную норму, и они бессознательно стремятся к расширению знаний, выходящих за пределы школы, появляется стремление к овладению новыми, часто сложными знаниями. Основной мотивацией выступает познавательный интерес и удовольствие от самостоятельного получения знаний. Формы и методы работы: обучая – учусь, снежный ком, индивидуальное создание проектов;
4. Задания проблемного характера. Проблемное обучение всегда активизирует мышление, направляет личность на творческой поиск истины в процессе учебной деятельности. В таком случае уместными будут дискуссии, создание проблемных ситуаций, анализ данных, построение ассоциативного ряда;
5. Креативно-творческие задания. Филологически одаренным детям необходимы задания на написание эссе, синквейнов, создание творческих проектов, участие в сюжетно-ролевых играх, ситуативное моделирование. Нужно учитывать, что одаренные ученики чувствуют свою индивидуальность и хотят соответствовать представлениям окружающих об их таланте, т.е. для них необходимы задания на самовыражение;
6. Задания на развитие критического мышления. Филологически одаренные дети, особенно старшеклассники, вырабатывают навыки мыслить критически и формировать независимость суждений, а это возможно, если мышление имеет сугубо индивидуальный характер. Поэтому уместными будут такие задания, как мозговая атака, незаконченное предложение, определи позицию.
Формы работы:
- классно-урочная (стандартные и нестандартные уроки, разноуровневые задания, творческие задания);
- индивидуальное консультирование по филологическим проблемам;
- литературно-творческие конкурсы;
- конкурсы сочинений, творческих работ;
- конкурсы исследовательских работ, проектов;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах.
Главные условия эффективной организации работы с одаренными учениками:
– поддержка учителем творческой индивидуальности ученика, свободы его выбора видов и методов для самостоятельной интеллектуально-творческой деятельности;
– поощрение любых учебных и творческих успехов;
– активное внедрение гуманистических моделей и технологий общения, обучения, воспитания;
– дидактические принципы, которые способствуют обучению и воспитанию одаренных учащихся;
– привлечение одаренных учащихся к участию в жизни школы.
Глава 2. Описание системы работы по развитию филологической одаренности учащихся.
2.1 Составляющие системы развития одаренных детей
Система работы по развитию филологической одаренности складывалась в течение всего профессионального пути. По своим компонентам она не является новаторской, но к каждому одаренному ребенку необходим индивидуальный подход учителя, поэтому и результат работы всегда уникален, оригинален, неповторим.
Работа с одаренными детьми не является основной в потоке ежедневной обязательной и обширной деятельности учителя-словесника по отработке содержания рабочих программ с учащимися разных классов, подготовке к экзаменам, проверке письменных работ, подготовке к урокам, работе с электронными журналами, выполнении других обязанностей (классное руководство) при напряженной часовой нагрузке и максимальной наполняемости классов. Часто работа с одаренными детьми проходит индивидуально в личное время учителя. Не все учителя находят возможность и желание этим заниматься. Необходим определенный склад личности учителя, которому самому интересно помимо рутинной работы выйти за рамки учебника, попробовать что-то новое, необычное, нестандартное, творческое, увлечь этим детей. Именно в этом смысле такая система работы уникальна, потому что рассчитана на индивидуальность учителя, индивидуальности учащихся, это не поточная система, а долгое и кропотливое взращивание индивидуальностей, способных к интеллектуальной и творческой деятельности.
Но начинается эта работа в классе, в классно-урочной системе, так как развитие одаренности невозможно без ежедневного упорного труда на уроке.
Система развития филологически одаренных детей включает следующие виды деятельности:
- урочную деятельность;
- предметную внеклассную, внеурочную деятельность;
- индивидуальное консультирование по филологическим проблемам;
- подготовку детей к участию
- в олимпиадах;
- конкурсах научно-исследовательских работ, проектов;
- в творческих конкурсах;
- в научно-практических конференциях.
Методы работы с данной категорией детей:
- исследовательский
- частично-поисковый
- проблемный
- проектный
- метод образного видения
- словесные
2.2 Формы работы на уроках русского языка и литературы.
Педагогическое сопровождение одаренных учащихся начинается на уроках русского языка и литературы, на которых развивается логическое и ассоциативное мышление, эстетический вкус, речевая и коммуникативная компетенции, расширяется кругозор, происходит культурный рост личности. Методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличаться определенным своеобразием.
Разнообразные формы уроков, в том числе нестандартные, способствуют развитию всех учащихся, а особенно одаренных. Нередко провожу урок-устный журнал, где в качестве докладчиков по страницам журнала привлекаю одаренных учеников. Урок-путешествие тоже дает большие возможности для привлечения их потенциала. Урок-игра, деловая игра – это уроки, где такие дети ярко проявляют свои способности. Интегрированный урок (русский язык – литература, литература – история), где в качестве второго учителя выступает подготовленный одаренный ребенок. А также использую урок – семинар, урок защиты проектов, урок-концерт и другие. Но такие уроки проводятся нечасто, требуют серьезной подготовки.
Но и на обычных уроках изучения нового материала, формирования знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации, комбинированных есть место для работы с категорией детей повышенного уровня. Это прежде всего разноуровневые задания (Приложение 2).
При подготовке к урокам я стараюсь продумывать задания разноуровневого характера, в том числе познавательного, исследовательского, проблемного, давать пищу для ума учащихся. Подобные задания развивают интерес к предмету, желание искать, думать, помогают выявить нестандартно мыслящих учащихся, имеющих потребность перерабатывать, сопоставлять, сравнивать, вычленять главное, отсекать второстепенное, находить закономерность.
Особенно подобного рода задания работают на этапе создания проблемной ситуации перед изучением нового материала. Благодатное поле для таких заданий представляют уроки родного языка. Идеи заданий черпаю из методической литературы или придумываю самостоятельно.
«Докажите или опровергните».
- «В русском языке подлежащее (или сказуемое) может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните данное утверждение, используя свои примеры и аргументы.
- «Слова мертвец, кукла, утопленник, покойник, снеговик (или дамка, пешка, конь, ферзь) одушевленные». Докажите или опровергните данное утверждение, приведя грамматические аргументы.
- «Слова куда, где, что, кто могут являться не только союзами». Докажите или опровергните данное утверждение, используя примеры и аргументы.
«Верю – не верю»
- Нераспространенное простое предложение может иметь больше, чем два слова.
- Одно слово может иметь две одинаковые морфемы.
- Любое слово содержит корень, но не любое - окончание.
«Четвертый лишний»
- Замирать, мирить, мирный, примирить.
- Горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.
- Захотеть, запеть, забыть, закричать.
Игра «Справочное бюро». В классе ставится импровизированный ящик для вопросов пытливых и вдумчивых исследователей языка. Учащиеся бросают в ящик листочки с интересными вопросами, касающимися русского языка. Эти вопросы становятся темами исследования учащихся.
Во время изучения темы «Лексика» дети с интересом решают следующие задания:
- Известно, что В.И. Даль придумывал замены для заимствованных слов. Вместо каких иностранных слов он предлагал употреблять следующие: побудок, небоскат, носохватка, себятник? (инстинкт, горизонт, пенсне, эгоист).
- Чем отличается маркер от линера, линер от роллера, а роллер от капиллярной ручки? Подберите другие слова, относящиеся к той же лексической категории, что и маркер, линер, роллер.
- Угадайте слово по его описанию: «глаз» автомобиля, «слово» регулировщика; такса, а не собака; орел, а не птица. Что помогло в решении этой задачи?
- Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.
- Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы).
- Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки (Зрачок).
- Нарушение равновесия в жизненных отправлениях (Болезнь).
- Подбери фразеологизм, пословицу, поговорку, соответствующие следующему значению: испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком- или о чём- либо; совершенно безразлично, всё нипочём, ничего не действует; пропадает всякое желание, охота что-либо делать; бесконечное повторение одного и того же.
Проблемные вопросы и проблемные ситуации помогают актуализировать полученные ранее знания, выявить противоречия, подвести к постановке учебной задачи.
- Можем ли мы утверждать, что написание падежных окончаний при их склонении зависит от их рода?
- Могут ли быть однородными не только слова, но и предложения? Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо _ и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды (А. Чехов). Сколько придаточных предложений? Нужно ли ставить запятую перед союзом И? Ответ найдите в учебнике.
Также на уроках литературы использую проблемные вопросы как на этапе постановки учебных задач, так и на этапе интерпретации текста.
- Почему Дмитрий Старцев становится Ионычем?
- Почему Добролюбов назвал «Грозу» самым решительным произведением Островского?
Задания исследовательского характера. Исследовательские задания, мини-исследования моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы (Приложение 3). Они используются как на уроке, так и для индивидуального домашнего задания. Например:
- Определите количественное содержание в данном тексте всех разрядов прилагательных и сделайте вывод о частотности их употребления;
- «В русских словах приставка не может стоять после корня». Докажите правоту или ошибочность этого утверждения;
- В каких областях жизни используются субстантивированные прилагательные? Приведите примеры тематических групп субстантивированных прилагательных.
Уникальность учителя филолога в том, что он должен развивать не только интеллектуальные способности, но и творческие. Задания творческого характера: сочинение-рассказ, сочинение-описание, эссе, создание викторин, кроссвордов, ребусов, иллюстраций, видеороликов на лингвистические или литературные темы.
Например, задание при изучении наклонений глагола: сочини небольшой рассказ на тему «Что бы ты сделал, если бы…»
- нашел новенький телефон;
- тебе подарили золотую рыбку, исполняющую желания;
- ты придумал лекарство от всех болезней.
Проектная деятельность.
Проект способствует созданию условий, стимулирующих формирование и развитие творческих, познавательных, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся. Это особенно важно потому, что знания не столько передаются, сколько получаются в процессе личностно-значимой деятельности.
Каждый проект проходит 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный, несмотря на высокий уровень самостоятельности в работе, роль учителя чрезвычайно важна, так как именно от его умело организованной работы на каждом из этапов зависит успешность проекта в целом. На первоначальном этапе важен момент целеполагания, насколько значима та или иная проблема, важно научить школьников структурировать свою деятельность, пошагово планировать свою деятельность. Проекты могут носить как групповой характер, так и индивидуальный. Роль проектной деятельности для одаренных детей - это прежде всего развитие познавательных и творческих способностей.
Метод проектов широко описан в методической литературе, что позволяет не останавливаться на методике его проведения. Я использую его тогда, когда это целесообразно (Приложение 4). В 5-6 классах он играет важную роль в выявлении способных, одаренных учащихся, в развитии познавательных и творческих интересов. Чаще использую учебно-информационные, исследовательские, творческие мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока, среднесрочные проекты – на 1-2 недели. Со старшеклассниками иногда и долгосрочные, рассчитанные на месяц-два.
Использую проекты разных форм и тем:
- обобщающие по изученным темам;
- «Исправляю свои ошибки», «Устраняю свои пробелы»;
- рассказ с включением, например, пословиц и поговорок, причастных или деепричастных оборотов;
- лингвистический бюллетень «Культура речи»;
- реферат, например, «Женские образы в романе «Война и мир»;
- иллюстрации к литературным произведениям;
- выставка рисунков по любимым литературным произведениям для родителей на родительское собрание;
- инсценирование произведения или эпизода произведения;
- реклама книги (баннер, слоган, буктрейлер);
- викторина по литературному произведению;
- видеоролик «Читаем наизусть»;
- сочинение сказки, стихотворения и др.
Проектная деятельность позволяет поддерживать интерес к языку, развивать творческие способности
2.3 Предметная внеклассная, внеурочная деятельность
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных запросов учащихся создает многосторонняя внеурочная деятельность. На внеклассных занятиях одаренные учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников. Главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его.
Составляющей системы развития одаренных детей является внеучебная деятельность. Факультативные курсы «Занимательная лингвистика», «За страницами учебника» призваны развивать детей, имеющих способности и мотивацию к предмету, готовить их к участию в олимпиадах, конкурсах филологической направленности (Приложение 5).
Подготовка к олимпиадам
Для меня это одно из самых сложных направлений в работе с одаренными учащимися. Оно требует и от учителя, и от учащихся высокого уровня филологической эрудиции, но даже высокий уровень знаний не всегда гарантирует успешность в олимпиадном движении. Эта работа требует времени, системности, усидчивости, целенаправленности. Эпизодические занятия с заданиями повышенной трудности, как правило, перед олимпиадами, большого эффекта не дают. Нужно организовать систематический олимпиадный тренинг, групповой и индивидуальный, который позволяет развивать лингвистическую эрудицию.
Тренинг включает работу с понятиями из области:
- фонетики, орфоэпии (акцентологически трудные слова);
- лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);
- фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);
- морфемики и словообразования (этимология морфем);
- морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);
- синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).
В этом помогает работа с заданиями Всероссийской олимпиады школьников прошлых лет разных этапов, от более простых к более сложным, а также материалы самых разнообразных олимпиад, которые можно почерпнуть в методической литературе и на многочисленных сайтах в сети Интернет.
Работа с древнерусскими текстами, сравнительное языкознание очень сложны для ребенка, да и для учителя тоже, но нельзя от них отказываться, к ним нужно присматриваться, наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, запоминать.
Помогает в развитии общей и языковой эрудиции работа с разнообразными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, этимологическим, синонимов, антонимов, морфемно-словообразовательным, фразеологическим, словарями языка писателя другими.
Задания:
- Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю синонимов, чтобы самостоятельно проверить и пополнить свой словарный запас.
- Найдите во фразеологическом словаре фразеологизмы, имеющие в своем составе слова, называющие части тела (голова, ноги, глаза, нос), кто больше?
- Игра «Угадай слово». Каждый по очереди читает из словаря лексическое значение, по которому нужно отгадать слово.
Дети более привычны к работе в сети Интернет, но не всегда черпают из него достоверную информацию. Я приучаю их искать авторитетные источники, поэтому показываю им электронные словари, которые находятся в свободном доступе в сети Интернет:
- www.slovardalya.ru - онлайн-версия Словаря живого великорусского языка Владимира Даля;
- www.slovar-ozhegova.ru - онлайн-версия Толкового словаря Сергея Ожегова;
- www.slovar-ushakova.ru - онлайн-версия толкового словаря Дмитрия Ушакова;
- www.gumer.info - словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя, онлайн-версия и возможность скачать книгу;
- словарь-синонимов.рф;
- портал slovari.ru, в котором собраны: Словарь Даля под ред. Бодуэна де Куртенэ, Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой (МАС), Словарь синонимов и сходных по смыслу выражений Н. Абрамова, Семантический словарь под общей ред. Н. Ю. Шведовой, Новый словарь иностранных слов Захаренко Е. Н., Комаровой Л. Н., Нечаевой И. В., Словарь русского арго В.С. Елистратов и многие другие.
Помогают при клиповом мышлении современных учащихся поддерживать интерес к языку и литературе, развивать эрудицию учебные и популярные видеофильмы, посвященные языковым явлениям и проблемам литературы, но не от блогеров-любителей, а сделанные специалистами с профессиональным лингвистическим и литературоведческим образованием. Таких видеофильмов много на платформе https://www.youtube.com/watch.
Например, проект «Сто лекций с Дмитрием Быковым» (Дмитрий Быков – писатель, литературовед). Достоинством этого проекта является глубокий анализ произведений отечественной литературы в историческом, общественном, художественном контексте с большим количеством фоновой информации, которая не только является очень познавательной для учащихся, но и делает этот анализ живым, интересным, понятным.
Проект «Арзамас» https://arzamas.academy дает очень разнообразную информацию о произведениях отечественной и мировой культуры в разных формах: радио, кинотеатр, журнал, онлайн-курсы.
При подготовке к олимпиадам по литературе надо уделить большое внимание навыкам анализа текстов разных родов и жанров, на что на уроке времени не хватает. В помощь одаренным учащимся сайт «Школа юного филолога» https://sites.google.com/site/vsovershenstve/ . На этом сайте можно принять участие в различных олимпиадах, конкурсах, семинарах, найти полезные ссылки на библиотеки, словари, списки литературы для подготовки, памятки, познакомиться с олимпиадными, творческими и исследовательскими работами других учащихся и даже получить психологическую поддержку.
Проект «Гильдия словесников» https://slovesnik.org - познавательный сайт в области русского языка и литературы и для взрослых, и для старших школьников. Там можно почерпнуть задания олимпиад, много другой информации для развития, в том числе педагога, принять участие в олимпиадах и конкурсах, семинарах и др.
Необходимо мотивировать учащихся пробовать силы в разных олимпиадах. Проходя через отборочные туры, ученики привыкают к олимпиадному формату. Но, к сожалению, детей, которые целенаправленно способны готовиться к олимпиадам в течение нескольких лет, единицы. Для их подготовки провожу дополнительные занятия, консультации.
Исследовательские работы.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования предписывает формировать у учащихся навыки ведения учебно-исследовательской работы. Исследовательская работа – один из самых сложных видов работ с одаренными детьми. Но она позволяет ребенку, продолжая быть включенным в привычный классно-урочный процесс получения образования, качественно углублять свои знания и выявить свой
потенциал в области филологической одаренности. Роль научного руководителя велика, особенно если ребенок ведет такую работу впервые, не имея навыков. Технология исследовательской работы подробно описана в литературе. Больше остановлюсь на собственных методических приемах.
В рамках факультативных занятий я предлагаю ребятам интересные темы для сообщений, мини-исследований, из которых потом могут вырасти учебно-исследовательские работы. Так было с работой Ли Анастасии и Салата Анастасии «Происхождение и значение фамилий учащихся нашего класса» в 2020 году. Иногда ребята, особенно старшеклассники, сами предлагают темы, которыми им хочется заниматься. Например, «Интернет-сленг и речевая культура подростков» Башиловой Елизаветы в 2018 г., «Крылатые слова как средство речевой выразительности» Воробьевой Виталины в 2018. Иногда такой интерес у одаренных учащихся возникает во время уроков. Так было с работами мальчиков: «Особенности псевдонимов» Тимошенко Кирилла и Жеваги Вячеслава в далеком 2013, «Русская дуэльная традиция в судьбах и произведениях русских писателей» Емченко Кирилла в 2019 (Приложение 6).
Работа над каждой исследовательской работой объемная, кропотливая, как для учителя, так и для ученика. Кроме того, что тема должна быть интересна ученику, нужно обязательно четко определить предмет исследования, границы изучаемого явления, иначе можно не справиться с массой информации. Исследователь должен понимать, какую практическую работу он должен провести кроме изучения теоретических основ. Помимо отработки тематического материала, нужно изучить с учеником структуру работы, требования к оформлению. Помочь в формулировке темы исследовательской работы, а также разъяснить основные требования к структуре и оформлению работ, описать основные методы исследования, критерии оценки поможет сайт http://temagenerator.ru. Также важно научить ребенка работать с источниками информации, не копируя их, относясь к ним критически, анализируя, уважая авторское право, перерабатывая; рационально распределять собственное время и усилия.
В начале работы необходимо определиться со временем написания и составить график, который учитывал бы подготовительный этап, выработку совместной концепции работы, сбор материала, проведение практического исследования, оформление работы, подготовку к защите.
Когда работа готова, исследователи могут представить ее на научно-практической конференции. Как бы качественно ни была выполнена работа, как бы ни была оригинальна тема, от того, как ярко, эмоционально, доступно представят ее исследователи, заразят своей заинтересованностью слушателей, покажут глубокое владение данной темой, отвечая на вопросы, будут владеть собой психологически, во многом зависит успех в мероприятии (Приложение 7). Навыки выступления перед интеллектуальной аудиторией, краткого и яркого представления своей работы необходимо отрабатывать с детьми. Удобно такую отработку проводить в классах, где преподаешь, давая возможность выступать детям со своей работой.
Иногда бывает, что исследовательские работы не получаются. Причины разные: ребенок, столкнувшись с трудностями, испугался, потерял интерес; загруженность исследователя, не хватило времени; слишком широкая тема, отступление от концепции, не смог объять необъятное; упрямство, желание делать самостоятельно, по-своему; при работе в паре не смогли распределить усилия; загруженность научного руководителя и др. Важно даже после неудачи оставить одаренного ребенка своим единомышленником. Поэтому критику нужно исключить, а определить перспективы на успешное будущее.
Участие в творческих конкурсах.
Для филологов актуальны творческие конкурсы чтецов, конкурсы сочинений, творческих работ, которые ежегодно проходят на разных уровнях.
Конкурс чтецов.
Выразительное чтение – это мастерство отображения в звучащем слове чувств, образов, размышлений, заложенных автором в художественном тексте. Конкурс чтецов - хорошая возможность для одаренного ребенка самовыразиться, и для этого не обязательно обладать высоким интеллектуальным уровнем. Но чтобы добиться серьезных результатов в художественном чтении, необходимо несколько лет целенаправленно развивать навыки на уроках, индивидуальных занятиях, участвуя в конкурсах.
Умение учителя читать на уроках художественно, актерски заражает способных детей стремлением читать так же красиво, ярко. Так несколько лет назад в 5 классе были «заражены» чтецким искусством призеры и победители муниципальных и региональных этапов конкурсов «Живое слово», «Живая классика», «Виктория» Аршан Алина и Бояркина Валерия. Сегодня Алина – выпускница школы, в 2019 году она, став победителем регионального этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», принимала участие в финале конкурса во всероссийском детском центре «Артек» (Приложение 8). А для Валерии Бояркиной творчество стало профессиональным выбором, в настоящее время она студентка Южно-Сахалинского колледжа искусств.
К сожалению, сегодня гораздо меньше детей принимают участие в конкурсах чтецов. Причины этого в отсутствии интереса к чтению, отсутствии традиций чтения в семьях, неразвитая память, а также недостатки в дикции.
Участие в конкурсе начинается с этапа подборки произведения для чтения, соответствующего положению о конкурсе, возрасту учащегося, его манере исполнения, его характеру. Текст должен быть интересным для слушателя, и, конечно, для самого чтеца. Этап поиска мучительный, длительный, приходится перечитывать много текстов. Хотя одаренные дети-чтецы год от года могут меняться, учителю использовать произведения, с которыми он уже работал ранее неинтересно. Дети, в течение нескольких лет принимавшие участие в конкурсах чтецов разных уровней, могут уже заниматься подбором текста самостоятельно. Они используют материалы конкурсов, которые есть на сайтах, видеозаписи выступлений других детей, читают современную литературу, а также углубляются в творчество авторов, уже проверенных конкурсами. С годами у чтецов вырабатывается свой стиль исполнения, складываются свои предпочтения в темах, жанрах.
Когда текст выбран, начинается второй этап – разбор текста, его жанровых, композиционных, сюжетных особенностей, поиск средств, которыми можно их передать (интонация, сила голоса, тембр, темп, паузы и т.д.). Для начинающих детей важно, чтобы учитель дал образец чтения текста, для старших интереснее найти собственную трактовку, которую доработает учитель.
На этапе подготовки чтения необходимо работать над дикцией, логическим ударением, ключевыми словами, паузами, эмоциональной окраской, жестами, а также культурой исполнения, внешним видом, соответствующим тексту, приемами поведения в непредвиденных ситуациях, когда забыл текст, захлестнули эмоции и т.д.
Этап выступления – самый желанный и самый страшный для ребенка. Роль учителя - в индивидуальном психологическом подходе к каждому чтецу, создании спокойного, но уверенного настроя, снятии эмоционального зажима, страха. Кому-то, напротив, нужен боевой настрой, эмоциональный завод.
Существует разница между ораторским искусством чтеца и актера. Чтец передает замысел автора, не перевоплощаясь в героев, не выражая свое отношение к изображаемому. Для творческого человека рамки условны. Мне ближе актерское прочтение текста, потому что оно создает более яркие образы, картины, что вызывает глубокий эмоциональный отклик у учащихся, развивает воображение, воспитывает интерес к чтению, к художественному творчеству, к русскому литературному языку. Но при таком подходе важно следить, чтобы ребенок-чтец не переигрывал, был естественен, органичен.
Несомненно, более системно и глубоко с талантливыми детьми должны работать в учреждениях дополнительного образования специалисты по речи, актерскому мастерству. Но и учитель-словесник в результате систематической и поэтапной работы может привести одаренного ребенка к серьезным для него результатам и даже профессиональному выбору.
Конкурс сочинений.
Сочинение для ребенка – представителя нечитающего, клипового поколения, привыкшего списывать из Интернета, – сложное задание, тем более если эта работа конкурсная. Помимо обычных требований к сочинению, оно должно быть нестандартным, оригинальным, глубоко личностным, соответствовать выбранному жанру. Важно изучить положение о конкурсе, не только тематику, требования к сочинению, но и сроки, способ оформления документации, формат представления работы. Как правило, тематическое направление сочинения участники конкурса выбирают самостоятельно, мне важно, чтобы тема им нравилась, была близка, понятна. Затем начинается этап подготовки к написанию: изучение художественных текстов, исторических фактов, другого материала (например, биографии писателя, семейных архивов, афоризмов, пословиц и др.), осмысление темы, определение основной его мысли, выбор жанра, отбор интересных фактов, тезисов, деталей, образов. В последнее время в конкурсных работах уделяется большое внимание выбору жанра сочинения и соответствию сочинения ему. Обязательно провожу консультации по жанровому своеобразию творческих работ, разъясняя детям особенности жанров, приводя примеры. Я могу оказать помощь ребенку с выбором жанра, подсказать креативный ход, прием, но оставляю право на его самостоятельность, самобытность, индивидуальный стиль. Часто одаренные дети отстаивают право на свое видение определенной темы и не любят, когда учитель вторгается со своим представлением. Учителю важно, чтобы ребенок был не слепым исполнителем задумки педагога, а творил сам, важно направить, но тактично не переступить грань и не писать за него. Особенно важно для написания оригинального сочинения умение ребенка пропустить тему через свою душу, писать о пережитых им чувствах, эмоциях. Иногда, имея тесную духовную связь с ребенком, зная особенности его жизни, могу подсказать, какие личные переживания могут быть созвучны с темой творческой работы.
Третий этап – написание черновых материалов сочинения. Если позволяют условия конкурса, оказываю помощь в речевой и грамматической корректировке. Заключительный этап представления работ на конкурс требует от учителя точности в выполнении требований, умения распределять силы, время, как свое, так и ребенка. Желательно представлять работы не в последний момент, чтобы избежать возможных непредвиденных ситуаций (Приложение 9).
Сегодня появились новые форматы конкурсов сочинений – очное написание, здесь и сейчас, в рамках определенного промежутка времени. Например, Всероссийский конкурс сочинений в сентябре 2020 г., региональный этап. В таком формате учителю сложно повлиять на окончательный продукт творческой деятельности ребенка, если конкурс проведен честно. Ребенок готовится заранее по тематическому направлению, получает консультации учителя, может иметь черновые наброски, получить рекомендации что-то исправить, но во время конкурса, будучи творческим человеком и не имея возможности пользоваться заготовками, может написать нечто другое, отступая, например, от требований выбранного жанра. Для нас пока очень сложный формат, но новый, интересный.
Глава 3. Результативность работы с филологически одаренными детьми с 2017 по 2020 г.г.
Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. быть направленной на конкретный результат. Уроки русского языка и литературы, а также внеурочная деятельность, внеклассная деятельность по предметам должны быть направлены на реализацию программы школы “Одаренные дети”. Все методы и формы работы с одарёнными детьми в полной мере учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.
Критерием достижения образовательных результатов работы с одаренными детьми является проявление учащимися освоенных способов деятельности в ходе работы над исследовательскими работами, проектами, участие в олимпиадах, творческих конкурсах различного уровня.
В приведенной ниже таблице представлены результаты моей работы с одаренными учащимися с 2017 по октябрь 2020 г. на школьном муниципальном, региональном уровнях.
Год | ФИО | Уровень | Достижение | Мероприятие |
2017 | Бояркина Валерия | региональный | участие | Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» |
2017 | Лебедев Артур | муниципальный | участие | Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» |
2017 | Аршан Алина | муниципальный | участие | Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» |
2018 | Башилова Елизвета | школьный | призер | Всероссийская олимпиада школьников, литература |
2018 | Бояркина Валерия | школьный | призер | Общешкольный конкурс «Единый диктант» |
2018 | Воробьева Виталина | школьный | призер | Общешкольный конкурс «Единый диктант» |
2018 | Башилова Елизавета | школьный | победитель | Общешкольный конкурс «Единый диктант» |
2018 | Самудинова Аделия | региональный | призер | Всероссийский конкурс сочинений |
2019 | Дымков Роман | школьный | призер | Всероссийская олимпиада школьников, русский язык |
2019 | Ли Анастасия | школьный | победитель | Всероссийская олимпиада школьников, русский язык |
2019 | Емченко Кирилл | школьный | победитель | Всероссийская олимпиада школьников, русский язык |
2019 | Дедушев Владислав | школьный | призер | Всероссийская олимпиада школьников, русский язык |
2019 | Гавриленко Аксинья | школьный | призер | Всероссийская олимпиада школьников, русский язык |
2019 | Сафронова Александра | региональный | участие | Фестиваль русской культуры «Родная земля» |
2019 | Козина Анастасия | региональный | участие | Фестиваль русской культуры «Родная земля» |
2019 | Салата Анастасия | муниципальный | победитель | Районный фестиваль-конкурс художественного чтения и патриотической песни «Виктория» |
2019 | Башилова Елизавета | региональный | лауреат | Областной конкурс научно-исследовательской и проектной деятельности школьников 8-11 классов «Старт в будущее» |
2019 | Воробьева Виталина | региональный | лауреат | Областной конкурс научно-исследовательской и проектной деятельности школьников 8-11 классов «Старт в будущее» |
2019 | Воробьева Виталина | региональный | победитель | XII Областная научно-практическая конференция «Старт в будущее», номинация «Оригинальность и новизна исследования» |
2020 | Кислицына Ольга | классный | победитель | Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» |
2020 | Кашперская Анастасия | классный | победитель | Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» |
2020 | Кашперская Анастасия | школьный | победитель | Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» |
2020 | Кашперская Анастасия | муниципальный | участие | Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» |
2020 | Сохина Екатерина | классный | победитель | Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» |
2020 | Сохина Екатерина | школьный | участие | Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» |
2020 | Емченко Кирилл | муниципальный | призер | Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» |
2020 | Емченко Кирилл | региональный | участие | Конкурс сочинений, посвященный Дню семьи, любви и верности, Дню памяти святых чудотворцев – благоверных и преподобных супругов Муромских князей Петра и Февронии |
2020 | Кашперская Анастасия | региональный | победитель | Конкурс сочинений, посвященный Дню семьи, любви и верности, Дню памяти святых чудотворцев – благоверных и преподобных супругов Муромских князей Петра и Февронии |
2020 | Сохина Екатерина | региональный | призер | Конкурс сочинений, посвященный Дню семьи, любви и верности, Дню памяти святых чудотворцев – благоверных и преподобных супругов Муромских князей Петра и Февронии |
2020 | Аршан Алина | региональный | призер | Конкурс сочинений, посвященный Дню семьи, любви и верности, Дню памяти святых чудотворцев – благоверных и преподобных супругов Муромских князей Петра и Февронии |
2020 | Емченко Кирилл | региональный | участие | Всероссийский конкурс сочинений |
2020 | Салата Анастасия | региональный | участие | Всероссийский конкурс сочинений |
2020 | Кашперская Анастасия | региональный | участие | Всероссийский конкурс сочинений |
2020 | Ли Анастасия | региональный | участие | Всероссийский конкурс сочинений |
2020 | Воробьева Виталина | региональный | участие | Всероссийский конкурс сочинений |
2020 | Гаврилова Виктория | региональный | участие | Всероссийский конкурс сочинений |
2020 | Аршан Алина | региональный | участие | Всероссийский конкурс сочинений |
2020 | Салата Анастасия | муниципальный | победитель | Конкурс исследовательских и проектных работ |
2020 | Ли Анастасия | муниципальный | победитель | Конкурс исследовательских и проектных работ |
2020 | Гавриленко Аксинья | школьный | призер | Всероссийская олимпиада школьников, русский язык |
2020 | Свистельникова Руслана | школьный | победитель | Всероссийская олимпиада школьников, литература |
2020 | Свистельникова Руслана | школьный | призер | Всероссийская олимпиада школьников, русский язык |
2020 | Салата Анастасия | школьный | победитель | Всероссийская олимпиада школьников, литература |
Исходя из мониторинга, можем сделать вывод:
- всего в региональных конкурсах с 2017 по 2020 г.г. приняло участие 17 учеников, добились высокого результата (призер, победитель, лауреат) 7 человек, что составляет 41%;
- в муниципальных конкурсах за тот же период приняло участие 7 учащихся, показали высокий результат 4 человека, что составляет 57%.
Данный мониторинг говорит о том, что подготовленные мной дети являются активными участниками предметных конкурсов, олимпиад, призерами и победителями на всех уровнях, включая муниципальный и региональный.
Заключение
Работа учителя-словесника с филологически одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя энтузиазма, личностного роста, желания работать нестандартно, глубоких, постоянно обновляемых знаний в предметной области, в области психологии, педагогического мастерства, педагогической гибкости, а также тесного сотрудничества с психологами, учителями-предметниками, администрацией школы и обязательно с родителями одаренных учащихся.
Опыт работы по развитию филологически одаренных детей, описанный выше, считаю, дает положительный результат, который имеет определенную устойчивость, что и является показателем системы.
Перспективы своей работы вижу в следующем:
- личном профессиональном росте путем самообразования, изучения специальных дистанционных курсов;
- расширении не только предметного, но и общего кругозора одаренных детей, их культурного пространства путем пропаганды чтения, организации посещения музеев, выставок, концертов, в том числе в виртуальной форме;
- психолого-педагогическом просвещении родителей одаренных детей;
- способствовании созданию в школе объединения одаренных детей не только в области филологии, но и в других предметных областях, с целью поддержки и популяризации достижений детей;
- обеспечении уровня подготовки одаренных детей, способствующего не только достижению высоких результатов, но и профессиональному выбору.
Список источников
- Богоявленская, Д.Б., Шадриков, В.Д. и др. Рабочая концепция одаренности-2ое изд., расш.и перераб.-М.: 2003
- Панов, В.И. Одаренность как проблема современного образования/ В.И. Панов. – Самара, 2007
- Панченко, И.В. Использование современных образовательных технологий в преподавании литературы и русского языка/О.В. Касперская. Система работы с одарёнными детьми - Волгоград, 2011.
- Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004
- Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 1996.
- https://open-lesson.net/6500/
- https://ipk74.ru/upload/iblock/4cc/4ccd3ef2f676c35ebb5c2573035be4fd.pdf
- https://olymp.hse.ru/mmo/materials
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".
Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви...
Программа республиканского семинара «Создание системы выявления и развития интеллектуальной одаренности детей»
Знакомство с инновационной практикой работы школы, обеспечивающей условия для выявления и развития одаренных детей, формирование необходимых организационных и методологических предпосылок ...
Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности (статья)
Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Интерес к ней был высок во в...
«МногогранникУм» – форма работы для развития потенциальной одаренности детей на примере урока географии
Актуальность игры «МногогранникУм». В ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга была разработана математическая развивающая игра «МногогранникУм», но данная игра оказалась универсальным инс...
Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности (презентация)
Пезентация статьи...
Система работы педагога дополнительного образования по развитию творческой одаренности детей в коллективе художественно – эстетической направленности
Презентация из опыта работы по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности в творческом коллективе "Цветочный дизайн"...
Учитель в системе реализации программы "Одаренные дети"(статья)
В данной статье автор раскрывает некоторые аспекты работы с данной категорией детей....