«МногогранникУм» – форма работы для развития потенциальной одаренности детей на примере урока географии
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Дюкарева Анна Станиславовна

Актуальность игры «МногогранникУм». В ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга была разработана математическая развивающая игра «МногогранникУм», но данная игра оказалась универсальным инструментом для развития элементарных географических и метапредметных навыков. География – это общекультурный предмет, который позволяет правильно ориентироваться в окружающей действительности, необходимая часть гуманитарного знания общечеловеческой культуры. Умения анализировать, доказывать, сравнивать, обобщать - это метапредметные результаты обучения. Логическое, абстрактное, образное и пространственное мышление развиваются на уроках географии. Игра «МногогранникУм» позволит учащимся разных возрастов почувствовать себя в ситуации успеха на предмете география, повысит интерес к изучению данного предмета, даст новые метапредметные знания и умения каждому участнику. При этом для участия в игре достаточно базового уровня предметных знаний. Данная игра построена на примере одного из курсов географии, а именно «География России. Природа», данный курс изучается в 8-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogogrannikum_geografiya.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 498

Невского района Санкт-Петербурга

«МногогранникУм» –

 форма работы для развития потенциальной одаренности детей на примере урока географии

Автор:

Дюкарева А.С.

учитель ГБОУ гимназии № 498

Невского района СПБ

Санкт - Петербург

2014


Пояснительная записка

к развивающей игре «МногогранникУм»

Актуальность игры «МногогранникУм». В ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга была разработана математическая развивающая игра «МногогранникУм», но данная игра оказалась универсальным инструментом для развития элементарных географических и метапредметных навыков. География – это общекультурный предмет, который позволяет правильно ориентироваться в окружающей действительности, необходимая часть гуманитарного знания общечеловеческой культуры. Умения анализировать, доказывать, сравнивать, обобщать - это метапредметные результаты обучения. Логическое, абстрактное, образное и пространственное мышление развиваются на уроках географии. Игра «МногогранникУм» позволит учащимся разных возрастов почувствовать себя в ситуации успеха на предмете география, повысит интерес к изучению данного предмета, даст новые метапредметные знания и умения каждому участнику. При этом для участия в игре достаточно базового уровня предметных знаний. Данная игра построена на примере одного из курсов географии, а именно «География России. Природа», данный курс изучается в 8-ом классе.

Цель игры «МногогранникУм». Реализация сформированных у учащихся метапредметных навыков и компетенций.

Задачи игры «МногогранникУм»:

  • развить произвольное внимание учащихся;
  • развить память учащихся;
  • развить логическое мышление учащихся;
  • повысить мотивацию у учащихся к изучению математики;
  • развить коммуникативные и регулятивные компетенции учащихся.

Планируемые результаты игры «МногогранникУм»:

  • произвольное внимание учащихся развито на достаточном уровне;
  • учащимся известны разнообразные техники запоминания информации, закономерностей;
  • учащиеся умеют работать в разновозрастной команде;
  • учащиеся имеют опыт создания убедительной агрументации.

Участники: команды учащихся 4 человека.

Жюри: учителя, сопровождающие команды.


План игры «МногогранникУм»

Будь внимателен! Запоминай быстро! Мысли продуктивно!

Подготовительный этап

1. Формирование команд

2. Выполнение командами домашнего задания.

Домашнее задание

Рассказ о классе (жизнь класса, особенности, традиции класса) – 1 мин.

Основной этап

I. Представление команд (15 мин.)

1. Приветственное слово организаторов  игры – 1 мин.

2. «Давайте познакомимся- 14 мин.

Представление команд.

II. Разминка «Будь внимателен!» (10 мин.)

Цель: развитие внимания учащихся.

Вопросы для разминки простые. Для ответа на них требуется концентрация внимания.

Конкурс проводится в форме «Брейн-ринга»: отвечает тот, кто первым получил ответ на вопрос. Максимальное время поиска ответа – 20 с.

III. Конкурс «Запоминай быстро!» (15 мин.)

Цель: развитие памяти учащихся.

Организаторы формулируют мнемоническое правило. После этого команды получают задание на его применение.

IV. Музыкальная пауза (5 мин.)

Цель: отдых.

V. Конкурс «Мысли продуктивно!» (30 мин.)

Цель: активизация основных мыслительных операций.

1 часть

Команде предлагаются логические задачи трех различных  уровней сложности: 5 задач по 1 баллу за каждую, 3 задачи по 2 балла за каждую, 2 задачи по 3 балла за каждую. Цель команды – набрать как можно больше баллов. Ответы команда записывает в специальный бланк, который сдается жюри. Время выполнения заданий – 20 мин.

2 часть

Разбор решений (10 мин.)

В это время жюри подводит итоги.

VI. Награждение победителей (10 мин.)


Дидактические материалы

для игры «МногогранникУм»

Вопросы для разминки «Будь внимателен!»

  1. Найдите зашифрованное географическое понятие.

жфдылвоаркиспаряемостьлдфоврра

  1. Найдите зашифрованное название одного из цветных морей, омывающих территорию России.

эжчерноеовоэфжыдвлаопршкгнцнствл

  1. Исключите лишнее название.

Обь, Волга, Нева, Амур

  1. Исключите лишнее название.

Обь, Волга, Нева, Амур

  1. Цифрами зашифровано название высочайшей вершины Уральских гор, назовите эту вершину. 15963157

1-Н

2-У

3-Д

4-К

5-А

6-О

7-Я

8-Л

9-Р

  1. Расшифруйте название горной вершины в России ТЭЕРВЕС.
  2. Расшифруйте название реки в европейской части России ВГАОЛ.
  3. Какие города России здесь зашифрованы (удалены все гласные) МСКВ, ВЛДМР, КТРНБРГ.
  4. Какой полуостров на территории России говорит о своих размерах?
  5. Какой российский город летает?
  6. Какой российский город состоит из названия птицы и маленького животного?
  7. В какие ворота нельзя забить гол?
  8. К какой постройке нужно прибавить букву «А», чтобы получить название большой и быстрой реки Восточной Сибири?
  9. Название этого декоративного растения необходимо соединить с титулом татарского князя и мягким знаком, чтобы получился порт на берегу Волги?

Материалы для конкурса «Запоминай        быстро!»

Мнемотехника

Примеры образных кодов

Геологическсие периоды: Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеогеновый, Неогеновый, Четвертичный:

Каждый Отличный Студент Должен Купить Портфель; Ты, Юра, Мал — Пей Ночью Чай

Предлагается в течение 5 минут придумать способы запоминания

1) Моря Северного Ледовитого океана, омывающие территорию России с запада на восток — Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское

2) Кувл.>1, если количество выпадающих осадков > испаряемости

3) Кувл.<1, если количество выпадающих осадков < испаряемости

4) Кувл.=1, если количество выпадающих осадков = испаряемости

5) Свойства арктических воздушных масс: сухие, холодные, воздух движется вниз.

6) Балтийское море – внутреннее, Японское – окраинное.

Задания для конкурса «Мысли продуктивно!»

1 балл

  1. Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником Земли.

  1. Я - брат дождя

И снегу брат.

Мои птенцы

В гнезде пищат.

  1. Моя нора в корнях у ели.

На мне весною птицы пели.

  1. С буквой с - он город русский,

Популярен стал в боях

И запомнился фашистам.

С буквой о - деталь ружья.

  1. Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой.

2 балла

  1. Ребята вышли из деревни вечером на лыжах. Довольно быстро стемнело и маленькому отряду стало казаться, что они заблудились. Небо затянулось дымкой и звезды стали не видны. Ребята хотели найти север и определить свое место нахождение, но даже Полярной звезды видно не было. Как ребятам попасть обратно в деревню?
  2.  По одиноко стоящим деревьям мы можем определить стороны горизонта. А возможно ли по этим же одиноким деревьям. Которые растут на равнинах, определить преобладающие направление ветра в данной местности. если возможно, то, каким образом?
  3. На какой из параллелей: 680 с.ш.; 720 с.ш.; 710 ю.ш. – полярная ночь короче? Свой ответ обоснуйте.

3 балла

  1. Предположим, что из Саратова на север вылетел самолет. Он пролетел в этом направлении 1000 км. Потом повернул на восток, и пролетел еще 1000 км. Затем отправился на юг и прошел 1000 км, и, наконец, 1000 км на запад. Вернется ли самолет в Саратов.
  2. В одной газете сообщили такую новость «В одну из июльских ночей… небо обрушило 56 литров воды на каждый квадратный сантиметр улиц, скверов, площадей и крыш Санкт-Петербурга». Найдите в тексте статьи явную опечатку. Определите, какое же на самом деле количество осадков впало в ту ночь в Санкт-Петербурге.

Методические материалы

для игры «МногогранникУм»

Разминка «Будь внимателен!»

Цель: развитие внимания учащихся.

Вопросы для разминки простые. Для ответа на них требуется  концентрация внимания.

Конкурс проводится в форме «Брейн-ринга»: отвечает тот, кто первым получил ответ на вопрос.  Максимальное время поиска ответа – 20 с.

Учитывая тот факт, что по способу восприятия информации учащиеся делятся на визуалов и аудиалов, рекомендуется вопросы одновременно зачитывать вслух и отображать на экране.

  1. Найдите зашифрованное географическое понятие.

жфдылвоаркиспаряемостьлдфоврра

  1. Найдите зашифрованное название одного из цветных морей, омывающих территорию России.

эжчерноеовоэфжыдвлаопршкгнцнствл

  1. Исключите лишнее название.

Обь, Волга, Нева, Амур

  1. Исключите лишнее название.

Урал, Кавказ, Алтай, Эверест

  1. Цифрами зашифровано название высочайшей вершины Уральских гор, назовите эту вершину. 15963157 (НАРОДНАЯ)

1-Н

2-У

3-Д

4-К

5-А

6-О

7-Я

8-Л

9-Р

  1. Расшифруйте название горной вершины в России ЭВЕРЕСТ.
  2. Расшифруйте название реки в европейской части России ВОЛГА.
  3. Какие города России здесь зашифрованы (удалены все гласные)

МОСКВА, ВЛАДИМИР, ЕКАТЕРИНБУРГ.

  1. Какой полуостров на территории России говорит о своих размерах? ЯМАЛ
  2. Какой российский город летает? ОРЕЛ
  3. Какой российский город состоит из названия птицы и маленького животного? ВОРОНЕЖ
  4. В какие ворота нельзя забить гол? КАРСКИЕ ВОРОТА
  5. К какой постройке нужно прибавить букву «А», чтобы получить название большой и быстрой реки Восточной Сибири? АНГАРА
  6. Название этого декоративного растения необходимо соединить с титулом татарского князя и мягким знаком, чтобы получился порт на берегу Волги? АСТРАХАНЬ


Конкурс «Запоминай быстро!»

Цель: развитие памяти учащихся.

Есть несколько способов запоминания.

Один из них – это мнемотехника.

Чтобы эффективно запоминать информацию типа формул, нужно сформировать систему образных кодов.

Мнемотехникой могут запоминаться основные формулы, из которых выводятся другие. Запомнившиеся в виде образов формулы некоторое время хранятся в памяти в виде зрительных образов, но методом активного повторения они закрепляются в памяти в своем первоначальном виде.

Одно из общих правил мнемотехники следующее: «На любые часто повторяющиеся элементы информации должны быть сформированы образные коды».

Примеры образных кодов

Геологическсие периоды: Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеогеновый, Неогеновый, Четвертичный:

Каждый Отличный Студент Должен Купить Портфель; Ты, Юра, Мал — Пей Ночью Чай

Задание

Предлагается в течение 5 минут придумать способы запоминания

1) Моря Северного Ледовитого океана, омывающие территорию России с запада на восток — Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское

2) Кувл.>1, если количество выпадающих осадков > испаряемости

3) Кувл.<1, если количество выпадающих осадков < испаряемости

4) Кувл.=1, если количество выпадающих осадков = испаряемости

5) Свойства арктических воздушных масс: сухие, холодные, воздух движется вниз.

6) Балтийское море – внутреннее, Японское – окраинное.

Конкурс «Мысли продуктивно!»

Цель: активизация основных мыслительных операций.

1 часть

Команде предлагаются  логические задачи трех различных  уровней сложности: 5 задач по 1 баллу за каждую, 3 задачи по 2 балла за каждую,  2 задачи по 3 балла за каждую. Цель команды – набрать как можно больше баллов. Ответы команда записывает в специальный бланк, который сдается жюри. Время выполнения заданий – 20 мин.

2 часть

Разбор решений (10 мин.)

В это время жюри подводит итоги

  1. балл
  1. Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником Земли. (Лена - Луна)

  1. Я - брат дождя

И снегу брат.

Мои птенцы

В гнезде пищат. (Град - грач)

  1. Моя нора в корнях у ели.

На мне весною птицы пели. (Лиса - липа)

  1. С буквой с - он город русский,

Популярен стал в боях

И запомнился фашистам.

С буквой о - деталь ружья. (Курск – курок)

  1. Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой. (Елисей-Енисей)

  1. балла
  1. Ребята вышли из деревни вечером на лыжах. Довольно быстро стемнело и маленькому отряду стало казаться, что они заблудились. Небо затянулось дымкой и звезды стали не видны. Ребята хотели найти север и определить свое место нахождение, но даже Полярной звезды видно не было. Как ребятам попасть обратно в деревню?

Ответ: Найти дорогу, значит отыскать нужное направление, и для этого нужно установить стороны горизонта. Можно определить их при помощи часов и луны. Знайте. Что луна бывает в 18 часов на востоке, и в 24 часа на юге. Нужно навести часовую стрелку на луну. Разделить угол, образованный стрелкой и цифрой 12, пополам и определить, таким образом. Направление север и юг.

  1. По одиноко стоящим деревьям мы можем определить стороны горизонта. А возможно ли по этим же  одиноким деревьям. Которые растут на равнинах, определить преобладающие направление ветра в данной местности. если возможно, то, каким образом?

Ответ: Одинокие деревья, которые растут на равнине. Очень часто немного наклонены. Это говорит о том, что, как бы причудливо ни изменялись сила и направление ветра каждый день и от часа к часу, но в среднем в каждом районе преобладает всегда какое-то одно направление или несколько характерных для этой области ветров. В подветренном направлении суммарного действия ветра обычно и получают наклон старые деревья.

  1. На какой из параллелей: 680 с.ш.; 720 с.ш.; 710 ю.ш. – полярная ночь короче? Свой ответ обоснуйте.

Ответ: Продолжительность полярной ночи увеличивается от 1 суток до 182 суток на полюсе. Полярная ночь короче на параллели 680 с.ш. т.к. она дальше от полюса)

3 балла

  1. Предположим, что из Саратова на север вылетел самолет. Он пролетел в этом направлении 1000 км. Потом повернул на восток, и пролетел еще 1000 км. Затем отправился на юг и прошел 1000 км, и, наконец, 1000 км на запад. Вернется ли самолет в Саратов.

Ответ: Нет не вернется. Он окажется восточнее города Саратова.

  1. В одной газете сообщили такую новость «В одну из июльских ночей… небо обрушило 56 литров воды на каждый квадратный сантиметр улиц, скверов, площадей и крыш Санкт-Петербурга». Найдите в тексте статьи явную опечатку. Определите, какое же на самом деле количество осадков впало в ту ночь в Санкт-Петербурге.

Ответ: Напомним, что количество осадков в виде слоя воды измеряется обычно в миллиметрах на квадратный сантиметр поверхности. Если соглашаться с сообщением, то слой воды был высотой 560 м. следует читать: 56 литров на квадратный метр, что и равно 56 мм осадков. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие потенциальной одаренности

Развитие одаренности на уроках химии возможно при выполнении ученических исследовательских проектов. В данной заметке отмечены темы некоторых работ и информация о том, какие общеучебные умения в ...

развитие потенциальной одаренности

Развитие одаренности на уроках химии возможно при выполнении ученических исследовательских проектов. В данной заметке отмечены темы некоторых работ и информация о том, какие общеучебные умения в ...

Развитие познавательной активности у обучающихся средствами ИКТ в рамках ФГОС (на примере уроков географии)

В работе описывется собстванний работы по мотивации обучающихся к учению, к самостоятельной о творческой работе на уроках....

Статья "Формы и методы диагностики успешности одаренных детей как средства развития мотивации в обучении"

Проблема работы с одаренными детьми волновала нас давно, но основательно наше МО гуманитарного цикла стало решать данную проблему в течение 3 последних лет. Дело в том, что в современном российс...

Перспективы развития интереса к предмету у учащихся и педагогов на примере уроков географии.

Почему в последнее время проведение занятий часто становится рутиной и не вызывает одухотворения у педагогов?Почему образование нуждается в пересмотре способов и форм донесения материала до ученика?По...

Методическая работа "Развитие творческих способностей детей на примере живописных работ Винсента Ван Гога" с презентацией. 2019 - 2020 учебный год.

Аннотация.          Данная методическая разработка посвящена развитию художественных способностей детей  8 – 10 лет в школе искусств. Она повест...

«Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей детей с нарушениями слуха» (мастер-класс)

Распространение педагогического опыта работы с детьми с нарушением слуха по изготовлению инсталляции из бросового материала....