«МногогранникУм» – форма работы для развития потенциальной одаренности детей на примере урока географии
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Актуальность игры «МногогранникУм». В ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга была разработана математическая развивающая игра «МногогранникУм», но данная игра оказалась универсальным инструментом для развития элементарных географических и метапредметных навыков. География – это общекультурный предмет, который позволяет правильно ориентироваться в окружающей действительности, необходимая часть гуманитарного знания общечеловеческой культуры. Умения анализировать, доказывать, сравнивать, обобщать - это метапредметные результаты обучения. Логическое, абстрактное, образное и пространственное мышление развиваются на уроках географии. Игра «МногогранникУм» позволит учащимся разных возрастов почувствовать себя в ситуации успеха на предмете география, повысит интерес к изучению данного предмета, даст новые метапредметные знания и умения каждому участнику. При этом для участия в игре достаточно базового уровня предметных знаний. Данная игра построена на примере одного из курсов географии, а именно «География России. Природа», данный курс изучается в 8-ом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogogrannikum_geografiya.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 498
Невского района Санкт-Петербурга
«МногогранникУм» –
форма работы для развития потенциальной одаренности детей на примере урока географии
Автор:
Дюкарева А.С.
учитель ГБОУ гимназии № 498
Невского района СПБ
Санкт - Петербург
2014
Пояснительная записка
к развивающей игре «МногогранникУм»
Актуальность игры «МногогранникУм». В ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга была разработана математическая развивающая игра «МногогранникУм», но данная игра оказалась универсальным инструментом для развития элементарных географических и метапредметных навыков. География – это общекультурный предмет, который позволяет правильно ориентироваться в окружающей действительности, необходимая часть гуманитарного знания общечеловеческой культуры. Умения анализировать, доказывать, сравнивать, обобщать - это метапредметные результаты обучения. Логическое, абстрактное, образное и пространственное мышление развиваются на уроках географии. Игра «МногогранникУм» позволит учащимся разных возрастов почувствовать себя в ситуации успеха на предмете география, повысит интерес к изучению данного предмета, даст новые метапредметные знания и умения каждому участнику. При этом для участия в игре достаточно базового уровня предметных знаний. Данная игра построена на примере одного из курсов географии, а именно «География России. Природа», данный курс изучается в 8-ом классе.
Цель игры «МногогранникУм». Реализация сформированных у учащихся метапредметных навыков и компетенций.
Задачи игры «МногогранникУм»:
- развить произвольное внимание учащихся;
- развить память учащихся;
- развить логическое мышление учащихся;
- повысить мотивацию у учащихся к изучению математики;
- развить коммуникативные и регулятивные компетенции учащихся.
Планируемые результаты игры «МногогранникУм»:
- произвольное внимание учащихся развито на достаточном уровне;
- учащимся известны разнообразные техники запоминания информации, закономерностей;
- учащиеся умеют работать в разновозрастной команде;
- учащиеся имеют опыт создания убедительной агрументации.
Участники: команды учащихся 4 человека.
Жюри: учителя, сопровождающие команды.
План игры «МногогранникУм»
Будь внимателен! Запоминай быстро! Мысли продуктивно!
Подготовительный этап
1. Формирование команд
2. Выполнение командами домашнего задания.
Домашнее задание
Рассказ о классе (жизнь класса, особенности, традиции класса) – 1 мин.
Основной этап
I. Представление команд (15 мин.)
1. Приветственное слово организаторов игры – 1 мин.
2. «Давайте познакомимся!» - 14 мин.
Представление команд.
II. Разминка «Будь внимателен!» (10 мин.)
Цель: развитие внимания учащихся.
Вопросы для разминки простые. Для ответа на них требуется концентрация внимания.
Конкурс проводится в форме «Брейн-ринга»: отвечает тот, кто первым получил ответ на вопрос. Максимальное время поиска ответа – 20 с.
III. Конкурс «Запоминай быстро!» (15 мин.)
Цель: развитие памяти учащихся.
Организаторы формулируют мнемоническое правило. После этого команды получают задание на его применение.
IV. Музыкальная пауза (5 мин.)
Цель: отдых.
V. Конкурс «Мысли продуктивно!» (30 мин.)
Цель: активизация основных мыслительных операций.
1 часть
Команде предлагаются логические задачи трех различных уровней сложности: 5 задач по 1 баллу за каждую, 3 задачи по 2 балла за каждую, 2 задачи по 3 балла за каждую. Цель команды – набрать как можно больше баллов. Ответы команда записывает в специальный бланк, который сдается жюри. Время выполнения заданий – 20 мин.
2 часть
Разбор решений (10 мин.)
В это время жюри подводит итоги.
VI. Награждение победителей (10 мин.)
Дидактические материалы
для игры «МногогранникУм»
Вопросы для разминки «Будь внимателен!»
- Найдите зашифрованное географическое понятие.
жфдылвоаркиспаряемостьлдфоврра
- Найдите зашифрованное название одного из цветных морей, омывающих территорию России.
эжчерноеовоэфжыдвлаопршкгнцнствл
- Исключите лишнее название.
Обь, Волга, Нева, Амур
- Исключите лишнее название.
Обь, Волга, Нева, Амур
- Цифрами зашифровано название высочайшей вершины Уральских гор, назовите эту вершину. 15963157
1-Н | 2-У | 3-Д |
4-К | 5-А | 6-О |
7-Я | 8-Л | 9-Р |
- Расшифруйте название горной вершины в России ТЭЕРВЕС.
- Расшифруйте название реки в европейской части России ВГАОЛ.
- Какие города России здесь зашифрованы (удалены все гласные) МСКВ, ВЛДМР, КТРНБРГ.
- Какой полуостров на территории России говорит о своих размерах?
- Какой российский город летает?
- Какой российский город состоит из названия птицы и маленького животного?
- В какие ворота нельзя забить гол?
- К какой постройке нужно прибавить букву «А», чтобы получить название большой и быстрой реки Восточной Сибири?
- Название этого декоративного растения необходимо соединить с титулом татарского князя и мягким знаком, чтобы получился порт на берегу Волги?
Материалы для конкурса «Запоминай быстро!»
Мнемотехника
Примеры образных кодов
Геологическсие периоды: Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеогеновый, Неогеновый, Четвертичный:
Каждый Отличный Студент Должен Купить Портфель; Ты, Юра, Мал — Пей Ночью Чай
Предлагается в течение 5 минут придумать способы запоминания
1) Моря Северного Ледовитого океана, омывающие территорию России с запада на восток — Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское
2) Кувл.>1, если количество выпадающих осадков > испаряемости
3) Кувл.<1, если количество выпадающих осадков < испаряемости
4) Кувл.=1, если количество выпадающих осадков = испаряемости
5) Свойства арктических воздушных масс: сухие, холодные, воздух движется вниз.
6) Балтийское море – внутреннее, Японское – окраинное.
Задания для конкурса «Мысли продуктивно!»
1 балл
- Я - сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником Земли.
- Я - брат дождя
И снегу брат.
Мои птенцы
В гнезде пищат.
- Моя нора в корнях у ели.
На мне весною птицы пели.
- С буквой с - он город русский,
Популярен стал в боях
И запомнился фашистам.
С буквой о - деталь ружья.
- Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если «Л» на «Н» заменишь,
Сибирской стану я рекой.
2 балла
- Ребята вышли из деревни вечером на лыжах. Довольно быстро стемнело и маленькому отряду стало казаться, что они заблудились. Небо затянулось дымкой и звезды стали не видны. Ребята хотели найти север и определить свое место нахождение, но даже Полярной звезды видно не было. Как ребятам попасть обратно в деревню?
- По одиноко стоящим деревьям мы можем определить стороны горизонта. А возможно ли по этим же одиноким деревьям. Которые растут на равнинах, определить преобладающие направление ветра в данной местности. если возможно, то, каким образом?
- На какой из параллелей: 680 с.ш.; 720 с.ш.; 710 ю.ш. – полярная ночь короче? Свой ответ обоснуйте.
3 балла
- Предположим, что из Саратова на север вылетел самолет. Он пролетел в этом направлении 1000 км. Потом повернул на восток, и пролетел еще 1000 км. Затем отправился на юг и прошел 1000 км, и, наконец, 1000 км на запад. Вернется ли самолет в Саратов.
- В одной газете сообщили такую новость «В одну из июльских ночей… небо обрушило 56 литров воды на каждый квадратный сантиметр улиц, скверов, площадей и крыш Санкт-Петербурга». Найдите в тексте статьи явную опечатку. Определите, какое же на самом деле количество осадков впало в ту ночь в Санкт-Петербурге.
Методические материалы
для игры «МногогранникУм»
Разминка «Будь внимателен!»
Цель: развитие внимания учащихся.
Вопросы для разминки простые. Для ответа на них требуется концентрация внимания.
Конкурс проводится в форме «Брейн-ринга»: отвечает тот, кто первым получил ответ на вопрос. Максимальное время поиска ответа – 20 с.
Учитывая тот факт, что по способу восприятия информации учащиеся делятся на визуалов и аудиалов, рекомендуется вопросы одновременно зачитывать вслух и отображать на экране.
- Найдите зашифрованное географическое понятие.
жфдылвоаркиспаряемостьлдфоврра
- Найдите зашифрованное название одного из цветных морей, омывающих территорию России.
эжчерноеовоэфжыдвлаопршкгнцнствл
- Исключите лишнее название.
Обь, Волга, Нева, Амур
- Исключите лишнее название.
Урал, Кавказ, Алтай, Эверест
- Цифрами зашифровано название высочайшей вершины Уральских гор, назовите эту вершину. 15963157 (НАРОДНАЯ)
1-Н | 2-У | 3-Д |
4-К | 5-А | 6-О |
7-Я | 8-Л | 9-Р |
- Расшифруйте название горной вершины в России ЭВЕРЕСТ.
- Расшифруйте название реки в европейской части России ВОЛГА.
- Какие города России здесь зашифрованы (удалены все гласные)
МОСКВА, ВЛАДИМИР, ЕКАТЕРИНБУРГ.
- Какой полуостров на территории России говорит о своих размерах? ЯМАЛ
- Какой российский город летает? ОРЕЛ
- Какой российский город состоит из названия птицы и маленького животного? ВОРОНЕЖ
- В какие ворота нельзя забить гол? КАРСКИЕ ВОРОТА
- К какой постройке нужно прибавить букву «А», чтобы получить название большой и быстрой реки Восточной Сибири? АНГАРА
- Название этого декоративного растения необходимо соединить с титулом татарского князя и мягким знаком, чтобы получился порт на берегу Волги? АСТРАХАНЬ
Конкурс «Запоминай быстро!»
Цель: развитие памяти учащихся.
Есть несколько способов запоминания.
Один из них – это мнемотехника.
Чтобы эффективно запоминать информацию типа формул, нужно сформировать систему образных кодов.
Мнемотехникой могут запоминаться основные формулы, из которых выводятся другие. Запомнившиеся в виде образов формулы некоторое время хранятся в памяти в виде зрительных образов, но методом активного повторения они закрепляются в памяти в своем первоначальном виде.
Одно из общих правил мнемотехники следующее: «На любые часто повторяющиеся элементы информации должны быть сформированы образные коды».
Примеры образных кодов
Геологическсие периоды: Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеогеновый, Неогеновый, Четвертичный:
Каждый Отличный Студент Должен Купить Портфель; Ты, Юра, Мал — Пей Ночью Чай
Задание
Предлагается в течение 5 минут придумать способы запоминания
1) Моря Северного Ледовитого океана, омывающие территорию России с запада на восток — Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское
2) Кувл.>1, если количество выпадающих осадков > испаряемости
3) Кувл.<1, если количество выпадающих осадков < испаряемости
4) Кувл.=1, если количество выпадающих осадков = испаряемости
5) Свойства арктических воздушных масс: сухие, холодные, воздух движется вниз.
6) Балтийское море – внутреннее, Японское – окраинное.
Конкурс «Мысли продуктивно!»
Цель: активизация основных мыслительных операций.
1 часть
Команде предлагаются логические задачи трех различных уровней сложности: 5 задач по 1 баллу за каждую, 3 задачи по 2 балла за каждую, 2 задачи по 3 балла за каждую. Цель команды – набрать как можно больше баллов. Ответы команда записывает в специальный бланк, который сдается жюри. Время выполнения заданий – 20 мин.
2 часть
Разбор решений (10 мин.)
В это время жюри подводит итоги
- балл
- Я - сибирская река,
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником Земли. (Лена - Луна)
- Я - брат дождя
И снегу брат.
Мои птенцы
В гнезде пищат. (Град - грач)
- Моя нора в корнях у ели.
На мне весною птицы пели. (Лиса - липа)
- С буквой с - он город русский,
Популярен стал в боях
И запомнился фашистам.
С буквой о - деталь ружья. (Курск – курок)
- Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если «Л» на «Н» заменишь,
Сибирской стану я рекой. (Елисей-Енисей)
- балла
- Ребята вышли из деревни вечером на лыжах. Довольно быстро стемнело и маленькому отряду стало казаться, что они заблудились. Небо затянулось дымкой и звезды стали не видны. Ребята хотели найти север и определить свое место нахождение, но даже Полярной звезды видно не было. Как ребятам попасть обратно в деревню?
Ответ: Найти дорогу, значит отыскать нужное направление, и для этого нужно установить стороны горизонта. Можно определить их при помощи часов и луны. Знайте. Что луна бывает в 18 часов на востоке, и в 24 часа на юге. Нужно навести часовую стрелку на луну. Разделить угол, образованный стрелкой и цифрой 12, пополам и определить, таким образом. Направление север и юг.
- По одиноко стоящим деревьям мы можем определить стороны горизонта. А возможно ли по этим же одиноким деревьям. Которые растут на равнинах, определить преобладающие направление ветра в данной местности. если возможно, то, каким образом?
Ответ: Одинокие деревья, которые растут на равнине. Очень часто немного наклонены. Это говорит о том, что, как бы причудливо ни изменялись сила и направление ветра каждый день и от часа к часу, но в среднем в каждом районе преобладает всегда какое-то одно направление или несколько характерных для этой области ветров. В подветренном направлении суммарного действия ветра обычно и получают наклон старые деревья.
- На какой из параллелей: 680 с.ш.; 720 с.ш.; 710 ю.ш. – полярная ночь короче? Свой ответ обоснуйте.
Ответ: Продолжительность полярной ночи увеличивается от 1 суток до 182 суток на полюсе. Полярная ночь короче на параллели 680 с.ш. т.к. она дальше от полюса)
3 балла
- Предположим, что из Саратова на север вылетел самолет. Он пролетел в этом направлении 1000 км. Потом повернул на восток, и пролетел еще 1000 км. Затем отправился на юг и прошел 1000 км, и, наконец, 1000 км на запад. Вернется ли самолет в Саратов.
Ответ: Нет не вернется. Он окажется восточнее города Саратова.
- В одной газете сообщили такую новость «В одну из июльских ночей… небо обрушило 56 литров воды на каждый квадратный сантиметр улиц, скверов, площадей и крыш Санкт-Петербурга». Найдите в тексте статьи явную опечатку. Определите, какое же на самом деле количество осадков впало в ту ночь в Санкт-Петербурге.
Ответ: Напомним, что количество осадков в виде слоя воды измеряется обычно в миллиметрах на квадратный сантиметр поверхности. Если соглашаться с сообщением, то слой воды был высотой 560 м. следует читать: 56 литров на квадратный метр, что и равно 56 мм осадков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие потенциальной одаренности
Развитие одаренности на уроках химии возможно при выполнении ученических исследовательских проектов. В данной заметке отмечены темы некоторых работ и информация о том, какие общеучебные умения в ...
развитие потенциальной одаренности
Развитие одаренности на уроках химии возможно при выполнении ученических исследовательских проектов. В данной заметке отмечены темы некоторых работ и информация о том, какие общеучебные умения в ...
Развитие познавательной активности у обучающихся средствами ИКТ в рамках ФГОС (на примере уроков географии)
В работе описывется собстванний работы по мотивации обучающихся к учению, к самостоятельной о творческой работе на уроках....
Статья "Формы и методы диагностики успешности одаренных детей как средства развития мотивации в обучении"
Проблема работы с одаренными детьми волновала нас давно, но основательно наше МО гуманитарного цикла стало решать данную проблему в течение 3 последних лет. Дело в том, что в современном российс...
Перспективы развития интереса к предмету у учащихся и педагогов на примере уроков географии.
Почему в последнее время проведение занятий часто становится рутиной и не вызывает одухотворения у педагогов?Почему образование нуждается в пересмотре способов и форм донесения материала до ученика?По...
Методическая работа "Развитие творческих способностей детей на примере живописных работ Винсента Ван Гога" с презентацией. 2019 - 2020 учебный год.
Аннотация. Данная методическая разработка посвящена развитию художественных способностей детей 8 – 10 лет в школе искусств. Она повест...
«Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей детей с нарушениями слуха» (мастер-класс)
Распространение педагогического опыта работы с детьми с нарушением слуха по изготовлению инсталляции из бросового материала....