Учитель в системе реализации программы "Одаренные дети"(статья)
статья
В данной статье автор раскрывает некоторые аспекты работы с данной категорией детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_v_sisteme.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель в системе реализации программы «Одарённые дети»
Л.И.Некипелова
учитель МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»
Бичурского района Республики Бурятия
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила начало формирования принципиально новой системы образования в России. Выдвинуто 5 основных направлений реализации данной программы, и одним из основных направлений, как раз и является работа с талантливой молодежью.
Произошедшие реформы за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности.
Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях компетентностного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.[4]
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.[3]
Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.
Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и смогла развить способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.[5]
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.
Именно поэтому, администрациями школ создаются все необходимые условия для организации целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся, как через урочную, так и внеклассную работу. В школах работает программа «Одаренные дети», которая имеет свои цели и задачи, в соответствии с требованиями, которые предъявляются к современному образованию. Ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми. Данная проблема стала темой обсуждения на педсоветах, заседаниях предметных МО, совещаниях при директоре.
С целью поддержки и сопровождения талантливых школьников с интеллектуальной и творческой одарённостью, в рамках реализации ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», методическими службами школ разработаны положения и созданы творческие группы учителей по работе с одарёнными детьми.
На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, региональных конкурсов и конференций, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.[1]
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, проектную и исследовательскую деятельность.
Организуя работу с одарёнными детьми, учителями выявлены следующие противоречия в системе образования:
- традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми.
Опыт ряда школ показывает, что в настоящее время происходит движение от рационально-знаниевой, технократической парадигмы образования к методам развития способностей личности, основанных на стимулировании потребности в саморазвитии и самообучении, к духовному развитию на протяжении всей жизни человека. Школы неуверенно, медленно переходят от технологических методов работы к общеличностным, в которых сам ребенок является не только целью работы, но и ее полноправным участником, субъектом своего развития.
- условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми.
С одаренными детьми в школах Бичурского района работают высокопрофессиональные учителя, соединяющие в себе высокую предметную квалификацию с хорошей психологической подготовкой, направленные на поиск индивидуальных траекторий работы с каждым одаренным ребенком. Именно благодаря учительскому корпусу работа с одаренными детьми в школах дает свои результаты.
Наряду с такими учителями, есть и, тем не менее, многие учителя, работающие с одаренными детьми, которые до сих пор озабочены только узко-предметными задачами своей работы, считают своей главной целью только знаниевую характеристику продвижения ученика. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.
Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого учителя.
Одной из причин возникновения подобных ситуаций является то, что, например, вследствие высокого темпа интеллектуального развития, одаренные дети (а по большому счету и любые другие дети) осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту учебной деятельности, общения и т. д. Между тем, один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик (именно потому, что он ученик) исходно рассматриваетсякак объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса.
Это означает, что, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями. Необходима, как сейчас принято говорить, центрация педагога на личности ученика и системе его мотиваций.
- наличие в классе детей с разными социальными и интеллектуальными уровнями.
При всей важности такого рода работы необходимо расширять в качестве критериев работы школы использование таких методов как проектно-исследовательская деятельность, качество и широта дополнительного образования, наличие в школе проектов, имеющих гражданское, общественное значение и т.д.
С одной стороны, до сих пор в ряде образовательных учреждений имеются своего рода "антиинновационные" барьеры, в результате чего часто сохраняется ориентация образовательных процессов на поверхностную "энциклопедичность" содержания, остается перегруженность учеников информационным и фактологическим материалом, не связанным с запросами учащихся или нуждами общества. С другой стороны, между традиционным и "инновационным" образованием не всегда предусматриваются своеобразные "перекрытия", обеспечивающие преемственность. Некоторые инновационные модели не дают школьникам качественного базового образования, ориентируют одаренных детей на поверхностные, самодеятельные способы выполнения сложной интеллектуально - творческой деятельности. Необходимо поддерживать баланс между инновационными подходами и требованиями серьезного фундаментального образования для одаренных школьников.[2]
Безусловно, все это требует от учителя проявления профессиональной компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых обучающихся. Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем наших детей являются гарантом реализации данной программы.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Раннее углубление, фундаментализация и систематизация научных знаний всегда являлись отличительной особенностью российского образования. Сохранение этой особенности является одной из главных задач работы с одаренными детьми и позволит сохранить интеллектуальный и научный генофонд России.
Список литературы
1.Абатурова В.В. О системе работы с одаренными школьниками в России / ВВ. Абатурова // Профильная школа. - 2010. - № 3. - С. 10-13
2.Барбитова А.Д. Проблема одаренности: от теории к практике / А. Д. Барбитова // Завуч. - 2009. - № 8. - С. 20-33
3. Винокурова Д.В. Одаренные дети в глазах общества / Д. В. Винокуров//
Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - N 3. - С. 32
4.Главная задача современной школы -это раскрытие способностей каждого ученика: из Послания Президента России Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 года // Народное образование. - 2010. - № 1. - С. 11-13.
5. Ознобихин А.И. Проблемы одаренных детей / А. И. Ознобихин // Школа. - 2004. - № 2. - С. 64-67.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система поддержки талантливых детей– одно из направлений реализации национальной образовательной инициативы « Наша новая школа»
Поддержка талантливых и одаренных детей- одна из основных и актуальных задач современной школы. Путь в большую жизнь начинается со школьного порога. Штурман - учитель. И если учитель увидел и поддержа...
Статья "Рекомендации учителю географии в реализации экологического проекта на уроках географии и во внеурочной деятельности"
Рекомендации учителю географии в реализации экологического проекта на уроках географии и во внеурочной деятельности...
Реализация системы обучения одаренных детей по предмету английский язык в условиях лицейского образования (из опыта работы).
Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....
Статья: ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из опыта реализации ФГОС ООО)
Основное внимание в статье автор уделяет проблеме перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. В статье расс...
Реализация здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования детей
В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем укреплен...
Статья Из опыта работы учителей технологии по реализации факультативного курса «Компьютерная графика в системе Компас-3D»
Из опыта работы учителя технологии. Реализация факультативного курса " Компьютерная графика в системе " Компас 3Д"...
Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.
Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях дополнительного образования....