Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".
статья по теме
Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в развитии конкурентноспособной России XXI века. Речь идет о создании организационно-педагогических условий подготовки образовательного и учебного пространства для развития способностей каждого ученика, и особенно детей мотивированных на углубленное обучение предмета, одаренных и талантливых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку.
Самарина И.К.
учитель французского языка, заместитель директора, ГБОУ СОШ №282, Санкт-Петербург
Шаройко М.В.
учитель французского языка, ГБОУ СОШ №282, Санкт-Петербург
«Талант — это развитие
природных склонностей»
Оноре де Бальзак.
Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в развитии конкурентно способной России XXI века. Речь идет о создании организационно-педагогических условий подготовки образовательного и учебного пространства для развития способностей каждого ученика, и особенно детей мотивированных на углубленное обучение предмета, одаренных и талантливых. Не только исследования ученых, но и практика показывает, что дети, желающие добиться определенных результатов в обучении, часто страдают от отсутствия условий, необходимых для развития их способностей. При обучении иностранному языку в школе, несмотря на разделение класса на группы, не происходит дифференциации учащихся по уровню знаний. Таким образом, в одной группе часто оказываются учащиеся способные и не способные или не желающие изучать предмет углубленно. В подобной группе учитель вынужден ориентироваться на среднего ученика, используя унифицированную программу. Совершенно очевидным становится факт, что необходимо выявление явно или потенциально одаренных или мотивированных детей, а также создание для них соответствующих условий обучения.
Основная цель при работе с одаренными детьми - создать определенные условия, способствующие организации системы поддержки учащихся, имеющих высокую мотивацию к изучению иностранного языка, а также одарённых детей.
Разработка системы поддержки вышеуказанных категорий учащихся, а также создание соответствующих условий её функционирования, повысит как качество обучения, так и его результаты. Предлагаемая организация учебного процесса предоставит возможность мотивированным к изучению иностранного языка и одарённым учащимся развить и проявить свои способности, приняв участие в творческой и исследовательской деятельности, а также в олимпиадах и конкурсах. Такие формы работы с вышеуказанной категорией учащихся облегчают их деятельность в рамках подготовки к сдаче экзаменов на международные сертификаты, предоставляют возможность выбора индивидуального маршрута обучения, а также способствует развитию школьных обменов.
При создании организационно-педагогических условий подготовки образовательного и учебного пространства для развития способностей каждого ученика решаются следующие задачи:
- Выявление талантливых, одаренных и мотивированных детей при помощи диагностики уровня знаний по различным лингвистическим аспектам (аудирование, чтение, письменная и устная речь, грамматика) на всех 3 ступенях обучения; выявление детей, обладающих творческим и исследовательским потенциалом, т.к. они требуют дифференцированных программ или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения.
- Определение критериев повышенного познавательного и творческого потенциала у учащихся, отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся (портфолио).
- Работа с педагогическим коллективом: создание творческой группы учителей, имеющих склонность к инновациям, исследовательской работе и творчеству, гибкость и открытость к новым идеям с учетом того, что личность учителя и модель его поведения должны позитивно влиять на развитие мотивации учащихся.
- Анализ уже существующих систем работы с одаренными детьми , их положительных и отрицательных сторон.
- Анализ существующих российских или французских УМК, которые предназначены для повышенного уровня обучения; определение тех методических комплексов, которые возможно использовать в работе с мотивированными детьми и которые соответствуют международным стандартам.
- Создание методической базы, подбор типологических заданий по различным лингвистическим аспектам, внедрение их в учебный процесс и апробация в группах и параллелях.
- Мониторинг в течение года, диагностика результатов успеваемости и уровня знаний по аспектам.
- Развитие способностей учащегося, мотивации к усложненному варианту обучения и воспитание потребности повышенного уровня знаний
Достижение поставленной цели может быть осуществлено в несколько этапов:
1 этап - аналитический: выявление одаренных учащихся при помощи диагностики уровня знаний; организация творческой группы учителей; анализ существующих систем работы с одаренными детьми
2 этап – формирующий эксперимент: создание методической базы и апробация новых технологий в группах и параллелях в начальной школе.
3 этап - формирующий эксперимент: создание методической базы и апробация новых технологий в группах и параллелях в средней школе.
4 этап – аналитический: анализ уровня результатов успеваемости, создание и апробация диагностических тестов и заданий, учет и анализ индивидуальных достижений учащихся
5 этап – прогностический, коррекция и оптимизация инновационных технологий подготовки учащихся к повышенному уровню знаний, раскрытию их творческого потенциала
Методами работы по созданию организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей являются:
- анализ, сравнение, классификация
- исследование
- проектная деятельность
- экспериментальное обучение
- наблюдение за учебным процессом
Ожидаемые результаты данной работы - это создание системы поддержки мотивированных и одаренных детей, т.е. таких организационно-педагогических условий, при которых данная категория учащихся получит наибольшее развитие способностей творческих и познавательных и получит качественное образование, выходящее за рамки школьной программы
При работе с талантливыми детьми на стадии диагностики существует риск пропустить творчески одаренную личность, поэтому диагностика должна проводиться профессионально.
Важно, чтобы потребности всех участников образовательного процесса (ученик-учитель-родители) совпадали, и активность ребенка была использована в определенной области знаний
Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку позволяет не только выявить данную категорию детей, а также предоставляет им возможность развить свои способности.
В заключение хотелось бы привести слова известного французского писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле: «Ребенок это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку
В статье рассматриваются основные факторы, обеспечивающие успешность усвоения иностранного языка школьниками....

Сократовские Чтения по теме "Проектная и исследовательская деятельность как средство и условие развития одаренности в практике обучения иностранным языкам".
В этой статье рассматривается теория и практика по теме "Исследовательская деятельность в школе"....
Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одаренных детей.
Одаренность – это индивидуальная способность человека проявить индивидуальность в определенном виде деятельности....

«Языковая среда как эффективное средство развития способностей одаренных детей»
Во многих стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. С...

Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"
Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"...

Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"
Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....

Индивидуализация обучение как условие развития способностей одаренных учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
В данной статье рассматриваются проблемы в работе учителей с одоренными детьми. Предлагается несколько способов выявления одаренности и различные формы и выды работы с одаренными дет...