Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности (статья)
статья по теме
Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы.
Интерес к ней был высок во все времена, и в настоящее время современное общество нуждается в неординарной, творческой личности.
Цель работы - создание эффективных условий через различные формы деятельности для полноценного развития,
поддержки интеллектуальных возможностей детской одаренности на основе личностно-ориентированного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педчтения | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности
Н.Ю. Еремина, учитель математики и физики
МБОУ «ДООШ»
«Без шлифовки и драгоценный камень не блестит». Японская пословица
Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Интерес к ней был высок во все времена, и в настоящее время современное общество нуждается в неординарной, творческой личности.
Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем, поэтому одна из приоритетных задач современного общества - создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.
«В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства». [1]
Что мы понимаем под термином «одаренность»?
«Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».[2]
Актуальность выдвинутой проблемы состоит в своевременном выявлении обучающихся с признаками одаренности, основываясь на наблюдении педагога, на создании развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью моей работы с одарёнными детьми.
Цель работы: создание эффективных условий через различные формы деятельности для полноценного развития, поддержки интеллектуальных возможностей детской одаренности на основе личностно-ориентированного подхода.
Задачи педагогической деятельности:
-изучение особенностей психического развития, воспитания и обучения одаренных детей;
-определение проявления и способов формирования одаренности в образовательной среде;
-формирование навыков самоконтроля и самооценки через рефлексию учебного занятия и во внеурочной деятельности;
-проверка эффективности работы по формированию условий, способствующие развитию одаренности.
В современной школе изменилась роль учителя как единственного носителя знаний. Современный учитель – это координатор идей, мотивирующий учащихся к интеллектуальному развитию, исследовательской деятельности.
Формула, которой я руководствуюсь в работе: заинтересовать – выявить - научить – развить!
Работа с высокомотивированными детьми ведется по направлениям:
- проведение кружковых занятий с учетом дифференциации материала для разных групп обучающихся;
- проведение дополнительных занятий и индивидуальных консультаций;
- включение детей в исследовательскую и проектную деятельность, выполняемую под руководством учителя;
- подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам, чемпионатам различного уровня;
- ведение элективных и учебных курсов, разработанных и скорректированных педагогом.
На занятиях я использую элементы следующих технологий обучения:
- технологию развивающего обучения;
-технологию личностно-ориентированного обучения;
- технологию продуктивного обучения;
-технологию творческих мастерских;
-проектное обучение;
-инновационные компьютерные технологии.
На занятиях с обучающимися ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Целенаправленная и систематическая работа с детьми, которые проявляют интерес к творческой деятельности, позволяет более эффективно управлять формированием комплексных характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ), активизировать работоспособность и темпы познавательной и творческой деятельности обучающихся.
В своей работе особое внимание я уделяю ученикам 5-7 классов, т.к. именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. В этом возрасте дети особенно активны, для них всё интересно, они хотят созидать и видеть результаты своей деятельности. На этой ступени я приглашаю детей к участию в викторинах, предметных неделях, дистанционных олимпиадах, к конкурсам научно-исследовательских работ, к участию в Международном конкурсе-игре «Кенгуру». Знакомство обучающихся с эвристическими методами, формирование у них умения систематизировать эти методы, использовать их в решении различных задач – основополагающий момент в проведении кружковых занятий. Дети принимают активное участие в занятиях кружка «Занимательная математика», планирование которого составлено мной с учетом разных возрастных групп.
Наиболее интересными для обучающихся оказались занятия по темам: числа-великаны и числа-малютки; старинные задачи; арифметические ребусы; геометрические упражнения со спичками; задачи на разрезания; графы; логические задачи; инварианты; математические фокусы; недесятичные системы счисления.
В нашей школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. На общешкольном родительском собрании дети выступали с проектом «Тайны листа Мебиуса», где наглядно показали, какие превращения может претерпевать лента Мебиуса в результате всевозможных разрезаний.
Реализовать свои возможности одарённые дети могут в предметных олимпиадах, которые являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по математике и физике. Для целенаправленной подготовки детей к участию в конкурсах и олимпиадах большую роль отвожу индивидуальной работе. Я считаю, что олимпиады готовят детей к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции. Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей математической одарённости. Я составляю индивидуальные программы, подбираю задачи на развитие гибкости и глубины ума, задачи на аналогию, на классификацию, на сравнение. Большое внимание уделяю дополнительным источникам: «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»), журналам «Математика в школе», «Физика в школе», учебным пособиям заочных физико-математических школ, материалам предыдущих олимпиад, ресурсам интернета.
Ежегодно мои ученики участвуют в дистанционных и международных конкурсах, чемпионатах, олимпиадах.
Результаты таковы:
Джамиева Мадина (7 класс) получила Диплом регионального победителя III степени по физике и сертификат участника по математике (3 место в районе), участвуя во Всероссийском Молодежном предметном чемпионате, проводимом Центром развития Одаренности (г. Пермь)- 2011 год;
Фадеев Владислав (6 класс) - Диплом победителя II степени по математике (Всероссийский дистанционный конкурс «Мир знаний»- 2012 год);
Парносов Иван (5 класс)- Диплом победителя III степени по математике, премия 3000 рублей (III Всероссийские предметные олимпиады, проводимые центром поддержки талантливой молодежи, г. Бийск, Алтайский край- 2013 год).
Обучающиеся принимали активное участие в муниципальном конкурсе «Физика для любознательных» (2013 год), его результаты:
Джамиева Мадина (9класс) - Диплом победителя II степени;
Кулакова Ольга(8 класс) - Диплом победителя III степени;
Лисаева Наталья (7 класс) - участник.
Парносов Иван (5 класс) получил Диплом победителя II степени, участвуя в конкурсе «Красота и величие математики» (2013 год).
В 2014 году дети также участвовали в дистанционных олимпиадах и конкурсах, результаты - ожидаются.
С каждым годом растет число участников международного математического конкурса «Кенгуру»: среди учеников 5-7 классов их число увеличилось с 8 до 15 человек.
Рис.1
Для обучающихся старших классов эффективными являются такие формы работы, как факультативы, научно-практические конференции, работа по индивидуальным планам, проектно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательская работа побуждает детей интенсивно трудиться, так как они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Старшеклассники готовят рефераты, доклады о выдающихся учёных, презентации, с которыми выступают перед младшими товарищами. Наиболее интересными оказались проекты по темам: «Треугольник Паскаля», «Геометрия формул», «Кривые на плоскости», «Золотое сечение», «Великий Пифагор» и др.
Большое значение в деле развития творческих способностей старшеклассников и в их дальнейшем самоопределении имеет посещение занятий элективных курсов.
Для девятиклассников я разработала элективный курс «Технология работы с контрольно-измерительными материалами», который веду на протяжении нескольких лет.
Цели курса:
-подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации, в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами;
- оказание индивидуальной и систематической помощи девятиклассникам при повторении курса математики и физики.
Выпускники показывают хорошие результаты: за последние 3 года успеваемость составляла 100%, уровень обученности вырос с 52% до 70%, качество- с 57% до 92%, средний балл- с 3,6 до 4,2.
Рис.2
Хочется сказать о современной образовательной технологии, которая позволяет успешно развиваться одарённому ребенку - это кейс-технология. Ее элементы я стала применять в текущем учебном году при подготовке к ГИА по физике и математике. В основе кейс-технологии лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ и заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Цели кейс-технологии:
- углубленное изучение предмета;
-подготовка к олимпиадам, ГИА;
-индивидуализация учебного процесса. Данная технология помогает повысить интерес обучающихся к изучаемому предмету, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
В заключении хочется сказать, что одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями в работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Главная задача педагога - привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика. Педагог должен расширять собственный кругозор, видеть перспективы развития науки, формировать умения общаться со способными детьми, организовывать их индивидуальную и совместную деятельность в соответствии с интересами, развивать творческий потенциал.
Предлагаемый опыт работы, конечно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжаются, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Литература 1.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"-документ от 4 .02.2010
2. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003 3.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике 5-11 кл. М.: Айрис-пресс, 2009 4. Интернет-ресурсы: http://pogovorok.ru /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие художественной одаренности обучающихся во внеурочной деятельности в рамках работы изостудии.
Выступление на семинаре по развитию одаренности обучающихся....
Программа республиканского семинара «Создание системы выявления и развития интеллектуальной одаренности детей»
Знакомство с инновационной практикой работы школы, обеспечивающей условия для выявления и развития одаренных детей, формирование необходимых организационных и методологических предпосылок ...
Развитие интеллектуальной одаренности детей средствами внеурочной деятельности (презентация)
Пезентация статьи...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Развитие интеллектуальной одаренности учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности".
В докладе раскрывается определение одаренности. Способность к творчеству-это талант, который дается от рождения единицам. НО... целенаправленно развивать творческие способности можно у каждого ч...
«Выявление и развитие одаренных детей посредством внеурочной деятельности в спортивных играх».
Выявление и развитие одаренных детей посредством внеурочной деятельности в спортивных играх.Каждый ребёнок по-своему одарённый, неодарённых детей нет. Просто надо уметь увидеть, его изюминку таланта. ...
Развитие интеллектуально- одаренных детей.
Один из способов развития детей является «Научить детей учиться.»...
Статья «Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности».
Применяя в своей профессиональной деятельности разнообразные формы и методы способствую развитию творческих способностей у обучающихся в предметной области "Искусство"....