Адаптированная рабочая образовательная программа Воспитательной работы в группе с детьми с ОВЗ
рабочая программа (9 класс)
Программа направлена на организацию воспитательной деятельности и развитие личностных особенностей учащихся 8-9х классах ГКОУ СКОШИ № 2 Составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Локальных нормативных актов, регламентирующих воспитательную деятельность.
- Общешкольного плана работы на 2020-2021 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2
«Утверждено педагогическим советом» ГКОУ СКОШИ №2 Протокол № ______ от _ 20 _____ г. | «Утверждено» Директор ГКОУ СКОШИ №2 Суворов П.А. _________ Приказ № ______ от 20 _______г. |
Адаптированная рабочая образовательная программа
Воспитательной работы в группе с детьми с ОВЗ
Возраст детей:
14 – 18 лет
Срок реализации:
2020 – 2021 учебный год
Автор составитель:
Воспитатель
Левина Анна Ивановна
Г. Москва
2020 г.
Пояснительная записка
Программа направлена на организацию воспитательной деятельности и развитие личностных особенностей учащихся 8-9х классах ГКОУ СКОШИ № 2 Составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.
«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Локальных нормативных актов, регламентирующих воспитательную деятельность.
- Общешкольного плана работы на 2020-2021 учебный год.
Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Это мощное психолого-педагогическое средство развития и воспитания личности. Доставляя радость и удовольствие, внеурочная деятельность организует жизнедеятельность воспитанников, раскрывает потенциальные возможности детей, помогает приобрести новый опыт, формирует нравственные ценности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 14-17 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Характеристика группы
Данная программа представляет собой вариант адаптированной рабочей программы организации воспитательских часов старших подростков. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся 9-11классов.
В составе группы 15 мальчиков и 12 девочек В группе есть учащиеся со слабыми знаниями. Дисциплина в группе не вызывает беспокойства и озабоченности со стороны учителей.
Все воспитанники имеют различные нарушения зрения, а также сложную и сочетанную структуру дефекта. В группе дети с ОВЗ и дети – инвалиды, а так, же обучающиеся, проходящие повторное обучение.
Нарушение зрения влияет на яркость отдельных эмоций, развитие чувств и их выраженную окраску, обусловленную состоянием сенсорной сферы и накоплением чувственного опыта.
Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективных групп. В целом группа дружная и сплоченная. Сложились определенные традиции. Между учащимися сложились хорошие взаимоотношения, дети любят совместно проводить время и в школе, и вне неё. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, но в тоже время бывают вспыльчивы, несдержанные, могут нагрубить друг другу, при этом умеют прощать обиды, не таят зла.
Обучающиеся принимают активное участие в школьных внеклассных мероприятиях. Умеют самостоятельно подготовиться к мероприятиям, но в тоже время ещё необходим контроль в организации со стороны воспитателя. Наиболее активные девочки. Постоянные организаторы и участники общешкольных мероприятий и спортивных соревнований.
Воспитанники группы занимаются в различных кружках, секциях, учреждениях дополнительного образования.
Структура и формы реализации программы
Программа является модульной и состоит из автономных модулей (общим объёмом 120 ч), содержание которых, предлагается старшим подросткам для освоения.
Программа предполагает, как проведение регулярных еженедельных воспитательских часов со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.
Каждый из модулей предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности старших подростков и направлен на решение своих педагогических задач.
Цель программы:
Формирование навыков гражданского, правового и социально – нравственного поведения подростков с нарушением зрения.
Задачи программы.
Образовательные:
обучение использованию в учебном процессе различных источников информации (книги, интернет ресурсы).
Воспитательные:
– воспитание навыков самостоятельного морального выбора, решения проблем, выбора позитивных поступков и действий.
Коррекционные:
– формирование навыков гражданского поведения в обществе,
– реализация системы мероприятий по социальной адаптации учащихся.
Модули программы
- интеллектуально-познавательная деятельность;
- нравственно-правовое воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- семья и семейные ценности;
Реализация данной программы предполагает активную работу педагога по следующим направлениям?
- Организация групповой работы с обучающимися
- индивидуальная работа с учащимися группы;
- работа с учителями-предметниками;
- работа со специалистами коррекционной службы
- работа с педагогами дополнительного образования
- работа с родителями
Воспитательная работа в группе строится на следующих принципах:
- принцип открытости: обучающиеся активно привлекаются к планированию жизни в группе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения воспитателя с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
- принцип деятельности: обучающимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки, свои способности, таланты;
- принцип свободы выбора: обучающимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;
- принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в группе, общешкольных мероприятиях;
- принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности;
- принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.
Формы организации работы
- воспитательские часы
- индивидуальная работа с обучающимися
- организация групповых мероприятий
- просмотр и видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
- участие в мероприятиях районного, городского и международного уровня
- организация тематических вечеров
- организация выставок
- организация выездных мероприятий
Формы индивидуальной работы с учащимися:
- контроль успеваемости и посещаемости уроков;
- вовлечение в коллективные дела группы и школы.
Формы работы с родителями:
- организация и проведение родительских собраний
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
- индивидуальные консультации
Расписание воспитательских часов в группе
День недели | Время | Направление работы |
Понедельник | 19:20 – 20:00 | Направление «Я гражданин и патриот Родины!» - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек. |
Направление «Я и мой мир» воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание. | ||
Вторник | 19:20 – 20:00 | Направление – «Ученье – путь к успеху!» |
Направление «Мои ценности» - Духовно-нравственное воспитание. | ||
Среда | 19:20 – 20:00 | Направление – «Здоровье – наше богатство» - Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни |
17:20 – 19:00 | Работа с родителями | |
Четверг | 19:20 – 20:00 | Направление – «Я и профессия» |
Содержание и формы воспитания и социализации обучающихся.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Направление «Я гражданин и патриот Родины!» - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек.
Ценности: любовь к России, своему народу, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире.
Цель направления:
Формирование гражданской позиции, патриотизма, юридической грамотности, знание законов, своих прав и обязанностей, знание о правовых нормах как регуляторе поведения человека в обществе.
Задачи:
- воспитание личности духовной, нравственной, социально адаптированной к современному обществу;
- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- формирование правовой культуры.
Ожидаемый результат: Сформированность у учащихся соответствующих знаний о правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного, осознанного выбора поведения; сформированность патриотических чувств и сознания молодежи на основе системы ценностей отечественной культуры, истории, искусства.
Тематический план
Тема занятия | Форма проведения | Количество часов |
«Устав школы. Правила внутреннего распорядка обучающихся» | Инструктаж | 1 |
«Урок Мужества» посвященный трагедии в Беслане | Беседа | 1 |
«Страна, в которой мне хотелось жить». | Беседа. Доклады | 7 |
«Оставаться человеком, или Ленинградский День Победы» | Беседа, просмотр фильма | 3 |
23 февраля | Беседа, игра | 2 |
«Герои России – наши космонавты». | Дискуссия, выступление детей, просмотр фильма | 5 |
«Сталинградская битва». | Презентация | 1 |
«Герои нашего времени». | Презентация | 1 |
Итого | 21 |
2. Направление – «Ученье – путь к успеху!»
Цель: Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей каждого ученика в меру его возможностей, обеспечение развития познавательной активности учащихся.
Задачи:
- Создание ситуации успеха в учебе.
- Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.
- Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.
- Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.
Формы работы:
- привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах и спецкурсах.
- игры, мониторинг результата.
- интеллектуальные игры, викторины, конкурсы внутри группы;
- участие в интернет - олимпиадах и конкурсах;
Тематический план
Тема занятия | Форма проведения | Количество часов |
Познавательная деятельность: организация и функционирование в классе интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» | Игра Беседа | 5 |
Введение в игру | Диалог | 1 |
Техника мозгового штурма | Творческая мастерская | 4 |
Составление вопросов к играм | Диалог | 2 |
Игры и турниры | Игра | 10 |
Художественное творчество: организация и выпуск классной газеты | Диалог | 5 |
«Правила делового общения» | Беседа | 1 |
Информационный блок | Беседа | 2 |
Как делается газета | Творческая мастерская | 2 |
Пробы выполнения стен газет | Творческая мастерская | 5 |
«Новогодняя мистерия» | Коллективное творческое дело | 3 |
Итого | 38 |
3. Направление – «Я и профессия»
Цель: Осознание учащимися общественной и личностной значимости труда, перспектив своего участия в нём; формирование стремления к профессиональной самореализации.
Задачи:
- формирование адекватных профессиональных притязаний;
- создание условий для личностного и профессионального самоопределения,
- знакомство с условиями успешного профессионального определения.
- формирование адекватных представлений об экономической ситуации в стране.
Ожидаемый результат: формирование адекватных профессиональных притязаний, определение сферы самоутверждения учащихся, на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».
Формы работы: Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика:
- информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной и средней школы;
- рекомендации психолога по профориентации;
Тематический план
Тема занятия | Форма проведения | Количество часов |
«Выбор профессии – выбор экзаменов. | Беседа. | 3 |
Как правильно выбрать профессию». | Дискуссия | 1 |
«Моя профессия. Здоровье и выбор профессии» | Беседа | 1 |
«Успех – реальность или мечта». | Беседа | 2 |
«Каким я вижу себя в будущем?» | Беседа. Доклад | 6 |
Мастер класс профессий | Беседа. Доклад | 1 |
Итого | 14 |
4. Направление – «Здоровье – наше богатство» - Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Ценности: жизнь во всех еѐ проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика.
Цель: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья.
- Профилактика асоциального поведения учащихся.
Ожидаемый результат: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.
Формы работы с классным коллективом:
- участие в спортивных соревнованиях;
- спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике;
- беседы и дискуссии по данной проблеме.
- Занятие по ППД
Тематический план
Тема занятия | Форма проведения | Количество часов |
Правила безопасного поведения в школе и на прогулке (Инструктаж по ТБ). | Беседа, инструктаж | 2 |
«О правилах безопасного поведения на дорогах в рамках акции | Беседа, инструктаж | 1 |
«Правила безопасного поведения при ЧС» | Беседа, инструктаж | 1 |
Будущее в твоих руках. | Беседа | 1 |
Противопожарная безопасность. | Беседа, инструктаж | 1 |
Твоя безопасность в твоих руках. | Беседа, инструктаж | 1 |
Пивной алкоголизм. Пристрастия в нашей жизни. | Беседа, презентация | 1 |
Занятие по ППД | Беседа, инструктаж | 1 |
Компьютерная зависимость | беседа | 1 |
Как вредит алкоголь и курение на организм | Беседа. Диалог | 2 |
Здоровый образ жизни. Здоровье наше богатство | Беседа | 1 |
«Безопасность в сети Интернет» | Беседа | 1 |
За что ставят на учет в КДН? | Беседа | 1 |
За что ставят на ВШУ? | Беседа | 1 |
Итого | 16 |
5. Направление «Я и мой мир» воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.
Цели и задачи:
- художественно-эстетическое развитие;
- привитие чувства прекрасного;
- помощь в раскрытии и реализации внутренних резервов (способностей, интересов, таланта, личностных качеств);
- создание условий для развития творческих способностей учащихся;
- формирование основ общей культуры, умение общаться, потребности к самовоспитанию.
Формы и средства реализации:
- посещение театров, выставок, кинотеатров;
- встречи с интересными людьми;
- организация конкурсов;
- экскурсии (залы, музеи);
Ожидаемый результат: понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира; способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, спорте и творчестве людей, общественной жизни; опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества; опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Тематический план
Тема занятия | Форма проведения | Количество часов |
Международный день распространения грамотности | Беседа | 1 |
Экологический урок "Сила леса" | 2 | |
Что такое личное пространство? | Беседа | 1 |
Труд красит человека. | Беседа | 1 |
Как не стать жертвой преступления? | Беседа | 1 |
Международный день мира. | Беседа | 1 |
Быть толерантным – это значит. | Беседа | 1 |
100 лет со дня рождения советского кинорежиссера, актёра, сценариста, педагога Сергея Фёдоровича Бондарчука (1920–1994); | Презентация | 1 |
Акция по сбору использованных батареек | Социальная акция | 7 |
День учителя. | Подготовка подарка | 6 |
Проблемы экологии. | Беседа. Диалог | 1 |
Чтобы не случилось беды. | Беседа | 1 |
Загадочные картины гениальных художников. | Викторина | 1 |
Крышечка мира | Социальная акция | 4 |
Бумажный бум | Социальная акция | 5 |
Правила этикета | беседа | 2 |
День матери «Мама, мамочка моя» | Дискуссия | 1 |
Истинное мнение и ценности | Беседа | 2 |
Итого | 38 |
6.Направление «Мои ценности» - Духовно-нравственное воспитание.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека.
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности других людей.
Задачи работы:
- Формировать у учащихся чувство толерантности;
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Формы работы:
- Тематические классные часы по нравственной тематике;
- Дискуссии по нравственной тематике;
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
- Изучение нравственного наследия своей страны;
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мир.
Ожидаемый результат: Понимание учащимися жизненных ценностей; смысла человеческого существования; понимание нравственной сущности правил культуры поведения.
Тематический план
Название модуля | Темы занятий | Кол-во часов |
Правила поведения. | Беседы | 2 |
Терроризм – угроза обществу. | Беседа | 2 |
Мы – будущие избиратели» | Беседа | 1 |
Беседы по предупреждению правонарушения подростков. | Беседа, диалог | 6 |
«Урок Победы» | Беседа. Участие в митинге | 1 |
День согласия и примирения. «Формирование нравственных ценностей у учащихся - толерантность». | Беседа | 2 |
Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. | Беседа | 1 |
«Коллективная помощь и сочувствие» | Беседа | 1 |
«Культура поведения в общественных местах» | Беседа. | 1 |
Итого | 17 |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Реализации поставленных выше задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их общекультурное развитие и связи с семьей.
Основными видами деятельности детей 14-18 лет являются:
-Компьютерные и информационно коммуникативные средства:
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
- Технические средства обучения:
Экспозиционный экран, персональный компьютер, настольные развивающие игры.
- Оборудование класса:
Стол учительский с тумбой, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Литература:
1. Амонашвили, Ш.А. Единство цели/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1987. – 145с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г. г.»
3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/
4. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. – 189 с.
5. А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. – 189 с.
6. Кондаков, Тишков. Рос .академия образования- М. .Просвещение образования2009г.стр.189
7. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: Просвещение, 2005
8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 2006
9. Программы воспитания // Классный руководитель, № 3, 2006..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей подготовительной группы с ТНР
Для учителей -логопедов дошкольных образовательных учреждений...
Адаптированная рабочая программа воспитательной работы в группе с детьми с ОВЗ.
Данная программа будет интересна педагогам, работающим с подростками среднего школьного возраста. В этом возрасте необходимо помочь учащимся осознать главные нравственные нормы и правила, научиться пр...
Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант по адаптивной физической культуре, коррекции двигательного развития 1-4 класс
Цель программы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков....
Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант по адаптивной физической культуре, коррекции двигательного развития (надомное обучение 5-8 класс)
Цель программы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков....
Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.) по адаптивной физической культуре (надомного обучения 1-4 класс)
Цели программы:Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.Способствовать общему...
Авторская разработка. Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР
В АРОП отображены цели и задачи, психолого - педагогическая характеристика и образовательные потребности обучающегося с ЗПР (вариант 7.2), планируемые результаты, особенности оценки планируемых резуль...
Адаптированная рабочая образовательная программа по английскому языку для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) с 2 по 4 класс
Данная адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся с НОДА для 2-4 классов...