Авторская разработка. Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР
рабочая программа (8 класс)
В АРОП отображены цели и задачи, психолого - педагогическая характеристика и образовательные потребности обучающегося с ЗПР (вариант 7.2), планируемые результаты, особенности оценки планируемых результатов обучающихся с задержкой психического развития,индивидуальная карта учета динамики развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный учебный план ООО для учащегося с ОВЗ с учетом коррекционных занятий и внеурочной деятельности; календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arop_uchenitsy_8a_klassa_l._k.docx | 67.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
п. Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Рассмотрено на Согласовано Утверждаю
заседании МО
протокол № ___ Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ№5»
«___»_________2019 г. _____/____________________/ ___________
«____»______________ 2019 г. Приказ № __от_________ 2019г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
обучающегося с ЗПР(вариант 7.2)
Учитель: Руденко Лилия Демидовна
2018 – 2019 учебный год
Адаптированная рабочая программа основного общего образования
Пояснительная записка
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Адаптированная рабочая программа (АРОП) обучающегося с задержкой психического развития (с задержкой психического развития и тяжелого нарушения речи) – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию.
1.2. АРОП обучающегося с задержкой психического развития (с задержкой психического развития и тяжелого нарушения речи) разработана и утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №5» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования для обучающегося с задержкой психического развития (с задержкой психического развития и тяжелого нарушения речи) и с учетом адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5» детей с задержкой психического развития (с задержкой психического развития и тяжелого нарушения речи).
1.3. АРОП обучающегося с задержкой психического развития (с задержкой психического развития и тяжелого нарушения речи) определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
1.4. Нормативно – правовую базу разработки АРОП обучающегося с задержкой психического развития (с задержкой психического развития и тяжелого нарушения речи) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99 ФЗ от 23.07.2013 № 203- ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
- Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 5» (вариант 7.2)
- Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучении воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями».
2.АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.2)
2.1.Пояснительная записка.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для детей с задержкой психического развития - это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.) в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования - это комплекс основных характеристик образования, организационно - педагогических условий, форм аттестаций, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, учебно-методических комплексов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов реализации образовательной программы.
Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. У детей с ЗПР отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
На уровне основного общего образования учащиеся обучаются по общеобразовательным программам с использованием специальных (коррекционных) методов и приемов обучения. Реализация АРОП предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья.
2.1.1. Цель реализации адаптированной рабочей образовательной программы основного общего образования.
Основная цель реализации АРП ООО сформулирована в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Основное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации)
Главной целью программы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.
Цели реализации АРОП ООО:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной);
- формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
- дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
2.1.2. Задачи программы:
- развитие умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- обеспечение образованности на уровне функциональной грамотности в основных предметных областях;
- обеспечение приоритета здоровья учащихся в деятельности образовательного учреждения, формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни;
- компенсация трудностей в развитии, пробелов в знаниях;
- дальнейшее развитие творческих способностей, познавательных навыков, навыков самообразования и самоконтроля;
- историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;
- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
- систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, технологии и техники;
- социальная и профессиональная адаптация учащихся.
Виды деятельности школьника:
- индивидуальная и коллективная учебная деятельность;
- проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта;
- творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание;
- спортивная деятельность
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности
- научиться самостоятельно планировать учебную работу, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности совместно с педагогом,
- научиться осуществлять контроль и оценку собственного участия в разных видах деятельности,
- выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности; научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
- научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.
2.1.3.Общая характеристика адаптированной рабочей программы основного общего образования.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования — основной части государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент устанавливает: обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования; требования к уровню подготовки выпускников; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; нормативы учебного времени; обязательные для изучения учебные предметы.
Данная программа дает возможность детям с ОВЗ:
освоить основную образовательную программу на доступном им уровне;
повысить уровень личностного развития и образования;
восполнить пробелы предшествующего обучения и воспитания;
повысить уровень познавательной и эмоционально - личностной сферы.
предусматривает:
создание атмосферы эмоционального комфорта;
формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей и возможностей каждого ребенка;
использование вариативных форм получения образования;
участие в образовательном процессе разных специалистов и педагогов: педагога-психолога; социального педагога; учителей - предметников; медсестры.
Принципы и подходы к формированию адаптированной рабочей программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития.
Принцип гуманизма - веры в возможности ребенка.
Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребѐнка.
Принцип системности предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.
Принцип непрерывности гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению.
Принцип реальности предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.
Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменение, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использовании групповых форм работы коррекционно - развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводиться в соответствии с его индивидуальным темпом развития.
Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) классы (группы).
Адаптированная основная образовательная программа предназначена для удовлетворения потребностей:
ученика - в освоении познавательных и ценностных основ личности профессиональном самоопределении, в расширении познавательного и культурного пространства, в широком общении, в самопознании, самореализации;
родителей - в получении их детьми качественного образования, позволяющего продолжение образования в выбранной области деятельности, сохранении здоровья, в развитии способностей ребенка, в создании комфортной психологической ситуации в школе с учетом индивидуальных особенностей;
общества - в формировании здорового поколения современно мыслящих, образованных молодых людей, способных к сохранению и воспроизведению культуры в различных областях деятельности.
АРОП для детей с ЗПР предполагает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к развитию и коррекции познавательной деятельности навыков.
Целью коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС ООО обучающихся с ЗПР выступает создание системы комплексной помощи в освоении АООП ООО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация. Коррекционная работа предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР (варианта 7.2.) и является обязательной составляющей адаптированной рабочей образовательной программы. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание определяется исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК.
Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении образовательной программы.
Общие принципы и правила коррекционной работы: индивидуальный подход к каждому ученику; предотвращение наступления утомления; использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки; проявление педагогического такта; постоянное поощрение за малейшие успехи; своевременная и тактическая помощь каждому ребенку; развитие в нѐм веры в собственные силы и возможности. Эффективными приемами коррекционного воздействия являются: игровые ситуации; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы.
Реализация данной программы имеет практическую направленность, учитывает воспитывающая роль обучения, необходимость формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам стать полезными членами общества.
Главными ценностями адаптированной рабочей образовательной программы являются:
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР (вариант 7.2)., ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- наглядно-действенный характер содержания программы;
- развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)., как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- комплексное сопровождение, направленное на коррекцию поведения, компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- коррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
- обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
2.1.4. Психолого – педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР.
Фамилия, имя, отчество________________________________, ученица 8А класса.
Дата рождения: __ мая ___ год (___ лет).
Проживает по адресу: п.______, ул.__________д.___, кв.____.
Полная, многодетная семья (4 человека).
Родители контактируют с педагогами, классным руководителем.
Задержка психического развития (вариант 7.2) подтверждена психолого-педагогической комиссией.
Характеристика обучаемости.
Лотеральный фенотип: рука правая, ухо правое, глаз правый. Пространственно – временные представления развиты хорошо (хорошо ориентируется: право – лево; вчера, сегодня, завтра). Объем кратковременной памяти высокий, динамика запоминания 6 – 7 – 5 – 7, что свидетельствует о неустойчивости внимания; коэффициент долговременной памяти 60%, что соответствует среднему уровню.
Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия К. происходит замедленно с отставанием от нормы. Умение строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, самостоятельность и социальная зрелость суждений – на низком уровне; концентрация внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом - на низком уровне.
Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ей успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет программа основного общего образования. Учебный материал по математике обучающаяся усваивает только после многократного повторения; таблицу умножения знает, но не полностью; не всегда понимает условия задачи, смысл прочитанного. Логическое мышление развито слабо.
Простой текст читает бегло. На вопросы отвечает развернуто. Наизусть учит небольшие стихотворения. Активный словарный запас у К. достаточный.
На уроках русского языка показывает посредственные знания. Делает много орфографических ошибок, правила применять не может.
У ребенка с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет ей полноценно осуществлять напряженную учебную деятельность: очень быстро устает, истощается.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать, К. не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. Домашние задания выполняет.
Учебные трудности школьника сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Эмоциональный фон К. не стабильный, на некоторые вопросы реагирует неадекватно. Во время уроков отвлекается, веселится, хохочет без видимой причины.
Хорошо адаптирована в классе и школе. Принимает участие в классных и школьных мероприятиях. Уважительно относится к взрослым. Ведет себя свободно, доброжелательно, визуальный контакт достаточный. Задания выполняет охотно.
Обучаемость ученицы избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Динамика деятельности равномерная, темп уверенный. При выполнении заданий настойчивость не проявляет. Помощь принимает.
2.1.5. Образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития.
Школьники с ЗПР нуждаются в удовлетворении особых образовательных потребностей:
- в побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
- в расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
- в формировании интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.);
- в формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;
- в развитии личностной сферы: развитие и укрепление эмоций, воли, выработка навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;
- в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
2.1.6 Специфические образовательные потребности.
Для обучающихся с задержкой психического развития, осваивающих адаптированную основную образовательную программу основного общего образования, характерны следующие специфические образовательные потребности:
- соответствие темпа, объѐма и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребѐнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребѐнку, сучѐтом его индивидуальных проблем;
- индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач;
- развитие у ребѐнка чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь;
- создание у неуспевающего ученика чувства защищѐнности и эмоционального комфорта;
- взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебы;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с задержкой психического развития;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Требования к результатам освоения программы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Результатом освоения АРОП ООО обучающегося с ЗПР должно стать полноценное основное общее образование, развитие социальных (жизненных) компетенций, достаточные для профессионального самоопределения и успешной адаптации в социуме.
Обучающийся с ЗПР получает образование, к моменту завершения обучения, полностью соответствующее по итоговым достижениям образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
Освоение АРОП обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР (вариант 7.2) результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты реализации АРОП:
- уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение конструктивно разрешать конфликты;
- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- ответственное отношение к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразование на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- готовность к выбору профильного образования.
- понимание ценности здорового и безопасного образа жизни, правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД
обучающийся научится:
- самостоятельной организации учебной деятельности, целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- устанавливать целевые приоритеты;
- самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.
Коммуникативные УУД
обучающийся научится:
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе;
- ставить и решать многообразные коммуникативные задачи;
- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
- удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
- определять цели коммуникации, оценивать ситуации, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватную стратегию коммуникации;
- приобретет опыт использования речевых средств для регуляции умственной деятельности и регуляции собственного речевого поведения;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- использовать выразительные средства языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии со сферой и ситуацией общения;
- владеть монологической и диалогической речью, вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.
Познавательные УУД
обучающийся научится:
- использовать для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
- определять структуру объекта познания, находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого;
- разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно - следственные связи;
- находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях не предполагающих стандартное применение одного из них;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
- исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки на практике;
- использовать практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предположений, описывать результаты этих работ;
- творчески решать учебные и практические задачи: уметь мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы; участвовать в проектной деятельности;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание информации в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов);
- использовать для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Предметные результаты:
представляют собой достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность применять их в практической деятельности. В соответствии с требованиями Стандарта - это способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Реализация адаптированной рабочей образовательной программы для обучающиеся с ЗПР способствует развитию элементарных личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий, составляющих психолого-педагогическую основу получения знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим их психофизическим возможностям, навыки по самообслуживанию и трудовому обучению.
4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(С ЗПР И ТНР) ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с ОВЗ с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования. Она ориентирует образовательный процесс на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, то есть является внутренней оценкой.
Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, то есть является внешней оценкой.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО предполагает оценку достижений обучающихся с ЗПР личностных, метапредметных и предметных.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных
достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения;
Текущий контроль успеваемости обучающихся с ЗПР в МБОУ «СОШ №5», в соответствии с Уставом осуществляется по 5-бальной системе. Минимальный балл – 2; максимальный балл – 5.
Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные, устные ответы обучающихся, достигнутые ими предметные навыки и умения), выставляет отметку в классный журнал.
В процессе обучения выставляются промежуточные оценки успеваемости по 5-бальной системе за освоение учебных дисциплин в четверти. В конце учебного года выставляются годовые отметки по результатам текущей успеваемости и итоговых контрольных работ.
Особенности оценки личностных результатов детей с ЗПР
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий: сформированность основ гражданской идентичности личности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации; сформированность социальных компетенций. Достижение личностных результатов осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария.
В текущем образовательном процессе для обучающихся с ВПР возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
прилежании и ответственности за результаты обучения;
готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Особенности оценки метапредметных результатов детей с ЗПР
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования, в формировании универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• промежуточных и итоговых метапредметных контрольных, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
Особенности оценки предметных результатов детей с ЗПР
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Для обучающихся с ЗПР характерно в большинстве случаев достижение базового уровня достижений.
Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить два подуровня:
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной, коррекционной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно.
Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие
базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания:
текущего, промежуточного и итогового.
Обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
На каждого обучающегося с ЗПР составляется индивидуальная карта учета динамики развития ребенка.
Карта отражает динамику развития ребенка в течение каждого учебного года и хранится в образовательном учреждении до завершения ребенком образования. Содержание карты обязательно для ознакомления родителями (законными представителями) обучающегося после каждого психолого-медико-педагогического консилиума. Карта выдается родителям при направлении ребенка на обследование специалистами ПМПК, при переходе обучающегося в другое образовательное учреждение, при завершении общего образования.
Индивидуальная карта учета динамики развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
/заполняется классным руководителем, обрабатывается педагогом-психологом/
Фамилия. Имя. Отчество _______________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________________
Дата заполнения _______________________________________________________________
1. Успешность выполнения школьных заданий:
5 баллов - правильное, безошибочное выполнение заданий;
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки;
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий;
1 балл - плохое усвоение материала по всем предметам.
Кол-во баллов:_______________________
2. Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:
5 баллов - учащийся работает легко, свободно, без напряжения;
4 балла - выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей;
3 балла - иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство; выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения;
2 балла - выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением;
1 балл - учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
Кол-во баллов:________________________
3. Самостоятельность при выполнении школьных заданий:
5 баллов - учащийся всегда самостоятельно справляется с заданиями;
4 балла - работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого;
3 балла - иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью;
2 балла - предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно;
1 балл - для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
Кол-во баллов:________________________
4. Эмоциональное отношение к школе:
5 баллов - учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется.
4 балла - учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения;
3 балла - иногда учащийся приходит в школу с плохим настроением;
2 балла - у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение, иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
Кол-во баллов:________________________
5. Взаимоотношения со сверстниками:
5 баллов - ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей;
4 балла - ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети;
3 балла - сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми;
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт;
1 балл - ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется.
Кол-во баллов:________________________
6. Отношение к учителю:
5 баллов - ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща-ется с ним;
4 балла - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делает что-то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью.
3 балла - старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам.
2 балла - выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него;
1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или отрицательные эмоции.
Кол-во баллов:________________________
Общее кол-во баллов:_______________ Классный руководитель: /______Ф.И.О.________
Интерпретация результатов:
1 уровень (ВЫСОКИЙ) - 26-30 баллов;
2 уровень (ВЫШЕ СРЕДНЕГО) - 18-25 баллов;
3 уровень (СРЕДНИЙ)- 12-17 баллов;
4 уровень (НИЖЕ СРЕДНЕГО) - 6-11 баллов;
5 уровень (НИЗКИЙ) - 1-5 баллов;
Вывод об уровне социально-психологической адаптации:_______________________________
5.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для учащегося с ОВЗ Л. К. на 2018 – 2019 учебный год.
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности; сохраняет преемственность образовательных и коррекционно-развивающей областей; регламентирует организацию образования обучающегося с расстройствами психического развития и направлен на реализацию задач коррекционного образования: обеспечение коррекции психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Для обучающихся с ОВЗ индивидуальный учебный план предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений РФ.
Индивидуальный учебный план основного общего образования для обучающегося с ЗПР составлен с учетом решения следующих задач:
- овладение обучающимися знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных предметов федерального компонента, установленных ФГОС ООО;
- направленность организации и содержания образования на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов и материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Индивидуальный учебный план согласуется с учебным планом общеобразовательных классов соответствующих параллелей в комплектовании предметов федерального компонента и регионального (национально-регионального) компонента.
Коррекционно-развивающее обучение осуществляется на всех уроках учителями, прошедшими специальную подготовку, и позволяет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта школы.
Учебный план 8А класса для детей с ЗПР (годовой).
Учебные предметы | Количество часов |
Федеральный компонент | |
Русский язык | |
Литература | |
Иностранный язык | |
Математика | |
Информатика и ИКТ | |
История | |
Обществознание | |
География | |
Физика | |
Химия | |
Биология | |
Искусство (музыка, изобразительное искусство) | |
Технология | |
Основы безопасности жизнедеятельности | |
Физическая культура | |
Всего | |
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения | |
Риторика | |
Твоя профессиональная карьера | |
Индивидуально – групповые занятия | |
Всего |
Учебный план классов для детей с ЗПР (недельный)
Учебные предметы | Количество часов |
Федеральный компонент | |
Русский язык | |
Литература | |
Иностранный язык | |
Математика | |
Информатика и ИКТ | |
История | |
Обществознание | 0,5 |
География | 0,5 |
Физика | |
Химия | |
Биология | 0,5 |
Искусство (музыка, изобразительное искусство) | |
Технология | |
Основы безопасности жизнедеятельности | |
Физическая культура | |
Всего | |
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения | |
Риторика | |
Твоя профессиональная карьера | |
Индивидуально – групповые занятия | |
Всего |
6. КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ для учащейся 8А класса с ОВЗ ____________________ на 2018 – 2019 учебный год.
№ | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. | 1 |
2 | Диагностический блок | Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года (на «входе» и на «выходе») | 8 |
3 | Занятие на развитие познавательной сферы | Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания, распределения, переключения. Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии. | 1 |
4 | Профессиональное самоопределение | Знакомство с миром профессий, их видами и типами; возможные ошибки в выборе профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента. | 5 |
5 | Развитие эмоционально-личностной сферы | Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки. | 8 |
6 | Итоговое занятие | Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений) | 2 |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование коррекционных занятий
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата |
1. | Вводное занятие | 1 | Приветствие. Игра «Кто есть кто», методика «Интервью». | сентябрь |
2 | Занятия диагностического блока - 8 час. | |||
2.1 | Диагностика познавательной сферы | 4 | Диагностические методики «Таблицы Шульте», «Числовые ряды», «Образная память». | сентябрь - октябрь |
2.2 | Диагностика эмоционально-личностной сферы (в начале года и в конце) | 4 | Диагностические методика «Шкала проявления тревоги», методика экспресс диагностики эмпатии (И.М. Юсупов), методика «Закончи предложение» | октябрь |
3 | Занятия на развитие познавательной сферы – 10 час. | |||
3.1 | Развитие внимания | 3 | Игры и упражнения: «Графический диктант», «Корректурная проба», «Путаница» и т.д. | ноябрь |
3.2 | Развитие памяти | 3 | Игры и упражнения: «Имена», «Нарисуй и запомни», «Запомни предметы», «Геометрические фигуры» и т.д. | ноябрь - декабрь |
3.3 | Развитие мышления | 4 | Игры и упражнения: игры – загадки, отгадывание ребусов, сканвордов. | декабрь |
4 | Профессиональное самоопределение – 5 час. | |||
4.1 | Мир профессий | 1 | Информация о мире профессий, их видах и типах, возможных ошибках в выборе профессии. | январь |
4.2 | Классификация профессий | 1 | Классификация профессий | январь |
4.3 | Ошибки в выборе профессий | 1 | Диагностика проф. интересов и склонностей: методика Климова (ДДО), тест «Карта интересов» | февраль |
4.4 | Мои профессиональные интересы и склонности | 1 | Личностные особенности и выбор профессии, анкета «Готовность к выбору профессии». | февраль |
4.5 | Характер и профессия | 1 | Диагностика особенностей характера (тест Айзенка) и темперамента (методика Т.Лири). | февраль |
5 | Развитие эмоционально-личностной сферы – 8 час. | |||
5.1 | Мои эмоции. | 1 | Упражнение «Фантом» | март |
5.2 | Эмоциональный словарь | 1 | Упражнение «Словарь чувств» | март |
5.3 | Чувства «полезные» и «вредные» | 1 | Упражнение «Польза и вред эмоций» | март |
5.4 | Нужно ли управлять своими эмоциями? | 1 | Прием «Эмоциональный дневник» | апрель |
5.5 | Что такое страх? | 1 | Упражнение «Чего боятся люди» | апрель |
5.6 | Побеждаем все тревоги | 1 | Упражнение «Как справиться со страхом» | апрель |
5.7 | Злость и агрессия | 1 | Упражнение «Как я зол!» | май |
5.8 | Способы выражения чувств | 1 | Упражнение «Поиск способов безопасного выражения чувств» | май |
6 | Итоговые занятия | 2 | Диагностика, рекомендации | май |
Всего | 34 |
7. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для учащейся 8А класса с ОВЗ ________________________ на 2018 – 2019 учебный год.
Внеурочная деятельность является логическим продолжением базового образования, несет на себе основную ответственность за обновление его содержания и индивидуализацию.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для воспитания гуманной, самостоятельной личности, готовой вести нравственный образ жизни и способной принимать решения в любой жизненной ситуации.
Задачи:
формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни;
развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для развития личности учащихся и открывая зоны ближайшего развития каждого ученика;
способствовать развитию детского самоуправления;
формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ;
продолжать работу по предупреждению правонарушений и безнадзорности, по предупреждению наркомании среди подростков.
Направления | Наименование программ, виды деятельности |
Спортивно-оздоровительное | «Здоровье», «Общеразвивающая физическая подготовка», «Теннис», специальная медицинская группа по физической культуре для обучающихся с ОВЗ, «Плавание» |
Военно-патриотическое | «Я – гражданин России» |
Духовно-нравственное, социальное | Кружок «Язык предков» |
Туристско-краеведческое | «Этнограф» |
Художественно-эстетическое | Театральный кружок, |
Научно-техническое | «ИнформЗнайка», |
Общеинтеллектуальное | «Познай себя», «ПДД», «Ключ», «Юный астроном» |
8. ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Программы отдельных учебных предметов, курсов обеспечивают достижение планируемых результатов (личностных, предметных, метапредметных) освоения основной адаптированной образовательной программы основного общего образования обучающейся 8А класса с задержкой психического развития Л. К. (вариант 7.2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С задержкой психического развития (вариант 7.1)
Адаптированная программа для обучающихся с ЗПР 5-9 класс...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9 класс биология
Рабочая программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. ...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9классгеография
Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29....
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 9класс история отечества
Адаптированная рабочая программа по истории отечества для обучающихся 9а класса (с умственной отсталостью) на 2022-2023 учебный год составлена: в соответствии с Федеральным законом Российской Федера...
Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант9класс история родного края
Настоящая программа внеурочной деятельности по краеведению и туризму «Мой край» разработана на основании следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации ...
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1...
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ЗПР
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ЗПР...