Путешествие в Библиоград
план-конспект
Игра – путешествие.
Цель:
- вызвать у школьников устойчивый интерес к книге;
- привить первоначальные навыки работы с каталогами;
- ориентироваться в справочной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_bibliograd.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в Библиоград
Дисциплина: библиотечный урок.
Тип урока: игра – путешествие.
Читательское назначение: 5 класс.
Время: 40 минут.
Вид урока: обобщающий урок.
Пояснительная записка
В одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входят:
- сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
- владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками;
- знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний;
- умение применить библиотечно-библиографические знания при изучении научных дисциплин, в процессе самообразования.
На этом массовом мероприятии обучающиеся смогут применить полученные в начальной школе знания.
Цель: вызвать у школьников устойчивый интерес к книге, привить первоначальные навыки работы с каталогами, ориентироваться в справочной литературе.
Оформление:
- на интерактивной доске название улиц: «КАТАЛОЖНАЯ», «СПРАВОЧНАЯ», «ЖУРНАЛЬНАЯ», «АБОНЕМЕНТНАЯ!;
- письмо мальчика;
- кроссворд;
- баллы – звездочки.
Во время проведения мероприятия целесообразно создать ситуацию, в котором каждый ученик мог принять участие. Мероприятие проходит в форме игры-путешествия. Для детей этого возраста форма проведения мероприятия самая эффективная.
План
- Вступительное слово библиотекаря
- Улица «каталожная»
- Письмо от мальчика-читателя
- Вопросы по книге Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот»
- Проспект «Справочный»
- Улица «Журнальная»
- Улица «Абонементная» (кроссворд)
- Подведение итогов, награждение
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Вы попали в город Библиоград. Вам предстоит совершить увлекательное путешествие по его улицам. Я буду вашим библиогодом, а вы знаете, что означает это слово? Слово «библиогид» состоит из греческого biblion - книга и французского guide - проводник-профессионал. Но прежде чем наше с вами путешествие начнется, давайте вспомним, что такое библиотеке? (Ответы ребят.)
Правильно, ребята. Можно еще сказать, что библиотека - это книжная кладовая. И как всякая кладовая, она полна сокровищ, книжных сокровищ. Но как правильно сориентироваться в этом море книг, выбрать самое ценное из сокровищ? Это мы узнаем, путешествуя по улицам Библиограда.
Начнем мы свое путешествие с улицы КАТАЛОЖНОЙ. Перед нами - маленькие шкафчики с длинными ящиками. А может, кто-то объяснит нам, что это за шкафчики?(Дети рассказывают.)
Правильно. Этот шкаф - каталог. «Каталог» - означает «список». Каталоги содержат сведения о книгах, находящихся в библиотеке. По ним можно легко найти нужную книгу.
Но у меня есть еще один вопрос, а какие существуют в библиотеке каталоги? (Алфавитный и систематический) (Ответы ребят.)
Ребята, мы получили письмо от мальчика-читателя.
ПИСЬМО: На день рождения друг Кирилл
Успенского мне подарил.
Я читал про крокодила
И старуху Шапокляк,
Но другие зго книги
Не могу найти никак.
Что еще он написал?
Книги как свои назвал?
Кто из вас нам его прочтет? (Мальчик читает письмо.)
Ребята. Сможем мы помочь этому Мальчику отыскать книги Эдуарда Успенского? (Дети разыскивают в алфавитном каталоге карточки на книги, написанные Э.Успенским.)
Ребята, вы читали книгу Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот»? Предлагаю вам ответит на вопросы:
- Как зовут корову? (Мурка)
- Папа дяди Федора? (Дима)
- Галчонок (Хватайка)
- Мама дяди Федора (Римма)
- Профессор (Семин)
- Инженер (Тяпкин)
- Пес (Шарик)
- Кот (Матроскин)
Молодцы, ребята! И снова в путь.
А что это за широкий проспект? Я, кажется, поняла: это проспект СПРАВОЧНЫЙ. Сколько тут энциклопедий и словарей. Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать их, если не в одну голову, то, по крайне мере, в одну книгу, книгу - справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: «Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему знать все». С тех пор прошло более тысячи лет. За это время человечество создало огромное количество энциклопедий.
А давайте, вспомним, какие мы знаем энциклопедии? (Ответы ребят.)
Молодцы! Ребята, у меня в руках карточки с заданиями. Вам надо найти ответы в энциклопедиях и словарях.
Задания:
- Где можно узнать о вулканах?
- Общие сведения о Германии.
- О лягушках.
- Какое расстояние между Солнцем и Юпитером?
- Открытие Северного полюса?
- Шахматы. Каковы правила этой игры?
- Летающие динозавры. Как они называются?
- Как называется столица Пакистана?
- Землетрясения.
- Когда и где была изобретена бумага?
- Сколько у человека ребер?
- Что означает слово «ориентироваться»?
Молодцы. Я вижу, что энциклопедии и словари - ваши друзья: вы так хорошо ориентируетесь в их многочисленном семействе.
И снова вперед! Пришли мы с вами на улицу «ЖУРНАЛЬНАЯ». Жителями этой улицы являются журналы. Журнал - периодическое издание в виде книжки, обычно выходящее раз в месяц или раз в два месяца, содержащее статьи, произведения разных авторов Особенность журнала - не скорость подачи информации, а ее основательность.
Все вы любите читать детские журналы и комиксы. Какие журналы вы знаете? (Ответы детей.) Молодцы! Ребята, вы внимательные читатели журналов? Я буду называть названия рубрик из популярных детских журналов, а вы должны ответить из какого журнала они.
- Знаменитые тезки - «Клепа»
- Сто тысяч «почему?» - «А почему?»
- Данила Мастер - «А почему?»
- На все четыре стороны - «Простоквашино»
- Проделки-самоделки - «Микки Маус»
- Мы рисуем Барби - «Играем с Барби»
- Красная книга - «Свирель»
- В гостях у Почемучки - «Веселые уроки»
- Тебе в коллекцию - «Миша»
- Тошкина школа - «Тошка»
- Флинтстоуны - «Классный журнал»
Ребята, мы очутились на улице, а какое название узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. Если вы правильно отгадаете все слова по горизонтали, то в заштрихованном столбике по вертикали прочтете название улицы.
и | л | л | ю | с | т | р | а | ц | и | я | |||
р | у | б | р | и | к | а | |||||||
о | б | л | о | ж | к | а | |||||||
ж | у | р | н | а | л | ||||||||
г | а | 3 | е | т | а | ||||||||
ф | о | р | м | а | т | ||||||||
о | г | л | а | в | л | е | н | и | е | ||||
д | н | е | в | н | и | к | |||||||
т | и | т | у | л | ь | н | ы | й |
По горизонтали
- Изображение, сопровождающее и дополняющее текст.
- Заголовок части произведения, параграфа в учебнике, регулярно повторяющийся раздел в газете или журнале.
- То, что «одевает» книгу, лицо книги.
- Печатное периодическое издание.
- Печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.
- Размеры готового печатного издания по ширине и длине.
- Перечень глав, статей, входящих в книгу.
- Блокнот или тетрадь, в которую читатель записывает свои мысли о прочитанных книгах.
- Первая страница (лист) книги, на котором помещены основные сведения о ней (автор, название книги, выходные данные).
В заштрихованном столбике по вертикали появилось слово «АБОНЕМЕНТ» - это то место в библиотеке, где книги выдают на дом. На несколько дней книга ваша, можно рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать? Не беда, придите в библиотеку, и попросите продлить срок чтения книги.
Наше путешествие подошло к концу. Но грустить не стоит, ведь мы замечательно провели время. Вы показали отличные знания, и я твердо уверена, что вы теперь никогда не потеряетесь в этом непростом, но безумно интересном мире библиографии.
Вот и закончилась игра,
Вы славно потрудились
И ваши знания о книге
Вам очень пригодились.
Дружите с книгою всегда,
Она ваш верный друг,
Она в учебе вам поможет
И скрасит ваш досуг.
Она раскроет тайны мирозданья
И в прошлый век вас вмиг перенесет,
И добрый даст совет,
Как бабушка иль мама,
И душу от греха и зла спасет!
Подводятся итоги, награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).
Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...