ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КУРСА «АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
рабочая программа

Марина Александровна Шамрина

  Основнаяцель курса –развитие творческих возможностей учащихся, создание атмосферы  взаимопонимания и радости коллективного творческого труда.

  Основные задачи  данной программы:

- выявлять наклонности и способности ребят и нацеливать их на самостоятельное творчество;

-развивать творческуюинициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел;

- развивать у детей навык действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно, раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом;

- обучать звуковой культуре речи, учить детей сочетать словесные действия с физическими;

феру взаимопониманиния- формировать партнерские отношения в группе учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_na_akterstkoe_masterstvo.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

МАУДО «Центр детского творчества

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КУРСА

«АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

(для 8-9 классов)

Составитель: методист

Шамрина Марина Александровна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа «Актёрское мастерство» разработана на основе программы «От упражнения к спектаклю» - М.,М. Н. Игнашева,методических пособий: 2003 г., «Азбука театра» - М., Алянский Ю. А., 1998, «Драматурги, драматургия, театр» – М., Граник Г. Г., Концевая Л. А., 2001, «Школьный театр» - М., Безымянная О., 2001.

Театр – многогранен, в нем слились литература, музыка, живопись. Изучая театральное искусство, человек  развивает в себе эстетическое восприятие действительности и это неоценимо в развитии личности ребенка.

  Один из главных элементов театрального искусства – игра. Поэтому театральное искусство очень близко детям, т.к. для них игра и общение – основная психологическая деятельность. Театр и формы его «действа» известны с античных времен. Человечество использовало театральные навыки в целях повышения образования, развития личности и общества, а также для передачи знаний и опыта.  

Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором участвуют и ребята, и учителя (и в качестве актеров, и в качестве зрителей)?Как приобщить ребят к творчеству?

Таким средством является школьный театр, во всяком случае, драматический кружок, деятельность которого должна быть направлена на приобщение детей к театральному искусству.

    Практическое знакомство со сценическим действием имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей учащихся, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел и др.                

    Театральное искусство помогает обучающимся действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Он развивает природные свойства и способность детей увлекаться художественным вымыслом, с помощью воображения ставить себя в положение вымышленных героев, активно включаться в их жизнь.

    Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учащихся интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения в сценических условиях является жизнь.

    Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как, прежде всего, через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и воздействия. «Говорить - значит действовать» (К.С. Станиславский).

     Выдвигая перед учащимися задачу - действовать словом, руководитель приучает их вникать в смысл каждой фразы текста и осознавать его действенный смысл, подтекст.

       Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов. Этюды-импровизации полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.

      Педагогическая направленность занятий в огромной мере зависит от правильного выбора пьесы, от степени ее художественно-воспитательной ценности и доступности данному детскому коллективу.

Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы, беседы по теме пьесы, оформление спектакля и его показ зрителям.

     Занятия театрального коллектива включают, наряду с работой над пьесой, проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок. Полезно давать учащимся творческие задания для самостоятельной работы: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях и т.д.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.

  Основнаяцель курса –развитие творческих возможностей учащихся, создание атмосферы  взаимопонимания и радости коллективного творческого труда.

  Основные задачи  данной программы:

- выявлять наклонности и способности ребят и нацеливать их на самостоятельное творчество;

-развивать творческуюинициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел;

- развивать у детей навык действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно, раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом;

- обучать звуковой культуре речи, учить детей сочетать словесные действия с физическими;

- формировать партнерские отношения в группе учащихся.

Курс обучения по данной программе рассчитан на 17 часов  

Важную роль в процессе обучения играет выбор организационных форм проведения занятий: традиционное, творческое, комбинированное, повторительно-обобщающее, лекция, беседасамостоятельнаяработа,  закрепление ЗУН, концерт, спектакль.                                                                                                                                                                                                                                                                  

  Выбор методов и приемов в работе основан на особенностях содержания учебного материала (сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.

  Основные методы и приемы: словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично поисковый, исследовательский, репродуктивный, практический, продуктивный.

Ожидаемые результаты:

 Изучив и освоив программу, учащиеся  должны знать:

  • историю театра;
  • театральную лексику;
  • жанры художественного слова;
  • нормы литературного произношения;
  • последовательность работы с текстом;
  • правила работы над развитием голосового аппарата;
  • возможности и значение сценического движения в подготовке театральной постановки;
  • правила подготовки опорно-двигательного аппарата к работе;
  • правила составления этюдов и сценариев;
  • правила мизансценирования (овладения сценическим пространством).

Уметь:

  • делать дыхательную гимнастику;
  • работать над дикцией;
  • ставить логическое ударение;
  • развивать образное мышление;
  • выбирать литературный материал, проводить анализ литературного текста;
  • сочетать словесные действия с физическими;
  • общаться и взаимодействовать на сцене;
  • придумывать этюды, сценарии;
  • выполнять задачи по оформлению спектакля;

Учебно-тематический план

Наименование темы

Коли-чество

часов

Форма теоретических заня-тий

Форма практических занятий

Формы контроля

I

Актерское мастерство

7

1

Знакомство: с историей театра, драматургией, как видом искусства.

1

беседа

входящий.

собеседование

2

Театральная лексика.

Жанры художественного слова

1

лекция

тест

промежуточный.

3

.Освобождение мышц (подготовка опорно-двигательного аппарата к работе)

Сценическое движение

3

практикум

промежуточный

4

Театрализованные игры. Импровизация. Этюды на «предлагаемые обстоятельства»

2

творческое

итоговый контроль

II

Пластика

4

1

Развитие пластики. Движение и музыка

3

тренинг

промежуточный

2

Овладениесценическим пространством

1

комбинированное

промежуточный

III

Развитие голосового аппарата, речи

3

1

Постановка дыхания: дыхательная гимнастика, дыхательные упражнения.

1

практимум

промежуточный

2

Подготовка артикуляционного аппарата к работе (артикуляционная гимнастика, упражнения).

1

практимум

промежуточный

3

Нормы литературного произношения. Работа над дикцией.

1

практикум

промежуточный

IV

Работа над спектаклем

3

1

Работа над текстом. Репетиции по картинам, по  сценам

2

практимум

промежуточный

2

Показ спектакля зрителю.

Анализ выступления.

1

практимум

итоговый

ИТОГО:

17

Содержание программы

.РазделI. Актерское мастерство

Тема 1. Знакомство: с историей театра, драматургией, как видом искусства.

Теория: История театра. Драматургия, как вид искусства.

Тема 2. Театральная лексика. Жанры художественного творчества.

Теория: Расширение кругозора обучающихся. Знакомство с театральными терминами (н-р, мизансцена, реквизит, аккомпанемент, аллегория, ампир, амфитеатр, атрибут, балаган, бутафория, буффон, гротеск, декаданс, имитация, импровизация, мелодрама, лубок, муляж и др.). Этика поведения.

Практика: Тест «Театральные термины».

Тема 3. Освобождение мышц (подготовка опорно-двигательного аппарата к работе). Сценическое движение.

Теория: Методика выполнения упражнений для подготовки опорно-двигательного аппарата к работе над спектаклем. Важность воспитания мышечной свободы.

Возможности и значение сценического движения в подготовке театральной постановки.

Практика: Упражнения для развития гибкости кистей рук, силы и выносливости предплечий, плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет под забор», «Тележка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: «Кувырок вперед», «Кувырок назад», «Кенгуру», «Кузнечик», «Лягушка», «Каскад». Игровые упражнения для развития внимательности и сосредоточенности. Выполнение упражнений: «Работа с глиной», «Выращивание живого», работа по заданиям.

Тема 4. Театрализованные игры. Импровизация. Этюды на «предлагаемые обстоятельства».

Теория: Что такое театрализованная игра, импровизация? Правила игры.

Методика выполнения этюдов на «предлагаемые обстоятельства».

Практика:Выполнение этюдов на «предлагаемые обстоятельства»: «Жизнь бабочки», задание «Если бы…» и т.д. Театрализованные игры, импровизации.Выполнение упражнений на развитие внимания и воображения: «Поваренная книга», «Сказка», «Я скульптор, а моя рука – глина», «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое озеро».

Раздел II. Пластика

Тема 1. Развитие пластики. Движение и музыка.

Теория: Пластика, как элемент оздоровления. Пластика, как подспорье в постижении актерского мастерства.Понятие –«координация движений и равновесие». Методика выполнения упражнений на развитие пластики. Соответствие сценического движения музыкальному сопровождению.

Практика: Разминка (разогрев всего тела, подготовка к дальнейшим упражнениям). Расслабление (использование упражнений «Пьяный танец» и т.д.). Рождение пластического образа. Комплекс упражнений на развитие координации движений и равновесия: «Неудобная поза», «Парное, или маленькое зеркало», «Тень». Упражнения: «Ритмичный рисунок», «Стоп-кадр», «Тело-звук», «Пластические импровизации».

Тема 2. Овладение сценическим пространством.

Теория: Знакомство спонятием – «сценическое пространство». Уточнение и закрепление мизансцен. Методика выполнения упражнений на освоение пространства

Практика: Выполнение упражнений на освоение пространства: «Заполнение пространства», «Импульс», «Мысль-движение-эмоция».

Раздел III. Развитие голосового аппарата

Тема 1. Постановка дыхания: дыхательная гимнастика, дыхательные упражнения.

Теория: Характеристика голоса; высота, сила, тембр. Дыхательная гимнастика, как способ предупреждения перенапряжения голосового аппарата, лечения органов дыхания и улучшения самочувствия. Методика смешанно-диафрагматического дыхания.Вибрационный массаж.

Практика: Выполнениекомплекса упражнений: «По грибы», «Трубач», «Свеча» и т.д. Вибрационный массаж: массаж открытой ладонью, начиная с ног, по всему телу до плеч. Массаж грудной клетки ребер.

Тема 2. Подготовка артикуляционного аппарата к работе.

Теория: Понятие - «артикуляция». Методика выполнения артикуляционных упражнений.

Практика: Подготовительные упражнения: «Назойливый комар». Упражнения для губ: «Улыбка-хлопок», «Часы», «Шторки». Упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Чаша», «Коктейль», «Львенок и варенье».

Тема 3. Нормы литературного произношения. Работа над дикцией.

Теория: Знакомство с понятиями: «орфоэпия» (совокупность норм литературного произношения), «дикция»(ясность и чистота произношения).

Практика: Тренировка речевого аппарата.Упражнения на исправление произношения звуков и недостатков речи. Проговаривание пословиц, поговорок, скороговорок в игровой форме. Использование междометий. Упражнения: «Собачье дыхание и лай», «Выращивание цветка», «Игра в мяч», «Скакалка». Работа над выразительностью чтения: упражнения, потешки, стихи, фонетическая зарядка.

Раздел IV. Работа над спектаклем

Тема 1. Работа над текстом. Репетиции по сценам, картинам.

Теория: Понятие – «драматический материал». Правила работы над литературным произведением:Необходимые условия для обыгрывания литературного материала: присутствие диалогов, наличие конфликта, острой сюжетной линии, минимальное количество действующих лиц.

Практика: Выбор литературного произведения. Читка материала, его разбор, выявление идеи, разбор по событиям. Определение физического облика героев. Поиск голосовой характеристики героев. Овладение сценическим пространством. Репетиции по сценам, по картинам.  Уточнение и закрепление мизансцен.

Тема 2. Показ спектакля зрителю. Анализ выступления.

Практика:  Установка декораций, проверка готовности всех компонентов. Показ спектакля зрителю. Анализ выступления.

Методическое обеспечение программы:

1. Граник Г. Г., Концевая Л. А. Драматурги, драматургия, театр. –М.: Изд-во Владос – ПРЕСС, 2001.

2. Лыгин С. М. Пьесы для школьного театра. –М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.

3. Янсюкевич  В. И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.                        

4. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов/  Под ред. А.Б. Никитиной. – М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Алянский Ю. А. Азбука театра.- М.: Современник, 1998.

6. Безымянная О. Школьный театр. -М.: Рольф,2001.

7. Граник Г. Г., Концевая Л. А. Драматурги, драматургия, театр. –М.: Изд-во Владос – ПРЕСС, 2001.

8. Лыгин С. М. Пьесы для школьного театра. –М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.

9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. -М.: «Просвещение», 1981.

10. Программы для учреждений дополнительного образования    детей. Вып. 5. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.

11. Русский язык. Полный справочник школьника и абитуриента/ Сост. М.Е. Булаева. – М.:Айрис –пресс, 2003.

12. Янсюкевич  В. И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по основам актёрского мастерства. Сценическое движение. "Цветик - семицветик"

Занятие "Цветик-семицветик" являетмя вводным занятием театральной студии. Дети узнают. что такое театр, когда он появился, знакомятся с разнообразием его форм....

Занятие по основам актёрского мастерства. Сценическое движение.«Ярмарка»

"Занятие "Ярмарка" предназначено для отработки сценического движения. Дети, пытаясь воспроизвести различные образы, учатся изображать различные типажи людей и характеры животных. В ходе игры развивает...

Занятие № 3 по Основам актёрского мастерства. Техника сценической речи. Ролевая игра «В гостях у Портняжки».

Занятие построено в форме ролевой игры. Участники занятия разыгрывают сценку прихода горожанок с заказами к Портняжке....

Занятие № 4 по Основам актёрского мастерство Стиль и этикет - "Золотой век".

В ходе занятия учащиеся знакомятся с бытом, этикетом, нравами дворянского общества первой половины 19 века....

Упражнения для развития актёрского мастерства и чувствования партнера в коллективе.

В данном материале приведены упражнения, развивающие навыки актёрского мастерства и чувствования партнера. так необходимые для плодотворной творческой работы в танцевальном коллективе....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Секреты актёрского мастерства»

Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами театрального искусства. В соответствии с целью, поставленной данной образовательной общеразвивающей программой, выделяется ряд...