ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КУРСА «АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
рабочая программа
Основнаяцель курса –развитие творческих возможностей учащихся, создание атмосферы взаимопонимания и радости коллективного творческого труда.
Основные задачи данной программы:
- выявлять наклонности и способности ребят и нацеливать их на самостоятельное творчество;
-развивать творческуюинициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел;
- развивать у детей навык действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно, раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом;
- обучать звуковой культуре речи, учить детей сочетать словесные действия с физическими;
феру взаимопониманиния- формировать партнерские отношения в группе учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_na_akterstkoe_masterstvo.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МАУДО «Центр детского творчества
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КУРСА
«АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО»
(для 8-9 классов)
Составитель: методист
Шамрина Марина Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Актёрское мастерство» разработана на основе программы «От упражнения к спектаклю» - М.,М. Н. Игнашева,методических пособий: 2003 г., «Азбука театра» - М., Алянский Ю. А., 1998, «Драматурги, драматургия, театр» – М., Граник Г. Г., Концевая Л. А., 2001, «Школьный театр» - М., Безымянная О., 2001.
Театр – многогранен, в нем слились литература, музыка, живопись. Изучая театральное искусство, человек развивает в себе эстетическое восприятие действительности и это неоценимо в развитии личности ребенка.
Один из главных элементов театрального искусства – игра. Поэтому театральное искусство очень близко детям, т.к. для них игра и общение – основная психологическая деятельность. Театр и формы его «действа» известны с античных времен. Человечество использовало театральные навыки в целях повышения образования, развития личности и общества, а также для передачи знаний и опыта.
Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором участвуют и ребята, и учителя (и в качестве актеров, и в качестве зрителей)?Как приобщить ребят к творчеству?
Таким средством является школьный театр, во всяком случае, драматический кружок, деятельность которого должна быть направлена на приобщение детей к театральному искусству.
Практическое знакомство со сценическим действием имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей учащихся, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел и др.
Театральное искусство помогает обучающимся действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Он развивает природные свойства и способность детей увлекаться художественным вымыслом, с помощью воображения ставить себя в положение вымышленных героев, активно включаться в их жизнь.
Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учащихся интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения в сценических условиях является жизнь.
Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как, прежде всего, через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и воздействия. «Говорить - значит действовать» (К.С. Станиславский).
Выдвигая перед учащимися задачу - действовать словом, руководитель приучает их вникать в смысл каждой фразы текста и осознавать его действенный смысл, подтекст.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов. Этюды-импровизации полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Педагогическая направленность занятий в огромной мере зависит от правильного выбора пьесы, от степени ее художественно-воспитательной ценности и доступности данному детскому коллективу.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы, беседы по теме пьесы, оформление спектакля и его показ зрителям.
Занятия театрального коллектива включают, наряду с работой над пьесой, проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок. Полезно давать учащимся творческие задания для самостоятельной работы: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях и т.д.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.
Основнаяцель курса –развитие творческих возможностей учащихся, создание атмосферы взаимопонимания и радости коллективного творческого труда.
Основные задачи данной программы:
- выявлять наклонности и способности ребят и нацеливать их на самостоятельное творчество;
-развивать творческуюинициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел;
- развивать у детей навык действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно, раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом;
- обучать звуковой культуре речи, учить детей сочетать словесные действия с физическими;
- формировать партнерские отношения в группе учащихся.
Курс обучения по данной программе рассчитан на 17 часов
Важную роль в процессе обучения играет выбор организационных форм проведения занятий: традиционное, творческое, комбинированное, повторительно-обобщающее, лекция, беседасамостоятельнаяработа, закрепление ЗУН, концерт, спектакль.
Выбор методов и приемов в работе основан на особенностях содержания учебного материала (сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога.
Основные методы и приемы: словесный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемный, частично поисковый, исследовательский, репродуктивный, практический, продуктивный.
Ожидаемые результаты:
Изучив и освоив программу, учащиеся должны знать:
- историю театра;
- театральную лексику;
- жанры художественного слова;
- нормы литературного произношения;
- последовательность работы с текстом;
- правила работы над развитием голосового аппарата;
- возможности и значение сценического движения в подготовке театральной постановки;
- правила подготовки опорно-двигательного аппарата к работе;
- правила составления этюдов и сценариев;
- правила мизансценирования (овладения сценическим пространством).
Уметь:
- делать дыхательную гимнастику;
- работать над дикцией;
- ставить логическое ударение;
- развивать образное мышление;
- выбирать литературный материал, проводить анализ литературного текста;
- сочетать словесные действия с физическими;
- общаться и взаимодействовать на сцене;
- придумывать этюды, сценарии;
- выполнять задачи по оформлению спектакля;
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Коли-чество часов | Форма теоретических заня-тий | Форма практических занятий | Формы контроля |
I | Актерское мастерство | 7 | |||
1 | Знакомство: с историей театра, драматургией, как видом искусства. | 1 | беседа | входящий. собеседование | |
2 | Театральная лексика. Жанры художественного слова | 1 | лекция | тест | промежуточный. |
3 | .Освобождение мышц (подготовка опорно-двигательного аппарата к работе) Сценическое движение | 3 | практикум | промежуточный | |
4 | Театрализованные игры. Импровизация. Этюды на «предлагаемые обстоятельства» | 2 | творческое | итоговый контроль | |
II | Пластика | 4 | |||
1 | Развитие пластики. Движение и музыка | 3 | тренинг | промежуточный | |
2 | Овладениесценическим пространством | 1 | комбинированное | промежуточный | |
III | Развитие голосового аппарата, речи | 3 | |||
1 | Постановка дыхания: дыхательная гимнастика, дыхательные упражнения. | 1 | практимум | промежуточный | |
2 | Подготовка артикуляционного аппарата к работе (артикуляционная гимнастика, упражнения). | 1 | практимум | промежуточный | |
3 | Нормы литературного произношения. Работа над дикцией. | 1 | практикум | промежуточный | |
IV | Работа над спектаклем | 3 | |||
1 | Работа над текстом. Репетиции по картинам, по сценам | 2 | практимум | промежуточный | |
2 | Показ спектакля зрителю. Анализ выступления. | 1 | практимум | итоговый | |
ИТОГО: | 17 |
Содержание программы
.РазделI. Актерское мастерство
Тема 1. Знакомство: с историей театра, драматургией, как видом искусства.
Теория: История театра. Драматургия, как вид искусства.
Тема 2. Театральная лексика. Жанры художественного творчества.
Теория: Расширение кругозора обучающихся. Знакомство с театральными терминами (н-р, мизансцена, реквизит, аккомпанемент, аллегория, ампир, амфитеатр, атрибут, балаган, бутафория, буффон, гротеск, декаданс, имитация, импровизация, мелодрама, лубок, муляж и др.). Этика поведения.
Практика: Тест «Театральные термины».
Тема 3. Освобождение мышц (подготовка опорно-двигательного аппарата к работе). Сценическое движение.
Теория: Методика выполнения упражнений для подготовки опорно-двигательного аппарата к работе над спектаклем. Важность воспитания мышечной свободы.
Возможности и значение сценического движения в подготовке театральной постановки.
Практика: Упражнения для развития гибкости кистей рук, силы и выносливости предплечий, плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет под забор», «Тележка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Элементы акробатики: «Кувырок вперед», «Кувырок назад», «Кенгуру», «Кузнечик», «Лягушка», «Каскад». Игровые упражнения для развития внимательности и сосредоточенности. Выполнение упражнений: «Работа с глиной», «Выращивание живого», работа по заданиям.
Тема 4. Театрализованные игры. Импровизация. Этюды на «предлагаемые обстоятельства».
Теория: Что такое театрализованная игра, импровизация? Правила игры.
Методика выполнения этюдов на «предлагаемые обстоятельства».
Практика:Выполнение этюдов на «предлагаемые обстоятельства»: «Жизнь бабочки», задание «Если бы…» и т.д. Театрализованные игры, импровизации.Выполнение упражнений на развитие внимания и воображения: «Поваренная книга», «Сказка», «Я скульптор, а моя рука – глина», «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое озеро».
Раздел II. Пластика
Тема 1. Развитие пластики. Движение и музыка.
Теория: Пластика, как элемент оздоровления. Пластика, как подспорье в постижении актерского мастерства.Понятие –«координация движений и равновесие». Методика выполнения упражнений на развитие пластики. Соответствие сценического движения музыкальному сопровождению.
Практика: Разминка (разогрев всего тела, подготовка к дальнейшим упражнениям). Расслабление (использование упражнений «Пьяный танец» и т.д.). Рождение пластического образа. Комплекс упражнений на развитие координации движений и равновесия: «Неудобная поза», «Парное, или маленькое зеркало», «Тень». Упражнения: «Ритмичный рисунок», «Стоп-кадр», «Тело-звук», «Пластические импровизации».
Тема 2. Овладение сценическим пространством.
Теория: Знакомство спонятием – «сценическое пространство». Уточнение и закрепление мизансцен. Методика выполнения упражнений на освоение пространства
Практика: Выполнение упражнений на освоение пространства: «Заполнение пространства», «Импульс», «Мысль-движение-эмоция».
Раздел III. Развитие голосового аппарата
Тема 1. Постановка дыхания: дыхательная гимнастика, дыхательные упражнения.
Теория: Характеристика голоса; высота, сила, тембр. Дыхательная гимнастика, как способ предупреждения перенапряжения голосового аппарата, лечения органов дыхания и улучшения самочувствия. Методика смешанно-диафрагматического дыхания.Вибрационный массаж.
Практика: Выполнениекомплекса упражнений: «По грибы», «Трубач», «Свеча» и т.д. Вибрационный массаж: массаж открытой ладонью, начиная с ног, по всему телу до плеч. Массаж грудной клетки ребер.
Тема 2. Подготовка артикуляционного аппарата к работе.
Теория: Понятие - «артикуляция». Методика выполнения артикуляционных упражнений.
Практика: Подготовительные упражнения: «Назойливый комар». Упражнения для губ: «Улыбка-хлопок», «Часы», «Шторки». Упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Чаша», «Коктейль», «Львенок и варенье».
Тема 3. Нормы литературного произношения. Работа над дикцией.
Теория: Знакомство с понятиями: «орфоэпия» (совокупность норм литературного произношения), «дикция»(ясность и чистота произношения).
Практика: Тренировка речевого аппарата.Упражнения на исправление произношения звуков и недостатков речи. Проговаривание пословиц, поговорок, скороговорок в игровой форме. Использование междометий. Упражнения: «Собачье дыхание и лай», «Выращивание цветка», «Игра в мяч», «Скакалка». Работа над выразительностью чтения: упражнения, потешки, стихи, фонетическая зарядка.
Раздел IV. Работа над спектаклем
Тема 1. Работа над текстом. Репетиции по сценам, картинам.
Теория: Понятие – «драматический материал». Правила работы над литературным произведением:Необходимые условия для обыгрывания литературного материала: присутствие диалогов, наличие конфликта, острой сюжетной линии, минимальное количество действующих лиц.
Практика: Выбор литературного произведения. Читка материала, его разбор, выявление идеи, разбор по событиям. Определение физического облика героев. Поиск голосовой характеристики героев. Овладение сценическим пространством. Репетиции по сценам, по картинам. Уточнение и закрепление мизансцен.
Тема 2. Показ спектакля зрителю. Анализ выступления.
Практика: Установка декораций, проверка готовности всех компонентов. Показ спектакля зрителю. Анализ выступления.
Методическое обеспечение программы:
1. Граник Г. Г., Концевая Л. А. Драматурги, драматургия, театр. –М.: Изд-во Владос – ПРЕСС, 2001.
2. Лыгин С. М. Пьесы для школьного театра. –М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.
3. Янсюкевич В. И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
4. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Алянский Ю. А. Азбука театра.- М.: Современник, 1998.
6. Безымянная О. Школьный театр. -М.: Рольф,2001.
7. Граник Г. Г., Концевая Л. А. Драматурги, драматургия, театр. –М.: Изд-во Владос – ПРЕСС, 2001.
8. Лыгин С. М. Пьесы для школьного театра. –М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.
9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. -М.: «Просвещение», 1981.
10. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 5. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
11. Русский язык. Полный справочник школьника и абитуриента/ Сост. М.Е. Булаева. – М.:Айрис –пресс, 2003.
12. Янсюкевич В. И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по основам актёрского мастерства. Сценическое движение. "Цветик - семицветик"
Занятие "Цветик-семицветик" являетмя вводным занятием театральной студии. Дети узнают. что такое театр, когда он появился, знакомятся с разнообразием его форм....
Занятие по основам актёрского мастерства. Сценическое движение.«Ярмарка»
"Занятие "Ярмарка" предназначено для отработки сценического движения. Дети, пытаясь воспроизвести различные образы, учатся изображать различные типажи людей и характеры животных. В ходе игры развивает...
Занятие № 3 по Основам актёрского мастерства. Техника сценической речи. Ролевая игра «В гостях у Портняжки».
Занятие построено в форме ролевой игры. Участники занятия разыгрывают сценку прихода горожанок с заказами к Портняжке....
Занятие № 4 по Основам актёрского мастерство Стиль и этикет - "Золотой век".
В ходе занятия учащиеся знакомятся с бытом, этикетом, нравами дворянского общества первой половины 19 века....
Программа по курсу внеурочной деятельности "Школа актёрского мастерства"
Программа для обучающихся 5-6 классов...
Упражнения для развития актёрского мастерства и чувствования партнера в коллективе.
В данном материале приведены упражнения, развивающие навыки актёрского мастерства и чувствования партнера. так необходимые для плодотворной творческой работы в танцевальном коллективе....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ СЕТЕВАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Секреты актёрского мастерства»
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами театрального искусства. В соответствии с целью, поставленной данной образовательной общеразвивающей программой, выделяется ряд...