Программа по курсу внеурочной деятельности "Школа актёрского мастерства"
рабочая программа (5, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №20»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Избранные вопросы современной культуры (школа актерского мастерства)»
Составитель: Фуколова
Инесса Константиновна,
Педагог – организатор,
2014год
I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Избранные вопросы современной культуры (школа актерского мастерства)» предназначена для обучающихся 5-6 классов и реализуется по духовно-нравственному направлению в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
В ключевых особенностях и механизмах введения ФГОС отмечено, что мы должны закладывать в стандарты образования модель будущего:
• установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности
• готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям
• высокая социальная активность
• требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность
• способность быстро адаптироваться к новым вызовам
• компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
- Актуальность
Василий Александрович Сухомлинский говорил, что «без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива».
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, творческую инициативу, оптимизировать процесс развития речи, голоса, пластики движений. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе занятий, направлены на развитие творческой инициативы обучающихся. А также программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
1.2. Соответствие содержания программы целям и задачам основной образовательной программе Лицея №20.
В основной образовательной программе основного общего образования Лицея №20 уделяется большое внимание гражданскому воспитанию. В разделе «Планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования Лицея №20» важнейшее место занимают личностные результаты как умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. Основное содержание личностных результатов базируется на формировании гражданской идентичности как необходимого компонента личности человека.
Достижение гражданской идентичности - важная задача развития юношеского возраста, но в связи с отсутствием изменений, которые должны происходить на предыдущих возрастных этапах, решение данной задачи достаточно часто переносится на более поздний возраст. Поэтому о становлении гражданской идентичности необходимо говорить в младшем подростковом возрасте.
Запросы и требования современного общества требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях деятельности.
- Цели и задачи.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Задачи:
Обучающие:
- вовлечение обучающихся в художественно – постановочный процесс;
- участия в репетиционном процессе театральных инсценировок и учебных спектаклей;
- участие в показе театральных инсценировок и учебных спектаклей на зрительскую аудиторию;
Развивающие:
- развитие творческих способностей;
- развитие фантазии и воображения;
-развитие эмоционально-нравственной сферы;
Воспитательные:
- воспитание чувства партнёрского взаимодействия;
-– воспитание ответственности за результат индивидуальной и коллективной работы.
1.4. Особенности реализации программы.
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок, участии в общелицейских традиционных праздниках, организации фестивалей мастерских в рамках ФГОС. В работе «школы актёрского мастерства» предусмотрены занятия моделирующие ситуации, которые способствуют развитию духовно-эмоционально сферы обучающихся. Важная роль отводится проектной деятельности, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка. Большое внимание уделяется развитию памяти, внимания, воображения.
Требования к результатам освоения программы
Компонент | Содержание |
Когнитивный | - Знать и различать виды и жанры театрального искусства; - понимать значение театра в культурной жизни общества; -знать строение театрального, литературного произведений (завязка, развитие действия, конфликт, кульминация, развязка действия); - анализировать стихотворные произведения; - анализировать образы на основе фактов и нравственных понятий - использовать технические средства в создании сценического действия. - умение находить необходимую информацию, пользуясь литературой и средствами интернета - владеть разными видами смыслового чтения |
Ценностно-смысловой и эмоциональный компоненты | - Получение лицеистом опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, Отечество, семья, природа, мир, знания, культура)
|
Деятельностный компонент | - Участие в социально значимых проектах, акциях, мероприятиях лицея и города; - проявление инициативы относительно проведения проектов, акций, мероприятий; - активное участие на занятиях курса. |
1.5. Учебный план
№ | Разделы программы | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Культура и техника речи | 8 |
3 | Сценическое движение | 6 |
4 | Этюды, театральная игра | 18 |
| Всего часов | 34 |
Тематический план
№ модуля | № | Тема | Форма | Кол-во часов | |
Введение | |||||
1. | Беседа о театральном искусстве | 1 | |||
Виды театральных спектаклей (опера, балет, кукольный, пантомимы, музыкальный) | Презентация | 1 | |||
Культура и техника речи | |||||
2. | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | Практическая работа | 1 | ||
Выразительность речи | беседа | 1 | |||
Артикуляционная гимнастика, игровые упражнения, скороговорки | Практическая работа | 1 | |||
Техника речи. Упражнения на посыл звука. | Практическая работа | 2 | |||
Анализ стихотворного произведения. | Практическая работа. | 3 | |||
Сценическое движение | |||||
3. | Тренинги на заданную тему, подготовка к этюдам. Развитие координации. | Практическая работа. | 3 | ||
Пантомимические этюды | Творческая мастерская | 2 | |||
Упражнения на развитие темпоритма | Практическая работа | 1 | |||
Этюды. Театральная игра | |||||
4. | Знакомство со структурой театра, его главными профессиями: режиссёр, актёр, сценарист, художник, гример | Беседа, презентация | 2 | ||
Актёрский тренинг по системе К.С. Станиславского. | этюды | 2 | |||
Что такое мизансцена? | Практическая работа | 2 | |||
Декорации | 1 | ||||
Этюды на заданную тему (басни Крылова) | Проектная деятельность | 3 | |||
Работа над образом | Практическая работа | 2 | |||
Работа над постановкой спектакля, музыкальное оформление | Проектная деятельность | 5 | |||
Анализ курса | 1 | ||||
Итого: | 34 |
Список использованной литературы
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
4. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. Эстетическое воспитание. М., 2002.
5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990
5. К. С. Станиславский «Работа актера над собой» М., 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русской орфографии"
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей с...
Рабочие программы по русскому языку, программы элективных курсов, внеурочной деятельности
Рабочие программы, программы элективных курсов...