Программа по курсу внеурочной деятельности "Школа актёрского мастерства"
рабочая программа (5, 6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №20»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Избранные вопросы современной культуры (школа актерского мастерства)»
Составитель: Фуколова
Инесса Константиновна,
Педагог – организатор,
2014год
I. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Избранные вопросы современной культуры (школа актерского мастерства)» предназначена для обучающихся 5-6 классов и реализуется по духовно-нравственному направлению в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
В ключевых особенностях и механизмах введения ФГОС отмечено, что мы должны закладывать в стандарты образования модель будущего:
• установка на инициативу в приобретении компетенций и формировании высокой компетентности
• готовность и способность к технологическим, организационным, социальным инновациям
• высокая социальная активность
• требовательность к исполнению обязательств, ориентация на сотрудничество и взаимную ответственность
• способность быстро адаптироваться к новым вызовам
• компетентность в осуществлении социальных взаимодействий, способствующих быстрому распространению опыта и созданию эффектов коллективного действия
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
- Актуальность
Василий Александрович Сухомлинский говорил, что «без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива».
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, творческую инициативу, оптимизировать процесс развития речи, голоса, пластики движений. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе занятий, направлены на развитие творческой инициативы обучающихся. А также программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
1.2. Соответствие содержания программы целям и задачам основной образовательной программе Лицея №20.
В основной образовательной программе основного общего образования Лицея №20 уделяется большое внимание гражданскому воспитанию. В разделе «Планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования Лицея №20» важнейшее место занимают личностные результаты как умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. Основное содержание личностных результатов базируется на формировании гражданской идентичности как необходимого компонента личности человека.
Достижение гражданской идентичности - важная задача развития юношеского возраста, но в связи с отсутствием изменений, которые должны происходить на предыдущих возрастных этапах, решение данной задачи достаточно часто переносится на более поздний возраст. Поэтому о становлении гражданской идентичности необходимо говорить в младшем подростковом возрасте.
Запросы и требования современного общества требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях деятельности.
- Цели и задачи.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Задачи:
Обучающие:
- вовлечение обучающихся в художественно – постановочный процесс;
- участия в репетиционном процессе театральных инсценировок и учебных спектаклей;
- участие в показе театральных инсценировок и учебных спектаклей на зрительскую аудиторию;
Развивающие:
- развитие творческих способностей;
- развитие фантазии и воображения;
-развитие эмоционально-нравственной сферы;
Воспитательные:
- воспитание чувства партнёрского взаимодействия;
-– воспитание ответственности за результат индивидуальной и коллективной работы.
1.4. Особенности реализации программы.
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок, участии в общелицейских традиционных праздниках, организации фестивалей мастерских в рамках ФГОС. В работе «школы актёрского мастерства» предусмотрены занятия моделирующие ситуации, которые способствуют развитию духовно-эмоционально сферы обучающихся. Важная роль отводится проектной деятельности, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка. Большое внимание уделяется развитию памяти, внимания, воображения.
Требования к результатам освоения программы
Компонент | Содержание |
Когнитивный | - Знать и различать виды и жанры театрального искусства; - понимать значение театра в культурной жизни общества; -знать строение театрального, литературного произведений (завязка, развитие действия, конфликт, кульминация, развязка действия); - анализировать стихотворные произведения; - анализировать образы на основе фактов и нравственных понятий - использовать технические средства в создании сценического действия. - умение находить необходимую информацию, пользуясь литературой и средствами интернета - владеть разными видами смыслового чтения |
Ценностно-смысловой и эмоциональный компоненты | - Получение лицеистом опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, Отечество, семья, природа, мир, знания, культура)
|
Деятельностный компонент | - Участие в социально значимых проектах, акциях, мероприятиях лицея и города; - проявление инициативы относительно проведения проектов, акций, мероприятий; - активное участие на занятиях курса. |
1.5. Учебный план
№ | Разделы программы | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Культура и техника речи | 8 |
3 | Сценическое движение | 6 |
4 | Этюды, театральная игра | 18 |
| Всего часов | 34 |
Тематический план
№ модуля | № | Тема | Форма | Кол-во часов | |
Введение | |||||
1. | Беседа о театральном искусстве | 1 | |||
Виды театральных спектаклей (опера, балет, кукольный, пантомимы, музыкальный) | Презентация | 1 | |||
Культура и техника речи | |||||
2. | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | Практическая работа | 1 | ||
Выразительность речи | беседа | 1 | |||
Артикуляционная гимнастика, игровые упражнения, скороговорки | Практическая работа | 1 | |||
Техника речи. Упражнения на посыл звука. | Практическая работа | 2 | |||
Анализ стихотворного произведения. | Практическая работа. | 3 | |||
Сценическое движение | |||||
3. | Тренинги на заданную тему, подготовка к этюдам. Развитие координации. | Практическая работа. | 3 | ||
Пантомимические этюды | Творческая мастерская | 2 | |||
Упражнения на развитие темпоритма | Практическая работа | 1 | |||
Этюды. Театральная игра | |||||
4. | Знакомство со структурой театра, его главными профессиями: режиссёр, актёр, сценарист, художник, гример | Беседа, презентация | 2 | ||
Актёрский тренинг по системе К.С. Станиславского. | этюды | 2 | |||
Что такое мизансцена? | Практическая работа | 2 | |||
Декорации | 1 | ||||
Этюды на заданную тему (басни Крылова) | Проектная деятельность | 3 | |||
Работа над образом | Практическая работа | 2 | |||
Работа над постановкой спектакля, музыкальное оформление | Проектная деятельность | 5 | |||
Анализ курса | 1 | ||||
Итого: | 34 |
Список использованной литературы
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
4. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. Эстетическое воспитание. М., 2002.
5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990
5. К. С. Станиславский «Работа актера над собой» М., 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/22/picture-283395-1377152965.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-357759-1386608365.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/13/picture-381204-1389585184.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-433373-1413822886.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/30/picture-287564-1377870032.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/20/picture-802755-1468989224.jpg)
Рабочие программы по русскому языку, программы элективных курсов, внеурочной деятельности
Рабочие программы, программы элективных курсов...