Реализация проекта "Летняя археологическая школа"
статья
В 2018 году опыт работы школы по реализации проекта «Летняя научная археологическая школа» был включён в Банк лучших практик Алтайского края. Предназначение данного проекта – дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letnyaya_arheologicheskaya_shkola_mbou_sosh_no40_im._v.tokareva_shabanova_biysk.docx | 15.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Шабанова О. Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева»
Летняя археологическая школа
В 2018 году опыт работы школы по реализации проекта «Летняя научная археологическая школа» был включён в Банк лучших практик Алтайского края. Предназначение данного проекта – дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
В рамках реализации проекта педагогами школы разработана модель.
По направлению I модуля проекта «От замысла к открытию: найти свой путь в науке. От теории к практике» открыта «Школа молодого учёного». Задача ШМУ – развитие интереса школьников к науке, привлечение учащихся к исследовательской деятельности, к познанию нового, формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве. С целью вовлечения в исследовательскую и проектную деятельность школьников, обеспечения методической поддержкой инновационных процессов организовано взаимодействие с высшей школой и научными институтами города Бийска, Алтайского края и Сибирского округа. Учёными института и педагогами школы проводятся дополнительные занятия, ведётся работа в лабораториях высших учебных заведений, для педагогов школ города проводятся консультации по подготовке работ и документации для участия в конкурсах на региональном, федеральном и международном уровнях. Организованы и проведены обучающие семинары и занятия для учащихся и учителей. Школьники и учителя оформили и представили свои научно-исследовательские работы и проекты на конференциях и конкурсах различного уровня.
На базе школы открыт городской историко-краеведческий клуб «Начало» . На занятиях клуба ведётся изучение Алтайского края и города Бийска во всех аспектах: география, история, искусство, литература, изучаются обычаи, традиции народов, проживающих на территории края. У обучающихся формируется устойчивая мотивация к изучению родного города, своего края, самообразованию. На основе использования разнообразных форм работы: посещение музеев, экскурсионные поездки по городу, Алтайскому краю и Республике Алтай, практикуется участие в образовательном процессе очевидцев тех или иных исторических событий, создание силами школьников и педагогов школьного краеведческого музея. Для младших школьников проведено мероприятие «Жизнь древнего человека, или путешествие в каменный век», на котором в ходе экскурсии с игровыми элементами малышам объяснялись особенности жизни людей в эпоху камня, процесс заселения Алтая и его зависимости от природных условий далекого прошлого. Дети рисовали доисторических животных, строили из природного материала пещеры, отгадывали загадки. Данные мероприятия объединяют ребят, увлеченных романтикой археологических экспедиций, туризма, краеведения.
Через занятия в Клубе по направлению краеведения ведётся работа по II модулю «История Алтая. Бийсковедение». «Теория туристического и археологического практикума: наш Алтай». Ежегодно более 30 учащихся общеобразовательных школ г. Бийска и Бийского округа проходят летнюю полевую практику в составе Алтайского археологического отряда учёных Института археологии и этнографии СО РАН на НИС «Денисова пещера». Школьники и студенты участвуют в археологической экспедиции в составе отряда АлтГУ и Алтайского археологического общества в Хабаровском районе Алтайского края (Новоильинка VI).
Данный образовательный проект предполагает летнюю научную школу по обучению технике ведения археологических раскопок. В ходе практики школьники участвуют не только в полевых работах, но и в камеральной обработке инвентаря (мытье и шифровка артефактов). Полевая археология даёт ученику не иллюзию открытия, а знакомит с действительно уникальными фактами. Именно археологические источники в силу их наглядности, осязаемости и вместе с тем загадочности, вызывают у школьников наибольший интерес. Самостоятельная исследовательская работа учащихся в рамках археологической экспедиции способствует развитию любознательности, творческой познавательной инициативы. Необходимость преодолевать трудности пробуждает инициативу и упорство в достижении поставленной цели. Работа в условиях сплоченного коллектива, построенного на принципах самоуправления с широкой демократией и инициативой, учит творческому подходу к труду, коллективизму, товарищеской взаимопомощи. Помимо этого, программа летней школы предусматривает образовательные экскурсии, участие в археологических исследованиях под руководством профессиональных ученых, лекционные и практические занятия.
Участники проекта прослушали курс лекций ведущих ученых в области археологии и этнографии Института археологии и этнографии СО РАН и АлтГУ, специалистов мараловодческого заповедника Каракол. Для учащихся организована и проведена археологическая и этнографическая разведка (поиск петроглифов в Усть-Канском аймаке Республики Алтай, с. Менндур-Соккон), спелеопоход в пещеру Разбойничья, геопоиск окаменелостей для школьных музеев, поход к Каминной пещере, экскурсия в этнографический парк «Колыбель человечества», пеший поход в долину р.Шинок (водопады), получены материалы для научно-исследовательской деятельности учащихся. Данная работа знакомит ребят с древнейшей историей Алтая, этапами исторического и культурного развития народов, живших на Алтае, помогает усвоению учащимися систематизированных данных о содержании и особенностях исторических процессов, проходивших в регионе, сохранению культурного потенциала и культурного наследия, формирует осознанное развитие познавательной активности, осмысленного интереса к истории края и города.
Проект, построенный на взаимодействии общего образования с высшей школой и научными институтами, создаёт наиболее благоприятные условия для выявления, обучения, воспитания и развития детей и молодежи нашего края в области общего и дополнительного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модуль 2. Механизмы реализации модели "Цифровая школа" в МОУ "Могойтуйская СОШ №2"
Тема 1. Применение ИКТ в учебном процессе.Тема 2. Применение ИКТ в воспитательной деятельности.Тема 3. Применение ИКТ в проектной деятельности....
Модуль 3. Медиаобразовательная среда школы как средство реализации модели "Цифровая школа".
Тема 1. Система электронного обучения (e-learning)Тема...
Здоровьесберегающие технологии и их реализация в начальной школе.
Опытом своей работы по здоровьесбережению делилась на заседании методического объединения учителей начальных классов. В выступлении содердится практический материал по вопросу, формы работы: утр...
Использованию ИКТ на уроках математики, в том числе в рамках реализации ФГОС основной школы
Данный материал был представлени на методическом объединении учителей естественно-математического цикла. В нет раскрывается вопрос о использовании ИКТ на уроках математики, а также затронут вопрос о р...
Педагогические и социальные эффекты реализации проекта «Уютная школа».
Тезисы для выступления на городской научно-практической конференции «Инновационные процессы в муниципальной системе образования города Омска», секция «Социально-педагогические проекты: подготовка дете...
Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)
В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...
Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"
Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"...