Реализация проекта "Летняя археологическая школа"
статья

Шабанова Оксана Николаевна

 В 2018 году опыт работы школы по реализации проекта «Летняя научная археологическая школа» был включён в Банк лучших практик Алтайского края.  Предназначение данного проекта – дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шабанова О. Н.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 им. В. Токарева»

Летняя археологическая школа

 В 2018 году опыт работы школы по реализации проекта «Летняя научная археологическая школа» был включён в Банк лучших практик Алтайского края.  Предназначение данного проекта – дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.

В рамках реализации проекта педагогами школы разработана модель.

По направлению I модуля проекта «От замысла к открытию: найти свой путь в науке. От теории к практике» открыта «Школа молодого учёного». Задача ШМУ – развитие интереса школьников к науке, привлечение учащихся к исследовательской деятельности, к познанию нового, формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве. С целью вовлечения в исследовательскую и проектную  деятельность школьников, обеспечения методической поддержкой инновационных процессов организовано взаимодействие с  высшей школой и научными институтами города Бийска, Алтайского края и Сибирского округа. Учёными института и педагогами школы проводятся дополнительные занятия, ведётся работа в лабораториях высших учебных заведений, для педагогов школ города  проводятся консультации по подготовке работ и документации для участия в конкурсах на региональном, федеральном и международном уровнях. Организованы и проведены обучающие семинары и занятия для учащихся и учителей. Школьники и учителя оформили и представили свои научно-исследовательские работы и проекты на  конференциях и конкурсах различного уровня.

 На базе школы открыт городской историко-краеведческий  клуб «Начало» . На занятиях клуба ведётся изучение Алтайского края и города Бийска во всех аспектах: география, история, искусство, литература, изучаются обычаи, традиции народов, проживающих на территории края. У обучающихся формируется устойчивая мотивация к изучению родного города, своего края, самообразованию. На основе использования разнообразных форм работы: посещение музеев, экскурсионные поездки по городу, Алтайскому краю и Республике Алтай, практикуется участие в образовательном процессе очевидцев тех или иных исторических событий, создание силами школьников и педагогов школьного краеведческого музея. Для младших школьников проведено мероприятие «Жизнь древнего человека, или путешествие в каменный век», на котором в ходе экскурсии с игровыми элементами малышам объяснялись особенности жизни людей в эпоху камня, процесс заселения Алтая и его зависимости от природных условий далекого прошлого. Дети рисовали доисторических животных, строили из природного материала пещеры, отгадывали  загадки. Данные мероприятия объединяют ребят, увлеченных романтикой археологических экспедиций, туризма, краеведения.

Через занятия в Клубе  по направлению краеведения ведётся работа по II модулю «История Алтая. Бийсковедение». «Теория туристического и археологического практикума: наш Алтай». Ежегодно более 30 учащихся общеобразовательных школ г. Бийска и Бийского округа проходят летнюю полевую практику в составе Алтайского археологического отряда учёных Института археологии и этнографии СО РАН на НИС «Денисова пещера».  Школьники и студенты участвуют в археологической экспедиции в составе отряда АлтГУ и Алтайского археологического общества в Хабаровском районе Алтайского края (Новоильинка VI).

 Данный образовательный проект предполагает летнюю научную школу по обучению технике ведения археологических раскопок. В ходе практики школьники участвуют  не только в полевых работах, но и в камеральной обработке инвентаря (мытье и шифровка артефактов). Полевая археология даёт ученику не иллюзию открытия, а знакомит с действительно уникальными фактами. Именно археологические источники в силу их наглядности, осязаемости и вместе с тем загадочности, вызывают у школьников наибольший интерес. Самостоятельная исследовательская работа учащихся в рамках археологической экспедиции способствует развитию любознательности, творческой познавательной инициативы. Необходимость преодолевать трудности пробуждает инициативу и упорство в достижении поставленной цели. Работа в условиях сплоченного коллектива, построенного на принципах самоуправления с широкой демократией и инициативой, учит творческому подходу к труду, коллективизму, товарищеской взаимопомощи. Помимо этого, программа летней школы предусматривает образовательные экскурсии, участие в археологических исследованиях под руководством профессиональных ученых, лекционные и практические занятия.

Участники проекта прослушали курс лекций ведущих ученых в области археологии и этнографии Института археологии и этнографии СО РАН и АлтГУ, специалистов мараловодческого заповедника Каракол. Для учащихся организована и проведена археологическая и этнографическая разведка (поиск петроглифов в  Усть-Канском аймаке Республики Алтай, с. Менндур-Соккон), спелеопоход в пещеру Разбойничья, геопоиск окаменелостей для школьных музеев, поход к Каминной пещере, экскурсия в  этнографический парк «Колыбель человечества», пеший поход в долину р.Шинок (водопады), получены материалы для научно-исследовательской деятельности учащихся. Данная работа знакомит ребят с древнейшей историей Алтая, этапами исторического и культурного развития народов, живших на Алтае, помогает усвоению учащимися систематизированных данных о содержании и особенностях исторических процессов, проходивших в регионе, сохранению культурного потенциала и культурного наследия, формирует осознанное развитие познавательной активности, осмысленного интереса к истории края и города.

Проект, построенный на взаимодействии общего образования с высшей школой и научными институтами, создаёт наиболее благоприятные условия для выявления, обучения, воспитания и развития детей и молодежи нашего края в области общего и дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль 2. Механизмы реализации модели "Цифровая школа" в МОУ "Могойтуйская СОШ №2"

Тема 1. Применение ИКТ в учебном процессе.Тема 2. Применение ИКТ в воспитательной деятельности.Тема 3. Применение ИКТ в проектной деятельности....

Здоровьесберегающие технологии и их реализация в начальной школе.

Опытом своей работы по здоровьесбережению делилась на заседании методического объединения учителей начальных классов. В выступлении содердится практический материал по вопросу, формы работы: утр...

Использованию ИКТ на уроках математики, в том числе в рамках реализации ФГОС основной школы

Данный материал был представлени на методическом объединении учителей естественно-математического цикла. В нет раскрывается вопрос о использовании ИКТ на уроках математики, а также затронут вопрос о р...

Педагогические и социальные эффекты реализации проекта «Уютная школа».

Тезисы для выступления на городской научно-практической конференции «Инновационные процессы в муниципальной системе образования города Омска», секция «Социально-педагогические проекты: подготовка дете...

Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)

В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уро...

Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"

Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"...