Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"
план-конспект урока по русскому языку по теме
Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilagatelnye_polnye_i_kratkie.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Прилагательные полные и краткие
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний
Оснащённость урока:
- Бланки с заданиями для работы в парах
- Слайды по закреплению пройденного материала по теме «Полные и краткие прилагательные»
- Рабочая тетрадь
- Демонстрационный материал
Цель: Создание условий обучающимся на уроке для усвоения новых устойчивых знаний о полных и кратких прилагательных, активизация учебной и мыслительной деятельности по изучению нового материала
Предметный результат:
1. Учащиеся должны знать и понимать:
Грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль.
2. Учащиеся должны уметь:
Отличать полные прилагательные от кратких, определять роль кратких прилагательных в предложении; уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных, правильно произносить наиболее употребительные прилагательные, определять их синтаксическую роль в предложении.
Метапредметный результат:
регулятивные
воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
структурируют знания;
анализируют ,делают выводы;
• определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• умеют работать в парах по предложенному учителем плану;
умеют работать с текстовой информацией: группировать, систематизировать, делать выводы
познавательные
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• составлять алгоритм;
коммуникативные
• слушать и понимать речь других;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хочется необычно начать урок. Послушайте строчки из стихотворения Е. Баратынского:
(Демострируется слайд)
Весна! Весна! Своей лазурию живой
Как воздух чист! Слепит мне очи он!
Как ясен небосклон! Е.А.Баратынский.
Вопросы к классу:
Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?
Ответ учащихся:
- наступила весна.
Слово учителя:
Правда, пока погода не совсем напоминает нам весну, но, тем не менее, солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Скоро листочки на деревьях распустятся. Сегодня вы попробуете себя в роли волшебников. Мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах карточки с деревьями и листочки. За каждый правильный ответ вы можете ими украсить деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными, как моё дерево.
(На слайде демонстрируется анимация – на дереве распускаются листочки).
Запишем число, а место для темы я пока попрошу вас оставить свободным.
I. Актуализация знаний учащихся:
Учитель:
На прошлых уроках мы уже начали изучать имя прилагательное, давайте повторим то, чему уже научились.
Спишите предложение с доски, вставьте пропущенные буквы, сделайте его синтаксический разбор.
Под лучами весен… солнца быстро тает снег.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое)
(Демонстрируется слайд с синтаксическим разбором предложения)
Как проверить правописание окончания имени прилагательного?
II. Объяснение нового материала.
И сегодня мы продолжим изучать эту часть речи.
(Демонстрируется слайд “Сравните прилагательные”).
Посмотрите на таблицу.
Полные | Краткие | |
Чистый воздух Какой? Ясное небо Какое? Удивительная погода Какая? Яркие лучи Какие? | Воздух чистый Какой? Небо ясное Какое? Погода удивительная Какая? Лучи яркие Какие? | Воздух чист Каков? Небо ясно Каково? Погода удивительна Какова? Лучи ярки Каковы? |
Учащиеся изучают таблицу
Сегодня у нас на уроке присутствует ещё один ученик - Вася Ошибкин, у которого к вам накопилось несколько вопросов, давайте поможем ему на них ответить.
1) На что вы обратили внимание, что подметили?
(Это имена прилагательные. У одних окончания состоят из 2 букв и отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? У других окончания состоят из 1 буквы и отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы?. (Полные) .
Как называются прилагательные, у которых окончания короче? (Краткие)
А может быть уже кто-то догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (О кратких прилагательных).
Верно! Но так как мы сопоставляем их с полными, то звучать тема будет «Полные и краткие имена прилагательные».
Записываем тему урока в тетрадь.
2. Каким членом предложения являются полные прилагательные?
(Определениями и сказуемыми)
3. Какими членами предложения являются краткие прилагательные?
(сказуемым, т.к оно стоит после ИС и рассказывает о подлежащем)
4. Как изменяются полные прилагательные? ( по родам, числам, падежам)
5. Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они? ( только по родам и числам; они не склоняются.)
6. Сделаем вывод. Что общего и в чём различие между полными и краткими прилагательными? Воспользуйтесь алгоритмом ответа.
Алгоритм ответа: (на парте)
- Отвечают на вопросы ...
- В предложении являются ...3. Изменяются ...
А теперь сравните ответы с таблицей.
Признаки Полные прилагательные Краткие прилагательные
Отвечают на вопросы | Какой? Какая? Какое? Какие? | Каков? Какова? Каково? Каковы? |
В предложении являются | Определения, сказуемые | Сказуемые |
Изменяются | По родам, числам, падежам | По родам и числам |
(Демонстрируется слайд с выводом)
Учащиеся работают с таблицей, ещё раз проговаривая ответ.
Слово учителя:
Молодцы, ребята, как хорошо и активно вы работаете, посмотрите, как доволен Вася Ошибкин, да и деревья у вас постепенно покрываются листвой
III. Закрепление изученное
Парная работа
1. А теперь посмотрим, как вы усвоили новый материал. Вася пригласил нас поиграть в прятки, а сам расстроился, потому что от него спрятались краткие прилагательные.
Найдите краткие прилагательные и укажите их номера.
(Демонстрируется слайд “Поиграем в прятки”).
В словах нет ни корней, ни приставок, ни суффиксов – одни окончания. Узнайте, где спряталось полное прилагательное, а где – краткое, запишите номера правильных ответов.
1. _ _ _ ая 4. _ _ _ ий 7. _ _ _ ое
2. _ _ _ а 5. _ _ _ ы 8. _ _ _ ее
3. _ _ _ 6. _ _ _ ые 9. _ _ _ о
Учащиеся пишут ответы на карточках и показывают правильные ответы.
Правильный ответ: 2, 3, 5, 9.
Как вы это определили?
- по короткому окончанию.
Учитель:
За каждый правильный ответ положите себе по листочку.
Учащиеся продолжают украшать свои деревья.
2. Запись предложений по диктовку. (по рядам) Индивидуальная работа
Как первый луч весенний ярок! Ещё земли печален вид. Там небеса и воды ясны.
Учащиеся записывают предложения.
А) Подчеркните прилагательные как члены предложения, определите род, число
Учащиеся подчёркивают прилагательные как члены предложения и определяют их род, число
Б) Выпишите краткие прилагательные в ед. числе, рядом напишите эти прилагательные в полной форме. Чем отличаются краткие прилагательные от полных?
Учащиеся выписывают краткие прилагательные, записывают их полную форму и дают ответ.
Заметили ли особенность при образование краткой полной формы?
(у кратких прилагательных м.р. появляется беглая гласная.)
3. “Помогите Васе Ошибкину правильно поставить ударение”.
Выполните упр. 589 устно. Сначала вместе проговорим образцы, потом по одному проговариваете слова, правильно ставя ударение.
На что вы обратили внимание при образовании краткой формы)
(в кратких прилагательных ж. р. ударение всегда падает на последний слог.)
Учащиеся выполняют упр. 590 устно.
Учащиеся, правильно поставившие ударение, добавляют листочки к дереву.
IV. Творческое списывание.
1. Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок:
(Демонстрируется слайд “Творческое списывание”)
О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.
Весна идёт! Весна идёт! Мы _____весны гонцы. Зимние дни миновали, ночи _____ стали.
____ небесная лазурь. Солнышко с неба луч ______ разливает. Воздух ______ и _______. ______ теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё ______ . И всё-таки на душе ____ и ____, потому что «весна _____ повеяла крылом».
Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.
Учащиеся списывают текст и вставляют подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок.
Учащиеся читают вслух свои варианты текста, сверяя с образцом на экране.
Теперь сравните свои тексты с образцом на экране.
О чём сообщили скворцы, вернувшиеся с юга.
Весна идёт! Весна идёт! Мы молодой весны гонцы. Зимние дни миновали, ночи короткие стали. Чиста небесная лазурь. Солнышко с неба луч золотой разливает. Воздух свеж и прозрачен. Влажным теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё прохладно. И всё-таки на душе светло и радостно, потому что «весна душистая повеяла крылом».
Вопросы к учащимся:
1. Какой текст интереснее?
- второй,
2. Что делает его таким?
- прилагательные
3. С какой целью используются прилагательные в предложении?
( чтобы сделать речь более яркой, выразительной, причём краткие имена прилагательные выражают признак сильнее )
4. Подчеркните краткие прилагательные как члены предложения.
Учащиеся подчёркивают краткие прилагательные как сказуемые.
5. Обратите внимание на 1 слайд. Как эти строчки связаны с темой нашего урока?
(в этом стихотворении есть краткие прилагательные). Докажите (вопрос, окончание, в предложении является сказуемым, изменяются только по родам и числам)
V. Подведение итогов
Давайте подведём итоги.
1. Что нового узнали сегодня на уроке?
Ответы учащихся:
Узнали, что прилагательные употребляются в полной и краткой форме. Полные имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?, в предложении являются определением и сказуемым, изменяются по родам, числам и падежам. Краткие прилагательные отвечают на вопросы Каков? Какова? Каково? Каковы?. в предложении являются сказуемыми, изменяются по родам и числам, не изменяются по падежам.
2. Чему научились?
Научились находить краткие прилагательные в предложениях, отличать их от полных, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.
3. Проверим, как распустились ваши деревья.
Они почти такие, как на слайде. Вы хорошо поработали, поэтому получаете хорошие оценки.
Учащиеся украшают деревья листочками Учитель объявляет оценки.
Понравился ли вам урок? Если да, то помогите распуститься листочкам на моём дереве.
На доске прикреплено изображение дерева без листьев.
Д/з (разноуровневое):
1. Базовый уровень - упр.593. Те, кто считает, что нужно ещё закрепить материал
2. Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра “То было раннею весною” (с использованием полных и кратких прилагательных). Тем, кто хорошо усвоил материал и нет никаких сомнений, я предлагаю написать сочинение-миниатюру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”
План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...
Индивидуальный маршрут профессионального развития учителя в рамках реализации ФГОС»
Индивидуальный маршрут профессионального развитияучителя английского языкаМБОУ «Кулле-Киминская СОШимени С.Хакима» Атнинского МР РТХамидуллиной Ирины Васильевны...
Английский язык: открытый урок в рамках городского семинара "Проектная деятельность учащихся на уроках начального и основного общего образования"
Ниже представлены материалы городского семинара "Проектная деятельность учащихся на уроках начального и основного общего образования", который прошел 23 марта 2015 года на базе школа 37.1) програ...
Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"
Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...
Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС
Статья о развитии компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС на примере работы МО учителей русского языка и литературы....
Образовательная программа "Управление качеством образования", Модуль "Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС" (МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)
Рабочая программа модуля "Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС" предназначена для методистов системы дополнительного профессионального педагогического образован...
Открытый урок в рамках регионального семинара "Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Данная методическая разработка будет полезна при изучении В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"...