Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)
рабочая программа по теме

Колодезникова Светлана Афанасьевна

В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уровня управления воспитанием разработан  комплекс методических рекомендаций.  При подборе материала учтено,  большинство рекомендаций по вопросам организации воспитательной деятельности в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный район «Таттинский улус»

Таттинское управление образование

 МОУ Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа №2

 имени Д.А. Петрова

                                                   

                                                       

Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы

(методические рекомендации)

Работа

заместителя директора

по воспитательной  работе

Копыриной Ж.Г.,

педагога – психолога

Колодезниковой С.А.

с. Ытык-Кюель

Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………………….

Программа экологического воспитания «Из тысячи планет Земли прекрасней нет»…………………………………………………………………………………

Гражданско-патриотическое, правовое, нравственное воспитание «Человек. Гражданин. Патриот»…………………………………………………………….

Военно – патриотический клуб «Албан»……………………………………….

Программа профессионального самоопределения учащихся «Труд как добродетель»………………………………………………………………………

Художественно-эстетическое воспитание «Красота спасёт мир»……………..

Программа «В здоровом теле – здоровый дух», программа профилактики вредных привычек…………………………………………………………………

Программа развития школьного самоуправления……………………………….

Программа развития дополнительного образования……………………………

Программа «Семья»

Профилактика правонарушения и безнадзорности «Подросток»…………….

Звукозаписывающая студия как фактор профилактики аддиктивного поведения подростков……………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Литература…………………………………………………………………………

Пояснительная записка

        Осуществление воспитательной деятельности – это нормативная функция общеобразовательного учреждения, определенная Законом Российской Федерации «Об образовании». При этом каждое образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательной деятельности на основе Типового положения об образовательном учреждении.

        В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уровня управления воспитанием разработан  комплекс методических рекомендаций.  При подборе материала учтено,  большинство рекомендаций по вопросам организации воспитательной деятельности в школе.  Именно поэтому,  главной целью стало объединение всех основных действующих программ по организации воспитательной деятельности в школе.

Программа представляет комплекс подпрограмм (в дальнейшем - программы) по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных целей и задач, содержащих средства их реализации.

Структура воспитательной деятельности школы

Направления

Программа

Эколого - биологическое

«Из тысячи планет Земли прекрасней нет»

Гражданско-патриотическое, правовое,

Нравственное

«Человек. Гражданин. Патриот»

Клуб «Албан»

Профориентация

Программа профессионального самоопределения учащихся «Труд как добродетель»

Художественно-эстетическое

«Красота спасёт мир»

Физкультурно - оздоровительное, ЗОЖ

Программа «В здоровом теле – здоровый дух», программа профилактики вредных привычек

Развитие самоуправления

Программа развития школьного самоуправления

Развитие дополнительного образования

Программа развития дополнительного образования

Работа с родителями

«Семья»

Профилактика правонарушения и безнадзорности

«Подросток»

         

Программа экологического воспитания

 «Из тысячи планет Земли прекрасней нет»

 

1. Методическое обеспечение:

1.1. Участие в обучающих семинарах, курсах повышения квалификации учителей;

1.2. Организация подписки на периодические издания по экологии;

1.3. Создание методической копилки ( программы, стенды).

2. Практическая деятельность:

2.1. Работа объединения «Юный эколог»:

2.1.1. Создание и организация деятельности патрулей «Голубой патруль»  «Зеленый патруль»;

2.1.2. Проведение ежегодных акций и операций «Родничок», «Зеленый росточек», «Чистый берег», операция «Ойбон»;

2.1.3. Организация экологических троп, субботников.

2.2. Работа учащихся на пришкольном участке.

2.3. Поддержка движений за экологическую безопасность.

3. Творческая деятельность:

3.1. Летние трудовые лагеря

3.2. Дни природы, экологические недели, месячники;

3.3. Конкурсы, викторины, КВН;

3.4. Конференции, фестивали;

3.5. Праздник осени, праздник урожая, новогодний праздник, день птиц;

3.6. Организация выставок.

6. Организация связи с другими организациями:

6.1. СЮН

7.2. Лесхоз

7.3. Общеобразовательные учреждения улуса, наслега.

Цель: Экологическое воспитание учащихся и родителей. Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

- Формирование у учащихся понимания своего органичного единства с окружающей средой;

- овладение умением общения и взаимодействия с окружающим миром;

- привитие бережливого отношения к природе

Отслеживание результатов деятельности:

Диагностика отношения к природе: учитывается  результат самооценки  учащихся,  оценка родителей, педагогов.

- бережливость к земле;

- бережливость к растениям;

- бережливость к животным;

- сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде;

- помощь природе.

Программа   «Человек. Гражданин. Патриот»

Раздел 1. Общие положения

     Воспитание – целенаправленная организация процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Главным результатом воспитания следует считать Личность, способную строить жизнь, достойную Человека.

   В настоящее время  особенно важно и необходимо воспитывать у молодежи такие качества как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого молодого человека.

   Цель программы: Формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа.

Раздел 2. Содержание деятельности

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Судьба России – моя судьба

  1. Формирование  у учащихся полного представления о культуре народа через познание культурных традиций.
  2. Воспитание готовности к защите своей Родины и служению Отечеству.
  3. Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, уважения к истории своей страны.



- Проведение месячников гражданско-патриотической и спортивной работы.


- Изучение военной и трудовой истории Отечества, родного края, школы.

- Проведение массовых мероприятий патриотической направленности.

Я – гражданин

  1. Формирование у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека.
  2. Расширение представлений о     правовых нормах во всех сферах жизни и приобщение к ним.

- Изучение и соблюдение гражданских прав и свобод всеми участниками образовательного процесса.

Музей школы

  1. Превращение музея в центр гражданско-патриотического воспитания учащихся.

- Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе.

- Участие в республиканских и улусных  акциях, конкурсах, марафонах.

Клуб «Албан»

воспитания чувства патриотизма и гордости за свой народ

- Проведение военизированных сборов.

- участие на улусных соревнованиях «Снежный барс»

Нравственность и

духовность

  1. Формирование представлений о нравственности, общечеловеческих норм гуманистической морали.
  2. Ознакомление с нормами поведения во всех сферах жизни.
  3. Формирование представления о социальном устройстве жизни и образа жизни, достойной человека.
  4. Социализация личности ребенка, т.е. его интеграция с обществом.

- Проведение мероприятий нравственного цикла.






- Приобщение учащихся к общественной жизни.

 

 Ожидаемые результаты:  Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.

Военно – патриотический клуб «Албан».

Цель: формирование условий для разностороннего развития и гражданского становления личности, развитие разнообразных форм духовного и нравственного воспитания, воспитание у молодых людей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга в условиях специализированного клуба. 
Задачи:

  1. проведение военно-прикладной подготовки учащихся; осуществление физической подготовки учащихся.
  2. формирование морально-психологических качеств личности,
  3. формирование  учащихся положительной мотивации к воспитанию у себя патриотических, нравственных качеств личности.

Направления:

Виды деятельности

Подсистема «Теория»

          - Уроки истории Отечества;

          - ОБЖ;

          - Курсы: «Проблемы нравственности», «Военная история», «Основы государства и права», «Основы экономики», «Экология», «Автодело»

           - Соблюдение ЗОЖ, Устава школы.

Подсистема «Методика»

Развивающие технологии;

Игровые методики;

Личностный подход;

Педагогика сотрудничества;

Исследовательские методы;

Проблемное обучение;

Проекты.

Подсистема «Практика»

Общая физическая подготовка учащихся.

Прикладная физическая подготовка.

Начальная военная подготовка.

Военно-полевые сборы.

Участие в смотрах, парадах, конкурсах.

Школьный туризм.

Участие в НПК

Уроки мужества

Уроки вождения автотранспорта

Программы и проекты клуба

  1. Вахта памяти.
  2. Музей «Албан».
  3. Улусная НПК « Петровские чтения»
  4. Военизированная игра «Снежный барс».
  5. «А5а о5отунаан» - школьный чемпионат по стрельбе .
  6. Региональный чемпионат по пулевой стрельбе на призы Д.А.Петрова.
  7. Улусный конкурс песни «Ыллаа-туой уол о5о».
  8. Звездная эстафета по маршруту Ытык-Кюель-Таастаах-Ытык-Кюель. (Родина героя Д.А.Петрова)

Методы работы:

• методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
• методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Формы работы:

- индивидуальные (беседы, выполнение отдельных поручений и др.);
- групповые (временная группа, беседы, дискуссии, встречи с ветеранами войны и труда);
- массовые (традиционные Петровские мероприятия, тематические вечера, праздники, дни воинской славы и др.);
- словесные (собрания, сборы, построения, линейки, встречи, беседы, диспуты, конференции и др.);
- практические (туристические походы, экскурсии, дни воинской славы, мероприятия военно-спортивной направленности: соревнования по военно-прикладным дисциплинам, военно-спортивные игры, военно-полевые сборы, соревнования по начальной военной подготовке, конкурс знатоков
истории вооружения, школа выживания в экстремальных условиях,
- наглядные: музеи, выставки, стенды, витрины и пр.

Отслеживание результатов деятельности:

Диагностика формирования  высоконравственных идеалов, четкой гражданской позиции определяется отношением учащихся  к школе (начальный уровень), общественным нормам и законам. (с 5 – 11 кл.)

Учитывается  результат самооценки  отношений учащихся,  оценка родителей, педагогов.

Для учащихся начального звена «Я и школа»

- выполнения правила для учащихся;

- выполнение правила внутришкольной жизни

- участие в делах класса и школы.

Для учащихся среднего и старшего звена  «Я и общество»

- выполнения правил для учащихся;

- выполнения правил внутреннего распорядка;

- следование правилам и нормам человеческого общежития;

- милосердие как противоположность жесткости;

- участие в жизни класса и школы.  


Программа  «Красота спасёт мир»

Раздел 1.  Общие положения

Программа направлена на развитие гражданского отношения к эстетической стороне жизни нашего общества, народов других стран, к искусству как составной части духовной культуры, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир.

Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

 Цель программы:  Воспитание человека – носителя культуры с творческим отношением к  делу, к работе и жизни.

Ожидаемые результаты:  Развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре своего народа, умение найти свое место в творчестве.

Раздел 2. Основные направления и их реализация

Направления

Задачи

Содержание

Художественно-эстетическое

  1. Формирование художественного вкуса, стремление к красоте во всех проявлениях жизни.
  2. Приобщение к духовным ценностям.

- Посещение театров, музеев, выставок…

- Проведение классных часов эстетического цикла, вечеров, концертов…

Творчество

  1. Выявление и развитие у  учащихся творческих способностей.


  1. Создание условий для творческой самореализации учащихся.

- Совершенствование форм дополнительного образования и его содержания.

- Привлечение учащихся в вокальный кружок «Дьиэрэй, ырыа».

- Приобщение учащихся к творчеству через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, социально-значимую деятельность (проектирование)

Раздел 3. Отслеживание результатов деятельности.

Отношения к эстетической стороне жизни нашего общества, к искусству как составной части духовной культуры,  сохранение и внесение прекрасного в окружающий мир, определяется  у учащихся оцениванием отношения  к прекрасному, оценкой их родителей и педагогов.

Для учащихся начального звена «Прекрасное в моей жизни»:

- Я аккуратен и опрятен;

- я соблюдаю культуру поведения;

- я ценю красоту в своих делах;

- я добр в отношениях с людьми.

Для учащихся среднего и старшего звена «Эстетический вкус»:

- аккуратность, опрятность;

- культурные привычки в жизни;

  - внесение эстетики в жизнедеятельность;

- умение находить прекрасное в жизни;

- посещение культурных центров.

Программа  «В здоровом теле – здоровый дух»

Раздел 1.  Общие положения

   Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим современная школа должна формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей при необходимом уровне охраны и укрепления здоровья.

   На современном этапе развития образования необходима стабилизация и улучшение работы по оздоровлению детей, нужен комплексный системный подход к данной проблеме.

   Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.  

  Ожидаемые результаты:

  1. повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
  2. осознанное отношение детей, их родителей и педагогов к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  3. соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.

Раздел 2. Основные направления программы и их реализация

Санитарно-просветительская работа по формированию

 здорового образа жизни

Задачи: 1.  Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил    личной безопасности.

               2.Обеспечение условий для пропаганды здорового образа жизни  (программно-методическое обеспечение, подготовленность кадров).

Мероприятия

Сроки

Ответственные

   Разработка системы мониторинга здоровья, физической подготовленности, диагностики

Администрация,

учитель физ-ры,

педагог – психолог,

кл. руководители

   Проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

постоянно

Кл.руководители,

Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ

Профилактическая деятельность

Задачи: 1.Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

                 2.Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

                3.Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

   Организация обследования детей с целью раннего распознавания заболеваний

Постоянно

по графику

Медицинские работники

больницы

   Проведение и организация профилактических бесед, рекомендаций для детей и родителей

постоянно

Мед.работники,

администрация

   Система мер по улучшению питания детей:

 - режим питания;

 - эстетика помещений;

 - пропаганда культуры питания в семье.

постоянно

Администрация,

кл.руководители

   Система мер по улучшению санитарии и гигиены:

- генеральные уборки классных комнат, школы;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований.

регулярно

Администрация,

кл.руководители,

   Система мер по предупреждению травматизма:

- оформление уголков по технике безопасности;

- проведение инструктажа с детьми.

постоянно

Администрация,

кл.руководители

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

Задачи: 1.Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

               2.Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

               3.Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы:

- организация подвижных игр;          

- соревнования по отдельным видам спорта;

- спартакиады, дни здоровья, …

постоянно

Администрация,

учителя физ. культуры



   Расширение и развитие секционной спортивной работы

постоянно

Учителя физкультуры

   Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

постоянно

Администрация,

учитель физ. Культуры, классные руководители

Отслеживание результатов деятельности:

Формирования у детей ответственного отношения к здоровому образу жизни можно выявить через оценивание своего отношения к себе, оценкой их родителей, педагогов.

- я самоуправляю собой, своим поведением;  

- умею организовать свое время;

- соблюдаю правила личной гигиены;

- забочусь о здоровье;

- у меня нет вредных привычек.

 

Программа профессионального самоопределения учащихся

 «Труд как добродетель»

Раздел 1.  Общие положения

   В настоящее время в России рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части населения, т.е. к безработице. В этой ситуации забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить профессиональное и социальное самоопределение. Это возможно только в том случае, когда существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Самоопределение – это осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем. Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.

      Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель Е.А.Климова (хочу-могу-надо).

         Цель программы:  Содействие актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.

   Задачи программы:

  1. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
  2. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рынка.

Раздел 2.  Основные направления программы и их реализация

Направления

Основные мероприятия

 с учащимися, родителями, педагогами

Просвещение

Учащиеся:

  1. Проведение классных часов, экскурсий на предприятия (с 1 по 11 класс).
  2. Участие в ярмарке учебных мест (9-11 классы).
  3. Расширение знаний учащихся о профессиях учителями-предметниками (9-11 классы).
  4. Приглашение представителей учебных заведений и специалистов Центра занятости на встречу с учащимися (8-11 классы).

Родители:

      1.  Проведение родительских собраний на тему «Как  помочь своему ребенку выбрать профессию» (9, 11 классы).

Педагоги:

  1. Подготовка рекомендаций по учету профессиональной        направленности учащихся в педагогическом процессе.
  2. Разработка классных часов по профориентации.

Диагностика

Учащиеся:

  1. Проведение опросника профессиональной мотивации.
  2. Выявление интересующих вопросов по теме профориентации.

Психодиагностика

Учащиеся:

  1. Тестирование учащихся 9, 11 класса (специалисты службы занятости, психолог).
  2. Выяснение интересов учащихся средних классов по «Анкете интересов» (психолог).

Педагоги:

Проведение опроса по выявлению интересующих вопросов по профориентации.

Коррекция

  1. Осуществление индивидуальных консультаций.
  2. Организация дискуссий для решения возникающих проблем.

Раздел 3.  Критерии и показатели готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Критерии

Показатели

Методики изучения

Ответственные

Когнитивный

  1. Знания о профессиях.
  2. Знания о профессиональных качествах.
  3. Знания о возможных путях профессионального самоопределения.

Опросник рефлексии своих знаний о профессиях…

Классные

руководители

Мотивационно-

ценностный

  1. Наличие адекватной самооценки.
  2. Мотивы выбора профессии.


  1. Творческое отношение к деятельности.

Опросник субъективного отношения к самому себе.

Анкета «Мотивация своего профессионального выбора».

Психолог


Классные руководители


Психолог

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся должны осознать роль труда в жизни каждого человека и своей собственной.
  2. Иметь представление о мире профессионального труда.
  3. Учащиеся должны уметь самоопределиться, учитывая свои способности, интересы и возможности, на выходе из школы.
  4. Учащиеся должны быть социально-адаптированными к жизни.

Диагностика профессиональных ориентаций школьника:

1. Анкета для старшеклассников.

Фамилия, имя

Пол

Год и дата рождения

Школа

Класс

Состав семьи:

Отец

Мать

Как я учусь:

- отлично (преимущественно получаю «5»);

- хорошо (почти не получаю «2» и «3»);

- удовлетворительно (преимущественно получаю «3»);

- плохо (часто получаю «2»).

Мои любимые предметы:

Нелюбимые учебные предметы:

Любимые занятия на досуге:

Куда я собираюсь пойти учиться после окончания школы?

Какую профессию я решил (а) для себя выбрать и почему?

Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии?

Назовите, пожалуйста, 10 наиболее привлекательных для Вас профессий (расположите их по степени привлекательности):

1.__________                      6. ____________

2. __________                     7. ____________

3. __________                     8. ____________

4. __________                     9. ____________

5. __________                    10. ___________

2. Анкета для родителей:

Фамилия, имя ученика:

Класс:

Профессия или область деятельности, которую Вы рекомендуете своему ребенку?

Почему Вы советуете выбрать именно эту профессию или область деятельности? (нужное подчеркнуть или добавить)

- творческий характер труда;

- возможность дальнейшего профессионального роста;

- всегда можно найти работу;

- соответствует индивидуальным особенностям ребенка;

- традиции семьи;

- относительная легкость труда, короткий рабочий день;

- высокая заработная плата;

- другие причины.

Если вашему ребенку не удастся поступить в рекомендуемое Вами учебное заведение, что Вы ему посоветуете делать?

Какая помощь, по Вашему мнению, необходима учащимся при выборе профессии?

Программа «Семья».

Общие положения:

   Взаимодействие педагогов с родителями учащегося должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Семья выполняет формирующую роль в становлении личности ребенка, которая зависит от ценностных ориентаций ее членов. Педагог должен владеть информацией о том, какие отношения в семье и как они могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции и с учетом этого выбирать направления и формы работы.

Проблемы:

  1. Невысокий уровень нравственно – этических норм поведения детей класса.
  2. Недостаточный уровень знаний родителями аспектов нравственного воспитания детей в семье.
  3. Помочь папам обратить внимание на появляющиеся проблемы своих детей (особенно сыновей).

2. Концептуальные идеи программы.

Цель: Установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой.

В основе программы лежат принципы формирования культурно – нравственной личности:

  1. принцип актуальности призван обеспечить учащихся и родителей класса, школы наиболее важной и своевременной информацией, которая предполагает отражение насущных проблем, связанных с культурными ценностями и социальными нормами;
  2. принцип доступности предусматривает оптимальный для усвоения объем информации;
  3. принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
  4. принцип системности предполагает регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания в виде целостной системы;
  5. принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности, как учащихся, так и родителей в вопросах формирования положительных качеств характера.

Задачи:

Создать условия для повышения уровня нравственно – этических норм поведения детей в классе через воспитательную работу.

Создать условия для повышения уровня знаний родителями педагогических, психологических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье.

Стратегия.

  1. организационная встреча: ознакомить родителей с целями и задачами.
  2. проведение встречи – исследования (анкетирование) для выявления круга интересующих родителей вопросов, связанных с воспитанием детей.
  3. составление плана работы.
  4. постоянно вести диагностику работы через анкетирование, опрос.

3. Предполагаемый результат реализации программы.

- повышение уровня нравственно – этических норм поведения детей школы;

- высокий уровень сплоченности детского коллектива и их родителей;

- возрастание интереса родителей (особенно отцов) к повышению уровня знаний в области нравственного воспитания в семье;

4. Связи, устанавливаемые для реализации программы.

Внутренние: педагог, родители, учащиеся.

Внешние: педагог – психолог школы, медработник, библиотекарь.

Раздел 2. Основные направления программы

Направления

Задачи

Ожидаемые результаты

Взаимоотношения с родителями учащихся

- Установление путей взаимодействия школы и семьи.

- Создание приоритета родительского воспитания.

Просвещение родителей и организация консультативной помощи в воспитании детей

- Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей.

- Просвещение по проблемам физического, психического здоровья детей, общения, познавательной сферы жизни ребенка.

- Взаимопонимание общих проблем и совместное их решение.

Организация полезного досуга

- Включать семью и общественность в воспитательный процесс.

- Пропаганда здорового образа жизни.

- Активное участие родителей в жизни школы.

-Укрепление взаимоотношений детей и взрослых.

Анкета «Общественная оценка и поддержка школы родителями»

1. Какие качества личности должна воспитывать школа? (отметьте одно – три качества)

- самостоятельность

- интеллектуальное совершенствование

- коммуникативность

- доброта

- трудолюбие

- честность

- целеустремленность

- ответственность

- ответственность

- уважение

- доверие

- дисциплинированность

- гуманность

- милосердие

- любознательность

- объективность

- что – то еще

2. К чему должна подготовить школа Вашего ребенка?

К чему готовить школа

В первую

очередь

Во вторую

очередь

В третью

очередь

1. К продолжению образования

2. К трудовой жизни

3. К самостоятельной деловой жизни

4. К семейной жизни

5. К профессиональной карьере

6. К общественно – политической деятельности

7. К жизни по общепринятым нормам морали и нравственности

8. К бережному отношению к своему здоровью

9. К сотрудничеству с другими людьми

3. Какое жизненное правило, на Ваш взгляд, должен усвоить ребенок, входя во взрослую жизнь? (отметьте одно – три правила)

- быть самостоятельным

- быть всегда порядочным

- уметь брать ответственность на себя

- быть уверенным в себе

- образование можно купить

- быть внимательным к людям

- за все надо платить

- трудности впереди

- были бы связи, остальное купишь

- выход всегда есть

- честность  - вершина добродетели

- ничего не дается даром.

4. В какой степени школа решает следующие проблемы:

проблемы

Хорошо решает

Решает частично

Не решает

1. Обеспечивает высокое качество знаний

2. Предлагает различные программы дополнительного образования

3. Четко организует жизнь детей в школе

4. Бережно относится к ребенку

5. Учитывает запросы и интересы детей

6. Уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности детей

7. Способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между учащимися

8. Участвует в общественной жизни

5. Как складываются Ваши отношения с педагогическим коллективом школы?

Педагогический коллектив

Доброжелательно

Нейтрально

Не решает

Классный руководитель

Учителя – предметники

Администрация школы

6. Кем вы ощущаете себя в школе? (выберите один вариант или допишите свой)

- партнером

- зависимым человеком

- влиятельным человеком

- кем – то еще

7. Скажите, что вы вкладываете в понятие «хорошая школа»?

Программа развития школьного самоуправления

Раздел 1. Общие положения

   На формирование личности ребенка оказывает большое влияние меняющаяся социальная и политическая среда. Воспитательная система школы должна учитывать главное – личность, способную принимать решения, прежде всего перед собой. В связи с этим самоуправление в школе должно быть, прежде всего,  управлением самим собой. Программа по самоуправлению должна создавать  условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Добиться проявления каждого ребенка в деятельности школы можно, разбив детей на группы по их способностям, желаниям и возможностям. Под руководством педагогов дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности – человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, земля. Развитие самоуправления в школе – основа ее демократизации.

   Цель программы: Создать условия для развития индивидуальных творческих способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью.

Задачи:

  1. Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
  2. Организация всех видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.
  3. Развитие и укрепление органов ученического самоуправления, привлечение учащихся к активному участию в жизнедеятельности школьного коллектива.

Ожидаемые результаты: Учащиеся  должны научиться жить в коллективе, стать активнее, сплоченнее, дружнее, проявлять инициативу, должны испытывать чувство ответственности за порученное дело.

Раздел 2. Положение о действии программы ученического самоуправления

  1. Главным законодательным и высшим органом ученического самоуправления в школе является общее собрание учащихся, которое проводится не реже одного раза в течение учебного года.
  2. Исполнительным органом ученического самоуправления является совет старшеклассников (парламент школы), призванный активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
  3. Заседания совета старшеклассников (парламента школы) проводятся не реже одного раза в месяц.
  4. Президент ученического коллектива избирается тайным голосованием учащихся 8-10 классов и является председателем совета старшеклассников.
  5. Связь совета старшеклассников с классными коллективами осуществляется через старост и других представителей, избираемых классными собраниями.
  6. В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной деятельности школы совет старшеклассников руководит работой управлений: управления образования, культуры, экологии, прессы, здоровья и спорта, правопорядка
  7. Органы ученического самоуправления в  школе представляют собой одну из форм детского саморазвития и созданы при отдельных условиях:
  1. Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психо-социальные потребности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоопределении, самопроявлении и т.д.
  2. Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.
  3. Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

     Цель организации школьного самоуправления: взаимодействие ученического и педагогического коллективов школы – передача опыта ответственности от старших к младшим, организация воспитателем опыта самореализации воспитанника, включающая в себя силу воли человека, целеустремленность, прогнозирование своего поведения в жизни, способность саморегуляции, самовоспитания, самосовершенствования.

     Инструментом самореализации и самовоспитания является деятельность школьных органов самоуправления, для создания которых выполнено следующее:

  1. Найдены сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
  2. Попытка сделать их эмоционально насыщенными и интересными.
  3. Обеспечена педагогическая поддержка и помощь.

          Области школьной жизни, которые предполагается поручить детскому коллективу  школы:

  1. Проведение интеллектуального марафона.
  2. Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, спартакиады, КТД и т.п.
  3. Заседания клубов, пресс-конференции, встречи с интересными людьми.
  4. Шефская работа с ветеранами ВОВ и ветеранами педагогического труда школы.
  5. Реальное участие в организации дней самоуправления, ученических конференций.

     При организации деятельности органов школьного самоуправления мы руководствуемся следующими принципами:

  1. принцип равноправия;
  2. принцип выборности;
  3. принцип обновляемости и преемственности;
  4. принцип открытости и гласности;
  5. принцип законности;
  6. принцип целесообразности;
  7. принцип гуманности;
  8. принцип свободы и самодеятельности;
  9. принцип ответственности.

Раздел 3. Структура самоуправления

 Структура самоуправления в МОУ «Ытык – Кюельская СОШ № 2 имени Д.А.Петрова» двухуровневая.

Второй уровень

Школьное ученическое самоуправление

Ученическое собрание (конференция)

Совет старшеклассников

Управления

Первый уровень

Ученическое самоуправление в классных коллективах

Классное собрание

Совет класса

Рабочие органы самоуправления

Первый уровень

Ученическое самоуправление в классах

Классное ученическое самоуправление

Второй уровень

Школьное ученическое самоуправление

Общее собрание учащихся

(конференция)

Раздел 4.      Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

  1. Устав школы.
  2. Правила для учащихся.

     В основу этих документов положены нравственные ценности, определённые самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.

Раздел 5. Основные критерии эффективной деятельности ученического самоуправления

  1. Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею.
  2. Умение учащихся организовать деятельность коллектива.
  3. Осознание ответственности за достижение совместных целей.
  4. Умение анализировать и определять программу действий на перспективу.

Раздел 6. Основные функции управления.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.

         анализ                                     планирование                          организация

основные функции управления

          контроль                           регулирование                           коррекция

Отслеживание результатов деятельности:

Анкета учащегося

1. Что тебе нравится в нашей школе?

2. Что бы ты хотел(а) изменить в школе?

3. Что такое ученическое самоуправление?

4. Нужно ли в школе ученическое самоуправление?

5. Есть ли в вашем классе самоуправление?

6. В чем оно проявляется?

7. Какие общественные поручения ты выполнял(а) в этом учебном году?

8. Удовлетворен(а) ли ты этой работой?

9. Что тебе дает участие в школьном самоуправлении?

 

Программа дополнительного образования

Ы-КСОШ №2 имени Д.А.Петрова.

(2010- 2011 уч/год).

Раздел 1. Общие положения

Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». В программе приведена информация о состоянии системы дополнительного образования в МОУ «Ытык – Кюельская СОШ № 2 имени Д.А.Петрова», предлагается комплекс мероприятий по ее развитию. В рамках данной программы разработаны и реализуются подпрограммы:

  1. Эколого - туристическое
  1. Физкультурно - оздоровительное
  1. Художественно - эстетическое
  1. Краеведчесое
  2. Военно – патриотическое
  3. Прикладное

Дополнительное образование – одна из возможностей гармоничного включения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор творческой работы.

Дополнительное образование – самостоятельный и самоценный вид образования, способный компенсировать и дополнять то, что школа объективно не может предоставить каждому ребенку.

Дополнительное образование представлено разнопрофильными кружками и спортивными секциями, факультативами.

Раздел 2. Цели и задачи программы

Цель: создания условий для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования.

    Задачи:

– изменение содержания дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся;

– повышение уровня профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;

– реализация широких возможностей дополнительного образования в решении задачи социализации;

– формирование педагогического коллектива, способного воспитывать детей через их интересы по принципу творческого союза;

– совершенствование структурных подразделений дополнительного образования, программ деятельности кружков, клубов;

 Идея приоритетных ориентиров.

В качестве приоритетных ориентиров совершенствования системы дополнительного образования выступают приоритеты:

– развития;

– нравственности;

– творчества;

– культуры;

– открытости;

– свободного выбора и ответственности;

– социализации.

Ориентация на приоритет развития подразумевает создание необходимых условий для развития личности воспитанника; педагога, а также педагогической системы; образовательных комплексов и учреждений дополнительного образования в целом. Основной смысл педагогического процесса – развитие личности воспитанника.

Ориентация на приоритет нравственности. Реализация этого приоритета предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие ее нравственно-творческого отношения к действительности является доминантой реализуемых программ, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.

Ориентация на приоритет творчества означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этого приоритета создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству.

Ориентация на приоритет культуры означает формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его, в сфере познавательной и трудовой деятельности, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.

Ориентация на приоритет открытости – это внутреннее раскрепощение дополнительного образования, субъектов образовательного процесса.

Ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности представляет воспитаннику и педагогу возможность выбора образовательного маршрута (программы) содержания, методики, опыта, темпов, сложности и т. д. для удовлетворения своих интересов, потребностей, развития способностей, творческой самореализации.

Ориентация на приоритет социализации предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.

 Идея личностной направленности.

В центре образовательных процессов в системе дополнительного образования стоят не программы, а сам ребенок – высшая цель и смысл педагогической заботы. Именно его интересы и индивидуальные склонности, своеобразие  характера, личное достоинство, становление творческой индивидуальности  подлежат  внимательному  изучению, учету и развитию.

 Идея сотрудничества.

Реализация этой идеи предполагает совместную развивающую деятельность на уровнях:

– «воспитанник – воспитанник» – совместное творчество;

– «педагог – воспитанник» – совместная развивающая деятельность, скрепленная взаимопониманием;

– «педагог – педагог» – совместный педагогический поиск, обмен опытом, сотрудничество.

ПРОФИЛАКТИКА

БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ПОДРОСТОК».

Введение.

        В последние годы социальный фонд воспитании детей в современном обществе продолжает оставаться неблагоприятным.

        Особую тревогу вызывает рост количества детей, употребляющих алкоголь, наркотики, психотропные сильнодействующие вещества, растет количество курящих детей.

        Изменения политической и социально – экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать бродяжничество.

Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы роста правонарушений в других возрастных группах.

Многолетняя борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дала положительных результатов и еще более обострила обстановку. Поэтому необходимо принципиально менять подходы к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.

Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, социальных работников, психологов, школьных инспекторов по правам ребенка, родителей, работников правоохранительных органов.

Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике преступлений и правонарушений, при организации профилактической работы, как правило, недооценивается роль дополнительного образования. Деятельность дополнительного образования увеличивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений  и правонарушений.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с трудными подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с образовательными учреждениями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальной подход, изучать его интересы поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

Цель: создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних и проведение первичной профилактики употребления ПАВ.

Задачи:

1. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.

2. сдерживание вовлечения подростков в употребление ПАВ (психоактивных веществ) за счет пропаганды здорового образа жизни.

3. Изменение ценностного отношения подростков к психоактивным веществам формирование личной ответственности за свое поведение.

4. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».

5. Увеличение степени самостоятельности детей и подростков их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.

6. Организация и развитие различных форм внешкольной подростковой инициативы по оказанию помощи ветеранам, престарелым семьям.

7. Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности.

8. Работа с родителями  по обучению методам семейного воспитания.

9. Воспитание гражданских качеств и толерантности у подростков через организацию социально значимой деятельности.

Концептуальные основы программы.

- Педагогизация окружающей среды – интеграция и координацмия усилий всех субъектов  воспитания – семьи, школы, административно – правовых структур и общественности.

- Включение в воспитательно - корекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведение); действенно – практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной  (общение с окружающими)

-  Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.

- Принцип личностной направленности-учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества.

- Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

- Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей подростков.

- Принцип единства образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков аддиктивного поведения.

- Единства образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков аддиктивного поведения.

Ожидаемы результаты, их социальная эффективность.

- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

- Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

- Обучен6ие навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

- Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей  во внеурочной работе.

Алгоритм реализации программы.

Первый этап – организационный (сентябрь - октябрь) – анализ состояния правопорядка в микрорайоне, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учетом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» подростков.

Второй этап – деятельностный (ноябрь - май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией

Третий этап – итоговой (июнь) – анализ и подведение итогов работы наркопоста школы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Кадровое обеспечение программы:

- психологи ППМС центра

- школьный  психолог

- заместитель директора школы (по ВР)

- классные руководители

- педагоги дополнительного образования

- специалисты, работающие в области профилактики злоупотребления подростками психоактивными веществами (ПАВ);

Основные направления программы.

1 направление. Профилактика употребления наркотических средств (Наркопост).

Цель:

комплексная профилактическая работа для выработки у учащихся навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Проведение мероприятий по первичной профилактике ПАВ.
  2. Индивидуальная работа по устранению аддиктивного поведения.
  3. Работа с родителями.
  4. Первичное выявление лиц «группы риска».
  5. Организация информационно-просветительской работы среди учащихся и родителей.

Сроки

Мероприятия

Ответственный

1 четверть

1. Проведение диагностики по проблемам курения, злоупотребления спиртными напитками, наркотиками.

2. Планирование работы классных руководителей с учащимися школы.

3. Проведение КТД «Суд над сигаретой» - день борьбы с табакокурением (лекции специалистов, библиотечные уроки, конкурс плакатов, классные часы, игра «Масса разных забав»).

4. Участие во Всероссийском дне бега «Кросс наций».


5. Проведение родительской конференции:

 -педзапущенность подростка и ее причины;

-роль семьи в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей;

-ответственность родителей за воспитание детей (основные документы).

-этика и эстетика семейного быта


6. Участие в проведении улусной комплексной профилактической недели «Подросток».

7. Профилактика суицида

ЗД по ВР, психолог.




ЗД по ВР, классные руководители.


ЗД по ВР, классные руководители, медик щколы (специалисты ЦУБ), ОДД.




ОДД, парламент школы, учителя физкультуры.


ЗД по ВР, психолог.












Совместно с КДН



Психолог.

2 четверть

1. Совещание классных руководителей по проблемам вредных привычек учащихся.

2. КТД, посвященное всемирному дню борьбы со СПИД – ом:

- участие в наслежных мероприятиях.

- просмотр фильмов.

- Ролевая игра «Здоровье нации».


3. Цикл семинарских занятий «Как избежать насилия».

4. Родительский всеобуч «Кризис подросткового периода»

ЗД по ВР



ОДД, ОБЖ, парламент школы, медик школы.




ЗД по ВР, психолог, ОДД.

ЗД по ВР, психолог, ППМСЦ.

ЗД по ВР, психолог.

3 четверть

1. Родительский всеобуч «Воспитание на основе здравого смысла».

2. КТД, посвященное ко дню защитника Отечества:

-смотр строя и песни;

-игры боотуров.

-уроки мужества.

3. Конкурс патриотической песни «Ыллаа – туой, уол о5о».



4. Лекция для старшеклассников «Преступления среди подростков» с представителями  ПДН.

5. Лекция инспектора ГАИ «Правила дорожного движения».

6. Лекция «Половое воспитание» (9 – 11 кл.)

Психолог.



ОДД, классные руководители, учителя физкультуры



Руководитель допобразования, классные руководители.


ЗД по ВР, ОДД, инспектор ПДН.



Лекция инспектора ГАИ, классные руководители, ОДД

Специалисты ЦУБ, медик школы, классные руководители.

4 четверть

1. Участие в проведении улусной комплексной профилактической недели «Подросток».

2. Участие в улусных военизированных соревнованиях «Снежный барс».

3. Неделя трезвости:

 - классные часы «Трезвость – норма жизни»;

- выпуск плакатов;

-ток – шоу «Защити жизнь»;

–оформление уголка в магазинах села «Трезвость – норма жизни».

4. Профилактика суицида.

Совместно с КДН.



Учителя физкультуры, ОБЖ.


ППМСЦ, ЗД по ВР, ОДД.







Психолог.

2 направление. Профилактика правонарушений подростков.

Работа классных руководителе.:

  1. Рукововдство воспитательной – профилактической работой.
  2. Планирование работой с педагогически запущенными детьми.
  3. Определение «трудных» подростков в кружки, секции школы и наслега.
  4. Работа классных руководителей по успеваемости и посещаемости учебных занятий учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, учете в ПДН, КДН.
  5. Организация профильного и предпрофильного обучения «трудных» учащихся.
  6. Работа с родительским комитетом.
  7. Индивидуальные беседы с родителями.
  8. Посещение «трудных» учащихся на дому.

Работа с учащимися группы социального риска:

  1. Завести  тетрадь-карточку на трудновоспитуемого подростка. Вести дневник психолого-педагогических наблюдений.
  2. Ежедневно  следить за посещаемостью занятий «трудными»

     подростками.

  1. Совместно с учителями- предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.
  2. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  3. Строго следить за выставлением оценок  в дневник.
  4. Ежедневно встречаться с подростками.
  5. Каждую четверть заслушивать «трудных» подростков и их родителей на заседаниях классных  родительских комитетов. При необходимости  приглашать на Совет по профилактике правонарушений.
  6. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
  7. Вовлекать на трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.
  8. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является  личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.
  9. Посещать «трудного» ребенка учащегося на дому.
  10. Совместно с родителями преодолевать  трудности в воспитании ребенка.
  11. Организовывать интересную жизнь коллектива, в которой учиться «трудный» подросток.
  12. Предупредить возможность неправильных действий детей.
  13. Обучать детей методам самовоспитания.
  14. Индивидуальное шефство.
  15. Вовлекать подростка в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы.
  16. Поддерживать тесную связь с органами правопорядка.

Работа психолога школы:

Основные направления работы психолога.

1. Работа с подростками.

Программы:

- образовательные, ориентированные на формирование ценностей здорового образа жизни.

 Формы и методы работы:

- групповая работа

- личностный тренинг

- дискуссии

- беседы

- лекции

- просмотр и обсуждение видеофильмов

- индивидуальные консультации

2. Работа с родителями.

Цель: обеспечить психолого – просветительскую работу с родителями, способствовать улучшению микроклимата в семье.

Просветительская работа на темы:

1. Психологические особенности подросткового периода.

2. Способы конструктивного взаимодействия с подростком.

3. Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье.

4. Как преодолеть трудности в воспитании подростка.

5. Что надо знать родителям о вреде наркотических веществ и последствиях их употребления.

Психокоррекционная работа – семейное консультирование.

Психпрофилактическая работа – приглашение специалистов (врачей – наркологов, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних) на встречи с родителями.

3. Работа с педагогами.

Цели и задачи:

- расширить знания о проблеме зависимости от ПАВ в подростковой среде;

- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.

Темы лекций:

  1. Проблема зависимости от наркотиков.
  2. Особенности подросткового возраста.
  3. Семья как единый организм.
  4. Роль неправильного семейного воспитания в возникновении аддиктивного поведения у подростков.
  5. Круглый стол.

Деятельность заместителя директора по ВР:

  1. Разработка и внедрение школьных программ воспитательно – профилактической деятельности.
  2. Планирование работы с коллективом учащихся:

-организация работы по профилактике правонарушений;

-правовое просвещение учащихся;

-работа с учащимися «группы риска»;

-организация КТД, классных часов, конференций.

  1. Планирование работы с коллективом педагогов.
  2. Методическая работа:

-педсоветы;

-заседание МО классных руководителей;

-совещание при ЗД по ВР;

-семинары, лектории.

  1. Индивидуальные беседы, консультации с учащимися, с классными руководителями.
  2. Работа с родителями:

-профилактика и корректирование негативной воспитательной среды в семье;

-помощь в преодолении негативных явлений;

-проведение родительских конференций.

  1. Работа в социуме:

-изучение особенности микрорайона, его негативных проявлений и воспитательного потенциала;

-взаимодействие с общественностью по профилактике и изменению негативных тенденций социума.

Отслеживание результатов:

По отчету работы наркопоста (7 приложений), по форме №8, по форме №6.

Заключение:

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что результатом воспитания является личность воспитанника. Правда, всегда при этом возникает вопрос: а что именно имеется в виду?

Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой стороны, определение результатов воспитания и процесс их диагностирования должны отражать уважительное отношение к личности воспитанника.

По нашему мнению, названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата гуманистического воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка.

Что же такое этот личностный рост? Личность - это человек, свободно и ответственно определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе. Как нам представляется, личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность..

Иными словами, развитие каких именно ценностных отношений будет свидетельствовать о личностном росте ребенка?

Здесь мы опирались на мнение В.А.Караковского, считающего, что в современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Земля,  Знания, Труд, Культура. целей и результатов этой деятельности требуют введения данный ряд привлек нас тем, что здесь выделены именно объекты ценностного отношения, которые можно «схватить», объективировать в действительности, в отличие, скажем, от таких феноменов, как Добро, Истина, Красота, которые к тому же многими людьми понимаются по-разному.

Поскольку речь идет о гуманистических ценностях, следует обратить большее внимание на основополагающую ценность гуманизма - ценность Человека. Она может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте.

Поэтому, в данном комплексе методических рекомендаций по воспитательной работе школы,  мы включили основные направления  развития ценностей, такие как эколого-биологическое, гражданско-патриотическое, профориентация (отношение к труду), художественно – эстетическое, физкультурно-оздоровительное, развитие самоуправления, развитие дополнительного образования,  где рассматривается творческое развитие личности учащегося,  работа с родителями, а также    немаловажную роль в воспитании личности берет профилактическая работа по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних и проведение первичной профилактики употребления ПАВ.  По всем этим направлениям  разработаны психолого – педагогическое  отслеживание результатов деятельности воспитательной работы школы.

Данная методическая рекомендация может помочь, заместителям директора по воспитательной работе,  классным руководителям, педагогам, психологам, организаторам детского движения  для повышения уровня управления воспитанием в школе.

Литература:

Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). - М., 1999.

Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. - Псков, 1997.

Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. - М., 1997.

Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. - Москва-Тула, 2002.

Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель. -Тула, 1999.

Детское движение - Словарь-справочник (ред.-сост. Т.В.Трухачева). - Москва-Минск, 1998.

Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.

Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993.

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.

Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1986.

Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы /Под ред. А.М.Моисеева. - М., 2001.

Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: в 2 тт. - М., 2000.

Современные ориентиры деятельности классного руководителя / Под ред. М.В.Шакуровой и В.В.Лактионова. - Воронеж, 1997.

Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. - М., 1999.

 

                                                                                                       

Совет класса

Информационный сектор

Трудовой сектор

Сектор правопорядка

Культурный сектор

Спортивный сектор

Учебный сектор

Совет менеджеров

Управление правопорядка «Конул эйгэ»

Управление здоровья и спорта «Эрчим»

Управление прессы «Аартык»

Управление экологии «Ньургуьун»

Управление культуры «Ай - тал»

управление образования «Билии»

Педагоги-консультанты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС в средней общеобразовательной школе

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения определяют современное представление о том, каким должно быть содержание и результат общего образования. Меняются не тольк...

Создание образовательного пространства для эффективного самоопределения обучающихся ГБОУ школы №467 Колпинского района СПб на примере интеграции службы психолого-педагогического сопровождения, ОДОД и внеурочной деятельности.

В данном материале дается описание практико-ориентированной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в интеграции с отделением дополнительного образова...

Создание электронного банка данных психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе: Инструкция по созданию и методические рекомендации

Представленная в брошюре инструкция и методические материалы по созданию в школе электронного варианта психолого-педагогической характеристики учащихся, позволит создать в школе единую электронную баз...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы

laquo;Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером  педагог...  И каждый из педагог...

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися с ОВЗ

Профессиональная деятельность педагога коррекционной школы является достаточно сложной, поскольку в процессе работы педагог взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем зачастую о...

Особенности психолого-педагогических мониторинговых исследований образовательно- воспитательной деятельности на примере работы творческого объединения «Инфогалактика» в ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи»

Краткая аннотация: В статье представлен обобщенный опыт работы специалистов   ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи» по реализации  дополнительных образ...