Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы (методические рекомендации)
рабочая программа по теме
В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уровня управления воспитанием разработан комплекс методических рекомендаций. При подборе материала учтено, большинство рекомендаций по вопросам организации воспитательной деятельности в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическое руководство по воспитательной работе | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный район «Таттинский улус»
Таттинское управление образование
МОУ Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа №2
имени Д.А. Петрова
Психолого – педагогическое сопровождение для реализации воспитательной деятельности школы
(методические рекомендации)
Работа
заместителя директора
по воспитательной работе
Копыриной Ж.Г.,
педагога – психолога
Колодезниковой С.А.
с. Ытык-Кюель
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………….
Программа экологического воспитания «Из тысячи планет Земли прекрасней нет»…………………………………………………………………………………
Гражданско-патриотическое, правовое, нравственное воспитание «Человек. Гражданин. Патриот»…………………………………………………………….
Военно – патриотический клуб «Албан»……………………………………….
Программа профессионального самоопределения учащихся «Труд как добродетель»………………………………………………………………………
Художественно-эстетическое воспитание «Красота спасёт мир»……………..
Программа «В здоровом теле – здоровый дух», программа профилактики вредных привычек…………………………………………………………………
Программа развития школьного самоуправления……………………………….
Программа развития дополнительного образования……………………………
Программа «Семья»
Профилактика правонарушения и безнадзорности «Подросток»…………….
Звукозаписывающая студия как фактор профилактики аддиктивного поведения подростков……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………………………
Пояснительная записка
Осуществление воспитательной деятельности – это нормативная функция общеобразовательного учреждения, определенная Законом Российской Федерации «Об образовании». При этом каждое образовательное учреждение имеет право самостоятельно определять цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательной деятельности на основе Типового положения об образовательном учреждении.
В целях оказания помощи классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам – психологам, педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, для повышения уровня управления воспитанием разработан комплекс методических рекомендаций. При подборе материала учтено, большинство рекомендаций по вопросам организации воспитательной деятельности в школе. Именно поэтому, главной целью стало объединение всех основных действующих программ по организации воспитательной деятельности в школе.
Программа представляет комплекс подпрограмм (в дальнейшем - программы) по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных целей и задач, содержащих средства их реализации.
Структура воспитательной деятельности школы
Направления | Программа |
Эколого - биологическое | «Из тысячи планет Земли прекрасней нет» |
Гражданско-патриотическое, правовое, Нравственное | «Человек. Гражданин. Патриот» Клуб «Албан» |
Профориентация | Программа профессионального самоопределения учащихся «Труд как добродетель» |
Художественно-эстетическое | «Красота спасёт мир» |
Физкультурно - оздоровительное, ЗОЖ | Программа «В здоровом теле – здоровый дух», программа профилактики вредных привычек |
Развитие самоуправления | Программа развития школьного самоуправления |
Развитие дополнительного образования | Программа развития дополнительного образования |
Работа с родителями | «Семья» |
Профилактика правонарушения и безнадзорности | «Подросток» |
Программа экологического воспитания
«Из тысячи планет Земли прекрасней нет»
1. Методическое обеспечение:
1.1. Участие в обучающих семинарах, курсах повышения квалификации учителей;
1.2. Организация подписки на периодические издания по экологии;
1.3. Создание методической копилки ( программы, стенды).
2. Практическая деятельность:
2.1. Работа объединения «Юный эколог»:
2.1.1. Создание и организация деятельности патрулей «Голубой патруль» «Зеленый патруль»;
2.1.2. Проведение ежегодных акций и операций «Родничок», «Зеленый росточек», «Чистый берег», операция «Ойбон»;
2.1.3. Организация экологических троп, субботников.
2.2. Работа учащихся на пришкольном участке.
2.3. Поддержка движений за экологическую безопасность.
3. Творческая деятельность:
3.1. Летние трудовые лагеря
3.2. Дни природы, экологические недели, месячники;
3.3. Конкурсы, викторины, КВН;
3.4. Конференции, фестивали;
3.5. Праздник осени, праздник урожая, новогодний праздник, день птиц;
3.6. Организация выставок.
6. Организация связи с другими организациями:
6.1. СЮН
7.2. Лесхоз
7.3. Общеобразовательные учреждения улуса, наслега.
Цель: Экологическое воспитание учащихся и родителей. Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- Формирование у учащихся понимания своего органичного единства с окружающей средой;
- овладение умением общения и взаимодействия с окружающим миром;
- привитие бережливого отношения к природе
Отслеживание результатов деятельности:
Диагностика отношения к природе: учитывается результат самооценки учащихся, оценка родителей, педагогов.
- бережливость к земле;
- бережливость к растениям;
- бережливость к животным;
- сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде;
- помощь природе.
Программа «Человек. Гражданин. Патриот»
Раздел 1. Общие положения
Воспитание – целенаправленная организация процесса вхождения ребенка в современное общество, развитие его способностей жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях. Главным результатом воспитания следует считать Личность, способную строить жизнь, достойную Человека.
В настоящее время особенно важно и необходимо воспитывать у молодежи такие качества как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого молодого человека.
Цель программы: Формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа.
Раздел 2. Содержание деятельности
Направление деятельности | Задачи | Содержание |
Судьба России – моя судьба |
| - Проведение месячников гражданско-патриотической и спортивной работы. - Изучение военной и трудовой истории Отечества, родного края, школы. - Проведение массовых мероприятий патриотической направленности. |
Я – гражданин |
| - Изучение и соблюдение гражданских прав и свобод всеми участниками образовательного процесса. |
Музей школы |
| - Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе. - Участие в республиканских и улусных акциях, конкурсах, марафонах. |
Клуб «Албан» | воспитания чувства патриотизма и гордости за свой народ | - Проведение военизированных сборов. - участие на улусных соревнованиях «Снежный барс» |
Нравственность и духовность |
| - Проведение мероприятий нравственного цикла. - Приобщение учащихся к общественной жизни. |
Ожидаемые результаты: Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.
Военно – патриотический клуб «Албан».
Цель: формирование условий для разностороннего развития и гражданского становления личности, развитие разнообразных форм духовного и нравственного воспитания, воспитание у молодых людей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга в условиях специализированного клуба.
Задачи:
- проведение военно-прикладной подготовки учащихся; осуществление физической подготовки учащихся.
- формирование морально-психологических качеств личности,
- формирование учащихся положительной мотивации к воспитанию у себя патриотических, нравственных качеств личности.
Направления:
Виды деятельности | |
Подсистема «Теория» | - Уроки истории Отечества; - ОБЖ; - Курсы: «Проблемы нравственности», «Военная история», «Основы государства и права», «Основы экономики», «Экология», «Автодело» - Соблюдение ЗОЖ, Устава школы. |
Подсистема «Методика» | Развивающие технологии; Игровые методики; Личностный подход; Педагогика сотрудничества; Исследовательские методы; Проблемное обучение; Проекты. |
Подсистема «Практика» | Общая физическая подготовка учащихся. Прикладная физическая подготовка. Начальная военная подготовка. Военно-полевые сборы. Участие в смотрах, парадах, конкурсах. Школьный туризм. Участие в НПК Уроки мужества Уроки вождения автотранспорта |
Программы и проекты клуба |
|
Методы работы:
• методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
• методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.
Формы работы:
- индивидуальные (беседы, выполнение отдельных поручений и др.);
- групповые (временная группа, беседы, дискуссии, встречи с ветеранами войны и труда);
- массовые (традиционные Петровские мероприятия, тематические вечера, праздники, дни воинской славы и др.);
- словесные (собрания, сборы, построения, линейки, встречи, беседы, диспуты, конференции и др.);
- практические (туристические походы, экскурсии, дни воинской славы, мероприятия военно-спортивной направленности: соревнования по военно-прикладным дисциплинам, военно-спортивные игры, военно-полевые сборы, соревнования по начальной военной подготовке, конкурс знатоков
истории вооружения, школа выживания в экстремальных условиях,
- наглядные: музеи, выставки, стенды, витрины и пр.
Отслеживание результатов деятельности:
Диагностика формирования высоконравственных идеалов, четкой гражданской позиции определяется отношением учащихся к школе (начальный уровень), общественным нормам и законам. (с 5 – 11 кл.)
Учитывается результат самооценки отношений учащихся, оценка родителей, педагогов.
Для учащихся начального звена «Я и школа»
- выполнения правила для учащихся;
- выполнение правила внутришкольной жизни
- участие в делах класса и школы.
Для учащихся среднего и старшего звена «Я и общество»
- выполнения правил для учащихся;
- выполнения правил внутреннего распорядка;
- следование правилам и нормам человеческого общежития;
- милосердие как противоположность жесткости;
- участие в жизни класса и школы.
Программа «Красота спасёт мир»
Раздел 1. Общие положения
Программа направлена на развитие гражданского отношения к эстетической стороне жизни нашего общества, народов других стран, к искусству как составной части духовной культуры, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир.
Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.
Цель программы: Воспитание человека – носителя культуры с творческим отношением к делу, к работе и жизни.
Ожидаемые результаты: Развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре своего народа, умение найти свое место в творчестве.
Раздел 2. Основные направления и их реализация
Направления | Задачи | Содержание |
Художественно-эстетическое |
| - Посещение театров, музеев, выставок… - Проведение классных часов эстетического цикла, вечеров, концертов… |
Творчество |
| - Совершенствование форм дополнительного образования и его содержания. - Привлечение учащихся в вокальный кружок «Дьиэрэй, ырыа». - Приобщение учащихся к творчеству через участие в выставках, конкурсах, фестивалях, социально-значимую деятельность (проектирование) |
Раздел 3. Отслеживание результатов деятельности.
Отношения к эстетической стороне жизни нашего общества, к искусству как составной части духовной культуры, сохранение и внесение прекрасного в окружающий мир, определяется у учащихся оцениванием отношения к прекрасному, оценкой их родителей и педагогов.
Для учащихся начального звена «Прекрасное в моей жизни»:
- Я аккуратен и опрятен;
- я соблюдаю культуру поведения;
- я ценю красоту в своих делах;
- я добр в отношениях с людьми.
Для учащихся среднего и старшего звена «Эстетический вкус»:
- аккуратность, опрятность;
- культурные привычки в жизни;
- внесение эстетики в жизнедеятельность;
- умение находить прекрасное в жизни;
- посещение культурных центров.
Программа «В здоровом теле – здоровый дух»
Раздел 1. Общие положения
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим современная школа должна формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей при необходимом уровне охраны и укрепления здоровья.
На современном этапе развития образования необходима стабилизация и улучшение работы по оздоровлению детей, нужен комплексный системный подход к данной проблеме.
Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей младшего, среднего, старшего школьного возраста, формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
- осознанное отношение детей, их родителей и педагогов к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.
Раздел 2. Основные направления программы и их реализация
Санитарно-просветительская работа по формированию
здорового образа жизни
Задачи: 1. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
2.Обеспечение условий для пропаганды здорового образа жизни (программно-методическое обеспечение, подготовленность кадров).
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Разработка системы мониторинга здоровья, физической подготовленности, диагностики | Администрация, учитель физ-ры, педагог – психолог, кл. руководители | |
Проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности | постоянно | Кл.руководители, Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ |
Профилактическая деятельность
Задачи: 1.Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
2.Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
3.Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организация обследования детей с целью раннего распознавания заболеваний | Постоянно по графику | Медицинские работники больницы |
Проведение и организация профилактических бесед, рекомендаций для детей и родителей | постоянно | Мед.работники, администрация |
Система мер по улучшению питания детей: - режим питания; - эстетика помещений; - пропаганда культуры питания в семье. | постоянно | Администрация, кл.руководители |
Система мер по улучшению санитарии и гигиены: - генеральные уборки классных комнат, школы; - соблюдение санитарно-гигиенических требований. | регулярно | Администрация, кл.руководители, |
Система мер по предупреждению травматизма: - оформление уголков по технике безопасности; - проведение инструктажа с детьми. | постоянно | Администрация, кл.руководители |
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа
Задачи: 1.Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
2.Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
3.Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы: - организация подвижных игр; - соревнования по отдельным видам спорта; - спартакиады, дни здоровья, … | постоянно | Администрация, учителя физ. культуры |
Расширение и развитие секционной спортивной работы | постоянно | Учителя физкультуры |
Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей. | постоянно | Администрация, учитель физ. Культуры, классные руководители |
Отслеживание результатов деятельности:
Формирования у детей ответственного отношения к здоровому образу жизни можно выявить через оценивание своего отношения к себе, оценкой их родителей, педагогов.
- я самоуправляю собой, своим поведением;
- умею организовать свое время;
- соблюдаю правила личной гигиены;
- забочусь о здоровье;
- у меня нет вредных привычек.
Программа профессионального самоопределения учащихся
«Труд как добродетель»
Раздел 1. Общие положения
В настоящее время в России рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части населения, т.е. к безработице. В этой ситуации забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить профессиональное и социальное самоопределение. Это возможно только в том случае, когда существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Самоопределение – это осознание своего отношения к миру, утверждение своей позиции в нем. Очень важное место в самоопределении личности занимает выбор профессии. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель Е.А.Климова (хочу-могу-надо).
Цель программы: Содействие актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащение их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
Задачи программы:
- Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рынка.
Раздел 2. Основные направления программы и их реализация
Направления | Основные мероприятия с учащимися, родителями, педагогами |
Просвещение | Учащиеся:
Родители: 1. Проведение родительских собраний на тему «Как помочь своему ребенку выбрать профессию» (9, 11 классы). Педагоги:
|
Диагностика | Учащиеся:
|
Психодиагностика | Учащиеся:
Педагоги: Проведение опроса по выявлению интересующих вопросов по профориентации. |
Коррекция |
|
Раздел 3. Критерии и показатели готовности учащихся к профессиональному самоопределению
Критерии | Показатели | Методики изучения | Ответственные |
Когнитивный |
| Опросник рефлексии своих знаний о профессиях… | Классные руководители |
Мотивационно- ценностный |
| Опросник субъективного отношения к самому себе. Анкета «Мотивация своего профессионального выбора». | Психолог Классные руководители Психолог |
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся должны осознать роль труда в жизни каждого человека и своей собственной.
- Иметь представление о мире профессионального труда.
- Учащиеся должны уметь самоопределиться, учитывая свои способности, интересы и возможности, на выходе из школы.
- Учащиеся должны быть социально-адаптированными к жизни.
Диагностика профессиональных ориентаций школьника:
1. Анкета для старшеклассников.
Фамилия, имя
Пол
Год и дата рождения
Школа
Класс
Состав семьи:
Отец
Мать
Как я учусь:
- отлично (преимущественно получаю «5»);
- хорошо (почти не получаю «2» и «3»);
- удовлетворительно (преимущественно получаю «3»);
- плохо (часто получаю «2»).
Мои любимые предметы:
Нелюбимые учебные предметы:
Любимые занятия на досуге:
Куда я собираюсь пойти учиться после окончания школы?
Какую профессию я решил (а) для себя выбрать и почему?
Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии?
Назовите, пожалуйста, 10 наиболее привлекательных для Вас профессий (расположите их по степени привлекательности):
1.__________ 6. ____________
2. __________ 7. ____________
3. __________ 8. ____________
4. __________ 9. ____________
5. __________ 10. ___________
2. Анкета для родителей:
Фамилия, имя ученика:
Класс:
Профессия или область деятельности, которую Вы рекомендуете своему ребенку?
Почему Вы советуете выбрать именно эту профессию или область деятельности? (нужное подчеркнуть или добавить)
- творческий характер труда;
- возможность дальнейшего профессионального роста;
- всегда можно найти работу;
- соответствует индивидуальным особенностям ребенка;
- традиции семьи;
- относительная легкость труда, короткий рабочий день;
- высокая заработная плата;
- другие причины.
Если вашему ребенку не удастся поступить в рекомендуемое Вами учебное заведение, что Вы ему посоветуете делать?
Какая помощь, по Вашему мнению, необходима учащимся при выборе профессии?
Программа «Семья».
Общие положения:
Взаимодействие педагогов с родителями учащегося должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Семья выполняет формирующую роль в становлении личности ребенка, которая зависит от ценностных ориентаций ее членов. Педагог должен владеть информацией о том, какие отношения в семье и как они могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции и с учетом этого выбирать направления и формы работы.
Проблемы:
- Невысокий уровень нравственно – этических норм поведения детей класса.
- Недостаточный уровень знаний родителями аспектов нравственного воспитания детей в семье.
- Помочь папам обратить внимание на появляющиеся проблемы своих детей (особенно сыновей).
2. Концептуальные идеи программы.
Цель: Установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой.
В основе программы лежат принципы формирования культурно – нравственной личности:
- принцип актуальности призван обеспечить учащихся и родителей класса, школы наиболее важной и своевременной информацией, которая предполагает отражение насущных проблем, связанных с культурными ценностями и социальными нормами;
- принцип доступности предусматривает оптимальный для усвоения объем информации;
- принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
- принцип системности предполагает регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания в виде целостной системы;
- принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности, как учащихся, так и родителей в вопросах формирования положительных качеств характера.
Задачи:
Создать условия для повышения уровня нравственно – этических норм поведения детей в классе через воспитательную работу.
Создать условия для повышения уровня знаний родителями педагогических, психологических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье.
Стратегия.
- организационная встреча: ознакомить родителей с целями и задачами.
- проведение встречи – исследования (анкетирование) для выявления круга интересующих родителей вопросов, связанных с воспитанием детей.
- составление плана работы.
- постоянно вести диагностику работы через анкетирование, опрос.
3. Предполагаемый результат реализации программы.
- повышение уровня нравственно – этических норм поведения детей школы;
- высокий уровень сплоченности детского коллектива и их родителей;
- возрастание интереса родителей (особенно отцов) к повышению уровня знаний в области нравственного воспитания в семье;
4. Связи, устанавливаемые для реализации программы.
Внутренние: педагог, родители, учащиеся.
Внешние: педагог – психолог школы, медработник, библиотекарь.
Раздел 2. Основные направления программы
Направления | Задачи | Ожидаемые результаты |
Взаимоотношения с родителями учащихся | - Установление путей взаимодействия школы и семьи. | - Создание приоритета родительского воспитания. |
Просвещение родителей и организация консультативной помощи в воспитании детей | - Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение родителей. - Просвещение по проблемам физического, психического здоровья детей, общения, познавательной сферы жизни ребенка. | - Взаимопонимание общих проблем и совместное их решение. |
Организация полезного досуга | - Включать семью и общественность в воспитательный процесс. - Пропаганда здорового образа жизни. | - Активное участие родителей в жизни школы. -Укрепление взаимоотношений детей и взрослых. |
Анкета «Общественная оценка и поддержка школы родителями»
1. Какие качества личности должна воспитывать школа? (отметьте одно – три качества)
- самостоятельность
- интеллектуальное совершенствование
- коммуникативность
- доброта
- трудолюбие
- честность
- целеустремленность
- ответственность
- ответственность
- уважение
- доверие
- дисциплинированность
- гуманность
- милосердие
- любознательность
- объективность
- что – то еще
2. К чему должна подготовить школа Вашего ребенка?
К чему готовить школа | В первую очередь | Во вторую очередь | В третью очередь |
1. К продолжению образования | |||
2. К трудовой жизни | |||
3. К самостоятельной деловой жизни | |||
4. К семейной жизни | |||
5. К профессиональной карьере | |||
6. К общественно – политической деятельности | |||
7. К жизни по общепринятым нормам морали и нравственности | |||
8. К бережному отношению к своему здоровью | |||
9. К сотрудничеству с другими людьми |
3. Какое жизненное правило, на Ваш взгляд, должен усвоить ребенок, входя во взрослую жизнь? (отметьте одно – три правила)
- быть самостоятельным
- быть всегда порядочным
- уметь брать ответственность на себя
- быть уверенным в себе
- образование можно купить
- быть внимательным к людям
- за все надо платить
- трудности впереди
- были бы связи, остальное купишь
- выход всегда есть
- честность - вершина добродетели
- ничего не дается даром.
4. В какой степени школа решает следующие проблемы:
проблемы | Хорошо решает | Решает частично | Не решает |
1. Обеспечивает высокое качество знаний | |||
2. Предлагает различные программы дополнительного образования | |||
3. Четко организует жизнь детей в школе | |||
4. Бережно относится к ребенку | |||
5. Учитывает запросы и интересы детей | |||
6. Уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности детей | |||
7. Способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между учащимися | |||
8. Участвует в общественной жизни |
5. Как складываются Ваши отношения с педагогическим коллективом школы?
Педагогический коллектив | Доброжелательно | Нейтрально | Не решает |
Классный руководитель | |||
Учителя – предметники | |||
Администрация школы |
6. Кем вы ощущаете себя в школе? (выберите один вариант или допишите свой)
- партнером
- зависимым человеком
- влиятельным человеком
- кем – то еще
7. Скажите, что вы вкладываете в понятие «хорошая школа»?
Программа развития школьного самоуправления
Раздел 1. Общие положения
На формирование личности ребенка оказывает большое влияние меняющаяся социальная и политическая среда. Воспитательная система школы должна учитывать главное – личность, способную принимать решения, прежде всего перед собой. В связи с этим самоуправление в школе должно быть, прежде всего, управлением самим собой. Программа по самоуправлению должна создавать условия для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Добиться проявления каждого ребенка в деятельности школы можно, разбив детей на группы по их способностям, желаниям и возможностям. Под руководством педагогов дети должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности – человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, земля. Развитие самоуправления в школе – основа ее демократизации.
Цель программы: Создать условия для развития индивидуальных творческих способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью.
Задачи:
- Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
- Организация всех видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.
- Развитие и укрепление органов ученического самоуправления, привлечение учащихся к активному участию в жизнедеятельности школьного коллектива.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны научиться жить в коллективе, стать активнее, сплоченнее, дружнее, проявлять инициативу, должны испытывать чувство ответственности за порученное дело.
Раздел 2. Положение о действии программы ученического самоуправления
- Главным законодательным и высшим органом ученического самоуправления в школе является общее собрание учащихся, которое проводится не реже одного раза в течение учебного года.
- Исполнительным органом ученического самоуправления является совет старшеклассников (парламент школы), призванный активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
- Заседания совета старшеклассников (парламента школы) проводятся не реже одного раза в месяц.
- Президент ученического коллектива избирается тайным голосованием учащихся 8-10 классов и является председателем совета старшеклассников.
- Связь совета старшеклассников с классными коллективами осуществляется через старост и других представителей, избираемых классными собраниями.
- В соответствии с основным содержанием учебно-воспитательной деятельности школы совет старшеклассников руководит работой управлений: управления образования, культуры, экологии, прессы, здоровья и спорта, правопорядка
- Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития и созданы при отдельных условиях:
- Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психо-социальные потребности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоопределении, самопроявлении и т.д.
- Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.
- Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.
Цель организации школьного самоуправления: взаимодействие ученического и педагогического коллективов школы – передача опыта ответственности от старших к младшим, организация воспитателем опыта самореализации воспитанника, включающая в себя силу воли человека, целеустремленность, прогнозирование своего поведения в жизни, способность саморегуляции, самовоспитания, самосовершенствования.
Инструментом самореализации и самовоспитания является деятельность школьных органов самоуправления, для создания которых выполнено следующее:
- Найдены сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
- Попытка сделать их эмоционально насыщенными и интересными.
- Обеспечена педагогическая поддержка и помощь.
Области школьной жизни, которые предполагается поручить детскому коллективу школы:
- Проведение интеллектуального марафона.
- Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, спартакиады, КТД и т.п.
- Заседания клубов, пресс-конференции, встречи с интересными людьми.
- Шефская работа с ветеранами ВОВ и ветеранами педагогического труда школы.
- Реальное участие в организации дней самоуправления, ученических конференций.
При организации деятельности органов школьного самоуправления мы руководствуемся следующими принципами:
- принцип равноправия;
- принцип выборности;
- принцип обновляемости и преемственности;
- принцип открытости и гласности;
- принцип законности;
- принцип целесообразности;
- принцип гуманности;
- принцип свободы и самодеятельности;
- принцип ответственности.
Раздел 3. Структура самоуправления
Структура самоуправления в МОУ «Ытык – Кюельская СОШ № 2 имени Д.А.Петрова» двухуровневая.
Второй уровень | Школьное ученическое самоуправление Ученическое собрание (конференция) Совет старшеклассников Управления |
Первый уровень | Ученическое самоуправление в классных коллективах Классное собрание Совет класса Рабочие органы самоуправления |
Первый уровень
Ученическое самоуправление в классах
Классное ученическое самоуправление
Второй уровень
Школьное ученическое самоуправление
Общее собрание учащихся
(конференция)
Раздел 4. Основные документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
- Устав школы.
- Правила для учащихся.
В основу этих документов положены нравственные ценности, определённые самими коллективами и направленные на уважение личности воспитанников, их самостоятельности, взглядов и суждений, достоинства и чести.
Раздел 5. Основные критерии эффективной деятельности ученического самоуправления
- Включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею.
- Умение учащихся организовать деятельность коллектива.
- Осознание ответственности за достижение совместных целей.
- Умение анализировать и определять программу действий на перспективу.
Раздел 6. Основные функции управления.
Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять.
анализ планирование организация
основные функции управления
контроль регулирование коррекция
Отслеживание результатов деятельности:
Анкета учащегося
1. Что тебе нравится в нашей школе?
2. Что бы ты хотел(а) изменить в школе?
3. Что такое ученическое самоуправление?
4. Нужно ли в школе ученическое самоуправление?
5. Есть ли в вашем классе самоуправление?
6. В чем оно проявляется?
7. Какие общественные поручения ты выполнял(а) в этом учебном году?
8. Удовлетворен(а) ли ты этой работой?
9. Что тебе дает участие в школьном самоуправлении?
Программа дополнительного образования
Ы-КСОШ №2 имени Д.А.Петрова.
(2010- 2011 уч/год).
Раздел 1. Общие положения
Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». В программе приведена информация о состоянии системы дополнительного образования в МОУ «Ытык – Кюельская СОШ № 2 имени Д.А.Петрова», предлагается комплекс мероприятий по ее развитию. В рамках данной программы разработаны и реализуются подпрограммы:
- Эколого - туристическое
- Физкультурно - оздоровительное
- Художественно - эстетическое
- Краеведчесое
- Военно – патриотическое
- Прикладное
Дополнительное образование – одна из возможностей гармоничного включения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор творческой работы.
Дополнительное образование – самостоятельный и самоценный вид образования, способный компенсировать и дополнять то, что школа объективно не может предоставить каждому ребенку.
Дополнительное образование представлено разнопрофильными кружками и спортивными секциями, факультативами.
Раздел 2. Цели и задачи программы
Цель: создания условий для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования.
Задачи:
– изменение содержания дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся;
– повышение уровня профессионального мастерства педагогов дополнительного образования;
– реализация широких возможностей дополнительного образования в решении задачи социализации;
– формирование педагогического коллектива, способного воспитывать детей через их интересы по принципу творческого союза;
– совершенствование структурных подразделений дополнительного образования, программ деятельности кружков, клубов;
Идея приоритетных ориентиров.
В качестве приоритетных ориентиров совершенствования системы дополнительного образования выступают приоритеты:
– развития;
– нравственности;
– творчества;
– культуры;
– открытости;
– свободного выбора и ответственности;
– социализации.
Ориентация на приоритет развития подразумевает создание необходимых условий для развития личности воспитанника; педагога, а также педагогической системы; образовательных комплексов и учреждений дополнительного образования в целом. Основной смысл педагогического процесса – развитие личности воспитанника.
Ориентация на приоритет нравственности. Реализация этого приоритета предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие ее нравственно-творческого отношения к действительности является доминантой реализуемых программ, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды.
Ориентация на приоритет творчества означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, и формирование способа существования в современном мире. Для реализации этого приоритета создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству.
Ориентация на приоритет культуры означает формирование общей культуры, развитие способности личности к постижению эстетических ценностей, к эстетическому воспитанию и переживанию, к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его, в сфере познавательной и трудовой деятельности, быту, спорте, поступках и поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.
Ориентация на приоритет открытости – это внутреннее раскрепощение дополнительного образования, субъектов образовательного процесса.
Ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности представляет воспитаннику и педагогу возможность выбора образовательного маршрута (программы) содержания, методики, опыта, темпов, сложности и т. д. для удовлетворения своих интересов, потребностей, развития способностей, творческой самореализации.
Ориентация на приоритет социализации предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу.
Идея личностной направленности.
В центре образовательных процессов в системе дополнительного образования стоят не программы, а сам ребенок – высшая цель и смысл педагогической заботы. Именно его интересы и индивидуальные склонности, своеобразие характера, личное достоинство, становление творческой индивидуальности подлежат внимательному изучению, учету и развитию.
Идея сотрудничества.
Реализация этой идеи предполагает совместную развивающую деятельность на уровнях:
– «воспитанник – воспитанник» – совместное творчество;
– «педагог – воспитанник» – совместная развивающая деятельность, скрепленная взаимопониманием;
– «педагог – педагог» – совместный педагогический поиск, обмен опытом, сотрудничество.
ПРОФИЛАКТИКА
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ПОДРОСТОК».
Введение.
В последние годы социальный фонд воспитании детей в современном обществе продолжает оставаться неблагоприятным.
Особую тревогу вызывает рост количества детей, употребляющих алкоголь, наркотики, психотропные сильнодействующие вещества, растет количество курящих детей.
Изменения политической и социально – экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать бродяжничество.
Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Темпы роста подростковой преступности заметно опережают темпы роста правонарушений в других возрастных группах.
Многолетняя борьба с подростковой преступностью прежними мерами не дала положительных результатов и еще более обострила обстановку. Поэтому необходимо принципиально менять подходы к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Решать эти задачи невозможно в одиночку. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия педагогов, социальных работников, психологов, школьных инспекторов по правам ребенка, родителей, работников правоохранительных органов.
Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике преступлений и правонарушений, при организации профилактической работы, как правило, недооценивается роль дополнительного образования. Деятельность дополнительного образования увеличивает пространство, в котором подростки могут развивать свою активность, демонстрировать те качества, которые часто остаются невостребованными основным образованием. Интеграция основного и дополнительного образования может дать положительный эффект в работе по предупреждению преступлений и правонарушений.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с трудными подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с образовательными учреждениями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальной подход, изучать его интересы поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
Цель: создание оптимальных условий для проведения работы по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних и проведение первичной профилактики употребления ПАВ.
Задачи:
1. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию.
2. сдерживание вовлечения подростков в употребление ПАВ (психоактивных веществ) за счет пропаганды здорового образа жизни.
3. Изменение ценностного отношения подростков к психоактивным веществам формирование личной ответственности за свое поведение.
4. Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».
5. Увеличение степени самостоятельности детей и подростков их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.
6. Организация и развитие различных форм внешкольной подростковой инициативы по оказанию помощи ветеранам, престарелым семьям.
7. Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности.
8. Работа с родителями по обучению методам семейного воспитания.
9. Воспитание гражданских качеств и толерантности у подростков через организацию социально значимой деятельности.
Концептуальные основы программы.
- Педагогизация окружающей среды – интеграция и координацмия усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, административно – правовых структур и общественности.
- Включение в воспитательно - корекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведение); действенно – практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими)
- Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
- Принцип личностной направленности-учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества.
- Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
- Учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей подростков.
- Принцип единства образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков аддиктивного поведения.
- Единства образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков аддиктивного поведения.
Ожидаемы результаты, их социальная эффективность.
- Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
- Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Обучен6ие навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
- Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной работе.
Алгоритм реализации программы.
Первый этап – организационный (сентябрь - октябрь) – анализ состояния правопорядка в микрорайоне, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учетом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов «трудных» подростков.
Второй этап – деятельностный (ноябрь - май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией
Третий этап – итоговой (июнь) – анализ и подведение итогов работы наркопоста школы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Кадровое обеспечение программы:
- психологи ППМС центра
- школьный психолог
- заместитель директора школы (по ВР)
- классные руководители
- педагоги дополнительного образования
- специалисты, работающие в области профилактики злоупотребления подростками психоактивными веществами (ПАВ);
Основные направления программы.
1 направление. Профилактика употребления наркотических средств (Наркопост).
Цель:
комплексная профилактическая работа для выработки у учащихся навыков здорового образа жизни.
Задачи:
- Проведение мероприятий по первичной профилактике ПАВ.
- Индивидуальная работа по устранению аддиктивного поведения.
- Работа с родителями.
- Первичное выявление лиц «группы риска».
- Организация информационно-просветительской работы среди учащихся и родителей.
Сроки | Мероприятия | Ответственный |
1 четверть | 1. Проведение диагностики по проблемам курения, злоупотребления спиртными напитками, наркотиками. 2. Планирование работы классных руководителей с учащимися школы. 3. Проведение КТД «Суд над сигаретой» - день борьбы с табакокурением (лекции специалистов, библиотечные уроки, конкурс плакатов, классные часы, игра «Масса разных забав»). 4. Участие во Всероссийском дне бега «Кросс наций». 5. Проведение родительской конференции: -педзапущенность подростка и ее причины; -роль семьи в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей; -ответственность родителей за воспитание детей (основные документы). -этика и эстетика семейного быта 6. Участие в проведении улусной комплексной профилактической недели «Подросток». 7. Профилактика суицида | ЗД по ВР, психолог. ЗД по ВР, классные руководители. ЗД по ВР, классные руководители, медик щколы (специалисты ЦУБ), ОДД. ОДД, парламент школы, учителя физкультуры. ЗД по ВР, психолог. Совместно с КДН Психолог. |
2 четверть | 1. Совещание классных руководителей по проблемам вредных привычек учащихся. 2. КТД, посвященное всемирному дню борьбы со СПИД – ом: - участие в наслежных мероприятиях. - просмотр фильмов. - Ролевая игра «Здоровье нации». 3. Цикл семинарских занятий «Как избежать насилия». 4. Родительский всеобуч «Кризис подросткового периода» | ЗД по ВР ОДД, ОБЖ, парламент школы, медик школы. ЗД по ВР, психолог, ОДД. ЗД по ВР, психолог, ППМСЦ. ЗД по ВР, психолог. |
3 четверть | 1. Родительский всеобуч «Воспитание на основе здравого смысла». 2. КТД, посвященное ко дню защитника Отечества: -смотр строя и песни; -игры боотуров. -уроки мужества. 3. Конкурс патриотической песни «Ыллаа – туой, уол о5о». 4. Лекция для старшеклассников «Преступления среди подростков» с представителями ПДН. 5. Лекция инспектора ГАИ «Правила дорожного движения». 6. Лекция «Половое воспитание» (9 – 11 кл.) | Психолог. ОДД, классные руководители, учителя физкультуры Руководитель допобразования, классные руководители. ЗД по ВР, ОДД, инспектор ПДН. Лекция инспектора ГАИ, классные руководители, ОДД Специалисты ЦУБ, медик школы, классные руководители. |
4 четверть | 1. Участие в проведении улусной комплексной профилактической недели «Подросток». 2. Участие в улусных военизированных соревнованиях «Снежный барс». 3. Неделя трезвости: - классные часы «Трезвость – норма жизни»; - выпуск плакатов; -ток – шоу «Защити жизнь»; –оформление уголка в магазинах села «Трезвость – норма жизни». 4. Профилактика суицида. | Совместно с КДН. Учителя физкультуры, ОБЖ. ППМСЦ, ЗД по ВР, ОДД. Психолог. |
2 направление. Профилактика правонарушений подростков.
Работа классных руководителе.:
- Рукововдство воспитательной – профилактической работой.
- Планирование работой с педагогически запущенными детьми.
- Определение «трудных» подростков в кружки, секции школы и наслега.
- Работа классных руководителей по успеваемости и посещаемости учебных занятий учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, учете в ПДН, КДН.
- Организация профильного и предпрофильного обучения «трудных» учащихся.
- Работа с родительским комитетом.
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Посещение «трудных» учащихся на дому.
Работа с учащимися группы социального риска:
- Завести тетрадь-карточку на трудновоспитуемого подростка. Вести дневник психолого-педагогических наблюдений.
- Ежедневно следить за посещаемостью занятий «трудными»
подростками.
- Совместно с учителями- предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.
- Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
- Строго следить за выставлением оценок в дневник.
- Ежедневно встречаться с подростками.
- Каждую четверть заслушивать «трудных» подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет по профилактике правонарушений.
- Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.
- Вовлекать на трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.
- Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.
- Посещать «трудного» ребенка учащегося на дому.
- Совместно с родителями преодолевать трудности в воспитании ребенка.
- Организовывать интересную жизнь коллектива, в которой учиться «трудный» подросток.
- Предупредить возможность неправильных действий детей.
- Обучать детей методам самовоспитания.
- Индивидуальное шефство.
- Вовлекать подростка в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы.
- Поддерживать тесную связь с органами правопорядка.
Работа психолога школы:
Основные направления работы психолога.
1. Работа с подростками.
Программы:
- образовательные, ориентированные на формирование ценностей здорового образа жизни.
Формы и методы работы:
- групповая работа
- личностный тренинг
- дискуссии
- беседы
- лекции
- просмотр и обсуждение видеофильмов
- индивидуальные консультации
2. Работа с родителями.
Цель: обеспечить психолого – просветительскую работу с родителями, способствовать улучшению микроклимата в семье.
Просветительская работа на темы:
1. Психологические особенности подросткового периода.
2. Способы конструктивного взаимодействия с подростком.
3. Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье.
4. Как преодолеть трудности в воспитании подростка.
5. Что надо знать родителям о вреде наркотических веществ и последствиях их употребления.
Психокоррекционная работа – семейное консультирование.
Психпрофилактическая работа – приглашение специалистов (врачей – наркологов, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних) на встречи с родителями.
3. Работа с педагогами.
Цели и задачи:
- расширить знания о проблеме зависимости от ПАВ в подростковой среде;
- расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.
Темы лекций:
- Проблема зависимости от наркотиков.
- Особенности подросткового возраста.
- Семья как единый организм.
- Роль неправильного семейного воспитания в возникновении аддиктивного поведения у подростков.
- Круглый стол.
Деятельность заместителя директора по ВР:
- Разработка и внедрение школьных программ воспитательно – профилактической деятельности.
- Планирование работы с коллективом учащихся:
-организация работы по профилактике правонарушений;
-правовое просвещение учащихся;
-работа с учащимися «группы риска»;
-организация КТД, классных часов, конференций.
- Планирование работы с коллективом педагогов.
- Методическая работа:
-педсоветы;
-заседание МО классных руководителей;
-совещание при ЗД по ВР;
-семинары, лектории.
- Индивидуальные беседы, консультации с учащимися, с классными руководителями.
- Работа с родителями:
-профилактика и корректирование негативной воспитательной среды в семье;
-помощь в преодолении негативных явлений;
-проведение родительских конференций.
- Работа в социуме:
-изучение особенности микрорайона, его негативных проявлений и воспитательного потенциала;
-взаимодействие с общественностью по профилактике и изменению негативных тенденций социума.
Отслеживание результатов:
По отчету работы наркопоста (7 приложений), по форме №8, по форме №6.
Заключение:
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что результатом воспитания является личность воспитанника. Правда, всегда при этом возникает вопрос: а что именно имеется в виду?
Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой стороны, определение результатов воспитания и процесс их диагностирования должны отражать уважительное отношение к личности воспитанника.
По нашему мнению, названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата гуманистического воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка.
Что же такое этот личностный рост? Личность - это человек, свободно и ответственно определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе. Как нам представляется, личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность..
Иными словами, развитие каких именно ценностных отношений будет свидетельствовать о личностном росте ребенка?
Здесь мы опирались на мнение В.А.Караковского, считающего, что в современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Знания, Труд, Культура. целей и результатов этой деятельности требуют введения данный ряд привлек нас тем, что здесь выделены именно объекты ценностного отношения, которые можно «схватить», объективировать в действительности, в отличие, скажем, от таких феноменов, как Добро, Истина, Красота, которые к тому же многими людьми понимаются по-разному.
Поскольку речь идет о гуманистических ценностях, следует обратить большее внимание на основополагающую ценность гуманизма - ценность Человека. Она может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте.
Поэтому, в данном комплексе методических рекомендаций по воспитательной работе школы, мы включили основные направления развития ценностей, такие как эколого-биологическое, гражданско-патриотическое, профориентация (отношение к труду), художественно – эстетическое, физкультурно-оздоровительное, развитие самоуправления, развитие дополнительного образования, где рассматривается творческое развитие личности учащегося, работа с родителями, а также немаловажную роль в воспитании личности берет профилактическая работа по предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних и проведение первичной профилактики употребления ПАВ. По всем этим направлениям разработаны психолого – педагогическое отслеживание результатов деятельности воспитательной работы школы.
Данная методическая рекомендация может помочь, заместителям директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам, психологам, организаторам детского движения для повышения уровня управления воспитанием в школе.
Литература:
Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). - М., 1999.
Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. - Псков, 1997.
Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. - М., 1997.
Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. - Москва-Тула, 2002.
Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель. -Тула, 1999.
Детское движение - Словарь-справочник (ред.-сост. Т.В.Трухачева). - Москва-Минск, 1998.
Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., 1986.
Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы /Под ред. А.М.Моисеева. - М., 2001.
Психологические тесты /Под ред. А.А.Карелина: в 2 тт. - М., 2000.
Современные ориентиры деятельности классного руководителя / Под ред. М.В.Шакуровой и В.В.Лактионова. - Воронеж, 1997.
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. - М., 1999.
Совет класса
Информационный сектор
Трудовой сектор
Сектор правопорядка
Культурный сектор
Спортивный сектор
Учебный сектор
Совет менеджеров
Управление правопорядка «Конул эйгэ»
Управление здоровья и спорта «Эрчим»
Управление прессы «Аартык»
Управление экологии «Ньургуьун»
Управление культуры «Ай - тал»
управление образования «Билии»
Педагоги-консультанты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС в средней общеобразовательной школе
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения определяют современное представление о том, каким должно быть содержание и результат общего образования. Меняются не тольк...
Психолого-педагогическое сопровождение развития личности учащихся в условиях реализации модели «Школа –комплекс- детский сад, гимназия, дополнительное образование »
На примере образовательной модели гимназии № 39 «Классическая» Самарской области, г. Тольятти...
Создание образовательного пространства для эффективного самоопределения обучающихся ГБОУ школы №467 Колпинского района СПб на примере интеграции службы психолого-педагогического сопровождения, ОДОД и внеурочной деятельности.
В данном материале дается описание практико-ориентированной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в интеграции с отделением дополнительного образова...
Создание электронного банка данных психолого-педагогического сопровождения учащихся в школе: Инструкция по созданию и методические рекомендации
Представленная в брошюре инструкция и методические материалы по созданию в школе электронного варианта психолого-педагогической характеристики учащихся, позволит создать в школе единую электронную баз...
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы
laquo;Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... И каждый из педагог...
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с обучающимися с ОВЗ
Профессиональная деятельность педагога коррекционной школы является достаточно сложной, поскольку в процессе работы педагог взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем зачастую о...
Особенности психолого-педагогических мониторинговых исследований образовательно- воспитательной деятельности на примере работы творческого объединения «Инфогалактика» в ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи»
Краткая аннотация: В статье представлен обобщенный опыт работы специалистов ГБУ ДО «Региональный центр допризывной подготовки молодежи» по реализации дополнительных образ...