Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Родничок" для 5 класса (духовно-нравственное направление)
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Квакина Оксана Витальевна

Кружок краеведческой направленности для учащихся сельской школы.

Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Формы проведения занятий: индивидуальная работа, экскурсия, исследование на местности, библиотечное занятие, творческая мастерская, занятие-презентация, викторина, этическая беседа, устный журнал

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, трудовая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnichok_.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

п. Октябрьский Зуевского района

Кировской области»

«Согласовано»

Руководитель МО

Протокол №______

от «____» _____________ 20___ г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____________________

 «____» _____________ 20 ____ г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ

п. Октябрьский

Зуевского района Кировской области

_______________________

Приказ №________

от «____» ______________ 20_____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка внеурочной деятельности «Родничок»

(духовно-нравственное направление)

5 КЛАСС

 

 

 Автор-составитель:

Квакина О.В., учитель географии

высшей квалификационной категории

 

 

 

       Октябрьский

 2018

Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Родничок» составлена  для учащихся 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Образовательной программы школы.

Актуальность. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что одной из базовых национальных ценностей является семья, патриотизм. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи, Родины особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.

Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.

Ценности: патриотизм, семья, труд и творчество, природа, человечество, гражданственность.

Образовательные задачи: изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности; усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике; совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации.

Воспитательные задачи: воспитание гражданина и патриота.

Развивающие задачи: развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти; развитие аналитического мышления.

Программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе.

В основе содержания, построения и методов реализации программы лежит принцип интеграции. Тематика занятий и творческие задания, включенные в программу, предполагают тесное взаимодействие с уроками истории и обществознания, географии и биологии.

Формы проведения занятий: индивидуальная работа, экскурсия, исследование на местности, библиотечное занятие, творческая мастерская, занятие-презентация, викторина, этическая беседа, устный журнал

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, трудовая деятельность.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 в год.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В результате работы учащиеся должны знать: полный адрес местожительства, историю посёлка, уникальные места малой родины, выдающихся людей, местные династии, степени родства, приёмы составления герба семьи, генеалогического древа, приёмы охраны природы, правила поведения в музее, на экскурсии.

Личностные результаты: интерес к знаниям по родному краю,  к новым способам самовыражения, способам исследования окружающей действительности; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности, приобретение социальных знаний (о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), ценностное отношение к социальной реальности, получение опыта самостоятельного общественного действия.

Метапредметные результаты: поиск информации через различные источники, умение делать выводы, планировать свои действия, проявлять познавательную инициативу, работать в группе,  высказываться в устной и письменной форме, оформлять результат своего труда.

Основными формами выявления  уровня усвоения программы являются тесты, деловые игры, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческих проектов; участие в конкурсах, фестивалях, коллективные обсуждения.

Критерии оценки знаний, умений и навыков

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

Календарно-тематическое планирование.

№ занятия

 Название занятия, форма проведения

Место проведения

Ресурсы

Что должны знать и уметь

Сроки проведения

1

Вводное занятие. Чем мы будем заниматься на кружке?

Кабинет географии

м/м презентация, выставка детской литературы о родном крае

Название кружка, виды деятельности на занятиях, объяснить важность занятий

1 неделя

2

Викторина «Тропами милой старины»: предметы быта, устаревшие слова, загадки.

Кабинет географии

Мини-экспозиция «Все мы родом из деревни»

Названия предметов деревенского быта, назначение

2 неделя

3

Экскурсия на исток р.Нартицы

Окрестности посёлка

Фотоаппарат, топокарта, компас

Место истока реки, уметь провести экскурсию к истоку самостоятельно, пользоваться компасом и картой

3 неделя

4

Праздник уважения пожилых людей – 1 октября.

Кабинет географии

м/м презентация

Важность появления даты в календаре, ФИО своих пожилых родственников, примеры добрых дел и поздравлений к празднику

4 неделя

5

Рассказ-презентация «История посёлка».  Происхождение названия села, улиц, фамилий жителей.

Кабинет географии

м/м презентация, альбомы об истории посёлка

Полный адрес места жительства, историю посёлка, названия улиц, распространённых фамилий односельчан

5 неделя

6

Герб посёлка. Игра «Выборы элементов герба»

Кабинет географии

Раздаточный иллюстративный материал, оформительские принадлежности

Виды оформления герба, изображение герба Кировской области, Зуевского района, значение элементов герба

6 неделя

7

Родство. Родословное древо.

Кабинет географии

Фото семейных архивов, образцы оформления

Кто такие родственники, толковый словарик родства, ФИО своих родственников до третьего колена, формы оформления родословного древа

7 неделя

8

Презентация своего родословного древа.

Кабинет географии

ИКТ

Уметь представлять результат своего труда, ИКТ-компетенции

8 неделя

9

Этическая беседа «Труд красит человека»

Кабинет географии

м/м презентация

Пословицы и поговорки о трудолюбии, примеры трудовых подвигов людей

9 неделя

10

Рассказ-презентация «Трудовые династии в нашем посёлке»

Кабинет географии

Фотоальбомы, статьи газет об истории посёлка

ФИО односельчан – Героев Труда, их биографии, уметь составить рассказ и представить слушателям на основе различных источников

10 неделя

11

Знакомство с экспозицией по истории трудового коллектива в конторе ОАО «Мухинский»

Здание администрации совхоза

фотоаппарат

Название хозяйства, ФИО руководителей, историю совхоза, Героев Труда, уметь быть вежливым слушателем, активным собеседником

11 неделя

12

Устный журнал «Наши родные – пионеры»

Сельская библиотека

Материалы семейных архивов

Кто такие пионеры, назначение организации, традиции, элементы. Уметь разработать и провести интервью, проанализировать и представить слушателю

12 неделя

13

Зачем создают краеведческие музеи? Правила посещения музея

Кабинет географии

Раздаточный иллюстративный материал

Значение краеведческих музеев, правила поведения в музеях

13 неделя

14

Экскурсия в музей с.Суна.

Краеведческий музей

фотоаппарат

Правила поведения в музее, историю села, правила фотографирования

14 неделя

15

Творческая работа-отчёт по экскурсии в краеведческий музей.

Кабинет географии

Оформительские принадлежности

ИКТ-компетенции, правила творческой коллективной работы

15 неделя

16

Творческая работа «Старая фотография рассказывает..»

Кабинет географии

Оформительские принадлежности

ИКТ-компетенции, правила творческой коллективной работы

16 неделя

17

Творческая работа «Старая вещь рассказывает…»

Кабинет географии

Оформительские принадлежности

ИКТ-компетенции, правила творческой коллективной работы

17 неделя

18

Экскурсия в музей с.Мухино.

Краеведческий музей

фотоаппарат

Правила поведения в музее, историю села, правила фотографирования

18 неделя

19

Экскурсия в музей г.Зуевка.

Краеведческий музей

фотоаппарат

Правила поведения в музее, историю села, правила фотографирования

19 неделя

20

Мой папа (дедушка) – солдат. Подготовка    материала к школьному конкурсу

Кабинет географии

Материалы семейных архивов

ФИО, годы жизни, службы своих родных. Уметь исследовать ресурсы семейного архива,  творчески оформлять результат исследования

20 неделя

21

Международный женский день. Разговор о маме.

Кабинет географии

м/м презентация

Уметь говорить о близком человеке, вести беседу

21 неделя

22

Участие в акции «Собери макулатуру – сохрани деревья!»

Школа

Весы, ведомость по итогам сбора макулатуры

Значение трудового дела, уметь работать в коллективе по поручениям

22 неделя

23

Ответственность и трудолюбие. По рассказам Е.Пермяка.

Кабинет географии

Выставка произведений писателя, анкета

Уметь вести беседу, анализировать поступки окружающих

23 неделя

24

80 лет Кировской области. Проект «Альбом-коллаж о знаменитых земляках для ребят 1 класса»

Кабинет географии

Оформительские принадлежности, ЭЗВ «Знатные люди»

Дату образования области, элементы-символы Кировской области, ФИО знаменитых земляков. Работать с разными источниками информации, оформлять результат труда

24 неделя

25

80 лет Кировской области. Проект «Альбом-коллаж о знаменитых земляках для ребят 1 класса»

Кабинет географии

Оформительские принадлежности, ЭЗВ «Знатные люди»

Дату образования области, элементы-символы Кировской области, ФИО знаменитых земляков. Работать с разными источниками информации, оформлять результат труда

25 неделя

26

Презентация проекта.

Кабинет 1 класса

ИКТ

ИКТ-компетенции

26 неделя

27

Мои сверстники, пионеры-герои. Просмотр фильма для детей о войне с последующим обсуждением.

Сельская библиотека

ИКТ, выставка портретов и книг о героях

Имена пионеров-героев, их подвиги. Уметь активно обсуждать киноматериал, оценивать значение подвигов сверстников

27 неделя

28

Праздник Победы в моём посёлке (экскурсия)

Сельский парк Победы

Материалы проекта «Парк Победы в

п. Октябрьском»

История появления парка Победы, ФИО участников войны, тружеников тыла, традиции проведения праздничных мероприятий к дню Победы в посёлке

28 неделя

29

Праздник Победы в моей семье.

Кабинет географии

Материалы семейных архивов

ФИО родственников-участников ВОВ, их боевые заслуги, место службы. Исследование семейных реликвий.

29 неделя

30

Трудовая операция «С заботой о родном крае». Работа на цветнике парка Победы.

Парк Победы

Рабочий инвентарь для садовых работ, фотоаппарат, рассада

Значение ОПТ, виды экологической деятельности, правила коллективного труда, ТБ труда

30 неделя

31

Трудовая операция «С заботой о родном крае». Работа на школьном огороде.

Школьный огород

Рабочий инвентарь для садовых работ

Значение ОПТ, виды экологической деятельности, правила коллективного труда, ТБ труда

31 неделя

32

Трудовая операция «С заботой о родном крае». Работа по благоустройству родника.

Окрестности посёлка

Рабочий инвентарь для садовых работ, фотоаппарат

Значение ОПТ, виды экологической деятельности, правила коллективного труда, ТБ труда

32 неделя

33

День семьи. О значении появления даты в календаре.

Кабинет географии

м/м презентация

История появления даты в календаре, имена семейных династий посёлка

33 неделя

34

Итоговое занятие.

Кабинет географии

Фотоматериалы с занятий кружка, анкета

Анализировать свою деятельность, свой вклад в общее дело.

34 неделя

Диагностический инструментарий:

Ценность

Методика, форма диагностики

Период диагностики

Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству)

  1. тесты
  2.  педагогическое наблюдение
  3. решение ситуаций
  4. анализ участия в этической беседе

27 занятие

27 занятие

5-8 занятие

Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших)

  1. тесты
  2. продукты труда и творчества учащихся
  3. игра «Моя семья»
  4. письмо маме

7 занятие

33 занятие

21 занятие

Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала)

  1. Анкета «Я и труд»
  2. Педагогическое наблюдение
  3. Продукты труда и творчества учащихся

23 занятие

22 занятие

30-32 занятие

Природа (родная земля, заповедная природа, экологическое сознание)

  1. анализ участия в экологических акциях
  2. тесты
  3. анкета «Знаешь ли ты как охранять природу?»

22, 30-32 занятие

34 занятие

34 занятие

Человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов)

  1. анализ участия в этической беседе

4 занятие

Гражданственность (гражданское общество, правопорядок)

  1. тесты
  2. ролевая игра «Я в обществе»

28 занятие

6 занятие

Используемые ресурсы для руководителя кружка:

  1. «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»
  2. Образовательная программа школы
  3. В.Бердинских «Занимательное краеведение. Вятский сундук», Киров, 1996
  4. «Имена героев на карте Кировской области», Киров, 2015
  5. ЭЗВ
  6. фотоматериалы архива школы
  7. школьные самодельные альбомы
  8. интернет-ресурсы
  9. ученические проекты
  10. картографические ресурсы Кировской области
  11. предметы школьного музея
  12. наборы открыток и фотографий кабинета географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственного воспитания"

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 классов (ФГОС)

Данная рабочая программа по истории для обучающихся 5 «а», «б», «в», «г» классов разработана на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной и Д.В. Заяц...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 6 классов (ФГОС)

Данная рабочая программа по истории для обучающихся 6 «а», «б», «в», «г» классов разработана на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной и Д.В. Заяц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: "Познай себя"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по  внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: «Познай себя», количество часов 34 для 8 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"...