Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Родничок" для 5 класса (духовно-нравственное направление)
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Кружок краеведческой направленности для учащихся сельской школы.
Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Формы проведения занятий: индивидуальная работа, экскурсия, исследование на местности, библиотечное занятие, творческая мастерская, занятие-презентация, викторина, этическая беседа, устный журнал
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, трудовая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnichok_.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
п. Октябрьский Зуевского района
Кировской области»
«Согласовано» Руководитель МО Протокол №______ от «____» _____________ 20___ г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____________________ «____» _____________ 20 ____ г. | «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ п. Октябрьский Зуевского района Кировской области _______________________ Приказ №________ от «____» ______________ 20_____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка внеурочной деятельности «Родничок»
(духовно-нравственное направление)
5 КЛАСС
Автор-составитель:
Квакина О.В., учитель географии
высшей квалификационной категории
Октябрьский
2018
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Родничок» составлена для учащихся 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Образовательной программы школы.
Актуальность. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что одной из базовых национальных ценностей является семья, патриотизм. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи, Родины особенно актуальна ещё и потому, что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. В современной России во всех слоях общества растет интерес к культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части, к истории своего рода. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на разработку моделей и программ духовно-нравственного воспитания детей через изучение своей семьи, своего рода и познание самого себя как неотделимой части этого целого.
Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление духовных и культурных семейных ценностей.
Ценности: патриотизм, семья, труд и творчество, природа, человечество, гражданственность.
Образовательные задачи: изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности; усвоение навыков грамотной работы с информацией и применения теоретических знаний в практике; совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации.
Воспитательные задачи: воспитание гражданина и патриота.
Развивающие задачи: развитие интеллектуального потенциала личности, познавательных процессов, самостоятельного критического мышления, воображения, восприятия, памяти; развитие аналитического мышления.
Программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе.
В основе содержания, построения и методов реализации программы лежит принцип интеграции. Тематика занятий и творческие задания, включенные в программу, предполагают тесное взаимодействие с уроками истории и обществознания, географии и биологии.
Формы проведения занятий: индивидуальная работа, экскурсия, исследование на местности, библиотечное занятие, творческая мастерская, занятие-презентация, викторина, этическая беседа, устный журнал
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социальное творчество, трудовая деятельность.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 в год.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В результате работы учащиеся должны знать: полный адрес местожительства, историю посёлка, уникальные места малой родины, выдающихся людей, местные династии, степени родства, приёмы составления герба семьи, генеалогического древа, приёмы охраны природы, правила поведения в музее, на экскурсии.
Личностные результаты: интерес к знаниям по родному краю, к новым способам самовыражения, способам исследования окружающей действительности; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности, приобретение социальных знаний (о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), ценностное отношение к социальной реальности, получение опыта самостоятельного общественного действия.
Метапредметные результаты: поиск информации через различные источники, умение делать выводы, планировать свои действия, проявлять познавательную инициативу, работать в группе, высказываться в устной и письменной форме, оформлять результат своего труда.
Основными формами выявления уровня усвоения программы являются тесты, деловые игры, викторины, ролевые игры, подготовка к тематическим сообщениям и выступлениям; защита творческих проектов; участие в конкурсах, фестивалях, коллективные обсуждения.
Критерии оценки знаний, умений и навыков
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Календарно-тематическое планирование.
№ занятия | Название занятия, форма проведения | Место проведения | Ресурсы | Что должны знать и уметь | Сроки проведения |
1 | Вводное занятие. Чем мы будем заниматься на кружке? | Кабинет географии | м/м презентация, выставка детской литературы о родном крае | Название кружка, виды деятельности на занятиях, объяснить важность занятий | 1 неделя |
2 | Викторина «Тропами милой старины»: предметы быта, устаревшие слова, загадки. | Кабинет географии | Мини-экспозиция «Все мы родом из деревни» | Названия предметов деревенского быта, назначение | 2 неделя |
3 | Экскурсия на исток р.Нартицы | Окрестности посёлка | Фотоаппарат, топокарта, компас | Место истока реки, уметь провести экскурсию к истоку самостоятельно, пользоваться компасом и картой | 3 неделя |
4 | Праздник уважения пожилых людей – 1 октября. | Кабинет географии | м/м презентация | Важность появления даты в календаре, ФИО своих пожилых родственников, примеры добрых дел и поздравлений к празднику | 4 неделя |
5 | Рассказ-презентация «История посёлка». Происхождение названия села, улиц, фамилий жителей. | Кабинет географии | м/м презентация, альбомы об истории посёлка | Полный адрес места жительства, историю посёлка, названия улиц, распространённых фамилий односельчан | 5 неделя |
6 | Герб посёлка. Игра «Выборы элементов герба» | Кабинет географии | Раздаточный иллюстративный материал, оформительские принадлежности | Виды оформления герба, изображение герба Кировской области, Зуевского района, значение элементов герба | 6 неделя |
7 | Родство. Родословное древо. | Кабинет географии | Фото семейных архивов, образцы оформления | Кто такие родственники, толковый словарик родства, ФИО своих родственников до третьего колена, формы оформления родословного древа | 7 неделя |
8 | Презентация своего родословного древа. | Кабинет географии | ИКТ | Уметь представлять результат своего труда, ИКТ-компетенции | 8 неделя |
9 | Этическая беседа «Труд красит человека» | Кабинет географии | м/м презентация | Пословицы и поговорки о трудолюбии, примеры трудовых подвигов людей | 9 неделя |
10 | Рассказ-презентация «Трудовые династии в нашем посёлке» | Кабинет географии | Фотоальбомы, статьи газет об истории посёлка | ФИО односельчан – Героев Труда, их биографии, уметь составить рассказ и представить слушателям на основе различных источников | 10 неделя |
11 | Знакомство с экспозицией по истории трудового коллектива в конторе ОАО «Мухинский» | Здание администрации совхоза | фотоаппарат | Название хозяйства, ФИО руководителей, историю совхоза, Героев Труда, уметь быть вежливым слушателем, активным собеседником | 11 неделя |
12 | Устный журнал «Наши родные – пионеры» | Сельская библиотека | Материалы семейных архивов | Кто такие пионеры, назначение организации, традиции, элементы. Уметь разработать и провести интервью, проанализировать и представить слушателю | 12 неделя |
13 | Зачем создают краеведческие музеи? Правила посещения музея | Кабинет географии | Раздаточный иллюстративный материал | Значение краеведческих музеев, правила поведения в музеях | 13 неделя |
14 | Экскурсия в музей с.Суна. | Краеведческий музей | фотоаппарат | Правила поведения в музее, историю села, правила фотографирования | 14 неделя |
15 | Творческая работа-отчёт по экскурсии в краеведческий музей. | Кабинет географии | Оформительские принадлежности | ИКТ-компетенции, правила творческой коллективной работы | 15 неделя |
16 | Творческая работа «Старая фотография рассказывает..» | Кабинет географии | Оформительские принадлежности | ИКТ-компетенции, правила творческой коллективной работы | 16 неделя |
17 | Творческая работа «Старая вещь рассказывает…» | Кабинет географии | Оформительские принадлежности | ИКТ-компетенции, правила творческой коллективной работы | 17 неделя |
18 | Экскурсия в музей с.Мухино. | Краеведческий музей | фотоаппарат | Правила поведения в музее, историю села, правила фотографирования | 18 неделя |
19 | Экскурсия в музей г.Зуевка. | Краеведческий музей | фотоаппарат | Правила поведения в музее, историю села, правила фотографирования | 19 неделя |
20 | Мой папа (дедушка) – солдат. Подготовка материала к школьному конкурсу | Кабинет географии | Материалы семейных архивов | ФИО, годы жизни, службы своих родных. Уметь исследовать ресурсы семейного архива, творчески оформлять результат исследования | 20 неделя |
21 | Международный женский день. Разговор о маме. | Кабинет географии | м/м презентация | Уметь говорить о близком человеке, вести беседу | 21 неделя |
22 | Участие в акции «Собери макулатуру – сохрани деревья!» | Школа | Весы, ведомость по итогам сбора макулатуры | Значение трудового дела, уметь работать в коллективе по поручениям | 22 неделя |
23 | Ответственность и трудолюбие. По рассказам Е.Пермяка. | Кабинет географии | Выставка произведений писателя, анкета | Уметь вести беседу, анализировать поступки окружающих | 23 неделя |
24 | 80 лет Кировской области. Проект «Альбом-коллаж о знаменитых земляках для ребят 1 класса» | Кабинет географии | Оформительские принадлежности, ЭЗВ «Знатные люди» | Дату образования области, элементы-символы Кировской области, ФИО знаменитых земляков. Работать с разными источниками информации, оформлять результат труда | 24 неделя |
25 | 80 лет Кировской области. Проект «Альбом-коллаж о знаменитых земляках для ребят 1 класса» | Кабинет географии | Оформительские принадлежности, ЭЗВ «Знатные люди» | Дату образования области, элементы-символы Кировской области, ФИО знаменитых земляков. Работать с разными источниками информации, оформлять результат труда | 25 неделя |
26 | Презентация проекта. | Кабинет 1 класса | ИКТ | ИКТ-компетенции | 26 неделя |
27 | Мои сверстники, пионеры-герои. Просмотр фильма для детей о войне с последующим обсуждением. | Сельская библиотека | ИКТ, выставка портретов и книг о героях | Имена пионеров-героев, их подвиги. Уметь активно обсуждать киноматериал, оценивать значение подвигов сверстников | 27 неделя |
28 | Праздник Победы в моём посёлке (экскурсия) | Сельский парк Победы | Материалы проекта «Парк Победы в п. Октябрьском» | История появления парка Победы, ФИО участников войны, тружеников тыла, традиции проведения праздничных мероприятий к дню Победы в посёлке | 28 неделя |
29 | Праздник Победы в моей семье. | Кабинет географии | Материалы семейных архивов | ФИО родственников-участников ВОВ, их боевые заслуги, место службы. Исследование семейных реликвий. | 29 неделя |
30 | Трудовая операция «С заботой о родном крае». Работа на цветнике парка Победы. | Парк Победы | Рабочий инвентарь для садовых работ, фотоаппарат, рассада | Значение ОПТ, виды экологической деятельности, правила коллективного труда, ТБ труда | 30 неделя |
31 | Трудовая операция «С заботой о родном крае». Работа на школьном огороде. | Школьный огород | Рабочий инвентарь для садовых работ | Значение ОПТ, виды экологической деятельности, правила коллективного труда, ТБ труда | 31 неделя |
32 | Трудовая операция «С заботой о родном крае». Работа по благоустройству родника. | Окрестности посёлка | Рабочий инвентарь для садовых работ, фотоаппарат | Значение ОПТ, виды экологической деятельности, правила коллективного труда, ТБ труда | 32 неделя |
33 | День семьи. О значении появления даты в календаре. | Кабинет географии | м/м презентация | История появления даты в календаре, имена семейных династий посёлка | 33 неделя |
34 | Итоговое занятие. | Кабинет географии | Фотоматериалы с занятий кружка, анкета | Анализировать свою деятельность, свой вклад в общее дело. | 34 неделя |
Диагностический инструментарий:
Ценность | Методика, форма диагностики | Период диагностики |
Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству) |
| 27 занятие 27 занятие 5-8 занятие |
Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших) |
| 7 занятие 33 занятие 21 занятие |
Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала) |
| 23 занятие 22 занятие 30-32 занятие |
Природа (родная земля, заповедная природа, экологическое сознание) |
| 22, 30-32 занятие 34 занятие 34 занятие |
Человечество (мир во всём мире, многообразие культур и народов) |
| 4 занятие |
Гражданственность (гражданское общество, правопорядок) |
| 28 занятие 6 занятие |
Используемые ресурсы для руководителя кружка:
- «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»
- Образовательная программа школы
- В.Бердинских «Занимательное краеведение. Вятский сундук», Киров, 1996
- «Имена героев на карте Кировской области», Киров, 2015
- ЭЗВ
- фотоматериалы архива школы
- школьные самодельные альбомы
- интернет-ресурсы
- ученические проекты
- картографические ресурсы Кировской области
- предметы школьного музея
- наборы открыток и фотографий кабинета географии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки" духовно - нравственное направление
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственного воспитания"
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса - обогатить...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 5 классов (ФГОС)
Данная рабочая программа по истории для обучающихся 5 «а», «б», «в», «г» классов разработана на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной и Д.В. Заяц...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно-нравственной культуры народов России" для 6 классов (ФГОС)
Данная рабочая программа по истории для обучающихся 6 «а», «б», «в», «г» классов разработана на основе авторской программы Н.И. Ворожейкиной и Д.В. Заяц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: "Познай себя"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: «Познай себя», количество часов 34 для 8 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы духовно - нравственной деятельности народов России"...