Рабочая программа по внеурочной деятельности"История Курского края" для 7 - 8 классов
рабочая программа по истории (7, 8 класс)
Тематическое планирование по внеурочной деятельности "История Курского края" 7-8 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
к основной образовательной программе
основного общего образования, утвержденной
приказом от 19. 06. 2015 № 64
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по истории Курского края
7-8 классы
Автор программы:
Тишина Валентина Илларионовна
(ФИО учителя, должность, квалификационная категория)
__учитель I квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «История Курского края» составлена на основе регионального учебного пособия «История и современность Курского края» под общей редакцией проф. Б.Н. Королева, Программы по курсу «История и современность Курского края» под редакцией Ю.И.Зубкова. Программа построена на принципах преемственности и историзма.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также уровня их подготовки и интеллектуального развития.
Школьное краеведение - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется гражданственность, гордость за свою малую Родину.
Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Оно способствует развитию у обучающихся навыков исследовательской работы, при изучении и использовании местного исторического материала и установлении взаимосвязи между историей страны и края.
Школьники получают знания по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а та же путем поисково-исследовательской работы.
Обучающиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата.
Если на начальном этапе обучающиеся получают краеведческие знания в готовом виде, то в дальнейшем для их приобретения они используют материал, который добыли сами. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках, как средства конкретизации, не только не вызывает перегрузки обучающихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического краеведческого курса «История Курского края», делает знания обучающихся более прочными и более глубокими.
По истории Курского края предполагается реализовать актуальные в настоящие время компетентный, личностно ориентированный, деятельный подходы.
Цель программы внеурочной деятельности - формирование целостной картины мира школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Курской области; создание условий для развития и применения метапредметных УУД.
Основные задачи реализации краеведческого содержания:
- Приобретение знаний об историческом пути Курского края с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса;
- Знаний о важнейших событиях, процессах истории родного края и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- Овладение элементарными методами исторического познания;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта и топографической принадлежности;
- обогащение духовного мира и нравственного опыта учащихся, формирование патриотических и гражданских личностных качеств на основе регионального краеведческого материала, формирование ценностного отношения к культурно-историческому и природному наследию региона;
- развитие умений работать с разными источниками информации, развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.
В основу работы положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликультурный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Формирование целостных представлений об истории Курского края должно осуществляться в ходе творческой деятельности обучающихся на основе личностного осмысления исторических фактов и явлений. Особенное внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. Программа учебного курса по истории Курского края ориентирована на воспитание школьника гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания. В процессе обучения должно быть сформировано у обучающихся уважение к историческому наследию Курского края, гражданские и патриотические качества.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История Курского края» рассчитана на реализацию в объеме 68 часов:(1 час в 7 классе, 1 час в 8 классе).
Планируемый воспитательный результат:
- получат представление об уникальности родного края как части России;
- овладеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности;
- научиться общаться с людьми, вести краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал;
- получат представление о вкладе родного края в развитие России;
- узнают историю своей школы, традиции своего образовательного учреждения;
- формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям региона как части России;
- осознание личной сопричастности к истории края, страны, гордости за великие достижения;
- проявление активной жизненной позиции.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа внеурочной деятельности ориентирована на становление таких личностных характеристик выпускника, как: любящий свой народ, свой край и свою страну, уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Обучающиеся научатся:
- Различать прошлое, настоящее и будущее в жизни Курского края;
- Рассказывать о символике Курской области;
- Описывать достопримечательности региона;
- Находить на карте Курскую область и ее административные центры;
- Описывать по плану природную зону своего края;
- Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
- Называть представителей животного и растительного мира своего края, в том числе и занесенных в Красную книгу;
- Различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры их использования в Курской области;
- Характеризовать роль почвы в природе и особенности чернозема;
- Извлекать по заданию учителя и самостоятельно необходимую региональную информацию из дополнительных источников знаний (СМИ, Интернет, справочная литература и др.), обсуждать полученные сведения;
- Рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах, о выдающихся людях Курской области;
- Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения в природе и в быту;
- Рассказывать о результатах экскурсии по родному краю.
К концу 8 класса обучающиеся получат возможность научиться:
- Проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны и своего региона;
- Осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе;
- Находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, краеведческом музее, из бесед со взрослыми и СМИ;
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ним; задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; читывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учащиеся должны знать, понимать:
-основные факты, ключевые процессы и явления, характеризующие краеведческую направленность;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформированные в краеведение;
-памятники истории, природы Курской области и Золотухинского района;
-даты основных событий;
-термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников;
-результаты и итоги событий истории родного края, истории Отечества;
важнейшие достижения культуры Курского края и России;
-Различные виды исторических источников.
Уметь:
-приводить поиск краеведческой информации в источниках различного типа и уметь анализировать ее;
-участвовать в групповой исследовательской работе и представлять результаты в различных формах: конспектах, сочинениях, проектах, публичной презентации;
-объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, происходящим в
Курской области и Золотухинском районе.
-сравнивать исторические явления, события, объяснять важнейших исторических понятий;
-самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное мнение, читать историческую карту;
-группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
-сопоставлять однотипные процессы истории родного края: и отечественной истории;
- сравнивать оценки исторических событий, данные в учебном пособии, дополнительной литературе, документах;
- умело использовать знания об историческом пути и традициях народов России и родного края в общении с людьми другой культуры, национальной религиозной принадлежности.
Содержание тем учебного курса.
7 класс
I. раздел «История Курского края с древнейших времен до конца XVI века» (15 ч.)
Наш край в период первобытнообщинного строя. Ранние славяне и Курский край. Киевская Русь и наш край. Возникновение города Курска. Феодосий Печерский один из подвижников христианской православной религии, основоположник Киево-Печерской лавры. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве». Курский край в период феодальной раздробленности. Древние города Курского края. Курск как порубежный город России. Курский край в 16 в. Занятия и быт курян. Курские слободы. Народные традиции Курского края.
II. раздел «Курский край в XVII-XVIII вв.» (19 ч.)
Он предусматривает изучение основных событий и явлений в развитии Курского края с опорой на уже начинающиеся знания учащихся по истории Отечества.
Курский край в конце 16 - начале 17 вв. Социально-экономическое развитие нашего края в 17 в. Положение народных масс края и их борьба против крепостного гнета и с внешними врагами. Культура и быт курян в 17 в. Социально-экономическое развитие Курского края в эпоху Петра I. «Птенцы гнезда Петрова» и Курский край. Экономическое развитие во 2-й половине 18 в. История Коренной ярмарки. Управление Курским краем в 18 в. Борьба трудящихся против крепостничества в 18 в. Культура края в 18 в. Г. Шелихов «Колумб Российский». Возникновение «литературного гнезда» и драматического театра в Курской земле. Известные люди Курского края. М.С. Щепкин. Возникновение Курского драматического театра. Серафим Саровский- подвижник Русской православной церкви. Золотухинский район в эпоху феодализма. Наш район в годы Великой Отечественной войны. Итоговое повторение «Край былинный.»
8 класс
I раздел. «Курский край в XIX в». (8 ч.)
Экономическое развитие Курского края на рубеже 18-19 вв. Курск как административный центр губернии. Курские губернаторы. Социальный состав населения Курского края. Куряне - участники Отечественной войны 1812 г. Куряне - участники освободительного движения первой четверти 19 в. Отмена крепостного права в Курской губернии. Экономическое развитие Курского края во второй половине 19 в. Культура Курского края в 19 в.
II раздел «Наш край в XX в» (18 ч.)
В данном разделе рассматривается вопрос социально-экономического, политического и культурного развития края и завершает совершенствование знаний учащихся по истории родного края.
Политические партии, революционное движение в Курске и Курском крае. Установление Советской власти. Наш край в годы гражданской войны и интервенции. Восстановление народного хозяйства после Гражданской войны.
Индустриализация и коллективизация в курском крае. Развитие культуры в 20-30 годы. Образование Золотухинского района. Начало ВОВ. Установление оккупационного режима. Борьба курян против фашистской оккупации. Партизанское движение в Курском крае. Освобождение г. Курска от немецких захватчиков. Курская битва. Куряне-герои Курской битвы. Вклад курян в победу. Золотухинский район в годы войны. Золотухинцы- Герои Советского Союза. Развитие экономики края в 1945-1965 гг. Куряне – выдающиеся и известные политические деятели: Н.С. Хрущев, Ф.М. Кулаков, Е.А. Фурцева. Социально-экономическое развитие Курской области во второй половине 20 в.: промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера. Развитие народного образования в 20 в.
III раздел. Историко-культурное развитие Курского края (8 ч.)
Художники-куряне 20 в. Выдающиеся музыканты Курского края. Современное развитие курского театрального искусства. Возрождение храмовой культуры. Курские народные промыслы. Система образования в Курской области. История «2-й Воробьевской школы». Ученые- наши земляки. История Коренной пустыни. Село 1 Воробьевка – усадьба А. Фета
Перечень учебно – методического обеспечения.
История курского края: Программа / Л.Н. Тимонина, А.И. Квасов, Т.В.Нагорных,
1.С.Е. Иванников, под редакцией Ю.И.Зубкова. – Курск: ООО «Учитель», 2010 – 14 с
- История и современность Курского края. Региональное учебное пособие под редакцией профессора Б.Н.Королева . Курск 2004 год.
- Курская область. Информационно – статистические материалы для учителей и учащихся образовательных учреждений. Курск 1998г.
- Очерки культуры Курского края. Краеведческие заметки в помощь школьному учителю. Курск 1993 г.
- История Золотухинского района . А.Ф. Сапожков 1990 год.
Календарно – тематическое планирование на текущий учебный год.
7 класс - 34 часа
№ п/п | Название темы урока | Кол-во час. | Дата планир. | Дата фактич. | Примечание | |||||
I | История Курского края с древнейших времен до конца XVI век | 14 | ||||||||
1 | Топонимика и геральдика Курского края и Золотухинского района. | 1 | ||||||||
2 | Каменный век и Курская область. | 1 | ||||||||
3 | Становление города Курск. | 1 | ||||||||
4 | Феодосий Печерский – родоначальник Российской духовности. | 1 | ||||||||
5 | Курский край в период феодальной раздробленности | 1 | ||||||||
6 | Древние города на территории Курской области. | 1 | ||||||||
7 | Борьба против кочевников (IX-XII веках) | 1 | ||||||||
8 | Нашествие монголо-татар | 1 | ||||||||
9 | Курский край и Литва | 1 | ||||||||
10 | Курский край в XVI веке | 1 | ||||||||
11 | Занятия и быт курян | 1 | ||||||||
12 | Народные традиции Курского края. | 1 | ||||||||
13 | Курский край в конце XVI- начале XVII веков. | 1 | ||||||||
14 | Обобщающий урок по теме «История Курского края с древнейших времен до конца XVI века. | 1 | ||||||||
II | Курский край в XVII-XVIII веках | 20 | ||||||||
15 | Курский край в XVII веке. | 1 | ||||||||
16 | Годы петровских реформ. | 1 | ||||||||
17 | Протесты, бунты, восстания. | 1 | ||||||||
18 | Культура Курского края в XVII веке. | 1 | ||||||||
19 | XVIII век: кризис крепостного строя. | 1 | ||||||||
20 | Социально-экономическое развитие Курского края в XVIII веке. | 1 | ||||||||
21 | Екатерина Великая и Курский край. | 1 | ||||||||
22 | Культура Курского края в XVIII веке | 1 | ||||||||
23 | Развитие системы образования. | 1 | ||||||||
24 | Известные куряне эпохи феодализма: А. Беклешов. | 1 | ||||||||
25 | Известные куряне эпохи феодализма: Г. Шелихов | 1 | ||||||||
26 | Известные куряне эпохи феодализма: И. Голиков. | 1 | ||||||||
27 | Иконописание в Курской губернии | 1 | ||||||||
28 | Архитектурные памятники Курского края XVIII века. | 1 | ||||||||
29 | М.С. Щепкин. Возникновение Курского драматического театра. | 1 | ||||||||
30 | Серафим Саровский- подвижник Русской православной церкви. | 1 | ||||||||
31 | Золотухинский район в эпоху феодализма | 1 | ||||||||
32 | Наш район в годы Великой Отечественной войны | 1 | ||||||||
33 | Освобождение Курской области от немецко-фашистских захватчиков | 1 | ||||||||
34 | Обобщающее повторение | 1 | ||||||||
Всего часов | 34 |
8 класс - 34 часа
№ урока | Тема урока | Колич. часов | Дата план. | Дата факт. | Примечание |
I | Курский край в XIX веке | 8 | |||
1/1 | Введение | 1 | |||
2/2 | Социально-экономическое развитие Курского края в XIX веке. Пореформенный скачок. | 1 | |||
3/3 | Курск как административный центр губернии. | 1 | |||
4/4 | Курские губернаторы. | 1 | |||
5/5 | Куряне –участники Отечественной войны 1812г. | 1 | |||
6/6 | Курские купцы. | 1 | |||
7/7 | Культура Курского края в XIX веке. | 1 | |||
8/8 | Знаменитые куряне рубежа веков: Диковский, Марковы. | 1 | |||
II | Наш край в XX –начале XXI веков | 18 | |||
9/1 | Основание д. 2 Воробьевка. | 1 | |||
10/2 | Экономика и политика в начале столетия | 1 | |||
11/3 | Советы на Курской земле. Годы социальных потрясений. | 1 | |||
12/4 | Гражданская война. Махно в Курской губернии. | 1 | |||
13/5 | Продналог в Курской губернии. | 1 | |||
14/6 | Индустриализация и коллективизация в Курском крае. | 1 | |||
15/7 | Развитие культуры в 20-е-30-е годы. | 1 | |||
16/8 | Образование Золотухинского района. | 1 | |||
17/9 | Начало Великой Отечественной войны. Оккупационный режим на территории Курской области. | 1 | |||
18/10 | Партизанское движение в Курской области. | 1 | |||
19/11 | Курская битва. Куряне – герои Курской битвы. | 1 | |||
20/12 | Золотухинский район в годы войны. | 1 | |||
21/13 | Вклад курян и жителей Золотухинского района в победу. | 1 | |||
22/14 | Золотухинцы - Герои Советского Союза. | 1 | |||
23/15 | Обобщение и систематизация знаний о Великой Отечественной войне. | 1 | |||
24/16 | Развитие Курской области в послевоенный период. | 1 | |||
25/17 | Н.С.Хрущев – наш земляк. | 1 | |||
26/18 | Социально- экономическое развитие Курской области во второй половине XX века | 1 | |||
Историко-культурное развитие Курского края | 8 | ||||
27/1 | Общественно- политическое развитие Курска и Курской области. | 1 | |||
28/2 | Система образования в Курской области. История 2 Воробьевской школы. | 1 | |||
29/3 | Ученые – наши земляки | 1 | |||
30/4 | История Коренной пустыни. Село 1 Воробьевка – усадьба Фета. | 1 | |||
31/5 | Усадьба князей Барятинских в Марьино | 1 | |||
32/6 | Историко- культурные памятники Курской области. | 1 | |||
33/7 | Курский край на литературной карте России | 1 | |||
34/8 | Обобщающее повторение по всему курсу | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История в 3D моделировании" 2016-2017 год
Программа для учащихся 5-6 классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История в лицах"
Рабочая программа курса внеурочной детялеьности "История в лицах" рассчитана для обучающихся 10-11 классов. Программа соответствует структуре ФГОС СОО. Основным методическим сопровожде...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаме...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "История Донского края"
Рабочая программа разработана для курса внеурочной деятельности "История Донского края" в 5 классе.В программе содержатся следующие разделы:1.Введение - 1 час2. С чего начинается Родина ? - ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "История международных отношений" для 8 классов (ФГОС)
Целями освоения дисциплины «История международных отношений» являются дать учащимся целостное представление об основных теоретических подходах к изучению международных отношений и истории ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "История казачества" в 7 классе
Программа рассчитана на 34 часа, одно занятие в неделю. Цель – формирование у школьников осознанного представления...