Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родное слово» для 2 класса
рабочая программа по теме
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных традициях воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам традиции народа.
Само время диктует необходимость обратиться к народным истокам. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Организация данной деятельности направлена на:
·Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
·Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).
·Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
·Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
·Формирование интереса к народному творчеству.
·Воспитание патриотизма и гражданственности.
·Развитие эстетического вкуса.
Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре татарского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
·Знакомство учащихся с праздниками, традициями татарского народа, с татарским бытом;
·Воспитание интереса и любви к татарской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
·Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
·Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
·Формирование чувства национального достоинства;
·Учить правильно произносить слова на татарском языке, читать стихотворения татарских поэтов;
Воспитывать интерес к творчеству выдающихся деятелей татарского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_po_tat.yaz_._2_kl._2015-2016.docx | 53.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30»
городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Родное слово» для 2 класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель Ариткулова Г.Р.
Стерлитамак 2016
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРСИТИКА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных традициях воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам традиции народа.
Само время диктует необходимость обратиться к народным истокам. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Организация данной деятельности направлена на:
- Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
- Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.).
- Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
- Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
- Формирование интереса к народному творчеству.
- Воспитание патриотизма и гражданственности.
- Развитие эстетического вкуса.
Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре татарского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
- Знакомство учащихся с праздниками, традициями татарского народа, с татарским бытом;
- Воспитание интереса и любви к татарской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм и т.д.;
- Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
- Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;
- Формирование чувства национального достоинства;
- Учить правильно произносить слова на татарском языке, читать стихотворения татарских поэтов;
Воспитывать интерес к творчеству выдающихся деятелей татарского народа.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Родное слово» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
- Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
- Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
- СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.Мой родной язык (5 ч.)
2.Природа родного края (5 ч.)
3.Моя семья (4 ч.)
4. Татарское народное творчество (4ч.)
5. Орнамент и декоративно-прикладное искусство (3ч.)
6. Национальная одежда (4ч.)
7.Секреты вежливости (5 ч.)
8.Зима (5 ч.)
9. Изобразительное искусство татарского народа (2ч.)
10. Национальные блюда (3ч.)
11. Татарская музыка (4ч.)
12. Быт татарского народа (2ч.)
13. Писатели - детям (8ч.)
14. Национальные традиции. Игры. (3ч.)
15. Национальные традиции. Праздники (5ч.)
16.Обобщение пройденного за год.(2)
Формы занятий: беседы, игры, просмотр презентаций, творческие конкурсы, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры.
VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности ученика |
1 | Вводное занятие. | 1 | Развитие познавательного интереса и мотивации. Участвовать в учебном диалоге. |
2 | Поэты о родном языке.В стране букв. Какого цвета радуга? Сколько тебе лет? Мои друзья. | 5 | Привить любовь к родному языку, природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений; |
3 | Моя семья. Мои родственники. Национальные блюда. Национальные праздники и обычаи. | 4 | Понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам. |
4 | Времена года. Животный мир. Как помочь птицам? Собираем лекарственные растения. Природные памятники Башкирии. Красота родной земли. Р.Валиева «Иң матур җир» | 7 | Осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни. |
5 | Сказка «Три сестры». Сказка «Гульчачак». Загадки. Скороговорки. Сочиняем сказки. | 5 | Слушать, читать, понимать прочитанное. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
6 | Татарский народный орнамент. Национальная вышивка. Резьба по дереву. | 3 | Ознакомиться с построением и содержанием татарского орнамента, изучить сочетание цветов, расположение элементов орнамента. |
7 | Женская и мужская национальная одежда. Мужские и женские головные уборы. Национальная обувь. Национальные украшения. | 4 | Ознакомиться с элементами старинного татарского костюма, его функциональным характером. Изучить особенности головных уборов, разучить названия на татарском языке. |
8 | Секреты вежливости. Как стать вежливым? Л. Лерон . Стихотворение «Доброе утро». В гостях. Помогаем маме. | 5 | Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; |
9 | Зимняя природа. Зимние игры. Падают снежинки. Г.Тукай. Стихотворение «Сон земли». М. Карим «Кыш бабай бәләкәй чакта» | 5 | Слушать, читать, понимать прочитанное Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме |
10 | Творчество Баки Урманче. Творчество Хариса Якупова. | 2 | Ознакомиться с творчеством художников и скульптора. Знать известные картины. |
11 | Национальные блюда. Гостеприимство татарского народа. Кухня, традиции застольного этикета. | 3 | Оценить достоинства традиционной татарской кухни; познакомить с рецептами приготовления простейших татарских блюд. |
12 | Музыкальные инструменты татарского народа. Известные композиторы татарского народа. Известные певцы татарского народа. Национальные танцы. | 4 | Ознакомиться национальными музыкальными инструментами, композиторами и певцами. Разучить песни, элементы татарского танца. |
13 | Жилище татарского народа. Национальные узоры в быту. | 2 | Продемонстрировать устройство избы (печь, полати, лавки, клеть, сени и хозяйственные постройки). |
14 | Творчество Г. Тукая. «Туган тел». Г.Тукай «Су анасы». Г.Тукай «Шүрәле». А.Алиш «Бик батыр белән Бик куркак». Стихи Р.Миннуллина. Читаем рассказы Ф.Яруллина. Любовь к родной земле в стихотворении Г.Юнусовой «Башкортстан»Мультфильмы по произведениям писателей. | 8 | Слушать, читать, понимать прочитанное. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
15 | Народные игры. Игры (горелки, жмурки). Народная традиция. Р. Уразман. «Яңгыр теләү йоласы» | 3 | Разучить несколько наиболее известных игр. Познакомить детей с народными татарскими играми. Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами. |
16 | Сабантуй. Карга боткасы. Ураза байрам. Навруз байрам. | 5 | Ознакомиться с национальными праздниками, воспринять традиции праздников. |
17 | Обобщение пройденного за год. Повторение раздела «Туган җир, туган ил» | 2 | Выразительно читать. Наблюдать: рассматривать иллюстрацию, соотносить её сюжет с соответствующим фрагментом из стихотворения; озаглавить иллюстрацию. Участвовать в диалоге на заданную тему. |
VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Тимерханов А.А., Гарифуллин С.Ф. Татарско-русско-английский школьный словарь. – Казань: Магариф, 2014.
- Ганиева Ф.А.,Абдуллин И.А.,Мухамадиев М.Г.,Юналеева. Р.А. Татарско-русский словарь. Издание 4-ое исправленное и дополненное.-Казань: Тат.кн.изд., 2004.
- Сафиуллина Ф.С.Карманный татарско-русский и русско-татарский словарь.-Казань: “Тарих”, 2002.
- Бухарова Ф.Т., Ялчина А.Ф.Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы.-
- Ахметзянов Ю. Ә. Татар халык ашлары. – Казан: Раннур, 1999. – 463 б.
- Журналы “Тулпар”, “Әллүки», «Сабыйга», «Сабантуй»,
- Саттар-Мулилле Г. Татар исемнәре ни сөйли? Татар исемнәренең тулы аңлатмалы сүзлеге. – Казан. 1998. – 487 б.
- Татар мифлары: ияләре, ышанулар, ырымнар, фаллар, им-томнар, сынамышлар, йолалар. – Казан: Татар. Кит. Нәшр., 1999. – 432 б.
- Татар шигърияте: 1980-2000 еллар. – Казан: Мәгариф, 2003. – 352 б.
- Тәмле сүз: әдәпле булу серләре / төз. Талия Шакирова. – Казан : Татар кит. Нәшр., 2013. – 79 б.
VIII.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Иметь представления о татарском народе;
- Знать татарские народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы, игры;
- Осознавать необходимость духовно- нравственного развития человека.
IX. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
По плану | По факту | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 | ||||
2 | Поэты о родном языке. | 1 | ||||
3 | В стране букв. | 1 | ||||
4 | Какого цвета радуга? | 1 | ||||
5 | Сколько тебе лет? | 1 | ||||
6 | Мои друзья. | 1 | ||||
7 | Моя семья. | 1 | ||||
8 | Мои родственники. | 1 | ||||
9 | Национальные блюда. | 1 | ||||
10 | Национальные праздники и обычаи. | 1 | ||||
11 | Времена года. | 1 | ||||
12 | Животный мир. | 1 | ||||
13 | Как помочь птицам? | 1 | ||||
14 | Собираем лекарственные растения. | 1 | ||||
15 | Природные памятники Башкирии. | 1 | ||||
16 | Красота родной земли. | 1 | ||||
17 | Р.Валиева «Иң матур җир» | 1 | ||||
18 | Сказка «Три сестры». | 1 | ||||
19 | Сказка «Гульчачак». | 1 | ||||
20 | Загадки. | 1 | ||||
21 | Скороговорки. | 1 | ||||
22 | Сочиняем сказки. | |||||
23 | Татарский народный орнамент. | 1 | ||||
24 | Национальная вышивка. | 1 | ||||
25 | Резьба по дереву. | 1 | ||||
26 | Женская и мужская национальная одежда. | 1 | ||||
27 | Мужские и женские головные уборы. | 1 | ||||
28 | Национальная обувь. | 1 | ||||
29 | Национальные украшения. | 1 | ||||
30 | Секреты вежливости. | 1 | ||||
31 | Как стать вежливым? | 1 | ||||
32 | Л. Лерон. Стихотворение «Доброе утро». | 1 | ||||
33 | В гостях. | 1 | ||||
34 | Помогаем маме. | 1 | ||||
35 | Зимняя природа. | 1 | ||||
36 | Зимние игры. | 1 | ||||
37 | Падают снежинки. | 1 | ||||
38 | Г.Тукай. Стихотворение «Сон земли». | 1 | ||||
39 | М. Карим «Кыш бабай бәләкәй чакта» | 1 | ||||
40 | Творчество Баки Урманче. | 1 | ||||
41 | Творчество Хариса Якупова. | 1 | ||||
42 | Национальные блюда. | 1 | ||||
43 | Гостеприимство татарского народа. | 1 | ||||
44 | Кухня, традиции застольного этикета. | 1 | ||||
45 | Музыкальные инструменты татарского народа. | 1 | ||||
46 | Известные композиторы татарского народа. | 1 | ||||
47 | Известные певцы татарского народа. | 1 | ||||
48 | Национальные танцы. | 1 | ||||
49 | Жилище татарского народа. | 1 | ||||
50 | Национальные узоры в быту. | 1 | ||||
51 | Творчество Г. Тукая. «Туган тел». | 1 | ||||
52 | Г.Тукай «Су анасы». | 1 | ||||
53 | Г.Тукай «Шүрәле». | 1 | ||||
54 | А. Алиш «Бикбатыр белән Биккуркак». | 1 | ||||
55 | Стихи Р.Миннуллина.. | 1 | ||||
56 | Читаем рассказы Ф.Яруллина. | 1 | ||||
57 | Любовь к родной земле в стихотворении Г.Юнусовой «Башкортстан» | 1 | ||||
58 | Мультфильмы по произведениям писателей | 1 | ||||
59 | Народные игры. | 1 | ||||
60 | Игры (горелки, жмурки). | 1 | ||||
61 | Народная традиция. Р. Уразман. «Яңгыр теләү йоласы | 1 | ||||
62 | Сабантуй. | 1 | ||||
63 | Карга боткасы. | 1 | ||||
64 | Ураза байрам. | 1 | ||||
65 | Навруз байрам. | 1 | ||||
66 | Повторение раздела «Туган җир, туган ил» | 1 | ||||
67 | Итоговое занятие | 1 | ||||
68 | Обобщение пройденного за год. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по внеурочной деятельности "Родная сторона"
Программа по внеурочной деятельности "Родная сторона" предназначена для учеников 4-6 классов специальной (коррекционной) школы VIIIвида....
Программа курса внеурочной деятельности: "Родничок".
Программа курса внеурочной деятельности, общеинтеллектуальное направление. Включает в себя: пояснительную записку, формы и режим работы. содержание программы, тематическое планирование разделов, ожида...
Программа по внеурочной деятельности "Родничок"
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла (литература, музыка) на уровне межпредметных связе...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Родничок" для 5 класса (духовно-нравственное направление)
Кружок краеведческой направленности для учащихся сельской школы.Цель: создание условий для развития личности и приобщения учащихся к изучению истории Отечества через историю своей семьи, укрепление ду...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родное слово"для 5-9 классов.
Содержательно курс «Родное слово» соотносится с учебным предметом «Литература», дополняя его подборкой текстов, направленных на личностное развитие обучающихся в соответствии с...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» 9 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» 9 класс...