РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мастерица Севера» 5-7 классы
рабочая программа
Программа “Мастерица Севера ” имеет художественно- эстетическое, краеведческое направление, использует межпредметные связи: технологии, изобразительного искусства, культуры народов Ямала, предметов регионального цикла; предназначена для обучающихся 11-13 лет (5-7 классы).
Цель программы:
Формирование художественно-эстетического вкуса детей посредствам ознакомления с декоративно-прикладным творчеством народов Ямала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_masteritsa_severa.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения. Протокол №____ от «___» _________2018г. Руководитель ШМО _____/___________/ | Принято на заседании педагогического совета Протокол №___ от «___»________2018 г. | Утверждена Приказом № от «___» _________2018г. Директор школы _______/В.В. Харитонова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Мастерица Севера»
5-7 классы
Составитель: учитель Еприна Л.П., 1 категории
с. Горки, 2018-19уч.г.
Пояснительная записка
Программа “Мастерица Севера ” имеет художественно- эстетическое, краеведческое направление, использует межпредметные связи: технологии, изобразительного искусства, культуры народов Ямала, предметов регионального цикла; предназначена для обучающихся 11-13 лет (5-7 классы).
Цель программы:
Формирование художественно-эстетического вкуса детей посредствам ознакомления с декоративно-прикладным творчеством народов Ямала.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить воспитанников с историей возникновения северного орнамента, историей возникновения бисера и бисероплетения на Севере; дать понятие о северном орнаменте, познакомить детей с терминами и понятиями по искусству и технологии различных ремесел.
Обучить технике изготовления изделий из различных материалов: бисера, ткани, сукна, кожи и меха, с применением северного орнамента.
Научить умению выполнения техники бисероплетения, аппликации, вышивки, работы с тканью, сукном, мехом.
Научить технике составления схем для плетения, вышивки, дать основы технологической грамотности.
Научить расширять активный словарный запас слов на ханты языке: развивать диалогическую и монологическую речь, создавая максимум условий для развития желания детей общаться между собой на родном языке;
Учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении.
Развивающие:
Учить чувствовать красоту природы родного края, видеть национальное своеобразие в предметах быта, в окружающей жизни;
Развивать творческие способности воспитанников посредством применения исследовательского метода и метода проектов в технологии.
Пробуждать фантазию, способствовать самостоятельности обучающихся.
Развивать умения изготавливать национальную одежду в уменьшенном виде.
Формировать зрительскую культуру воспитанников через восприятие произведений искусства.
Воспитательные:
Воспитывать художественный вкус, культуру поведения, интерес к искусству разных народов, любовь к родной культуре.
Сформировать детский коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества.
Формировать навыки здорового образа жизни, создать условия для развития личности ребенка, научить применять полученные знания, для адаптации в будущей жизни.
Программа реализуется в течение 3 лет, ежегодно в период с 01.09. по 31.05., что составляет 35 недель. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 занятия, что составляет 1,5 часа в день по 40 минут (согласно Сан ПиН 2.42.11.78 – 2 [II]) с перерывами на отдых по 10 минут.
На занятиях объединения дополнительного образования детей «Мастерица Севера » применяются следующие методы и формы обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- практический
- творческого задания
- поисковый
- исследовательский
- метод проектов
- анкетирования
- интервьюрирования
- беседа, рассказ
- видеосъемка
активные формы обучения:
- игры и соревнования;
- конкурсы и выставки;
- праздники и утренники;
- экскурсии и походы;
- кроссворды и викторины,
- инсценировки и индивидуально-групповые занятия.
Содержание курса внеурочной деятельности «Мастерица Севера»
- Работа по бисеру -14
Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Знакомство с кружковцами. Беседа о целях и задачах занятий по программе, инструктирование учащихся.
1.Из истории бисера
2.Виды плетения:
а) современный вид плетения, бисер, леска;
б) плетение подвесок с параллельными кромками, кошельки;
3. Старинный вид плетения:
а) плетение из 4-х жил;
б) плетение на 8 жилах
4. вышивание на ткани бисером
2. Орнаментальное искусство - 14
1. Искусство маленького народа.
2. Творческая работа учащихся
3. Применение орнаментов в одежде.
4. Зарисовать орнаменты в тетрадь в клетку.
5. Оформить альбом с орнаментами
- Работа по бересте - 14
а)Время и место снятия бересты. Экскурсия в лес
Посуда из бересты:
а) орнаментальное оформление берестяных изделий, подготовка к работе
б) пошив лукошки-сун
4. Работа по меху и замше - 14
Сушка шкур (соболь, заяц, лиса, песец, белка, ондатра)
Выделка для шкур. Растворы для выделки.
Выделка камуса, зайца,белки…
Пошив изделий из меха (игольница). Окаймление игольницы мехом
- Работа по ткани и сукну - 14
1.Изделия, изготовленные из ткани, сукна:
а) платье, платок, ягушка летн.
б) основной шов
2. Пошив куклы акань из ткани
3. Пошив игольницы из сукна
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мастерица Севера»
учащиеся должны знать:
- историю возникновения северных орнаментов, использование орнаментов в одежде народов Ямала;
- игрушки народов Ямала, способы их изготовления;
- историю возникновения бисера и бисероплетения;
- меховую одежду народов Ямала, свойства меха;
- инструменты и материалы, для изготовления изделий из меха;
- одежду народов Ямала, сшитую из ткани;
- виды декоративно-прикладного искусства народов Ямала;
- культуру поведения в семье, основы семейного уклада коренных жителей;
- семейные традиции, праздники, игры.
учащиеся должны уметь:
- уметь работать с сукном, раскраивать несложные изделия: куклу, игольницу;
- обрабатывать изделия косыми стежками;
- рисовать северные орнаменты и составлять схему плетения;
- осваивать технологию плетения из бисера;
- выполнять аппликацию из полосок меха, коллаж;
- определять лицевую и изнаночную сторону ткани;
- раскраивать и шить национальную одежду из ткани (в уменьшенном виде);
- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, нитки и ткань;
Тематическое планирование 5 класс, 2 ч. в неделю, 70 часов в год
Тема занятия | Количество часов | Планируемые результаты | Вид деятельности | Форма занятий |
Работа по бисеру | 14 | Знать историю возникновения северных орнаментов, использование орнаментов в одежде народов Ямала; - историю возникновения бисера и бисероплетения; - осваивать технологию плетения из бисера; | Индивидуальная работа, групповая | Теоретическое; Практическое Беседа |
Орнаментальное искусство | 14 | -рисовать северные орнаменты и составлять схему плетения; Знать виды декоративно-прикладного искусства народов Ямала; - культуру поведения в семье, основы семейного уклада коренных жителей; | Индивидуальная работа, групповая | Теоретическое; Практическое Беседа Оформление альбома орнаментами в цвете |
Работа по бересте | 14 | Знать технологию обработки бересты, умение наносить орнамент на готовое изделие | Индивидуальная работа, групповая | Теоретическое; Практическое Беседа Экскурсия в лес |
Работа по меху и замше | 14 | меховую одежду народов Ямала, свойства меха; - инструменты и материалы, для изготовления изделий из меха; - выполнять аппликацию из полосок меха, коллаж; | Индивидуальная работа, групповая | Теоретическое; Практическое Беседа |
Работа по ткани и сукну | 14 | - определять лицевую и изнаночную сторону ткани; - раскраивать и шить национальную одежду из ткани (в уменьшенном виде); - переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, нитки и ткань; - уметь работать с сукном, раскраивать несложные изделия: куклу, игольницу; - обрабатывать изделия косыми стежками; | Индивидуальная работа, групповая | Теоретическое; Практическое Беседа Изготовление наглядных изделий (орнаменты, берестяная посуда, игольницы) Выставка работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс
Программа разработана для организации внеурочной деятельности с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"
Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Подвижные игры"
Данная программа включает пояснительную записку, развёрнутый календарно - тематический план....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5-6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»5-6 кл разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования,она напр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия 5-6 класс"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Основной...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса
Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс
5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, н...