Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса
рабочая программа по физкультуре по теме

Юлия Юрьевна Тишкина

Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_2013-2014.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Программа курса «Подвижные игры» 1-3 классы.

Пояснительная записка

Малоподвижный образ жизни школьников отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени восполняют недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.

Подвижные игры вырабатывают у детей характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Игровой процесс включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.

Подвижные игры очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других. По содержанию все народные игры доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору», и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один — за всех и все — за одного» — цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.

С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борющаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.

Цель: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

         Задачи:

  • научить детей играть активно и самостоятельно;
  • вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
  • способствовать воспитанию  нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Программа рассчитана на учащихся 1- ых классов. 2 часа в неделю, 66 часов в год.

       Прогнозируемые результаты применения программы направлены:

- на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
- введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств.

Календарно-тематический план

              внеурочной деятельности по физической культуре 1 класс

                                                    на 2013-2014 год.

№п.п.

№ урока в разделе,теме

                       Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированые сроки изучения учебного материала

1

1

Вводный инструктаж ,охрана труда при занятии легкой атлетикой.

Общие подвижные символические игры.

02.09-07.09

2

2

П.и. «Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Серый волк».

09.09-14.09

3

3

П.и. «Цепочка», «Платок», «Серый волк»

16.09-21.09

4

4

Игры для формирования правильной осанки. «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

23.09-28.09

5

5

Игры для формирования правильной осанки.  «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

30.09-05.10

6

6

Игры с бегом  «Дорожки», «Караси и щука», «Змейка»,

07.10-12.10

7

7

«Пятнашки обыкновенные», «Салка»,  «Городок- бегунок».

14.10-19.10

8

8

Игры с прыжками  «Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики»,

21.10-26.10

9

9

«Попрыгунчики», «Воробушки и   кот», «Болото».  

28.10-02.11

10

10

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча «Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху»,

11.11-16.11

11

11

«Свечки», «Лови мяч»,   «Колодка», «Зевака».

18.11-23.11

12

12

Игры лазанием и перелезанием «Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки»,

25.11-30.11

13

13

Игры для развития внимания «Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка»,

02.12-07.12

14

14

«Цепи  кованы». «Заря», «Корзинки».

09.12-14.12

15

15

Общеразвивающие игры  «Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза»,

16.12-21.12

16

16

«Вытолкни за круг», «Казаки и  разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек»

23.12-28.12

17

17

Игры с разными предметами «Домики», «Городки»,

13.01-18.01

18

18

«Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».

20.01-25.01

19

19

Игры с камешками, шариками и палками    «Двенадцать  палочек», «Достань камешек»,

27.01-01.02

20

20

«Коршун», «Кольцо», «Рулетка».

03.02-08.02

21

21

Хороводные игры    «Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли»,  «Жених ищет невесту»,  

10.02-15.02

22

22

»,  «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».

17.02-22.02

23

23

Игры в помещении «Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза»,  

24.02-01.03

24

24

«Колечко», «Все в   кружок», «Слепой козёл».

03.03-08.03

25

25

Игры в фанты    «Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».

10.03-15.03

26

26

Игры- шутки     «Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».

17.03-22.03

27

27

Сюжетные игры    «Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору»,

01.04-05.04

28

28

«Зайцы в   огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

07.04-12.04

29

29

Загадки, шарады, каламбуры «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк»,

14.04-19.04

30

30

«Обмен именами», «Чепуха», «Мимика»,

21.04-26.04

31

31

«Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов

28.04-03.05

32

32

Праздник «Мир народных игр»    Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники»,

05.05-10.05

33

33

«Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо»,  «Подвижки льда».

12.05-17.05

34

34

Повторение игр

19.05-24.05

35

35

Повторение игр

26.05-31.05

Итого

35

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения дети

должны иметь представление:

  • об историческом наследии русского народа и русских  народных игр;
  • о традициях русских народных праздников;
  • о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

должны знать:

  • историю возникновения русских народных игр;
  • правила проведения игр, эстафет и праздников;
  • основные факторы, влияющие на здоровье человека;
  • основы правильного питания;
  • правила поведения во время игры.

должны уметь:

  • выполнять упражнения в  игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
  • проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
  • владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
  • применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

Методическое обеспечение и технологии программы:

Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.

Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов.

Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.

Педагогические возможности преподавания содержания программы «Русские народные игры» будут эффективны, так как учащиеся учатся оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов природы. А это первый шаг к формированию привычек ведения здорового образа жизни.

Основная функция этой программы - воспитание национального самосознания. Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на разделы, по характеристикам игр. Здесь есть игры, отражающие отношение человека к природе, ведь народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.

С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борющаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Таким образом, при моделировании обновленной парадигмы педагогической классификации русских народных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.

Материально- техническое обеспечение программы:

  • гимнастическая дорожка (8 матов);
  • 25 теннисных мячей;
  • 4 набора кубиков (по 9 штук в каждом);
  • 15 гимнастических обручей;
  • 15 гимнастических палок;
  • 10 мячей – прыгунок;
  • 6 мячей для минибаскетбола;
  • 25 миниклюшек;
  • 25 платочков;
  • 15 скакалок;
  • 30 камешков одного размера (галька);
  • 2 декоративные удочки;
  • 14 флажков;
  • 2 набора «Городки»;

Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.

                          Учебно-методическое  обеспечение.

1.        «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва: «Просвещение»,2010

2.        «Физическая культура. 1-4 классы. Рабочие программы », В.И.Лях; Москва: «Просвещение»,2012

3.        «Физическая культура. 5-9 классы. Рабочие программы », В.И.Лях; Москва: «Просвещение»,2012

4.         «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; -                      Волгоград: «Учитель»,2008.

5.        «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.

6.        «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.

7.        «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.

8.        «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.

9.         http://минобрнауки.рф/

10.         http://www.mo.mosreg.ru/

СОГЛАСОВАНО                                                          СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР                                На заседании ШМО учителей МОУ СОШ

/___________/ __________/                                               /___________/ __________/      

  «_____»____________2013 г.                    протокол № _____от «___» _______2013 г.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...