Программа ЛТО "Зеленая планета"
рабочая программа (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная образовательная школа №99 имени героя Российской Федерации Д.Д.Тормахова
Согласовано Утверждено
На педагогическом Совете Учреждения Приказом директора МОУ ООШ №99
Протокол от 2019г. № от « » 2019г.
ПРОГРАММА
летнего лагеря труда и отдыха
«Зеленая планета»
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 13-15 ЛЕТ
Ф.И.О. – Куба Ирина Анатольевна,
руководитель смены
ГОРОД СОЧИ
2019 ГОД
Пояснительная записка:
«Мы – хозяева нашей Родины и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни»
М. Пришвин
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь труда и отдыха (далее – ЛТО).
Данная программа имеет экологическую, информационно-просветительскую направленность.
Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Школа в настоящее время является главным воспитателем. В школе обучаются учащиеся, состоящие на различных видах учета (КДНиЗП, ПДН, ВШУ), состоящие на контроле по программе «Семья на ладошке», учащиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Задача педагогического коллектива школы в воспитательном плане состоит в том, чтобы поднять значение здорового образа жизни, организовать свободное время во время летних каникул, поддержать семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, действует латентный характер помощи и поддержки детей лагеря.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив ЛТО ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель программы: расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи:
- расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов;
- воспитание экологической грамотности и ответственности за последствия негативных процессов вызванных нарушением экологического и санитарного состояния городской территории;
- максимальное использование возможностей природного окружения;
- выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
- развитие самоуправления, воспитание организаторов и инициаторов всех дел;
- приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере отношений сотрудничества, творчества, взаимоуважения;
- трудовое воспитание, направленное на привитие любви к труду, развитию трудовых навыков;
- организация активного отдыха и оздоровление детей;
- развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Программа летнего экологического лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛТО является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках ЛТО предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены с 27.05 по 16.06.2019
Участники.
Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте от 14 до 16 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в 1-м отряде, всего 8 человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает:
– подбор кадров;
– комплектование отряда, разработка документации.
II. Организационный этап включает:
– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
– сплочение отряда;
– формирование законов и условий совместной работы;
– подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги - организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
– помогают в проведении мероприятий;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
IV. Заключительный этап.
Психолого-социально-педагогический анализ результатов.
Режим дня
8.30 - 8.45 встреча детей «Мы вам рады»;
8.45 - 9.00 утренняя зарядка:
«Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку!»;
9.00 - 9.30 завтрак «Нас столовая зовет, полезная каша и вкусный компот!»;
9.30. – 11.00 занятия в отрядах по направлению лагеря;
11.00-12.30 спортивно-оздоровительный час:
«Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы, ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!»
12.30-13.00 инструктаж по ТБ
13.00-13.30 обед
«Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет»;
13.30 -14.30 художественно-творческая деятельность (конкурсы, творческие мероприятия):
«Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!»
14.30 -15.00 операция «Уют»
«Надо в порядок все привести, в классе убрать и пол подмести!»;
15.00 - роспуск детей по домам «До свидания! До новых встреч!».
Содержание программы:
Основные программные мероприятия
№ | Направления | Способы и формы проведения |
1 | Правила поведения в природе | Ознакомление с правилами поведения в лесу, у водоёмов. Беседа - урок о лекарственных травах, охраняемых растениях. трудовой десант, игра-викторина
|
2 | Знакомство с окрестными экосистемами | Беседы об экосистемах, его обитателях, растениях, роль человека в экосистеме. «Разделяй вместе с нами» - беседы о значимости раздельного сбора мусора. Игра-викторина. Экскурсия в парк, к речке. |
3 | Практикум «Озеленение территории школьного двора» | Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе, кабинетах. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов.
|
4 | Экология и окружающая среда. | «Зеленый мониторинг» Цель: развитие общественных инициатив школьников по борьбе с вредителями зеленых насаждений и предупреждения расселения вредителей на территории курорта и гибели растений. Оборудование: карта-схема населённого пункта, фотоаппарат, определители насекомых. Анкетирование. Круглый стол.
|
5 | Охрана окружающей среды
| Социально-экологическая акция «Город и школьники, операция «Зеленый патруль» Беседа об охране окружающей среды. Выпуск газеты, бюллетеней, листовок. Акция. |
III. План-график реализации программы
№ | Направления | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные |
1 | Организационное | 1.Торжественная линейка. Открытие лагеря. 2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ. 3. Анкетирование
| 27.05 | Начальник лагеря, воспитатели |
2 | Правила поведения в природе | 1. Беседа «Правила поведения в лесу, у водоёмов». 2. Трудовой десант – прополка пришкольного участка. 3. Экскурсия в лазаревский парк. 4. Ролевая игра-беседа «Как обезопасить свою жизнь»
| 28.05
| Воспитатели |
|
| 1.Беседа «Знакомимся с Красной книгой Краснодарского края» 2. Беседа - урок о насекомых вредителях. 3. Игра-викторина 4. Трудовой десант.
| 29.05
| Воспитатели, библиотекарь.
|
3 | Знакомство с окрестными экосистемами | 1. Беседы об экосистемах, обитателях, растениях, значение человека в экосистеме. 2. «Разделяй вместе с нами» - интерактивная игра по раздельному сбору мусора. 4. Беседа «Как защитить природу» 5. Трудовой десант.
| 30.05
| Воспитатели, учитель физкультуры |
|
| 1. Беседы о реках, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме. Инструктаж по ТБ « Правила поведения в аквапарках. 2. Экскурсия в аквапарк. 3. Трудовой десант 4. Игра-викторина
| 31.05 | Воспитатели, библиотекарь.
|
4 | Практикум «Озеленение территории школьного двора»
| 1. Беседа «Значение озеленения территории школы. Влияние на здоровье школьников деревьев и кустарников». 2. Посадка, пересадка цветов на школьной клумбе, в том числе, комнатных. 3.«Эвкалипты и школьники. Растем вместе!» - практическое занятие 4. Круглый стол по обсуждению достигнутых результатов. 5. Конкурс рисунков, листовок, поделок.
| 3.06 | Воспитатели, учитель технологии |
|
| 1. Беседа «Почему здоровым быть модно» 2. Веселые старты. 3. Конкурс рисунков «Я то, что я ем» 4. Трудовой десант
| 4.05 | Воспитатели, учитель физкультуры |
5 | Экология и окружающая среда. Изучение экологического состояния улиц населённого пункта
| 1.Беседа «Экология и состояние организма» 2. Трудовой десант. 3. Анкетирование. 4. Экскурсия в парк культуры и отдыха. 5. Практическое занятие по безопасности жизнедеятельности. | 5.06 | Воспитатели, учитель физкультуры, ОБЖ |
|
| 1. Спортивно-массовая игра 2. «Гамбузия – золотая рыбка Сочи» 2. Трудовой десант. 3. Круглый стол. 4. Выпуск бюллетеня.
| 6.06 | Воспитатели, учитель физкультуры, библиотекарь. |
6. | Экология и окружающая среда. | 1. Беседа «Насекомые вредители» 2. Трудовой десант. 3. Психологическое тестирование 4. Акция «Чистая планета»
| 7.06 | Воспитатели. |
|
| 1 Занятия на природе. 2. Игры на свежем воздухе. Подвижные игры. 4. Акция «Город и школьники, операция «Зеленый патруль» | 10.06 | Воспитатели, учитель физкультуры |
7 | Охрана окружающей среды
| 1. Беседа об охране окружающей среды 2. Игры на спортивной площадке минифутбол. 3. Трудовой десант. 4. Подготовка к фестивалю «Зеленая планета»
| 11.06 | Воспитатели, музыкальный руководитель, учитель физкультуры |
1.Беседа. Значение зеленых зон отдыха для человека. 2.Бережное отношение к парку, зонам отдыха у рек. 3.Трудовой десант по уборке школьной территории. 4. Подготовка к фестивалю «Зеленая планета» | 12.06 | |||
|
| 1 Беседа об охране окружающей среды. 2. Выпуск газеты, бюллетеней. Фестиваль. 3. . Подготовка к фестивалю «Экология и мы» 4. Трудовой десант.
| 13.06 | Воспитатели |
|
| 1. Фестиваль «Зеленая планета» 2. Уход за цветами на пришкольном участке. 3. Торжественное закрытие лагерной смены. Награждение. 3. Анкетирование, опрос.
| 14.06 | Начальник лагеря, воспитатели |
Ресурсное обеспечение Программы.
- Программа финансируется местным бюджетом.
- Для функционирования ЛТО привлекаются учителя школы.
- В соответствии со штатным расписанием участвуют:
руководитель смены -1
воспитатели -1
учитель физической культуры-1
врач -1
технические служащие-1
Помещение школы: актовый зал, один классный кабинет, спортивная площадка, столовая, медицинский кабинет; наличие видео - аудиоаппаратуры.
Прогнозируемые результаты:
- Повышение уровня экологической культуры.
- Улучшение межличностных отношений и формирование коллективных взаимоотношений в среде детей.
- Сокращение числа правонарушений за период летних каникул.
- Освоение учащимися нравственных ценностей, новых социальных ролей, накопление опыта самодеятельности, самоорганизации, улучшение межличностных отношений, стремление быть здоровым и полезным для окружающих людей.
- Привлечение родителей и воспитанников в школьное пространство.
- Организация преемственности начальной школы и общеобразовательной.
Ожидаемый результат.
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
Укрепление здоровья воспитанников.
Развитие творческой активности каждого ребенка.
Что ожидают дети?
Самовыражение
Приключения
Дружба
Новые знакомства
Яркий отдых
Открытие нового
Радость, эмоциональное удовлетворение
Высокую активность ребят
Проявление лидерских качеств
Взрослые ожидают
Воспитание чувства ответственности
Сохранение и укрепление здоровья
Осознания малой и большой Родины
Расширение кругозора и проявление творческих способностей
Схема взаимодействия ЛТО «Зелёная планета» с социумом в реализации программы
Центр национальных культур им. К.С.Мазлумяна
Лазаревская библиотека имени Одоевского
Лазаревская спортивная школа
Формы и режим занятий
Форма занятий групповая. Занятия проводятся с элементами игры.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических идей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Достоинства этого метода:
- снижается критичность и закрытость мышления, что способствует развитию творчества, оригинальности, формирует позитивную установку человека по отношению к собственным способностям;
- участникам предоставляется возможность проявить сочувствие, одобрение и поддержку друг другу;
- эффективно преодолеваются внутренние логические и психологические барьеры, снимаются предубеждения, осознаются стереотипы.
Ситуационно-ролевые и деловые игры – позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Формы и методы работы по программе, которые будут использоваться:
- тематические экскурсии;
- познавательные игры и викторины;
- спортивные игры и соревнования;
- психологические игры;
- игровые тестирования, опросы, анкетирование;
- беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов;
- занятия на природе;
- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.
- концерты, фестивали, акции.
Методическое обеспечение программы:
Учебные и методические пособия:
научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы)
Материалы из опыта работы:
Дидактические материалы:
- Бланки анкет.
- Инструкции по обработке анкет и тестов.
- Рисунки, картинки, карты, атласы.
Методические разработки:
- Занятия по экологическим блокам. Рекомендации по проведению мероприятий. Разработки бесед, походов, конкурсов, экскурсий. Индивидуальная работа с детьми.
Список литературы.
- «Новые виды вредной энтомофауны на декоративных древесных растениях во влажных субтропиках Краснодарского края». Автор: Н.Н. Карпун, Е.А. Игнатова, Е.Н. Журавлёва, ФГБНУ ВНИИ цветоводства и субтропических культур Сочи.
- «Особо опасные вредители декоративных насаждений и меры борьбы с ними на территории муниципального образования город-курорт Сочи». Авторы: Карпун Н.Н. – канд. биол. наук, доцент; Проценко В.Е. – младший научный сотрудник Всероссийский НИИ цветоводства и субтропических культур.
- «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2013г..
- Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985.
- Газета «Педсовет» за 2000-2017 г.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.\
- Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
- Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
- Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2014г.
- Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000
Статьи:
- «Новые чужеродные вредители эвкалипта в субтропиках Черноморского побережья Кавказа»;
- «Новые виды вредной энтомофауны на декоративных древесных растениях во влажных субтропиках Краснодарского края».
Информационная карта программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Живая планета"по экологическому воспитанию школьников в коррекционной школе
Из общения с природой вы вынесете столько света, ...
ПРОГРАММА "ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА"для начальной школы в рамках ФГОС
программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ детей в рамках ФГОС рассчитана на обучающихся начальной школы...
Рабочая программа "Зеленая планета"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса по географии или экологии...
Программа "Зелёная планета"
Экологическое воспитание даёт возможность находить новые пути адаптации детей-инвалидов к социальной среде, окружающей действительности, к взаимоотношениям со сверстниками, приобщению к посильно...
Программа кружка "Планета Книголюбов"
Данная программа предназначена для того, чтобы у каждого ребёнка появился интерес к чтению ,чтобы книга стала помощником и советчиком на протяжении всей жизни и способствовало повышению качества...
Программа кружка: "Планета - наш общий дом!"
Программа экологического кружка для обучающихся 10 класса....
Программа "О планете и не только".
Программа о знакомстве детей дошкольного возраста с миром биологии и экологии....