Программа "О планете и не только".
рабочая программа по биологии (5 класс)
Программа о знакомстве детей дошкольного возраста с миром биологии и экологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа «Содружество»»
Утверждено
Педагогическим советом
ГБОУ «Школа «Содружество»»
Протокол № 1 от 1.09.2017
Директор ГБОУ
«Школа «Содружество»»
Абрамов Р. Ю.
Дополнительная образовательная программа
«О планете и не только»
Тип программы: углубленная
Направленность: естественнонаучная
Возраст учащихся – 4-7 лет
Срок реализации – 2 года
Автор – Крымова Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
Москва 2017
Пояснительная записка
Новизна, актуальность и отличие от других программ. В современном мире для следования концепции устойчивого развития требуется уделять внимание воспитанию экоцентризма у подрастающего поколения детей. Формирование морально-нравственных принципов бережного отношения к природе необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы ребенок рос с осознанием своего места и своей роли биосоциального существа, не стремящегося отделиться от окружающего мира и нанести своим поведением вред природным объектам.
Дополнительная образовательная программа «О планете и не только» относится к углубленным естественнонаучным программам и была специально разработана для детей дошкольного возраста. Учитывая запрос родителей и общества на непрерывность образования, тематический план изобилует общеразвивающими компонентами для детей 4-7-лет. На примере растений и животных дети узнают буквы алфавита, учатся считать и различать цвета. В программу включен блок здоровьесбережения, рассказывающий малышам о правилах личной гигиены, профилактике негативных проявлений. С помощью подборки картин, мультфильмов и сказок происходит мотивация детей к изучению биоразнообразия, повышается их общекультурный уровень. Стихотворения, пословицы и поговорки предваряют тему погодных явлений, легенды различных народов – основы устройства вселенной. В конце второго года обучения предусмотрен экологический блок, построенный на принципе проблемного обучения и рефлексии: перед учащимися в понятной для них форме ставятся вопросы о загрязнении окружающей среды и уничтожении животных и наглядно объясняется, почему это вредит планете, подводя детей к умению формулировать природоохранную точку зрения.
Все занятия интерактивны, с учетом возраста детей максимально снабжены наглядными пособиями и элементами декоративно-прикладного творчества, игровыми материалами.
В отличие от других дошкольных программ дополнительная образовательная программа «О планете и не только» комплексна и рациональна, «межпредметна», поскольку на базе природоведения изучаются алфавит и счет, практикуются ИЗО и ДПИ, расширяется кругозор детей за счет использования произведений живописи, фольклора и мультипликации. При этом объем получаемых ребенком знаний и их усвояемость повышаются, а время на обучение не сокращается.
Цель и задачи. Целью дополнительной образовательной программы «О планете и не только» является формирование первоначальных знаний об устройстве окружающего мира и положительного отношения к природе у детей дошкольного возраста. В ходе реализации программы ставятся следующие образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
- Сформировать у детей первоначальные знания об устройстве окружающего мира.
- Расширить кругозор учащихся, повысить их мотивацию к обучению и общий культурный уровень.
- Развивать практические умения чтения, счета, прикладной деятельности, речи и мелкой моторики согласно возрастной норме.
- Воспитать позитивное отношение к природе.
- Укреплять навыки общения, осознанной физической активности и творчества.
- Способствовать личностному росту детей и возникновению эмпатии.
- Заложить основы экологической культуры.
Возраст детей, сроки и этапы реализации, форма и режим занятий. Дополнительная образовательная программа «О планете и не только» рассчитана на 2 года обучения детей 4-7 лет. Ежегодная нагрузка по программе – 72 часа, 144 часа за весь курс обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. В зависимости от возраста детей образовательная часть занимает от 15 до 25 минут, по 5 минут отводится на встречу и проводы детей, проверку присутствующих, общение с родителями, перерывы. Остальное время дети проводят за практическим или творческим заданием, тематической игрой, посещением живого уголка и зимнего сада. Общая продолжительность занятия – 1 час. Обучение осуществляется в мини-группах, присутствие родителей в учебном кабинете не предусмотрено. Прием детей осуществляется на основании результатов пробного урока и собеседования.
Ожидаемые результаты и способы их проверки. По окончании полного курса программы «О планете и не только» дети должны знать несколько видов растений и животных, места их обитания, названия природных объектов, буквы русского алфавита, счет, примеры фольклора, правила личной гигиены и поведения на природе; должны уметь соблюдать технику безопасности на занятиях, выполнять посильную работу по уходу за животными живого уголка и растениями зимнего сада, различать положительное и отрицательное воздействие на окружающую среду. Ожидается повышение социально-коммуникативных навыков и психо-эмоциональной отзывчивости, моторной и сенсорной активности.
Контроль знаний основан на принципе рефлексии, оценка усвояемости материала происходит во время устных опросов и по результатам выполнения творческих, игровых и практических заданий.
Тематический план дополнительной образовательной программы
«О планете и не только»
1 год обучения
№ п.п. | Название темы | Количество часов |
1 | Волшебный мир ЮнЭк | 11 |
2 | Биологический букварь | 31 |
3 | В некотором царстве | 10 |
4 | Познаем себя | 3 |
5 | Будь здоров! | 9 |
6 | Двенадцать месяцев | 7 |
7 | Итоговое занятие | 1 |
Всего | 72 |
Тематический план дополнительной образовательной программы
«О планете и не только»
2 год обучения
№ п.п. | Название темы | Количество часов |
1 | Здравствуй, ЮнЭк! | 3 |
2 | Сказочная Вселенная | 8 |
3 | Погода за окном | 9 |
4 | Жизнь человечка | 5 |
5 | Живая природа | 38 |
6 | Дом, в котором мы живем | 8 |
7 | Итоговое занятие | 1 |
Всего | 72 |
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «О планете и не только»
1 год обучения
№ п.п. | Тема занятия | Количество часов (минут) | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
Волшебный мир «ЮнЭк» | 11 | |||
1 | Привет, «ЮнЭк»! Вводное занятие. Знакомство с учебным кабинетом. | 1 | ||
2 | Осторожно, малыш! Правила техники безопасности на занятиях. | 1 | ||
3 | Братья наши меньшие. Обитатели живого уголка. | 1 | ||
4 | Мы в ответе за тех, кого приручили. Ухаживаем за домашними животными. | 1 | ||
5 | Зеленые друзья. Знакомимся с комнатными растениями. | 1 | ||
6 | Что посеешь, то и пожнешь. Ухаживаем за комнатными растениями. | 1 | ||
7 | Крылья, лапы и хвосты. Как устроены животные? | 1 | ||
8 | Четыре лапы и один нос. Биологическая арифметика. | 1 | ||
9 | Аленький цветочек. Как устроены растения? | 1 | ||
10 | Травушка-муравушка, брусничный кусточек, молодильная яблонька. Облик растений. | 1 | ||
11 | Экскурсия в Государственный Дарвиновский музей | 1 | ||
Биологический букварь | 31 | |||
12 | Биологический букварь. А, Б, В. | 2 | ||
13 | Вершки и корешки. Растения, которые можно кушать. | 1 | ||
14 | Биологический букварь. Г, Д, Е. | 2 | ||
15 | Грибной кузовок. Что такое грибы и зачем они нужны. | 1 | ||
16 | Биологический букварь. Ё, Ж, З. | 2 | ||
17 | Цветики-семицветики. Изучаем цвета в живой природе при помощи растений. | 1 | ||
18 | Биологический букварь. И, Й, К. | 2 | ||
19 | Пятнышко, полосочка. Почему животные по-разному окрашены? | 1 | ||
20 | Биологический букварь. Л, М, Н. | 2 | ||
21 | Лук – от семи недуг. Растения, которыми мы лечимся. | 1 | ||
22 | Биологический букварь. О, П, Р. | 2 | ||
23 | Сказочка про Козявочку. Изучаем насекомых. | 1 | ||
24 | Биологический букварь. С, Т, У. | 2 | ||
25 | Жучки и паучки. Биологическая арифметика. | 1 | ||
26 | Биологический букварь. Ф, Х, Ц. | 2 | ||
27 | Прогуляться в лес пойду по грибы по ягоды. Съедобные и ядовитые дары леса. | 1 | ||
28 | Биологический букварь. Ч, Ш, Щ. | 2 | ||
29 | Ррр, гав, мяу, чик-чирик. Животные тоже умеют говорить. | 1 | ||
30 | Биологический букварь. Э, Ю, Я. | 2 | ||
31 | Интерактивная лекция в Биолектории Зоологического музея МГУ | 1 | ||
32 | Открытое занятие «Экологическая азбука» | 1 | ||
В некотором царстве | 10 | |||
33 | И в воде, и под водой, и в земле, и над землей. Где найти растения и животных? | 1 | ||
34 | Кто-кто в теремочке живет? Домики животных. | 1 | ||
35 | На лесной опушке стоит избушка. Кто еще обитает в лесу? | 1 | ||
36 | Жили у бабуси два веселых гуся. Животные в домашнем хозяйстве. | 1 | ||
37 | Далеко-далеко на лугу пасутся ко… Кто пасется на лугу? | 1 | ||
38 | Полюшко-поле. Что там выращивают? | 1 | ||
39 | Течет река за крутые берега. Зачем она течет и кто в ней живет. | 1 | ||
40 | По морю по Окияну. Моря и морские обитатели. | 1 | ||
41 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Как рыбкам и их соседям в прудах живется. | 1 | ||
42 | Экскурсия на сельскохозяйственную ферму, биостанцию или питомник | 1 | ||
Познаем себя | 3 | |||
43 | Точка, точка, запятая – вышла рожица смешная. Палка, палка, огуречик – получился человечек! Внешнее строение человека. | 1 | ||
44 | Пара ручек, пара ножек, пара ушек, пара глаз. Посчитает тот, кто сможет, сколько пальчиков у нас. Биологическая арифметика. | 1 | ||
45 | Вижу, слышу, осязаю, различаю запах, вкус. Используем органы чувств. | 1 | ||
Будь здоров! | 9 | |||
46 | Здоровым будешь – все добудешь. Как сделать так, чтобы не болеть. | 1 | ||
47 | Если хочешь быть в порядке, не забудь о физзарядке! Упражнения на каждый день. | 1 | ||
48 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Основы закаливания. | 1 | ||
49 | Чисто жить – здоровым быть. Почему так важно мыть руки? | 1 | ||
50 | Чтобы зубки не болели, чтоб они всегда блестели, по утрам и вечерам чистить зубки надо нам! Строение зубов и их гигиена. | 1 | ||
51 | Счет ведем зубам ребенка, кошки, щуки и слоненка. Биологическая арифметика. | 1 | ||
52 | Чтоб густа была прическа, нужно нам любить расческу! Волосы и правила ухода за ними. | 1 | ||
53 | Вовремя ложиться спать – завтра бодрым быть опять! Что такое сон и сколько нужно спать. | 1 | ||
54 | Жизни сроки по часам, дням, неделям и годам. Биологическая арифметика. | 1 | ||
Двенадцать месяцев | 7 | |||
55 | Календарь природы – учим время года. | 1 | ||
56 | Чародейкою зимою околдован, лес стоит. Кто и как проводит зиму в лесу? | 1 | ||
57 | Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. А что еще происходит с природой весной? | 1 | ||
58 | Лето красное пришло – станет всем теплым-тепло. Летний урожай. | 1 | ||
59 | Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. Почему улетают птицы и желтеет листва? | 1 | ||
60 | 1 год, 12 месяцев и 365 дней. Биологическая арифметика. | 1 | ||
61 | Наблюдение – вот умение. Прогулка по озелененной территории. | 1 | ||
62 | Итоговое занятие «Эколёнок» | 1 | ||
Всего | 72 |
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «О планете и не только»
2 год обучения
№ п.п. | Тема занятия | Количество часов (минут) | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
Здравствуй, ЮнЭк! | 3 | |||
1 | Лето красное прошло, осень к нам стучится – будем снова мы с друзьями хорошо учиться! Вводное занятие, техника безопасности и аптечка первой помощи. | 1 | ||
2 | А пока мы отдыхали, наши хомячки скучали! Вспоминаем правила ухода за животными и растениями живого уголка. | 1 | ||
3 | Экскурсионно-практическое занятие в Ботаническом саду МГУ | 1 | ||
Сказочная Вселенная | 8 | |||
4 | Три слона, киты и черепаха. История нашей планеты. | 1 | ||
5 | Голубой шатер весь мир накрыл. Что мы называем небом? | 1 | ||
6 | Желтый карлик и другие обитатели космоса. | 1 | ||
7 | Украшал ночную синь серебристый апельсин, а прошла неделя только – от него осталась долька. Как меняется облик Луны? | 1 | ||
8 | Волшебники-звездочеты. Изучаем карты звездного неба. | 1 | ||
9 | Плавали – знаем! Рассказы о путешественниках. | 1 | ||
10 | Молочные реки, кисельные берега. Удивительные места на нашей планете. | 1 | ||
11 | Экскурсия в Московский планетарий | 1 | ||
Погода за окном | 9 | |||
12 | У природы нет плохой погоды! А что такое погода? | 1 | ||
13 | Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. Облака. | 1 | ||
14 | Слезы капают с небес – напоили луг и лес. Дождь. | 1 | ||
15 | Через поля, через луга встала нарядная дуга. Как получается чудо-радуга? | 1 | ||
16 | Зимою греет, весною тлеет, летом умирает, осенью оживает. Снег. | 1 | ||
17 | Сам вода, да и по воде плывет. Что умеет лед? | 1 | ||
18 | Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. Ветер. | 1 | ||
19 | Раскаленная стрела дуб свалила у села. Что такое молния и нужно ли ее бояться? | 1 | ||
20 | Наблюдение – вот умение. Изучаем погодные явления. | 1 | ||
Жизнь человечка | 5 | |||
21 | Ты не бойся, посмотри, что у нас с тобой внутри. Органы человека | 1 | ||
22 | Мы такие разные и все-таки мы вместе! Пол, возраст, расы. | 1 | ||
23 | Чтоб дожить нам до ста лет, нужна польза, а не вред! Полезные и вредные привычки | 1 | ||
24 | Правильно питаться – болезней не бояться! Мы то, что мы едим. | 1 | ||
25 | Чтобы в форме оставаться, нужно много упражняться. Гимнастика для сохранения здоровья | 1 | ||
Живая природа | 38 | |||
26 | Лес не только на земле, лес бывает и в воде. Посмотри дно водоема – там владения Тритона! Водоросли и полипы. | 1 | ||
27 | Мы живем на глубине, ближе к дну или в воде. Без воды мы никуда – там нам дом и там еда. Рыбы. | 1 | ||
28 | Погружайся, пассажир, в сказочный подводный мир! | 1 | ||
29 | Что нам суша, что вода – домик с нами наш всегда! Черепахи, улитки и ракообразные. | 1 | ||
30 | Рожденные ползать: черви вокруг и внутри нас. | 1 | ||
31 | На коре и у забора зеленцой блестят узоры, образуется покров из лишайника и мхов. | 1 | ||
32 | В древнем мире были мы очень-очень велики, а сейчас нужна сноровка, чтоб найти в лесу нас ловко. Хвощи, плауны и папоротники. | 1 | ||
33 | Когда-то гуляли по нашей планете гигантские ящеры грозные эти. Динозавры. | 1 | ||
34 | Миллионы лет до нашей эры: как жили на Земле, когда не было людей | 1 | ||
35 | Экскурсия в Государственный Дарвиновский музей | 1 | ||
36 | Лягушки-квакушки, царевны и путешественницы. А также другие земноводные – хвостатые и безногие. | 1 | ||
37 | Роговых щитков покров, частоколы из зубов. Крокодилы и ящерицы. | 1 | ||
38 | Мы не только яд имеем, мы еще душить умеем. Хоть конечностей и нет, но достанем мы обед! Змеи опасные и безобидные. | 1 | ||
39 | Наши листики свернулись в колкие иголки, семена сокрыты в шишках у сосны и елки. Голосеменные растения. | 1 | ||
40 | Мастер-класс по изготовлению поделок из природного материала. | 1 | ||
41 | Птички-невелички: воробушки да синички. | 1 | ||
42 | В воде купался, а сух остался. Кто может выйти сухим из воды? Водоплавающие птицы. | 1 | ||
43 | Острые когти и клювик крючком, птичек таких не накормишь зерном! О хищных птицах и падальщиках. | 1 | ||
44 | Серая шейка и гадкий утенок – перелетные птицы в сказке и были. | 1 | ||
45 | Наблюдение – вот умение. День учета птиц. | 1 | ||
46 | Хоть и птица, да летать не умеет. Страусы, киви и пингвины. | 1 | ||
47 | Здесь сейчас узнаешь ты, как устроены цветы. Строение растений | 1 | ||
48 | Необычен лепесток – распускается цветок. Изучаем цветковые растения | 1 | ||
49 | Разломился домик на две половинки, и посыпались оттуда бусинки-дробинки. Плоды и семена | 1 | ||
50 | Наблюдение – вот умение. Как живет растение? | 1 | ||
51 | И летаем и ползем, строим, колем и грызем, любим быть в тени и в свете, больше всех нас на планете! Насекомые вокруг нас. | 1 | ||
52 | Опасные паукообразные. Клещи, пауки и скорпионы. | 1 | ||
53 | Экскурсия в Зоологический музей МГУ | 1 | ||
54 | У кого помимо елки есть колючие иголки? Ежи, дикобразы, ехидна и другие обладатели колючек. | 1 | ||
55 | Мышки разные нужны, мышки всякие важны. Разнообразие грызунов. | 1 | ||
56 | Чтобы детки не пропали, к маме в сумку их сажали. Рассказ о Сумчатых. | 1 | ||
57 | Усатые, зубатые, пятнистые и полосатые. Киты и тюлени. | 1 | ||
58 | Золотые рожки, серебряное копытце. Дикие и домашние копытные. | 1 | ||
59 | Разойдитесь-ка, друзья, вышел на охоту я! Хищные млекопитающие на нашей планете. | 1 | ||
60 | Метаморфозы – удивительные превращения. Кем вырастет головастик и когда гусеница станет красивой? | 1 | ||
61 | Кто в семье главный? Иерархия в царстве Фауны. | 1 | ||
62 | Самые большие и самые маленькие. Биологическая арифметика. | 1 | ||
63 | Экскурсия в Московский зоопарк | 1 | ||
Дом, в котором мы живем | 8 | |||
64 | Польза и вред машин | 1 | ||
65 | Чтоб энергию сберечь свет зазря не нужно жечь. | 1 | ||
66 | Интересно, почему рыбы вымерли в пруду? Потому что от завода по трубе текут отходы. | 1 | ||
67 | Богато живем – сполна воду пьем. Неужели кому-то воды не хватает? | 1 | ||
68 | Не бросайте люди мусор – может стать большим он грузом. | 1 | ||
69 | Как нам сохранить природу: всех зверей, цветы и воду? Охрана природы с малых лет. | 1 | ||
70 | Мусор – это не безделка, а основа для поделки! Мастер-класс по изготовлению поделок из мусора. | 1 | ||
71 | Экскурсия в Экоцентр на Воробьевых горах | 1 | ||
72 | Итоговое занятие «О загадочной планете лучше всех расскажут дети!» | 1 | ||
Всего | 72 |
Содержание программы по темам
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «О планете и не только» 1 год обучения
№ п.п. | Тема занятия | Содержание занятия | |||||
Теория | Практика | Всего часов | |||||
Волшебный мир «ЮнЭк» | 11 | ||||||
1 | Привет, «ЮнЭк»! Вводное занятие. Знакомство с учебным кабинетом. | Рассказ об истории коллектива и учреждения, знакомство с педагогом | Игра «Снежный ком: знакомимся друг с другом». Экскурсия по учебному кабинету и образовательному учреждению | 1 | |||
2 | Осторожно, малыш! Правила техники безопасности на занятиях. | Правила противопожарной безопасности, поведения в чрезвычайных ситуациях, нахождения в учебном кабинете, образовательном учреждении и живом уголке | Знакомство с запасными выходами, местом нахождения аптечки первой помощи, ответственных взрослых. Отработка ситуации «Пожар», «Я заболел» и «Морская свинка вышла погулять» | 1 | |||
3 | Братья наши меньшие. Обитатели живого уголка. | Рассказ педагога о каждом обитателе живого уголка: морской свинке, дегу, шиншиллах, попугайчиках, черепахах, хомяках, песчанках | Рисуем наиболее понравившегося обитателя живого уголка. Играем в игру «Снежный ком: знакомимся со зверятами» | 1 | |||
4 | Мы в ответе за тех, кого приручили. Ухаживаем за домашними животными. | Рассказ педагога о правилах ухода за каждым обитателем живого уголка | Отработка детьми навыков ухода за животными, посильная помощь педагогу в кормлении и содержании | 1 | |||
5 | Зеленые друзья. Знакомимся с комнатными растениями. | Понятие о комнатных растениях, их названия и внешний вид | Экскурсия по зимнему саду; рисуем наиболее понравившееся растение. Играем в игру «Снежный ком: знакомимся с растениями зимнего сада» | 1 | |||
6 | Что посеешь, то и пожнешь. Ухаживаем за комнатными растениями. | Смысл пословицы «Что посеешь, то и пожнешь» и ее применение к ситуации ухода за растениями зимнего сада. Основные правила ухода: полив, опрыскивание, посадка и пересадка. Знакомство с простейшим инвентарем | Отработка техники ухода за растениями зимнего сада: полив, опрыскивание, посадка и пересадка с использованием специального инвентаря (горшков, кашпо, грабелек, лопаток, леек, пульверизаторов) | 1 | |||
7 | Крылья, лапы и хвосты. Как устроены животные? | Рассказ педагога о внешнем строении разных видов животных с называнием частей тела | Делаем аппликацию «Собери меня». Ребенок должен подобрать недостающую часть тела к своему животному из задания | 1 | |||
8 | Четыре лапы и один нос. Биологическая арифметика. | Устный счет до 20 | Считаем обитателей живого уголка | 1 | |||
9 | Аленький цветочек. Как устроены растения? | Вспоминаем краткое содержание сказки «Аленький цветочек» по отрывкам из мультфильма. Педагог называет основные органы цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя | Делаем аппликацию «Собери меня». Ребенок должен подобрать недостающую часть к своему растению из задания и выполнить аппликацию | 1 | |||
10 | Травушка-муравушка, брусничный кусточек, молодильная яблонька. Облик растений. | Педагог зачитывает отрывки из сказок, где упоминаются различные жизненные формы растений: травы, кустарники, кустарнички, деревья | Дети по фотографиям называют жизненные формы различных растений | 1 | |||
11 | Экскурсия в Государственный Дарвиновский музей | 1 | |||||
Биологический букварь | 31 | ||||||
12 | Биологический букварь. А, Б, В. | Краткий рассказ об алфавите, проверка знаний детьми букв. Демонстрация фотографий животных и растений, начинающихся с букв А, Б, В | Рисуем буквы А, Б, В и приклеиваем изображения животных и растений, названия которых начинаются с этих букв | 2 | |||
13 | Вершки и корешки. Растения, которые можно кушать. | Мультфильм по мотивам народной русской сказки «Вершки и корешки». Рассказ педагога о съедобных растениях | Игра «Вершки и корешки». Дети выбирают съедобные части из нескольких растений (морковь, свекла, картофель, редис, репа, рожь, пшеница, овес) | 1 | |||
14 | Биологический букварь. Г, Д, Е. | Демонстрация фотографий и рассказ о животных и растениях, начинающихся с букв Г, Д, Е | Пишем буквы Г, Д и Е и приклеиваем изображения животных и растений, названия которых начинаются с этих букв | 2 | |||
15 | Грибной кузовок. Что такое грибы и зачем они нужны. | Рассказ педагога о грибах, их отличии от животных и растений, их функции в природе. Названия некоторых грибов | Игра «Собираем грибы»: дети ищут муляжи грибов, спрятанные в разных частях кабинета и произносят их названия | 1 | |||
16 | Биологический букварь. Ё, Ж, З. | Демонстрация фотографий и рассказ о животных и растениях, начинающихся с букв Ё, Ж, З | Пишем буквы Ё, Ж и З и приклеиваем изображения животных и растений, названия которых начинаются с этих букв | 2 | |||
17 | Цветики-семицветики. Изучаем цвета в живой природе при помощи растений. | Мультфильм «Цветик-семицветик», цвета лепестков и смысл произведения. Демонстрация растений разных окрасок | Изготовление поделки «Цветик-семицветик» из цветной бумаги | 1 | |||
18 | Биологический букварь. И, Й, К. | Демонстрация фотографий и рассказ о животных и растениях, начинающихся с букв И, Й, К | Пишем буквы И, Й и К и приклеиваем изображения животных и растений, названия которых начинаются с этих букв | 2 | |||
19 | Пятнышко, полосочка. Почему животные по-разному окрашены? | Рассказ педагога о значении и разных типах окрасов животных, демонстрация фотографий | Рисунок «Пятнистые и полосатые» | 1 | |||
20 | Биологический букварь. Л, М, Н. | Демонстрация фотографий и рассказ о животных и растениях, начинающихся с букв Л, М, Н | Пишем буквы Л, М и Н и приклеиваем изображения животных и растений, названия которых начинаются с этих букв | 2 | |||
21 | Лук – от семи недуг. Растения, которыми мы лечимся. | Рассказ педагога о лекарственных растениях (лук, алоэ, мать-и-мачеха, календула, подорожник, шиповник, клюква, малина, шалфей, облепиха) и заболеваниях, при которых они применяются | Ролевая игра «Доктор: лечимся с помощью растений». Сажаем и выращиваем на подоконнике лекарственное растение (лук, алоэ) | 1 | |||
22 | Биологический букварь. О, П, Р. | Демонстрация фотографий и рассказ о животных и растениях, начинающихся с букв О, П, Р | Пишем буквы О, П и Р и приклеиваем изображения животных и растений, названия которых начинаются с этих букв | 2 | |||
23 | Сказочка про Козявочку. Изучаем насекомых. | Просмотр мультфильма по произведению Мамина-Сибиряка «Сказочка про Козявочку». Знакомимся с некоторыми насекомыми | Учимся определять насекомых из инсектологической коллекции | 1 | |||
24 | Биологический букварь. С, Т, У. | Демонстрация фотографий и рассказ о животных и растениях, начинающихся с букв С, Т, У | Пишем буквы С, Т и У и приклеиваем изображения животных и растений, названия которых начинаются с этих букв | 2 | |||
25 | Жучки и паучки. Биологическая арифметика. | Считаем до 40. Отличие насекомых от пауков по количеству конечностей. Количество крыльев и ходильных ног у насекомых | Проверка навыков устного счета с помощью вычисления количества конечностей и крыльев насекомых из инсектологической коллекции | 1 | |||
26 | Биологический букварь. Ф, Х, Ц. | Демонстрация фотографий и рассказ о животных и растениях, начинающихся с букв Ф, Х, Ц | Пишем буквы Ф, Х и Ц и приклеиваем изображения животных и растений, названия которых начинаются с этих букв | 2 | |||
27 | Прогуляться в лес пойду по грибы по ягоды. Съедобные и ядовитые дары леса. | Рассказ педагога и демонстрация изображений съедобных и ядовитых ягод и грибов. Правило «Не уверен – не ешь!» | Игра «Съедобен или несъедобен»: детям присваивается название съедобных или несъедобных даров леса и по команде ведущего-«грибника» они должны разделиться на соответствующие команды | 1 | |||
28 | Биологический букварь. Ч, Ш, Щ. | Демонстрация фотографий и рассказ о животных и растениях, начинающихся с букв Ч, Ш, Щ | Пишем буквы Ч, Ш и Щ и приклеиваем изображения животных и растений, названия которых начинаются с этих букв | 2 | |||
29 | Ррр, гав, мяу, чик-чирик. Животные тоже умеют говорить. | Прослушивание голосов животных и птиц | Викторина «Кто сказал «мяу»?»: дети слушают аудиозаписи и отгадывают, какому животному голос принадлежит | 1 | |||
30 | Биологический букварь. Э, Ю, Я. | Демонстрация фотографий и рассказ о животных и растениях, начинающихся с букв Э, Ю, Я | Пишем буквы Э, Ю и Я и приклеиваем изображения животных и растений, названия которых начинаются с этих букв | 2 | |||
31 | Интерактивная лекция в Биолектории Зоологического музея МГУ | Интерактивное тематическое экскурсионно-практическое занятие для дошкольников согласно плану проведения мероприятий в Биолектории Зоологического музея МГУ | 1 | ||||
32 | Открытое занятие «Экологическая азбука» | Дети полностью рассказывают алфавит и рассказывают о животных и растениях на определенные буквы (задания выдаются детям заранее) | 1 | ||||
В некотором царстве | 10 | ||||||
33 | И в воде, и под водой, и в земле, и над землей. Где найти растения и животных? | Среды обитания животных и растений с примерами | Аппликация «Отведи меня домой»: дети сортируют изображения животных и растений согласно средам их обитания | 1 | |||
34 | Кто-кто в теремочке живет? Домики животных. | Просмотр мультфильма по произведению В. Сутеева «Теремок». Рассказ педагога о видах укрытий животных (берлогах, гнездах, норах и др.) | Театрализованная игра «Теремок» | 1 | |||
35 | На лесной опушке стоит избушка. Кто еще обитает в лесу? | Рассказ педагога о лесных обитателях России и демонстрация их изображений | Лепим обитателей леса | 1 | |||
36 | Жили у бабуси два веселых гуся. Животные в домашнем хозяйстве. | Мультфильм и песенка «Жили у бабуси два веселых гуся». Рассказ педагога и демонстрация изображений, а также аудиозаписи животных на скотном дворе | Определение детьми продуктов, получаемых от животных (молоко, шерсть, мясо, яйца, щетина, конский волос и т. д.) | 1 | |||
37 | Далеко-далеко на лугу пасутся ко… Кто пасется на лугу? | Что такое луг, какие растения на нем растут. Мультфильм и песенка «Далеко-далеко на лугу пасутся ко…». Рассказ педагога и демонстрация изображений животных луга | Рисуем полевые цветы | 1 | |||
38 | Полюшко-поле. Что там выращивают? | Чем поле отличается от луга. Рассказ педагога и демонстрация изображений растений, выращиваемых на полях | Определение полевых растений по их семенам | 1 | |||
39 | Течет река за крутые берега. Зачем она течет и кто в ней живет. | Река, ее устройство. Речки в сказках. Названия некоторых рек. Названия и демонстрация изображений растений и животных рек | Отгадываем тематические загадки и клеим изображения обитателей реки | 1 | |||
40 | По морю по Окияну. Моря и морские обитатели. | Представление детей и людей древности об океане. Упоминание океана и морей в сказках и мифах. Названия некоторых морей и морских обитателей, демонстрация их изображений. Отличие морской воды от других водоемов. | Считаем моря на карте России. Лепим морских обитателей. Повторяем названия некоторых морей. Готовим «морскую» воду. | 1 | |||
41 | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Как рыбкам и их соседям в прудах живется. | Пруды в твоем районе, зачем нужны пруды. Рассказ педагога и демонстрация изображений промысловых рыб, разводимых в прудах | Изучение детьми купленных в продуктовом магазине образцов некоторых промысловых рыб | 1 | |||
42 | Экскурсия на сельскохозяйственную ферму, биостанцию или питомник | ||||||
Познаем себя | 3 | ||||||
43 | Точка, точка, запятая – вышла рожица смешная. Палка, палка, огуречик – получился человечек! Внешнее строение человека. | Рассказ педагога о внешнем строении человека, Просмотр и обсуждение мультфильма и песенки «Точка, точка, запятая…» | Определяем друг на друге руки, ноги, голову, глаза, уши и другие части тела. Рисуем человека | 1 | |||
44 | Пара ручек, пара ножек, пара ушек, пара глаз. Посчитает тот, кто сможет, сколько пальчиков у нас. Биологическая арифметика. | Устный счет до 100 | Считаем количество пальцев, зубов, волос в выделенной пряди | 1 | |||
45 | Вижу, слышу, осязаю, различаю запах, вкус. Используем органы чувств. | Рассказ педагога об органах чувств и соотношение их с производимой функцией. Демонстрация изображений строения уха, глаза, вкусовых зон языка | Применяем органы чувств на практике и повторяем пройденное: различаем цвета, запахи растений, звуки животных, угадываем на ощупь шерсть животных, пробуем продукты или воду с добавлением сахара или соли | 1 | |||
Будь здоров! | 9 | ||||||
46 | Здоровым будешь – все добудешь. Как сделать так, чтобы не болеть. | Рассказ педагога о том, что такое здоровье и правилах его сбережения | Игра «Здоровый или больной?»: педагог зачитывает симптомы, а дети определяют пациентов в группы здоровых или заболевших | 1 | |||
47 | Если хочешь быть в порядке, не забудь о физзарядке! Упражнения на каждый день. | Польза физической зарядки и некоторые упражнения для глаз, дыхания, кистей рук, корпуса, ног, пальцев. | Выполняем упражнения из физзарядки | 1 | |||
48 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Основы закаливания. | Что такое закаливание, как его правильно осуществлять. Просмотр мультфильма «Лунтик: закаливание» и прослушивание песенок о здоровом образе жизни | Повторяем упражнения из физзарядки и правила закаливания | 1 | |||
49 | Чисто жить – здоровым быть. Почему так важно мыть руки? | Рассказ педагога о правилах гигиены и заболеваниях, которые могут возникнуть из-за грязных рук | Правильно моем руки | 1 | |||
50 | Чтобы зубки не болели, чтоб они всегда блестели, по утрам и вечерам чистить зубки надо нам! Строение зубов и их гигиена. | Педагог рассказывает о строении зубов и правилах их гигиены, демонстрирует схему строения зуба. | Чистка муляжей зубов согласно рекомендациям от стоматологов | 1 | |||
51 | Счет ведем зубам ребенка, кошки, щуки и слоненка. Биологическая арифметика. | Повторяем устный счет на примере зубов человека и животных живого уголка. Рассказ педагога о количестве зубов у других животных | Считаем зубы животных живого уголка | 1 | |||
52 | Чтоб густа была прическа, нужно нам любить расческу! Волосы и правила ухода за ними. | Рассказ педагога о строении волос и правилах ухода за ними | Уход за шерстью животных живого уголка | 1 | |||
53 | Вовремя ложиться спать – завтра бодрым быть опять! Что такое сон и сколько нужно спать. | Рассказ о сне и гигиене сна | Дети вспоминают и рассказывают о своих сновидениях | 1 | |||
54 | Жизни сроки по часам, дням, неделям и годам. Биологическая арифметика | Понятие о времени. Сказки и легенды о времени. Рассказ педагога о продолжительности жизни животных и растений | Считаем количество секунд в минуте, минут в часе, часов в сутках, суток в неделе, недель в месяце, месяцев в году | 1 | |||
Двенадцать месяцев | 7 | ||||||
55 | Календарь природы – учим время года. | Рассказ педагога о временах года. Просмотр отрывков из мультфильма «Двенадцать месяцев», обсуждение. | Составляем календарь времен года | 1 | |||
56 | Чародейкою зимою околдован, лес стоит. Кто и как проводит зиму в лесу? | Зима и ее характерные признаки. Сказки и стихотворения о зиме. Рассказ педагога об обитателях леса зимой | Учим четверостишия про зиму. Рисуем и сравниваем обитателей леса в зимнее и летнее время | 1 | |||
57 | Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. А что еще происходит с природой весной? | Весна и ее характерные признаки. Сказки и стихотворения о весне. Рассказ педагога об изменениях в природе весной | Заполняем календарь природы за зимнее и весеннее время | 1 | |||
58 | Лето красное пришло – станет всем теплым-тепло. Летний урожай. | Лето и его характерные признаки. Сказки и стихотворения о лете. Летние месяцы, их значение для хозяйственной деятельности человека в старину | Вырезаем и наклеиваем овощи из летнего урожая | 1 | |||
59 | Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. Почему улетают птицы и желтеет листва? | Рассказ педагога об осенних изменениях в природе. Сказки и стихотворения об осени. Понятие о перелетных птицах и изменении окраса листьев деревьев | Заполняем календарь природы за летнее и осеннее время | 1 | |||
60 | 1 год, 12 месяцев и 365 дней. Биологическая арифметика. | Повторяем название времен года и месяцев. Рассказ педагога и повторение о продолжительности дня, месяца, недели, года | Считаем дни по календарю | 1 | |||
61 | Наблюдение – вот умение. Прогулка по озелененной территории. | Прогулка по озелененной территории района (парку, скверу) с целью наблюдения за природными явлениями, подсчетом и определением встретившихся птиц и домашних животных | 1 | ||||
62 | Итоговое занятие «Эколёнок» | Занятие-праздник, где дети в игровой форме повторяют весь пройденный материал путем отгадывания загадок, командных состязаний и выполнения заданий | 1 | ||||
72 |
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «О планете и не только» 2 год обучения
№ п.п. | Тема занятия | Количество часов | ||
Теоретических | Практических | Всего | ||
Здравствуй, ЮнЭк! | 3 | |||
1 | Лето красное прошло, осень к нам стучится – будем снова мы с друзьями хорошо учиться! Вводное занятие, техника безопасности и аптечка первой помощи. | Правила поведения в учебном кабинете и живом уголке, техника безопасности. | Разбираем аптечку первой помощи | 1 |
2 | А пока мы отдыхали, наши хомячки скучали! Вспоминаем правила ухода за животными и растениями живого уголка. | Правила смены подстилки, поения и кормления животных, полива растений. | Дети вытягивают заранее подготовленные педагогом полосочки бумаги с названием растения или животного и выполняют практическое задание по уходу за ним. | 1 |
3 | Экскурсионно-практическое занятие в Ботаническом саду МГУ | 1 | ||
Сказочная Вселенная | 8 | |||
4 | Три слона, киты и черепаха. История нашей планеты. | Рассказ педагога о представлении древних людей о строении Земли. Демонстрация глобуса как современной модели. | Дети рисуют строение Земли, рассматривают глобус | 1 |
5 | Голубой шатер весь мир накрыл. Что мы называем небом? | Педагог задает детям вопросы о том, что такое небо. Затем рассказывает легенды разных народов о небе и, наконец, дает современное определение слову «небо» | На основании полученных знаний дети придумывают собственные вопросы, рассказы и загадки о небе | 1 |
6 | Желтый карлик и другие обитатели космоса. | Рассказ педагога о таинственном мире Космоса, где живет Желтый карлик – Солнце, звезды и планеты с собственными именами | Дети разучивают названия планет солнечной системы. На каждого ребенка одевается шапочка из бумаги с названием и изображением планеты. | 1 |
7 | Украшал ночную синь серебристый апельсин, а прошла неделя только – от него осталась долька. Как меняется облик Луны? | Дети повторяют названия планет солнечной системы, отгадывают загадки по теме. Далее педагог рассказывает о Луне – спутнице планеты Земля – и смене ее облика по фазам, а также ее влиянии на природу | Дети раскрашивают заготовки с изображением фаз Луны | 1 |
8 | Волшебники-звездочеты. Изучаем карты звездного неба. | Педагог рассказывает о созвездиях и мифах, с ними связанных. Обращает внимание на известные созвездия – зодиакальные, а также те, по которым можно ориентироваться в пути | Дети работают с картами звездного неба: отыскивают созвездия, повторяют их названия, определяют полушария | 1 |
9 | Плавали – знаем! Рассказы о путешественниках. | Педагог рассказывает детям о знаменитых путешественниках и первооткрывателях: Х. Колумбе, Ф. Магеллане, В. Беринге и др. | На основании рассказа педагога дети сопоставляют предложенные им портреты и имена путешественников с областью их исследования | 1 |
10 | Молочные реки, кисельные берега. Удивительные места на нашей планете. | Значение фразеологизма «молочные реки, кисельные берега». Дети вспоминают сказки, где употребляется это выражение. Педагог рассказывает об удивительных местах на планете в сопровождении слайд-презентации | Детям предлагается сочинить свою сказку с одним из тех мест, о которых рассказал педагог | 1 |
11 | Экскурсия в Московский планетарий | 1 | ||
Погода за окном | 9 | |||
12 | У природы нет плохой погоды! А что такое погода? | Рассказ педагога о понятии «погода» и ее составляющих, видах осадков | Рисуем картинки с изображением разных погодных явлений | 1 |
13 | Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. Облака. | Дети отгадывают загадки про облака. Педагог рассказывает, что такое облака, какие виды облаков бывают | Аппликация: на синей бумаге (небо) из ваты делаем разные виды облаков. Слушаем и поем песню «Облака – белогривые лошадки» | 1 |
14 | Слезы капают с небес – напоили луг и лес. Дождь. | Рассказ педагога о дожде, откуда он берется, каким бывает в разных регионах планеты | Изучаем емкость для сбора осадков из метеолаборатории. Учим короткие стишки про дождик | 1 |
15 | Через поля, через луга встала нарядная дуга. Как получается чудо-радуга? | Педагог рассказывает о возникновении радуги. Повторяем цвета по цветам радуги: каждый охотник желает знать, где сидит фазан | Проводим эксперименты по получению радуги в условиях кабинета | 1 |
16 | Зимою греет, весною тлеет, летом умирает, осенью оживает. Снег. | Рассказ педагога о снеге и его роли для живых организмов | Вырезаем снежинки | 1 |
17 | Сам вода, да по воде и плывет. Что умеет лед? | Лед, его особенности. Как человек использует лед. Возможна ли жизнь в условиях вечной мерзлоты? | Изучаем свойства льда из холодильника: замораживаем, расплавляем, пускаем плавать | 1 |
18 | Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. Ветер. | Ветер, его сила, направление, польза и вред для человека и животных | Осваиваем способы измерения силы ветра с помощью метеолаборатории | 1 |
19 | Раскаленная стрела дуб свалила у села. Что такое молния и нужно ли ее бояться? | Рассказ педагога о происхождении молний, легендах, с ней связанных, опытах по ее изучению | Учим правила техники безопасности при грозе с молнией, а также как помочь человеку, в которого ударила молния | 1 |
20 | Наблюдение – вот умение. Изучаем погодные явления. | Используем детскую метеорологическую лабораторию для изучения погоды в день занятий | Инсценируем репортаж «Прогноз погоды», где дети выступают в роли ведущих | 1 |
Жизнь человечка | 5 | |||
21 | Ты не бойся, посмотри, что у нас с тобой внутри. Органы человека | Педагог показывает скелет и схему внутренних органов человека, кратко рассказывает о функции каждого органа | Считаем кости на скелете. Раскрашиваем модель строения человека | 1 |
22 | Мы такие разные и все-таки мы вместе! Пол, возраст, расы. | Дети отвечают на вопросы, чем люди отличаются друг от друга. Педагог демонстрирует муляжи бюстов человеческих рас, говорит о толерантности | Считаем, сколько каждому лет. А всем вместе? Сколько мальчиков и сколько девочек? Сколько в семье у каждого мужчин и женщин? Раскрашиваем и подписываем рисунки с представителями рас | 1 |
23 | Чтоб дожить нам до ста лет, нужна польза, а не вред! Полезные и вредные привычки | Педагог рассказывает о полезных и вредных привычках, спрашивает детей, есть ли у них или членов их семьи вредные привычки | Аппликация: дети в 2 колонки должны распределить и приклеить значки с вредными и полезными привычками | 1 |
24 | Правильно питаться – болезней не бояться! Мы то, что мы едим. | Педагог рассказывает о пользе и вреде продуктов | Аппликация: дети в 2 колонки должны распределить и приклеить значки с вредными и полезными продуктами | 1 |
25 | Чтобы в форме оставаться, нужно много упражняться. Гимнастика для сохранения здоровья | Рассказ педагога о пользе спорта и активного образа жизни, видах спорта | Выполняем некоторые упражнения для глаз, кистей рук, корпуса, ног | 1 |
Живая природа | 38 | |||
26 | Лес не только на земле, лес бывает и в воде. Посмотри дно водоема – там владения Тритона! Водоросли и полипы. | Смотрим отрывок научно-популярного фильма о подводном мире. По окончании педагог рассказывает о водорослях, их значении для обитателей водоемов, видах полипов | Изучаем образцы кораллов и водорослей в учебном кабинете | 1 |
27 | Мы живем на глубине, ближе к дну или в воде. Без воды мы никуда – там нам дом и там еда. Рыбы. | Вспоминаем названия рыб, живущих в аквариумах живого уголка. Рассказ педагога о разных видах рыб в сопровождении слайд-презентации | Изучаем строение рыбы на примере сельди и развитие рыбы на влажном препарате | 1 |
28 | Погружайся, пассажир, в сказочный подводный мир! | Смотрим отрывок научно-популярного фильма о подводном мире | Аппликация: дети выбирают вырезанных водных обитателей и помещают их на синий лист (вода) | 1 |
29 | Что нам суша, что вода – домик с нами наш всегда! Черепахи, улитки и ракообразные. | Педагог рассказывает о существах, имеющих домик-укрытие в виде панциря или раковины, демонстрирует обитателей живого уголка и картинки с изображением различных ракообразных | Лепим черепашек, улиток или ракообразных | 1 |
30 | Рожденные ползать: черви вокруг и внутри нас. | Рассказ педагога о пользе и вреде плоских, круглых и кольчатых червей в сопровождении слайд-презентации | Составляем правила гигиены, чтобы не заразиться паразитарными заболеваниями | 1 |
31 | На коре и у забора зеленцой блестят узоры, образуется покров из лишайника и мхов. | Вспоминаем о водорослях и развитии планеты. Педагог рассказывает о лишайниках и мхах, ставших первыми наземными растениями | Изучаем лишайники и мхи из ботанической коллекции, сравниваем их строение с водорослями | 1 |
32 | В древнем мире были мы очень-очень велики, а сейчас нужна сноровка, чтоб найти в лесу нас ловко. Хвощи, плауны и папоротники. | Педагог продолжает свой рассказ о развитии жизни на Земле, говорит об усложнении в строении растений и показывает, какими были хвощи, плауны и папоротники в древности и какие они сейчас | Изучаем гербарные образцы хвощей и плаунов, а также папоротник из ботанической коллекции | 1 |
33 | Когда-то гуляли по нашей планете гигантские ящеры грозные эти. Динозавры. | Демонстрация отрывка научно-популярного фильма о динозаврах, кратка справка педагога об особенностях данных рептилий и причинах их вымирания | Раскрашиваем изображения динозавров, запоминаем их названия | 1 |
34 | Миллионы лет до нашей эры: как жили на Земле, когда не было людей | Педагог рассказывает, что происходило на планете после вымирания динозавров, какие существа на ней обитали | Лепим одного из доисторических обитателей, учим их названия | 1 |
35 | Экскурсия в Государственный Дарвиновский музей | 1 | ||
36 | Лягушки-квакушки, царевны и путешественницы. А также другие земноводные – хвостатые и безногие. | Вспоминаем сказки о лягушках. Педагог рассказывает об особенностях строения и развития амфибий, демонстрирует их изображения в слайд-презентации | Наблюдаем за жизнью амфибий в живом уголке | 1 |
37 | Роговых щитков покров, частоколы из зубов. Крокодилы и ящерицы. | Рассказ педагога о крокодилах и ящерицах, особенностях их питания, приспособлениях к условиям обитания. Просмотр мультфильма «Птичка тари» | Соотносим названия ящериц и их изображение | 1 |
38 | Мы не только яд имеем, мы еще душить умеем. Хоть конечностей и нет, но достанем мы обед! Змеи опасные и безобидные. | Демонстрация отрывков из мультфильмов «38 попугаев», «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» с участием змей. Дети называют внешние особенности змей, способ их размножения и охоты. Педагог рассказывает о других змеях, их ядах, местах обитания | Определяем змей ядовитых и неядовитых по изображениям, помещаем их названия в 2 колонки. Учим правила техники безопасности при встрече со змеей и правила оказания первой помощи при укусе | 1 |
39 | Наши листики свернулись в колкие иголки, семена сокрыты в шишках у сосны и елки. Голосеменные растения. | Рассказ педагога о голосеменных растениях, их значении для лесных обитателей и пользе для человека. Почему у хвойных вместо листьев иголки, а семена скрыты в шишках? | Рассматриваем гербарные образцы голосеменных растений и коллекцию шишек. Учим названия растений. | 1 |
40 | Мастер-класс по изготовлению поделок из природного материала. | Используя кусочки древесины, мох, кору, шишки, ветки, засушенные листья и цветы, готовим поделки | 1 | |
41 | Птички-невелички: воробушки да синички. | Педагог демонстрирует детям слайд-презентацию и рассказывает о маленьких птичках, обитающих в России | Изготавливаем кормушку для птиц из подручных материалов | 1 |
42 | В воде купался, а сух остался. Кто может выйти сухим из воды? Водоплавающие птицы. | Дети называют водоплавающих птиц. Педагог рассказывает о внешнем строении птиц, особенностях оперения и питания водоплавающих птиц | Рисуем виды птичьих перьев | 1 |
43 | Острые когти и клювик крючком, птичек таких не накормишь зерном! О хищных птицах и падальщиках. | Внешние отличия хищных птиц и падальщиков. Рассказ педагога об условиях обитания и питания хищных птиц. Песни, сказки и другие произведения, где упомянуты хищные птицы | Собираем паззл «Хищная птица»: из предложенных частей тела разных птиц подбираем те, которые соответствуют типу питания хищных и падальщиков. Рассматриваем изображения хищных птиц на гербах | 1 |
44 | Серая шейка и гадкий утенок – перелетные птицы в сказке и были. | Педагог зачитывает детям отрывки из произведений «Серая шейка», «Гадкий утенок», «Дюймовочка» и др., где рассказано о перелетах птиц в теплые края | Слушаем звуки птиц | 1 |
45 | Наблюдение – вот умение. День учета птиц. | Повторяем названия городских птиц и устный счет | Считаем птиц на школьном дворе | 1 |
46 | Хоть и птица, да летать не умеет. Страусы, киви и пингвины. | Рассказ педагога о нелетающих птицах и местах их обитания. Внутреннее строение птиц | Игра «Снежный ком»: названия птиц. Игра «Кормушка»: дети получают название птицы и должны выбрать из «кормушки» то, чем данная птица питается | 1 |
47 | Здесь сейчас узнаешь ты, как устроены цветы. Строение растений | Рассказ педагога о строении растений и функции их органов, их видоизменениях (клубни, колючки, луковицы) | Рассматриваем различные органы растений | 1 |
48 | Необычен лепесток – распускается цветок. Изучаем цветковые растения | Запоминаем названия цветковых растений из рассказа педагога в сопровождении слайд-презентации | Рисуем (обводим по заготовке) модель цветка одного из цветковых растений | 1 |
49 | Разломился домик на две половинки, и посыпались оттуда бусинки-дробинки. Плоды и семена | Дети отвечают на вопросы, какие плоды они знают. Педагог демонстрирует различные виды семян и плодов из гербария и ботанической коллекции | Дети должны правильно соотнести образцы семян и плодов с растением, которому они принадлежат. За правильное выполнение в подарок получают семя или плод с занятия | 1 |
50 | Наблюдение – вот умение. Как живет растение? | Педагог рассказывает о росте и развитии растения, процессах, которые в нем происходят | Измерение растений, уход, наблюдение. Опыты: нужны ли растению свет, вода и определенная температура | 1 |
51 | И летаем и ползем, строим, колем и грызем, любим быть в тени и в свете, больше всех нас на планете! Насекомые вокруг нас. | Дети рассказывают, каких насекомых они знают. Педагог дополняет ответы детей и демонстрирует отрывок из фильма «Микрокосмос» | Изучаем насекомых из энтомологической коллекции | 1 |
52 | Опасные паукообразные. Клещи, пауки и скорпионы. | Рассказ педагога об отличиях паукообразных, их способе питания, вреде и пользе для человека | Учет результатов опытов с растениями. Инсценируем сказку «Муха-цокотуха» | 1 |
53 | Экскурсия в Зоологический музей МГУ | 1 | ||
54 | У кого помимо елки есть колючие иголки? Ежи, дикобразы, ехидна и другие обладатели колючек. | Дети называют известных им колючих животных, формулируют мнение о функции игл. Педагог дополняет ответы детей, в сопровождении слайд-презентации рассказывает о жизни животных с иглами и шипами | Смотри мультфильм «Ежик в тумане». Мастерим поделку «Ежик». | 1 |
55 | Мышки разные нужны, мышки всякие важны. Разнообразие грызунов. | Вспоминаем названия грызунов живого уголка и с помощью педагога узнают об их диких сородичах. Зубы грызунов. | Разгадываем загадки о грызунах | 1 |
56 | Чтобы детки не пропали, к маме в сумку их сажали. Рассказ о Сумчатых. | Педагог рассказывает о сумчатых животных и развитии их детенышей | Раскрашиваем изображения кенгуру, коалу, опоссума, тасманского дьявола и др. | 1 |
57 | Усатые, зубатые, пятнистые и полосатые. Киты и тюлени. | Рассказ педагога о китообразных и ластоногих в сопровождении слайд-презентации | Слушаем звуки китов | 1 |
58 | Золотые рожки, серебряное копытце. Дикие и домашние копытные. | Вспоминаем копытных животных и сказки, в которых они упомянуты. Педагог рассказывает об особенностях питания и строения копытных | Разделяем копытных на диких и домашних в 2 колонки | 1 |
59 | Разойдитесь-ка, друзья, вышел на охоту я! Хищные млекопитающие на нашей планете. | Дети рассказывают о хищниках, которых они знают, педагог дополняет ответы детей и демонстрирует им наглядные материалы с изображением известных хищных, указывает на отличительные признаки | Игра «Хищник-жертва»: дети делятся на 2 команды, «хищник» должен определить поймать предназначенную ему «жертву» | 1 |
60 | Метаморфозы – удивительные превращения. Кем вырастет головастик и когда гусеница станет красивой? | Понятие «метаморфоз» и его примеры в животном мире | Рисуем процесс превращения головастика в лягушку и гусеницы в бабочку | 1 |
61 | Кто в семье главный? Иерархия в царстве Фауны. | Пчелиная и муравьиная семья, прайд, стая волков – рассказ педагога об отношениях в группе | Соотносим функцию в семье с названием живого существа | 1 |
62 | Самые большие и самые маленькие. Биологическая арифметика. | Педагог рассказывает и демонстрирует изображения самых больших и самых маленьких живых существ на планете | Определяем самое большое и самое маленькое животное и растение в живом уголке с помощью измерения его параметров | 1 |
63 | Экскурсия в Московский зоопарк | 1 | ||
Дом, в котором мы живем | 8 | |||
64 | Польза и вред машин | Где используются машины, что в них хорошего, а что плохого? | Предлагаем методы уменьшения выбросов вредных газов и альтернативу машинам | 1 |
65 | Чтоб энергию сберечь свет зазря не нужно жечь. | Дети вспоминают, где используется электроэнергия. Педагог дополняет ответы детей и демонстрирует обучающий мультик по энергосбережению | Учим правила энергосбережения | 1 |
66 | Интересно, почему рыбы вымерли в пруду? Потому что от завода по трубе текут отходы. | Как загрязняется вода? Чем это грозит водным обитателям и людям? | Готовим фильтр для воды своими руками | 1 |
67 | Богато живем – сполна воду пьем. Неужели кому-то воды не хватает? | Педагог рассказывает о запасах морской и пресной воды на планете, о явлении засухи и пустынях, а также о том, как животные и растения воду берегут и добывают | Учим правила водосбережения. Вырезаем и раскрашиваем животных и растения, приспособленных к жизни в засушливых условиях | 1 |
68 | Не бросайте люди мусор – может стать большим он грузом. | Дети называют мусор, который выкидывается у них дома. Педагог рассказывает о вреде мусора для планеты | Сортируем мусор по разным контейнерам | 1 |
69 | Как нам сохранить природу: всех зверей, цветы и воду? Охрана природы с малых лет. | Педагог рассказывает о редких видах растений и животных, Красной книге, заповедниках | Формулируем правила охраны природы | 1 |
70 | Мусор – это не безделка, а основа для поделки! Мастер-класс по изготовлению поделок из мусора. | Готовим поделки из бытовых отходов | 1 | |
71 | Экскурсия в Экоцентр на Воробьевых горах | 1 | ||
72 | Итоговое занятие «О загадочной планете лучше всех расскажут дети!» | Занятие-праздник, где дети в игровой форме повторяют весь пройденный материал путем отгадывания загадок, командных состязаний и выполнения заданий. В конце им вручается диплом о прохождении программы «О планете и не только» | 1 | |
72 |
Методическое обеспечение программы
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста «О планете и не только» имеет обширное методическое обеспечение в виде печатных и электронных пособий, учебной литературы, тематических раскрасок, плакатов, таблиц, рисунков и схем, интерактивного игрового материала, аудио- и видеоконтента с голосами и изображением животных и птиц. Была осуществлена подборка мультфильмов, сюжет которых основан на взаимоотношении живых существ или разворачивается на фоне природных объектов. Использована художественная литература – сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, легенды. Фотографии и репродукции картин дополняют ряд наглядных материалов, песни и отрывки из классических музыкальных произведений способствуют развитию слуха, культурного вкуса, образного мышления.
Для выполнения творческих заданий предусмотрены наборы бумаги, красок и пластилина, канцелярские принадлежности.
Учебный кабинет компьютеризирован, оснащен экраном и проектором для демонстрации фото- и видеоматериалов, есть доступ к сети Интернет. Рядом расположены живой уголок и зимний сад, осуществляется непрерывное взаимодействие детей не только друг с другом и с педагогом, но и с растениями и животными, дети учатся обращаться с инвентарем по уходу за ними, наблюдают их в искусственной среде обитания. Для развития рецепторных навыков разрешается контакт учащихся с водой, различными видами грунта и подстилки, другими природными материалами.
В кабинете есть пространство для выполнения несложных физических упражнений зарядки и правил гигиены. Гербарии, коллекции минералов и горных пород, развития человека, раковин моллюсков, насекомых, конструкторские модели биологических объектов используются во время практической части учебного процесса.
Для допуска к занятиям ребенку необходим альбом для рисования и письменные принадлежности, а также справка об отсутствии противопоказаний к занятиям в экологическом клубе.
Обучение проходит в мини-группах. В конце каждого урока при условии успешного выполнения задания и удовлетворительного поведения дети премируются тематическими стикерами. По окончании каждого полугодия предусмотрены научно-познавательные подарки, в конце курса – дипломы для успешно завершивших освоение программы.
В учебный план включены несколько экскурсий в учреждения культуры, реализующие программы для дошкольников (Государственный Дарвиновский музей, Московский зоопарк и т. д.).
Список использованной литературы
- Авдонина М. Энциклопедия животных. – М.: Эксмо, 2006.
- Акимов С. С. Биология в таблицах и схемах. – М.: Лист Нью, 2002.
- Анищенкова Е. С. Пальчикова я гимнастика для развития речи у дошкольников. – М.: Астрель, 2006.
- Аранович Л. Удивительное рядом. – М.: Детская литература, 1969.
- Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. – М.: Сфера, 2012.
- Бабаев А. Г. Живая пустыня. – М.: Просвещение, 1980.
- Баринова Е. В. Обучаем дошкольников гигиене. – М.: Сфера, 2013.
- Белоусов Ю. А. Биология. Школьный справочник. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Бергхоф П. Хомяки и морские свинки. – М.: Аквариум, 1996.
- Бесова М. А. Познавательные игры для детей 6-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Бианки В. В. Рассказы и сказки про животных. – М.: АСТ, 2017.
- Бобнева Н. П. Все обо всем. Загадочный лес. – М.: Астрель, 2000.
- Большая энциклопедия животных. – М.: Махаон, 2009.
- Васильева Б. Д. По течению рек. – М.: Росмэн, 1996.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 1999.
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб: Детство-пресс, 2003.
- Гарвард Л. Большая энциклопедия животных. – М.: Олма-пресс, 2001.
- Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – СПб: Питер, 2019.
- Горчаков М. И. Атлас мира. – М.: Олма-пресс, 2004.
- Дозье Т. Киты и другие морские млекопитающие. – М.: Терра, 1997.
- Доманская Л. В., Максимова И. Ю. Цифры и счет. – М.: АСТ, 2017.
- Жукова Н. С. Букварь. – М.: Эксмо, 2017.
- Запартович Б. Б. С любовью к природе. – М.: Педагогика, 1978.
- Зартайский В., Козьмина Т. Русская азбука в пословицах, поговорках, загадках и картинках. – СПб: Вита Нова, 2013.
- Киплинг Р. «Книга джунглей». – М.: Астрель, 2012.
- Кларк Д. Энциклопедия окружающего мира. – М.: Махаон, 2005.
- Клэр А. Атлас мира. Иллюстрированная энциклопедия для детей. – М.: Книжный клуб, 2008.
- Корабельников В. А. Краски природы. – М.: Просвещение, 1989.
- Коротков Д. В. Зимующие птицы лесов и полей Подмосковья. – М.: Зимородок, 2006.
- Курдюмова Е. И. От весны и до зимы. – Харьков: Ранок, 2015.
- Левитман М. Х. Экология-предмет: интересно или нет? – Санкт-Петербург: Союз, 2001.
- Леонова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. – М.: Учитель, 2018.
- Лилли К. Атлас животного мира. – Лондон: Дорлинг Киндерсли, 1997.
- Ляхов П. Р. Я познаю мир. – М.: АСТ, 1999.
- Маслов В. А. Словарик юного эколога. - М.: МГСЮН, 1993.
- Машкин В. Зоогеография. – М.: Академический проект, 2006.
- Медведев В. И. Экологическое сознание. – М.: Интеграция, 2001.
- Мельчаков Л. Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. – М.: Просвещение, 1981.
- Микляева Н. В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2013.
- Мурченко Н. А. психолого-педагогическое сопровождение дошкольника. – М.: Учитель, 2015.
- Нейпье П. Обезьяны. – М.: Терра, 1996.
- Никольская Т. А. Русские сказки о животных. – М.: Махаон, 2010.
- Ольгин А. Здравствуй, я тебя знаю! – М.: Детская литература, 1992
- Павлинов И. Я. Удивительная жизнь животных. – М.: Астрель, 2004
- Плешаков А. А. Природоведение. 3 класс. – М.: Просвещение, 2001.
- Плешаков А. А. Природоведение 5 класс. М.; Дрофа, 2005.
- Полтавцева Н. В. и др. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: Сфера, 2013.
- Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх. – Ярославль: Академия развития, 2000.
- Рахилин В. К. Энциклопедический словарь юного натуралиста. – М.: Педагогика-пресс, 1996.
- Рахманов А. И. Домашний зооуголок. – Смоленск: Русич, 1997.
- Резанова А. Г. Зоология в рисунках, таблицах и схемах. – М.: Школа, 2007.
- Садовская Л. Заповедники мира. – М.: Астрель, 2010.
- Смирнова В. В. Тропинка в природу. – Санкт-Петербург: Союз, 2001.
- Сонин Н. И. Природоведение. Атлас 3-5 классы. – М.: Дрофа, 2001.
- Старцев П. Е. Биологические карты. 7 класс. – М.: Дрофа, 2001.
- Стил Ф. Атлас мира. – М.: Махаон, 1999.
- Стихотворения о природе. Сборник. – М.: Росмэн, 2017.
- Суравегина И. Т. Как учить экологии. – М.: Просвещение, 1995.
- Сутеев В. Г. Сказки про животных. – М.: АСТ, 2015.
- Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: природоведение. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Тихонов А. В. Красная книга России. – М.: Росмэн, 2002.
- Травина И. В. Большая книга о теле человека. – М.: Эксмо, 2017.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2013.
- Ушинский К. Д. Родное слово. – М.: Избр. пед. соч., 1974.
- Фетисова Н. А. Игры и викторины по зоологии. – М.: 1987.
- Флинт В. Е. Красная книга России. – М.: Росмэн, 2002.
- Флинт В. Птицы в нашем лесу. – М.: Детская литература, 1976.
- Хилл Р. Моя первая книга о природе: кошки и котята, собаки и щенки, мои любимцы. – М.: АСТ-пресс, 1997.
- Элдертон Д. Всемирная энциклопедия птиц. – М.: Эксмо, 2007.
- Яковлев Л. Царство животных. – М.: Росмэн, 1994.
- Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. – М.: Владос, 2014.
- Янге Е. Здравствуй, география! – М.: Феникс, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-мастерская «Конь, он как человек. Он только не говорит, он только понимает…»
Урок - мастерская . 7 класс.Целевое назначение:Познакомить с рассказом Б.Васильева "Великолепная шестёрка", выявить нравственную актуальность темы милосердия в современном мире.Рассмотреть различное о...
"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"
Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...
Конспект урока в 5 классе по теме "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа"
В конспекте представлены формы работы, способствующие усвоению обозначенной темы....

Презентация по теме Урок истории в 8 классе "Умереть- так только за Отчизну, жить – так только родиной дыша. (По отечественной войне 1812 г. Урок закрепления знаний)
мультимедийная презентация по теме "Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"....

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".
Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...

Конспект урока русского языка по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"....

"...только любовью, только ею движется жизнь"
Посвящается 200-летнему юбилею русского писателя И.С.Тургенева....