Программа кружка: "Планета - наш общий дом!"
рабочая программа (10 класс)
Программа экологического кружка для обучающихся 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ekologicheskogo_kruzhka.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа экологического кружка
«Планета - наш общий дом!»
для учащихся 10-х классов
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
Данная программа направлена на изучение экологии учащимися, развитие у них экологического мировоззрения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Данная программа рассчитана на учащихся 10 классов с целью развития коммуникативных качеств у учащихся, воспитанию уважительного отношения к другому мнению. Изучение учащимися экологических понятий, законов, по прежнему актуально, т.к. способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе. Данная программа способствует развитию у учащихся умений выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение, развитию целого ряда личностных качеств (ответственность, самостоятельность и т.д.). Программа предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся, осознание значимости экологических знаний, их ценности. Благодаря данной программе у учеников продолжит развиваться познавательный интерес к экологии, чувство сопричастности к общему делу каждого члена кружка.
Цели и задачи:
1) воспитать у ребят любовь к природе,
2) воспитывать ответственность за сохранность живой природы
3) воспитывать бережное отношение к жизни, ценность жизни
4) научить наблюдать учащихся за жизнью природы,
5) привлечь к практической деятельности и дать навыки работы с живыми организмами
6) расширение энциклопедических представлений школьников;
7) углубление теоретических знаний учащихся в области экологии;
8) обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
9) Развивать коммуникативные навыки, с целью распространения экологических знаний, умений среди учащихся
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих:
Данная программа отличается от уже существующих на развитие коммуникативных навыков у учащихся, т.е. навыков передачи своего жизненного опыта, экологических знаний в кругу общения. Также данная программа способствует развитию у учащихся экологической грамотности, экологической культуры.
Возраст детей: 15-16 лет
Сроки реализации образовательной программы: 01.09.2018 – 31.05.2019
Формы и режим занятий:
Экскурсии, уроки - конференции, уроки - практикумы, уроки – викторины, комбинированные уроки, лабораторные и практические работы.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу года учащиеся должны знать:
Простейшие элементы ориентирования на местности.
Предмет изучения экологии.
Связь между человеком и природой.
Природа родного края.
Основные законы экологии.
Типы экосистем.
Многообразие экологических групп комнатных растений.
Экологические группы растений и животных по отношению к различным факторам.
Связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Основные экологические проблемы мира и пути их решения.
Значение мониторинга окружающей среды.
К концу года учащиеся должны уметь:
Составлять маршруты прогулок, дорог и планов.
Уметь работать с биологическим оборудованием: микроскопами.
Уметь изготавливать гербарий.
Уметь готовить микропрепарат.
Различать изученные группы растений и животных.
Осуществлять систематический уход за живыми организмами.
Умение выступать с докладом, презентацией.
Вести наблюдения в природе под руководством учителя.
Выполнять правила поведения в природе.
Изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений.
Составлять описание природного сообщества.
Находить отличия между естественным и искусственным сообществом.
Выявлять черты приспособленности растений и животных.
Проводить исследования окружающей среды на предмет загрязненности.
Проводить наблюдения за живыми организмами и биологические эксперименты.
Отстаивать свою позицию по отношению к экологическим проблемам мира.
Решать экологические задачи.
Применять экологические законы для решения проблемных ситуаций.
Конструировать экологические модели, выполнять рисунки по экологической тематике.
Участвовать в разработке экологических игр, конкурсов.
Уметь вести диалог, беседу по экологической тематике с другими учащимися.
Для определения результативности учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить по завершению изучения определенной темы презентацию , фотоотчет, участвовать в учебной конференции , викторине, экологической игре, конкурсе или мини- олимпиаде.
Формы подведения итогов: - выставки
- сценки
- учебно-исследовательские конференции
- экологические викторины
- защита презентации
- мини-олимпиада
Учебно-тематический план (68 часов, 2 часа в неделю)
- перечень разделов:
Введение – 2 часа
1. Изучение комнатных растений живого уголка – 8 часов
2. Изучение природного сообщества – экосистемы – 8 часов
3. Экологическое состояние окружающей среды – 12 часов
4. Экологические игры, сказки, конкурсы – 8 часов
5. Экология растений и животных – 7 часов
6. Законы экологии – 2 часа
7. Экологические проблемы и пути их решения – 11 часов
8. Решение экологических задач – 5 часов
9. Создание моделей, таблиц (оборудования) по экологической тематике для уроков биологии - 2 часа
10. Экологические тропы – 2 часа
Подведение итогов работы кружка – 1 час
Практические работы выделены курсивным шрифтом
№ п.п. | Раздел | Тема (2 часа в неделю) | Оборудование |
1 | Введение (2 часа) | Введение. Правила техники безопасности .Постановка целей и задач кружка. | |
2 | Экология как наука, ее методы. | ||
3 | Изучение комнатных растений живого уголка (8 часов) | Исследование видового многообразия комнатных растений кабинета биологии. Составление перечня. | Комнатные растения живого уголка, фотоаппарат |
4 | Составление этикеток с указанием названий растений, а также списка с указанием родины, семейства, особенностями ухода. | Справочники по комнатным растениям | |
5 | Изучение вредителей комнатных растений и методов борьбы с ними. | Комнатные растения живого уголка, справочники о комнатных растениях | |
6 | Практическая работа: «Подкормка комнатных растений» | Коллекция «Минеральные удобрения» | |
7 | Разработка презентации: «Путешествие с комнатными растениями» (фотоотчет) | ИКТ | |
8 | Исследование черт приспособленности комнатных растений к условиям окружающей среды. | Микроскоп, рабочая тетрадь, линейки, предметные и покровные стекла | |
9 | Практическая работа: «Пересадка комнатных растений, их черенкование, правильная расстановка» | Комнатные растения живого уголка | |
10 | Викторина по теме: «Комнатные растения» |
11 | Изучение природного сообщества (экосистемы) – 8 часов | Определение видов растений и животных, методика составления гербария | Определители, бинокуляр, бумага для черчения, засушенные растения,бумажные этикетки, клей, скотч, нитки |
12 | Определение видов растений и животных, методика составления гербария | ||
13 | Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия | ||
14 | Описание природного сообщества (парк, школьный сад) по плану | ||
15 | Правила поведения в естественном сообществе | ||
16 | Создание искусственной экосистемы (флорариума либо аквариума) | ||
17 | Сравнение искусственных сообществ с естественными. | ||
18 | Видеопрезентация: «Красота природы» | ||
19 | Экологическое состояние окружающей среды – 12 часов | Экскурсия: « | Компас, планшет, карандаши, бумага, определители растений, клейкая прозрачная лента (скотч), полиэтиленовые мешки, фотоаппарат |
20 | Подведение итогов экскурсии. Анализ собранного материала | ||
21 | Проектирование учебно-опытного участка на следующий год | ||
22 | Экологический мониторинг. Методика сбора проб воды. | ||
23 | Определение содержания в пробах воды из разных источников загрязняющих веществ (фосфатов, нитратов, солей свинца). | Пробы воды, реактивы, фотоаппарат | |
24 | Анализ и сравнение обнаруженных загрязняющих веществ в различных пробах воды | ||
25 | Написание исследовательской работы: «Загрязнение водоемов на территории Калязинского района. Причины загрязнений и меры их устранения» | ||
26 | Биоиндикация окружающей среды. | ||
27 | Экскурсия: «Биоиндикация на пришкольном участке» | фотоаппарат | |
28 | Презентация – отчет : «Экологическое состояние отдельных территорий, водоемов Калязинского района» | ||
29 | Конференция: «Пути улучшения экологического состояния территорий Калязинского района» | Доклады учащихся | |
30 | Обсуждение результатов конференции | ||
31 | Экологические игры, сказки, конкурсы – 8 часов | Создание эмблемы: «Сохрани природу!» | |
32 | Экологическая игра | ||
33 | Экологическая игра | ||
34 | Экологическая игра | ||
35 | Экологическая сказка | ||
36 | Экологическая сказка | ||
37 | Экологический плакат | ||
38 | Экологический рисунок | ||
39 | Экология растений и животных– 7 часов | Группы растений по отношению к свету и воде, их особенности. | |
40 | Группы растений по отношению к плодородию почв, засоленности почв, их приспособления. | ||
41 | Группы животных по способам питания, по отношению к температуре | ||
42 | Демонстрация у животных, маскировка | ||
43 | Симбиоз в природе | ||
44 | Паразитизм в природе | ||
45 | Хищничество и конкуренция в природе | ||
46 | Законы экологии – 2 часа | Закон минимума и оптимума | |
47 | Законы Коммонера | ||
48 | Экологические проблемы мира и пути их решения – 11 часов | Экологические проблемы и пути их решения | |
49 | Экологические проблемы и здоровье человека | ||
50 | Реабилитация человека при помощи средств природы | ||
51 | Памятники природы | ||
52 | Охрана растений | ||
53 | Охрана животных | ||
54 | Красная книга | ||
55 | Эффективное потребление энергии. Альтернативные источники энергии. | ||
56 | Проблемы утилизации отходов. Вторичное производство. | ||
57 | Экология и экономика. | ||
58 | На пути к устойчивому развитию | ||
59 | Решение экологических задач – 5 часов | Решение творческих экологических задач | |
60 | Решение творческих экологических задач | ||
61 | Решение расчетных экологических задач | ||
62 | Нахождение экологических ошибок | ||
63 | Нахождение экологических ошибок | ||
64 | Создание моделей, таблиц (оборудования) по экологической тематике для уроков биологии - 2 часа | Разработка учебных таблиц по экологии | |
65 | Экологические модели | ||
66 | Экологические тропы - 2 часа | Прокладывание экологических троп | |
67 | Прокладывание экологических троп | ||
68 | Подведение итогов работы кружка – 1 час | Подведение итогов работы кружка |
Содержание изучаемого курса
Введение – 2 часа
Правила техники безопасности во время практических работ, экскурсий.
Экология – наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой. Методы исследования в экологии.
1. Изучение комнатных растений живого уголка – 8 часов
Приспособленность. Экологический фактор. Видовое название организмов. Правила ухода за комнатными растениями. Значение комнатных растений в жилище человека.
2. Изучение природного сообщества – экосистемы – 8 часов
Гербарий. Описание растений и животных. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Естественное и искусственное сообщество.
3. Экологическое состояние окружающей среды – 12 часов
Мониторинг, биоиндикация, загрязнение, сбросы, выбросы, анализ проб воды и воздуха
4. Экологические игры, сказки, конкурсы – 8 часов
Значение экологических игр.
5. Экология растений и животных – 7 часов
Экологические группы растений и животных по отношению к определенному фактору окружающей среды. Приспособленность и ее относительный характер.
6. Законы экологии – 2 часа
Закон минимума (либиха). «Бочка Либиха», законы Коммонера.
7. Экологические проблемы и пути их решения – 11 часов
Здоровье человека. Гармония с природой. Охрана животных и растений. Связь человека с живой природой. Экологическая культура. Загрязнение мирового океана, загрязнение почв, неконтролируемая вырубка лесов, неконтролируемая добыча полезных ископаемых и т. д.
8. Решение экологических задач – 5 часов
9. Создание моделей, таблиц (оборудования) по экологической тематике для уроков биологии - 2 часа
10. Экологические тропы – 2 часа
Подведение итогов работы кружка – 1 час
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
1) Обеспечение программы методическими видами продукции (игры, беседы, конкурсы, конференции, экскурсии):
- биологическая игра «Эволюция».
- экологические игры:
1. «Жалоба директору школы».
2. «Цепи питания».
3. «Непригодная тропа» и т.д.
(сайт: http://ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm).
- Экскурсия в природное сообщество.
- Экскурсия на учебно-опытный участок.
- Экологические тропы.
2) Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов.
Перед проведением лабораторных и практических работ перед учащимися необходимо четко сформулировать цель проводимой работы, а также значимость получаемых умений. Учителю и учащимся необходимо заранее отобрать необходимое оборудование и изучить детально ход предлагаемой работы. При проведении биологических экспериментов ученики должны вовремя отслеживать результаты эксперимента, его ход, проводить сравнительные описания контрольных и экспериментальных групп. Результаты лабораторных работ, экспериментов должны быть сведены к формулировке вывода, составлению сводной таблицы, либо оформлению графиков. Данные некоторых лабораторных работ и экспериментов должны быть отображены в исследовательских работах кружка.
3) Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы.
Лекционный материал:
Экосистема и биогеоценоз. Их структура и отличия.
Правила поведения в естественном сообществе.
Сравнение искусственных сообществ с естественными.
Экология как наука, ее методы.
Экологический мониторинг. Методика сбора проб воды.
Биоиндикация окружающей среды.
Экологические проблемы и здоровье человека.
Реабилитация человека при помощи средств природы.
Памятники природы.
Охрана растений.
Красная книга.
Эффективное потребление энергии. Альтернативные источники энергии.
Проблемы утилизации отходов. Вторичное производство.
Экология и экономика.
На пути к устойчивому развитию.
Тематика опытнической и исследовательской работы:
Исследование видового многообразия комнатных растений кабинета биологии. Составление перечня.
Составление этикеток с указанием названий растений, а также списка с указанием родины, семейства, особенностями ухода.
Изучение вредителей комнатных растений и методов борьбы с ними.
Практическая работа: «Подкормка комнатных растений».
Разработка презентации: «Путешествие с комнатными растениями» (фотоотчет).
Исследование черт приспособленности комнатных растений к условиям окружающей среды.
Практическая работа: «пересадка комнатных растений, их черенкование, правильная расстановка».
Создание искусственной экосистемы (флорариума либо аквариума).
Описание природного сообщества (парк, школьный сад) по плану.
Определение видов растений и животных, методика составления гербария.
Экскурсия: «Оценка экологического состояния учебно-опытного участка по биологии».
Проектирование учебно-опытного участка на следующий год.
Определение содержания в пробах воды из разных источников загрязняющих веществ (фосфатов, нитратов, солей свинца).
Анализ и сравнение обнаруженных загрязняющих веществ в различных пробах воды.
Написание исследовательской работы: «Загрязнение водоемов на территории Калязинского района. Причины загрязнений и меры их устранения».
Экскурсия: «Биоиндикация на территории лесопарка».
Решение творческих экологических задач.
Разработка учебных таблиц по экологии.
Экологические модели.
Прокладывание экологических троп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 11 класса профильный уровень (по программе В.Б.Захарова)
Рабочая программа по биологии для 11 профильных классов составлена на основе авторской программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом п...
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 11 класса базовый уровень (по программе В.Б.Захарова)
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе авторской программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом примерной про...
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса профильный уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
Программа кружка "Планета Книголюбов"
Данная программа предназначена для того, чтобы у каждого ребёнка появился интерес к чтению ,чтобы книга стала помощником и советчиком на протяжении всей жизни и способствовало повышению качества...
Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 9 класса к учебнику под...
Рабочая программа кружка "Планета Земля"
рабочая программа составлена для учащихся 5-7 классов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Уровень общего образования: среднее общее образование 10-11 класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Уровень общего образования:среднее общее образование 10-11 класс.Рабочая программа составлена на основе федерального государстве...
- Мне нравится (1)