Программа "Зелёная планета"
проект на тему
Экологическое воспитание даёт возможность находить новые пути адаптации детей-инвалидов к социальной среде, окружающей действительности, к взаимоотношениям со сверстниками, приобщению к посильному труду, развитию умственных способностей. Поэтому была разработана программа "Зелёная планета". В основе экологического воспитания детей с ограниченными возможностями использован экологический подход, с целью передачи определённых знаний о живой и неживой природе, формирование осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам с учётом возрастных и психофизических возможностей детей с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа - Югра
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»
Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями
ПРОГРАММА
г.Урай, 2013 г.
Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа - Югра
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»
Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями
Рекомендовано к утверждению Председатель ЭМС __________________ С.В. Аксененко «_______»___________2013 год | Утверждено приказом №_____ от 2013 год |
СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
«Зелёная планета»
Согласовано
зав. отделением_____________
дата ____________
Согласовано
методист_____________
дата ____________
Разработчик: Т.В. Разакова –
воспитатель,
реабилитационного отделения
для детей и подростков
с ограниченными возможностями
г. Урай 2013 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Н.Луконина
Проблема экологического воспитания и образования — одна из самых актуальных на сегодняшний день. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем.
Экологическое воспитание даёт возможность находить новые пути адаптации детей-инвалидов к социальной среде, окружающей действительности, к взаимоотношениям со сверстниками, приобщению к посильному труду, развитию умственных способностей.
К сожалению, данные статистики неумолимы: количество детей с ограниченными возможностями ежегодно возрастает. В настоящее время 1,8 млн. детей, проживающих в РФ (4,3% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании. Именно поэтому назрела необходимость находить новые, современные пути адаптации детей-инвалидов к социальной среде, к взаимоотношениям со сверстниками, приобщению к посильному труду, развитию умственных способностей.
Необходимость данного направления созвучна с требованиями времени.
Осознание важности проблемы, привело к организации специальной работы по экологическому воспитанию, которая стала проводиться в отделении с 2007 года.
В основе экологического воспитания детей с ограниченными возможностями нами использован экологический подход, с целью передачи определённых знаний о живой и неживой природе, формирование осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам с учётом возрастных и психофизических возможностей детей с ограниченными возможностями.
В процессе нарабатываемого опыта мы убедились, что целесообразно продолжить совместную работу с социальными партнёрами города.
Разнообразная развивающая среда способствует усилению воспитательного потенциала, формированию отношение к базовым ценностям, усвоению социального опыта и приобретению детьми с ограниченными возможностями качеств, необходимых для социальной адаптации.
Наблюдения показали, что у детей с ограниченными возможностями в результате познания законов природы, начали формироваться новые чувства, эмоции, дети стали добрее, отзывчивее. Поэтому мы считаем, что необходимо продолжить работу по экологическому направлению с детьми-инвалидами.
Так как 2013 год объявлен годом окружающей среды, необходимо продолжить работу по экологическому воспитанию детей потому, что в детском возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Новая форма работы: изучение техники составления экибан.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА
Программа ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья (от 7-и до 18 лет), состоящими на учёте в отделении, родителей.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через мероприятия по экологическому воспитанию.
Задачи:
- воспитать познавательный интерес детей к миру природы, желание активно изучать природный мир посредством: проведения цикла занятий о природе родного края, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
- вовлечь детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране, путём участия в природоохранных акциях;
- способствовать активному включению родителей в процесс экологического воспитания детей с ограниченными возможностями через привлечение к совместной деятельности с детьми.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
«Природа окружает ребёнка с ранних лет.
Это – источник, благодаря которому
ум поднимается от смутных чувственных
восприятий к чётким понятиям»
И.Г. Песталоцци
В рамках программы актуальным является построение работы на принципах развивающего обучения и работа эта направлена на развитие личности ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, совершенствовать речь детей с ограниченными возможностями, развивать мышление и творческие способности.
Программа направлена на формирование экологической культуры детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, на расширение знаний о неживой природы, на обучение детей пониманию причинно-следственных связей в окружающем мире.
Программа составлена на основе программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Гербовой В.В., Комаровой Т.С. [4], практического пособия «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» под редакцией Т.М. Бондаренко [3].
Диагностика природоведческих знаний детей проводится на основе диагностических карточек, разработанных Гавриной С., Кутявиной Н. «Большая книга тестов для детей дошкольного возраста» [5], Милюковой И.В. «Развиваем способности ребёнка, тесты для детей 6 - 7 лет» [8], а так же опираясь на требования к знаниям умениям и навыкам детей, рекомендованными «Программой воспитания и обучения» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой [4], практического пособия «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» под редакцией Т.М. Бондаренко [3, с.139].
Методика работы предполагает интегрированный подход: это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, экскурсий, трудовой деятельности, а так же посещение мероприятий экологической направленности в центральной детской библиотеке, музее истории города.
Программа разделена на три этапа.
Первый этап – подготовительный. Включает в себя информационную деятельность, опрос родителей, диагностирование детей.
Основная задача информационного этапа - отработать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа родного края; труд людей в природе, воздействие труда людей на экологию.
Избранные направления будут решаться в последствии во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту и т.д.
Второй этап – основной.
Содержит выполнение комплекса мероприятий, (выставки, чтение художественной литературы, беседы, викторины, игры, использование иллюстраций, видео и аудио записей, участие в акциях).
На этом этапе мы будем работать по двум направлениям. Это:
I направление. Экологическое.
Экологическое воспитание является основной частью программы. Все, что нас окружает в пространстве и существует во времени, принято называть окружающим миром. Человек является частью этого мира и подчиняется общим закономерностям развития.
Окружающий нас мир — это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления.
Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе с детьми помогут нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в природоохранных акциях (озеленение клумб возле КЦСОН «Импульс», работа в теплице), экскурсии к реке, в лес, участие в праздниках природы («День земли», «День воды»). Работа кружка «Росток» предусматривает введение в занятия доступного эксперимента, с помощью которого дети смогут познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт (работа в теплице).
Вся эта работа научит детей чуткости, доброте, отзывчивости, послужит сплочению детей, разовьёт их активность и творческие способности. Проводимая работа будет эффективна только при условии активного взаимодействия детей и родителей в процессе реализации мероприятий.
Работа с родителями.
Экологическая информация для родителей на темы:
* Презентация программы «Зелёная планета»
* Правила поведения в экстремальных условиях (информационное пособие);
* Выращивание экологически безопасного урожая (делимся опытом - беседа);
* Конкурс-фестиваль «Зеркало природы - 2013» (составление семейных экибан)
* Комнатные, лекарственные, ядовитые растения (книжная мини-выставка);
* Домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка (беседа, книжная мини-выставка).
II направление. Взаимодействие с учреждениями города.
Заключены договора о взаимодействии с учреждениями культуры музеем истории города, центральной детской библиотекой, центром Духовного просвещения. Разработаны и утверждены планы мероприятий по экологической работе с детьми с ограниченными возможностями. В рамках мероприятий состоится подготовка детских работ и участие в выставках, экскурсиях, мастер-классах.
Третий этап – заключительный.
Ежегодно на данном этапе будут подведены итоги проделанной работы.
В декабре 2013 года в декабре 2014 года состоится повторное диагностическое обследование детей и выявление уровня экологических знаний у детей после реализации программных мероприятий.
Анализ результатов в реализации программы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 2 года.
Мероприятия проводятся в индивидуальной и фронтальной форме.
Первый этап – подготовительный: информационная деятельность, опрос родителей, диагностика.
Срок проведения – февраль - май 2013 г.
Второй этап – основной: выполнение комплекса мероприятий, направленных на получение результатов.
Срок проведения – июнь – декабрь 2013 г.
Третий этап – заключительный – диагностика, анализ.
В 2014 году план программных мероприятий будет дополнен, на основании диагностик, опроса родителей.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется специалистами отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья:
- воспитатель – проводит занятия по ознакомлению детей с животным и растительным миром природы;
- инструктор по труду – научит детей делать поделки из природного материала;
- педагог дополнительного образования – участвует в проведении экологических праздников;
- логопед – пополнит и актуализирует лексический словарь у детей с нарушениями речи по экологическим темам;
Работа предполагает сотрудничество с родителями детей и учреждениями города: Центральной детской библиотекой, Музеем истории города, Центром Духовного просвещения.
Основными механизмами реализации программы являются: диагностика (Приложение 1), посещение мероприятий центральной детской библиотеки, музея истории города, Центром Духовного просвещения (Приложение 2), конспекты сценариев игр-путешествий, викторин (Приложение 3), участие в акциях; беседы, консультирование и анкетирование родителей (Приложение 4), проведение совместных выставок, праздников, экскурсий, выездов на природу детей и родителей,
РЕСУРСЫ
Кадровые:
Реализатор основного плана реабилитационных мероприятий программы – воспитатель реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями Т.В. Разакова.
Контроль за исполнением плана реабилитационных мероприятий осуществляет заведующий реабилитационным отделением – Ф.М. Синицина. Так же воспитатель осуществляет самоконтроль.
Природоведческий материал будет использован в мероприятиях специалистов реабилитационного отделения: логопеда, инструктора по труду, психолога, педагога дополнительного образования.
Информационные:
Будут разработаны методические пособия:
- Интеллектуально развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания.
- «Роль литературы в ознакомлении детей с природой»
- «Семья и книга о природе»
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
После реализации программы предполагается получить количественные результаты:
1. Уровень познавательного интереса составит 65%.
2. В мероприятиях примут участие 40 родителей.
3. Познавательными и практическими занятиями будет охвачено 45 детей.
4. В выставках, конкурсах, акциях примут участие 50 детей, 30 родителей.
5. Уровень экологических знаний повысится до 55%.
Качественные результаты:
- расширятся представления детей о природе родного края, многообразии природного мира;
- состоится овладение доступными экологическими знаниями детей с ограниченными возможностями и родителей.
Критерии оценки результативности
Критерии | Метод оценки |
Познавательный интерес детей к миру природы, желание активно изучать природный мир. | Диагностика, тест, наблюдение, интервью, анкета для родителей. |
| Журнал учёта посещаемости мероприятий |
| Журнал учёта посещаемости мероприятий |
| Опрос, анкета, рефлексия |
| Отметка о выполнении мероприятия |
| Статистический отчёт о количестве обслуженных клиентов |
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ в 2013 г.
Работа с детьми
Сроки реализации | Тема занятия | Программное содержание | |
Месяц | Неделя | ||
февраль - май 2013г. | І. Подготовительный этап | ||
Январь | Диагностическое обследование | ||
IV | Времена года. Обобщающая беседа «Как узнать зиму» | Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой; обобщать знания об образе жизни в зимний период. | |
Февраль | Разработка методического обеспечения: развивающие игры природоведческого и природоохранного содержания. | ||
Март | I | «Кругосветное путешествие» | Познакомить детей с картой, рассказать, что на нашей планете много разных стран и континентов; развивать умение ориентироваться по карте и глобусу, находить некоторые страны. Познакомить с разнообразием животного и растительного мира. |
II | Времена года. Весна. | Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы. | |
III | «Я – человек» | Развивать представление о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; развивать фантазию творческое воображение, коммуникативное общение. | |
IV | «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» | Обратить внимание детей на значение воды в жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движется по кругу. | |
Апрель | I | «Весенний уход за комнатными растениями» | Учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые растения. |
II | «Кто живет в воде?» | Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни, именно, в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. | |
III | «В подводном царстве, загадочном государстве» | Познакомить детей с представителями морской фауны, показать их особенности, приспособленность к жизни. | |
IV | «Кто главный в лесу» | Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. | |
Май | I | «Солнце – большая звезда» | Дать представление о солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы. |
II | «Красная книга – сигнал опасности» | Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных; познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными. | |
III - IV | Диагностическое обследование | ||
Июнь – ноябрь 2013 г. | ІІ. Основной социально-педагогический этап | ||
Июнь | I | «Путешествие по лесной тропинке» — экологическая викторина | Закрепить знания о правилах поведения в лесу. |
II | «Какие бывают насекомые» | Систематизировать представление о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям; особенностям внешнего строения, местом обитания, способу передвижения. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним. | |
III | Семейное эко-ассорти «За природу в ответе и взрослые и дети» | Развитие детско-родительских отношений. Вызвать желание совместного участия в игровой программе родители-дети. | |
IV | «Зоо-азбука» | Продолжать учить играть в дидактические игры природного содержания. | |
Июль | I | «Азбука природы» беседа-игра | Закрепить знания о природоохранных знаках, о правилах поведения в лесу. |
II | «Ребятам о зверятах» — беседа по творчеству Е. Чарушина. | Познакомить с творчеством писателя-натуралиста. Оформить выставку книг. | |
III | «Что такое природа? Живая и неживая природа» | Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой. Познакомить с основными природными компонентами и их связями. | |
IV | «Бал цветов» — викторина, конкурс рисунка | Закрепить и расширить знания о садовых цветах, прививать чувство прекрасного. | |
Август | I | «В гостях у Мойдодыра» | Закрепить культурно-гигиенические навыки, умение следить за своим здоровьем, внешним видом. гигиеной. |
II | Игровая программа «Путешествие в сказку» | Прививать интерес к народному творчеству. Желание читать и рассматривать детские книги. Давать оценку положительным и отрицательным героям сказок. | |
III | «Перелетные птицы» | Познакомить детей с перелетными птицами; выяснить, почему их так называют; познакомить с понятием «насекомоядные», и «водоплавающие» птицы. | |
IV | Игровая программа «Весёлая семейка» | Закрепить знания о животных и их детёнышах, учить отгадывать загадки. | |
Сентябрь | I | Времена года. Осень. | Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, уточнить приметы осени, напомнить названия осенних месяцев. |
II | «День леса» – слайд-беседа о лесе и его обитателях, с просмотром видеоролика «В мире животных» | Уточнить и расширить представление о лесе, его обитателях. | |
III - IV | Диагностическое обследование | ||
Октябрь | Разработка методического обеспечения: «Роль литературы в ознакомлении детей с природой» | ||
Конкурс – фестиваль «Зеркало природы - 2013» | |||
Ноябрь | I | «Сравнение диких и домашних животных» | Уточнить признаки домашних животных, показать, что они отличаются от диких; развивать умственные способности детей. |
II | «Зимующие птицы» | Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Учить узнавать птиц по повадкам, внешнему виду. | |
III | «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу» | Формировать представление детей о жизни животных в лесу, их приспособленность к зимнему периоду. | |
I - IV | Диагностическое обследование | ||
Декабрь 2013 г. | ІІІ. Заключительный | ||
Декабрь | I | Акция «В лесу родилась ёлочка, в лесу пускай растёт» | Развивать умения сочувствовать, переживать, заботиться о живой природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней. |
II | «Мастерская Деда Мороза» - изготовление новогодних украшений из природного материала | Совершенствовать развитие творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддерживать познавательный интерес и стремление к самостоятельной деятельности.
| |
III | Анализ деятельности в рамках реализации программы | ||
IV | Составление описательного отчёта о взаимодействии с социальными партнёрами | ||
IV | Статья в федеральный журнал «Обруч»: профессиональное издание – Образование, ребёнок ученик. |
РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ в 2013 г.
Работа с родителями
Тема мероприятия | Форма проведения | Сроки реализации | Ответственный |
Программа «Зелёная планета» | Презентация | Апрель | Воспитатель: Т.В. Разакова |
«Выращивание экологически безопасного урожая» | Делимся опытом - беседа | Май | |
«Оформление гербариев растений нашего края» | Сбор природного материала | Июнь – август | |
«Правила поведения в экстремальных условиях» | Информационное пособие | Июнь – сентябрь | |
«Комнатные, лекарственные, ядовитые растения» | Книжная мини-выставка | Сентябрь | |
Конкурс-фестиваль «Зеркало природы - 2013» | Составление семейных экибан | Октябрь | |
«Домашние животные, их содержание в доме и значение для ребёнка» | Беседа, книжная мини-выставка | Ноябрь |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 329 с.
2. Ашиков В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание.-2005, N7. С.2-5; N11.-с.51-54.
3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 190 с.
4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду, - 5-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 2008с.
5. Гаврина С., Кутявина Н. большая книга тестов для детей дошкольного возраста: Издательство академия развития, Ярославль, 2006. – 128 с.
6. Колечко В.В. Педагогические условия организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1990.
7. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
8. Милюкова И.В. Развиваем способности ребёнка, тесты для детей 6 - 7 лет: ЗАО «Омега». М., 2002.
9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия",2002.-336с.
10. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов фак. дошк. оборазования высш. пед. учеб. заведений / Под ред.: С.А. Козлова - М.: Академия, 2002.
11. Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе: Практическое пособие, - М.: АРКТИ, 2007, - 48с.
12. Сорокоумова Е.А. Уроки – Путешествия в начальной школе: Практическое пособие, - М.: АРКТИ, 2007, - 68с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Планета женщин, планета мужчин"
Конспект открытого урока "Основы психологии семейной жизни" 11 кл. Обобщающий с элементами тренинга."Планета женщин, планета мужчин"...

Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".
Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....
Внеклассное мероприятие по химии "От планеты до планеты"
Внеклассное мероприятие или урок игра по химии для 8.9 классов....

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).
Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина). Тест
Тест к урокам по природоведению "Соседи Солнца"...

Внеклассное мероприятие по биологии «На планете все важны, на планете все нужны» (К всероссийскому дню посадки леса)
«Шуми, шуми, зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый,И твой покой, и блеск небес над головой твоей кудрявой.Я с детства понимать привык твое молчание немоеИ твой таинственный язык как что-то ...