Куба Ирина Анатольевна

Сайт учителя биологии, географии, краеведения

«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки» Ричард Олдингтон

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: ИКТ, научно-практическая деятельность

Увлечения: чтение, музыка, путешествия

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: Лазаревский р-н, г. Сочи

Место работы: МОБУ ООШ №99 им. Героя России Д.Д. Тормахова

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kuba-irina-anatolevna
«Образование — это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе».
Альберт Эйнштейн

 

УЧИТЕЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ   

 

         Современная школа — это наша новая школа. И учитель в ней  уже не просто педагог, преподаватель. Даже можно сказать по-другому. Уже не только преподаватель.

         В свете модернизации образования, введения ФГОС школа в современной России приобретает совершенно новый статус. Современная школа сегодня — это не только и не столько уроки в классическом понимании этого слова, это проекция самой жизни во всем ее разнообразии и многообразии.

         И учитель сегодня должен отвечать тем требованиям, которые предъявляют и новый закон «Об образовании», и российское общество.

         Согласно ФГОС у выпускников школы той или иной ступени должны быть сформированы УУД — универсальные учебные действия. Следовательно, учитель в современной школе — это прежде всего учитель-универсал, обладающий универсальными знаниями, умениями и навыками, готовый и способный передать их своим ученикам.

         Теперь возникает вопрос: как же сформировать эти универсальные знания, умения, навыки у тех педагогов, которые десятилетиями учили иначе, несли не опыт, а «выдавали» материал?

         На мой взгляд, сначала необходимо в самом учителе изменить отношение и к миру, и к обществу, и к ребенку, что сидит за партой. Необходимо сформировать в себе самом то, что мы хотим увидеть в дальнейшем в детях. Мне кажется, начинать нужно с воспитания патриотизма, уверенности в своей стране, в своей родине. В школах практически всех регионов России еще несколько лет назад введены курсы изучения  родного края. В Краснодарском крае это «Кубановедение». Сколько нареканий, голословных насмешек вызвал этот предмет десятилетие назад! Но сегодня «Кубановедение» - это важный компонент учебного плана любой кубанской школы, ее неотъемлемая часть.

         Для современного учителя данный предмет интересен тем, что дает  возможность на еще мало изученном, не «избитом» материале формировать те самые универсальные учебные действия: планировать, систематизировать, структурировать, анализировать, оценивать свою работу и работу других. Деятельность в этом направлении интересна не только учащимся, но и самому педагогу.

         Как и представителю любой другой профессии, современному учителю сегодня просто необходимо быть профессионалом. Ведь непрофессионализм педагогический проявляется практически сразу. Хотя очень долгое время считалось, что ошибки учителей выявляются через некоторое время, сейчас мы живем в настолько динамичном мире, что плохая подготовка, неспособность к рефлексии, самоанализу раскрываются в течение одной учебной четверти. Моя глубокая убежденность в том, что в современной школе не осталось ни одного «случайного» учителя. Слишком уж труден и тернист наш путь. Малодушные, глупые, не желающие меняться и идти в ногу со временем «педагоги» просто отсеялись, оставив свободное поле для творчества именно тем, кто пришел в школьные стены как в свой второй дом.

         Третья составляющая успешного учителя в современной школе — способность к творчеству. Не открою, наверное, большую тайну, если скажу, что после «прямых» творческих занятий (живописец, писатель, музыкант, скульптор, хореограф), учитель самая творческая из профессий. Воспитание ученика, развитие его внутреннего мира, совершенствование его души, создание ситуации успеха на уроке и вне урока, помощь в социализации ребенка — это ли не настоящее творчество? И этим занимаемся мы, современные учителя, ежедневно, каждодневно и с большим удовольствием.

         В заключении мне хочется процитировать известного немецкого педагога 19 века  Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Сегодня эту фразу можно с уверенностью произносить так: «Просто учитель преподносит истину, а современный учитель учит ее находить».

 

 

Учиться и учить…

Современный человек, увидевший, прочитавший или услышавший эти слова, сразу представит образ учителя. Кто-то абстрактную фигуру, а кто-то, естественно, знакомого учителя, первого, любимого, классного руководителя. Можно сказать, что слова «учиться и учить» стали избитыми и даже обыденными. Но есть смысл задуматься сегодня о том, что стоит за этими простыми и в то же время «вечными» словами. Учиться и учить – великое счастье педагога, преподавателя, учителя.

Волею судьбы сейчас я, учитель биологии и географии, преподаю еще и кубановедение. Предмет новый для школы, неоднозначный. Даже не предмет, а отношение  к нему. Но могу сейчас с уверенностью сказать, что предмет этот на сегодняшний день очень нужный, важный, полезный не только ребятам, но и их родителям. Ну а для учителя это вообще новая сфера деятельности, открывающая необозримые просторы для саморазвития, самообразования, а, следовательно,  и самореализации.

С удовольствием отмечаю, что ежегодно появляется всё больше методических разработок по предмету, учителя активно ищут новые методы и приёмы преподавания кубановедения. Процесс знакомства школьников с историей родного края становится всё интереснее и увлекательнее. На уроках все больше удивленных ребячьих лиц, отмеченных неподдельным интересом к традициям и обычаям кубанской семьи. Оттого и мне интереснее, оттого и хочется за срок минут урока дать так много, чтобы хватило разговоров и обсуждений с друзьями и родителями на целую неделю.

Вот начинается урок, вот самые непоседливые и всегда копошащиеся в портфелях тоже уже сидят, сложив на парте руки, в душе давая себе обещание просидеть весь урок смирно, не нарушая дисциплину… Вот я объявляю тему «Топонимика родного края». Сразу десяток недоумённых глаз. «Что это за топонимика?» Что-то непонятное, а раз непонятное, значит неинтересное и нудное. Но я мигом их разубеждаю вопросом: «Кто из вас, ребята, знает, что обозначает слово Сочи?» Сразу уйма предположений, иногда весьма дельных: «Река Сочи есть, поэтому и назвали», «Просто так назвали». Выкрикивают даже те, кто обычно привык отмалчиваться. По выражению моего лица и улыбке понимают, что никто не попал в точку. Умолкают в ожидании правильного ответа, но я держу паузу, пытаясь заглянуть в глаза каждому…

 Не буду сейчас давать информацию о том, как наш родной город получил своё имя, она достаточно известная и доступна каждому. Скажу лишь о том, что этот урок вспоминали долго и вспоминают до сих пор и дети, и их родители.

Таких уроков множество, таких удивленных глаз десятки, благодарных родителей еще больше. Это ли не учительское счастье?

А мое учительское счастье рождается там, на уроке за 40 минут, по 5-6 раз каждый день. И главные участники этого – дети, мои ученики, школьники, ребята.

Учить – значит отдавать, дарить, наполнять пустые драгоценные сосуды детских душ и умов новыми знаниями и впечатлениями. Но если ты сам не способен учиться, ты не сможешь никогда никого научить. Мои ребята учат меня учиться, узнавать новое о том, что, казалось бы, давно изучено, открывать новые книги, а сейчас уже и новые сайты и ссылки, гореть ожиданием новой встречи, а потом очень долго рефлексировать, переживать, обсуждать, мечтать.

А еще самое интересное в том, что многие мои ученики дома становятся учителями.. да-да, учителями для своих родителей, домочадцев. Ведь как трудно хранить в себе новые знания, ведь так хочется поделиться ими, начиная свой немножко путаный рассказ словами «А вы знаете, что…».

Всё чаще вспоминается мне древняя притча про трех мужчин, которые таскали камни на стройку. У одного спросили:

- Что ты делаешь?

- камни таскаю, - ответил он.

Другого спросили:

- Что ты делаешь?

- Деньги зарабатываю, - ответил другой.

И третьему задали тот же вопрос:

-  Что ты делаешь?

- Я строю дом, - ответил третий.

Притча старая, но мудрости в ней через край. И не стоит сейчас осуждать тех, кто в любой профессии таскает камни или зарабатывает деньги. Почему бы и нет? Но только не здесь, не в школе, не рядом с детьми .. здесь нужно учиться и учить, то есть строить дом, большой, капитальный, на всю жизнь…

О себе

Окончила естественно-географический факультет Новгородского Государственного педагогического института в 1987 году.Учитель биологии, географии и кубановедения. Образование высшее.Стаж работы - более 30 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русская классическая литература, рассказы о природе

Мой взгляд на мир

"Мир слепого человека ограничивается пределами его осязания, мир ученого ограничивается пределами его знаний, а мир великого человека ограничивается только пределами его твоображения" (И.Пол Хови)

Мои публикации:
Биология
Внеклассная работа
География
Дополнительное образование
Классное руководство
Краеведение
Работа с родителями
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Художественно-прикладное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: