Программа внеурочной деятельности «Зелёная планета» (экологическое направление) 5 класс , 34 часа Пермяковой А.Ю. Пояснительная записка. - Актуальность
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с обучающимися, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для обучающихся. Программа по внеурочной деятельности для 5 классов разработана в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011 2012,) - с авторской программой (Александровой Ю.В., Ласкиной Л.Д., Николаевой Н.В.); особенности использования авторской программы - с особенностями ООП (основной общеобразовательной программы, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников (смотри ООП ОО). Программа внеурочной деятельности « Зеленая планета » разработана с целью расширения курса «География» в 5 классе. Курс обладает широкими возможностями для формирования у пятиклассников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
- Цели и задачи курса:
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников. Программа ставит перед собой следующие задачи: 1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. 3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей. 4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. 5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам. 6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. 7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. 8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
- Особенности программы.
Программа «Зеленая планета», имеет эколого-краеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков). Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов. На 1 год обучения – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. Основные принципы содержания программы: - принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные линии: - Земля - единая экосистема.
- Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
- Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного натуралиста». Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий. Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Зеленая планета» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежеквартальные недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и выпуск экологической газеты.
Формы и методы обучения: игра, беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей: 1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на школьном дворе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых. 2. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями школьников 5-6 классов. 3.Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
В результате освоения содержания курса «Зеленая планета » у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.
- Требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание программы внеурочной экологической деятельности «Зелёная планета» формы и методы работы позволят достичь следующих результатов: Личностные - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; - эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия -предвосхищать результат. -концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; - стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия -ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия - ставить и формулировать проблемы; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. -запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. - установление причинно-следственных связей;
5. Содержание курса Тема 1. Введение. (1 час) Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Тема 2. «Экология – наука о взаимосвязи. » ( 2 часа) Экология – наука о взаимосвязи в природе. Неживая и живая природа. История возникновения науки. Тема 3. «Среда обитания.» (4 часа) Среда обитания. Границы сред обитания. Смена времен года в Домодедовском районе на основе наблюдений. Фенологический календарь Домодедовского района. Тема 4. «От чего зависит жизнь? » ( 20 часов) Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые Домодедовского района. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения Домодедовского района. Растения Домодедовского района, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Комнатные растения. Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в классе и дома, с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями. Размножение комнатных растений. Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка. Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. Мхи. Плауны. Видовое разнообразие. Их роль в природе. Папоротники. Видовое разнообразие. Их роль в природе. Тема 5. «Единство живой и неживой природы. » ( 3 часа) Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества Домодедовского района .
Ожидаемый результат. Показатели в личностной сфере ребенка: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; -осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Учащиеся должны знать: -наиболее типичных представителей животного мира России, Домодедовского района; -какую пользу приносят представители животного мира; -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; - планета Земля - наш большой дом; - Солнце - источник жизни на Земле; - неживое и живое в природе; -основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); - влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); - самоценность любого организма; - значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); - значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; - многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; - основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); -организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними; - человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой; -условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; - различия съедобных и несъедобных грибов; - позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; -способы сохранения окружающей природы; - что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь: - узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; -ухаживать за домашними животными и птицами; - выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); - осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- Содержание программы по модулям.
Вводное задание. Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Экология – наука о взаимосвязи. Предмет и задачи экологии. Термин «экология». Объект изучения экологии. Краткий обзор истории развития экологии. Три основных этапа развития экологии. Значение экологического образования. Организм как живая целостная система.
Среда обитания. Среда обитания и свойства среды. Экологические факторы: физические, химические, естественные геофизические, биотические, демографические, антропогенные. Экосистемы Домодедовского района. Наблюдения за погодой Домодедовского района. Составление климотограммы. Ведение фенологического календаря. Оформление тетради «Юный натуралист».
От чего зависит жизнь. Антропогенные воздействия на гидросферу: водохозяйственная экология Домодедовского района. Водные экосистемы. Реки, подземные и грунтовые воды Домодедовского района. Питьевая вода. Антропогенное загрязнение гидросферы на примере Домодедовского района. Экологические последствия загрязнения гидросферы на примере Домодедовского района. Экскурсия к реке Пахра для исследования экологической ситуации. Оформление тетради «Юные экологи». Антропогенные воздействия на атмосферу: загрязнения атмосферного воздуха. Основные источники загрязнения атмосферы на примере Домодедовского района. Промышленное загрязнение атмосферы. Отрицательное воздействие транспорта на состояние атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы. Деградация почв (земель) на примере Домодедовского района. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). . Практическая работа по размещению комнатных растений в классе и дома, с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями . Создание Красной книги Домодедовского района. Защита проектов.
Единство живой и неживой природы.
Биосфера как глобальная экосистема Земли. Понятие экосистемы, факторы формирующие экосистемы, структура экосистем. Пищевые цепи. Круговорот веществ в природе. Устойчивость экосистем. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества Домодедовского района, общая характеристика экосистем Домодедовского района.
Пришкольный участок.
Ландшафты и экосистемы. Пришкольный участок - часть природного сообщества Домодедовского района Ландшафтный план участка. История возникновения пришкольного сада. Экскурсия на природу. Акция «Экологический десант» - благоустройство пришкольного участка.
- Тематическое планирование внеурочной деятельности «Зелёная планета» для 5-х классов
№ разд | Тема раздела по модулям Тема занятия | Кол -во часов | Содержание программы | Основные виды деятельности. | 1. | Вводное занятие. 1. Знакомство детей с целями и задачами, и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. | 1 | | Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году.
| Познавательные Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; | 2. | Экология – наука о взаимосвязи. 1. Экология – наука о взаимосвязи в природе. 2. Неживая и живая природа. История возникновения науки. .
| 2 ч. | | Предмет и задачи экологии. Краткий обзор истории развития экологии. Организм как живая целостная сиситема. | Познавательные Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; | 3. | Среда обитания. 1. Среда обитания. Границы сред обитания. 2. Смена времен года в Домодедовском районе на основе наблюдений. 3. Фенологический календарь Домодедовского района. 4. Оформление тетради «Юный натуралист». | 4ч. | | Среда обитания и экологические факторы. Наблюдения за погодой Домодедовского района. Составление климотограммы. Ведение фенологического календаря. Оформление тетради «Юный натуралист». | Познавательные Анализ объектов Коммуникативные УУД Процесс общения и сотрудничества со сверстниками и взрослыми при оформлении работ Регулятивные УУД Целеполагание; Личностные – умение фиксировать результаты проводимых наблюдений . Формирование качеств наблюдателя | 4 | От чего зависит жизнь? 1.Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье 2.Вода. Свойства воды. 3.Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. 4.Круговорот воды в природе. 5.Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
| 20ч. | | Антропогенные воздействия на гидросферу: загрязнение гидросферы на примере Домодедовского района, экологические последствия загрязнения гидросферы на примере Домодедовского района. Экскурсия к реке Пахра для исследования экологической ситуации. Оформление тетради «Юные экологи». | Познавательные Осознание экологических знаний для современного человека, необходимости сохранения природы на примере Домодедовского района. Выделение познавательной цели; Выбор наиболее эффективного способа решения; | 6.Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. 7.Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые Домодедовского района. 8.Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Деградация почв. 9.Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). 10.Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). 11.Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения Домодедовского района. 12.Растения Домодедовского района, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. 13. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Проект «Красная книга Домодедовского района». 14. Комнатные растения. Комнатные растения разных экологических групп. 15. Практическая работа по размещению комнатных растений в классе и дома, с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями . 16. Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка. 17. Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. 18. Мхи. Плауны. Видовое разнообразие. Их роль в природе. 19. Папоротники. Видовое разнообразие. Их роль в природе. 20. Защита проектов на темы: «Река Пахра», «Промышленная экология Домодедовского района», «Сельскохозяйственная экология Домодедовского района». | | | Антропогенные воздействия на атмосферу: загрязнения атмосферного воздуха, основные источники загрязнения атмосферы на примере Домодедовского района, экологические последствия загрязнения атмосферы. Деградация почв (земель) на примере Домодедовского района. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). . Практическая работа по размещению комнатных растений в классе и дома, с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями . Создание Красной книги Домодедовского района. Защита проектов.
| Анализ объектов Выбор критериев для сравнения; Синтез как составление частей целого; доказательство Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Управление действиями партнера( оценка, коррекция) Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Оценка; Коррекция Личностные УУД самоопределение |
| 5 | Единство живой и неживой природы. 1. Единство живой и неживой природы. 2. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. 3. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества Домодедовского района .
| 3 ч. | | Биосфера как глобальная экосистема Земли. Круговорот веществ в природе. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества Домодедовского района .
| Познавательные Выделение познавательной цели; Синтез как составление частей целого; Доказательство; Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД Постановка вопросов; Умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные УУД Целеполагание; Оценка; Личностные УУД Смыслополагание. | 6 | Пришкольный участок. 1. Пришкольный участок - часть природного сообщества Домодедовского района 2. Ландшафтный план участка. История возникновения пришкольного сада. 3. Что можем сделать мы? Благоустройство пришкольного участка. 4. Итоговое занятие. Подведение итогов, награждение отличившихся. | 4 ч. | | Ландшафты и экосистемы. Пришкольный участок - часть природного сообщества Домодедовского района Ландшафтный план участка. История возникновения пришкольного сада. Экскурсия на природу. Акция «Экологический десант» - благоустройство пришкольного участка.
| Общеучебные действия Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли полно и точно; Разрешение конфликтов. Регулятивные УУД Целеполагание; Волевая саморегуляция Прогнозирование уровня усвоения Личностные УУД Смыслополагание. |
Итого 34ч |